КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Орлов Леонид Александрович |
Родился 25 Августа 1911 года в деревне Волок, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище в Рыбинске. В Декабре 1932 года Леонид Орлов был призван в Красную Армию. Служил матросом на Балтийском флоте и мотористом в 9-й школе военных лётчиков. После демобилизации работал слесарем на моторостроительном заводе в Рыбинске, одновременно учился в аэроклубе. В Августе 1935 года поступил и в Ноябре 1936 года окончил Луганскую школу военных пилотов. Служил в авиачасти пилотом и командиром звена. В 1938 году добровольцем участвовал в освободительной войне китайского народа с японскими захватчиками. Был награждён орденом Красного Знамени. С 29 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Помошник командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Л. А. Орлов показал высокое лётное мастерство и боевую выучку. Проявил себя как бесстрашный боец атакующего стиля. Ему довелось участвовать лишь в 5 воздушных боях, в которых он лично сбил 3 самолёта противника. Своему мастерству обучал молодых лётчиков. Даже получив пробоины в самолёте, из боя никогда не выходил. Самозабвенно устремлялся на выручку товарищам по эскадрильи. 29 Августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1939 - 1940 годах участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Белоруссию, Советско - Финляндской войне. Затем служил в Управлении ВВС Красной Армии, работал старшим инспектором Главной лётной инспекции ВВС, командовал эскадрильей, а с Августа 1941 года - 116-м истребительным авиаполком Среднеазиатского военного округа. С Cентября 1942 года в должности командира 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка принимал участие в боях на Воронежском и Юго - Западном фронтах. 15 Марта 1943 года Майор Л. А. Орлов погиб в авиакатастрофе вблизи города Волчанск Харьковской области. Похоронен городе Волчанске ( Харьковская область ) в братской могиле. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), а также монгольским орденом "За воинскую доблесть". Его имя носят улицы в Рыбинске и Волчанске, СПТУ № 1 в Рыбинске. Сын крестьянина из деревни Волок Брейтовского района Леонид Орлов жил в городе Рыбинске. После школы юноша работал токарем на машиностроительном заводе ( ныне НПО "Сатурн" ), мечтал о профессии лётчика. Ударника - комсомольца заводской комитет комсомола послал учиться в аэроклуб. За старшим братом пошли в лётчики и Анатолий с Николаем. Братья учились в Луганской лётной школе, служили в частях, готовили себя к защите Родины. И такое время пришло. В группе боевых лётчиков, прибывших в первых числах Июня 1939 года в Монголию, был и Леонид Орлов. Ему шёл 28-й год - возраст для лётчика - истребителя достаточно солидный, хотя пилотом Леонид стал всего 3 года назад. Из них, 11 месяцев он сражался с японскими захватчиками в небе Китая, за что был удостоен ордена Красного Знамени. Высокий, стройный, всегда весёлый и общительный, он быстро сошёлся с бойцами и командирами эскадрильи. Одновременно с Орловым в 70-й полк прибыли замечательные лётчики - Герой Советского Союза Майор С. И. Грицевец, Майор Б. А. Смирнов, Капитаны Н. П. Жердёв и А. А. Зайцев, сражавшиеся в Испании и ещё не встречавшиеся с японскими лётчиками. Орлов же знал японские самолёты не хуже своих, десятки раз вступал в бой с японскими лётчиками, знал их тактические приёмы. Поэтому к его советам в полку прислушивались. Занятия, которые Орлов проводил с лётным составом, охотно посещали все, в том числе и командир полка Майор В. А. Забалуев. - Будьте осторожны и внимательны в бою, - предупреждал лётчиков Орлов. - Японец - хитрый и опытный враг. Вы должны видеть всюду: впереди и за спиной, слева и справа, вверху и внизу... Начались бои. Леонид почти всегда летал ведущим. За его поведением в воздухе следили всё летчики и старались во всём ему подражать. Однажды - это было 27 Июня - Орлов во главе своей эскадрильи вылетел на патрулирование в район горы Баян - Цаган. На высоте 3000 метров встретили более 50 японских истребителей. Несмотря на тройное превосходство врага, Орлов повёл эскадрилью в атаку. С головокружительной быстротой носились в воздухе стальные птицы. После первой же атаки Орлов удачно сел на хвост ведущему группы и короткой прицельной очередью сбил его. Другими лётчиками эскадрильи было уничтожено ещё 5 японских машин. Орлов был рад успехам молодых лётчиков, которых он в течение 2-х недель учил искусству воздушного боя. Вскоре на помощь Орлову пришли эскадрильи Николая Жердёва и Григория Бойченко, которые и довершили разгром противника. Из многих воздушных боёв, проведённых в небе Монголии, самым памятным для Леонида Орлова был бой 22 Июля. Во главе 9 И-16 в середине дня он вылетел на прикрытие танковой колонны, двигавшейся из Тамцак - Булака к фронту. Колонна растянулась на несколько километров. Далеко клубилась пыль, поднятая машинами. Прошло четверть часа. Орлов повёл лётчиков в сторону фронта, к Хамар - Дабе, и заметил па востоке едва различимые две чёрные точки. Это были японские разведчики Р-97. "Неспроста они появились. Значит, сзади идут бомбардировщики, - решил Орлов. - Разведчики с ними держат связь по радио. Их надо немедленно уничтожить". Атака была стремительной и удачной. Один Р-97 после меткой очереди Орлова пошёл на снижение и за Халхин - Голом врезался в сопку. Другому удалось уйти, и Леонид уже хотел погнаться за ним, как в эту минуту из - за облаков сверху высыпали два десятка японских истребителей. Шестёрка И-97 окружила Орлова, отделила его от группы. Приняв бой, Леонид ни на минуту не выпускал инициативу из своих рук, так как знал: оплошаешь - погибнешь. Он ошеломил самураев дерзостью и стремительностью атак, выжимал из своей машины всё, что она могла дать. Орлову удалось сбить одного врага, но при выходе из атаки он сам попал в клещи. Затрещал фюзеляж, были пробиты пулями масляный и бензиновый баки. Начался пожар, брызги от горящего масла летели в лицо. Очки сорвало струей воздуха. Начала тлеть куртка. Но мотор тянул. Орлов резко бросил машину в штопор, потом свечой взмыл вверх, к облакам, кидал истребитель из стороны в сторону, потом снова камнем летел вниз. От головокружительных трюков ломило в висках, но он добился своего: струёй воздуха сбил пламя. Дымилось лишь левое колесо. Можно было идти на свой аэродром. Но не таков Орлов ! Он пробил облачность, набрал высоту и ринулся на японцев, наводя на них ужас своим закопчённым и ещё дымящимся самолётом. С земли с восторгом наблюдали за смелыми и дерзкими действиями советского лётчика, восхищались его мужеством, стойкостью и мастерством. Следивший за боем Г. К. Жуков лично приказал Смушкевичу представить лётчика к званию Героя Советского Союза. 29 Июля в воздушном бою над Халхин - Голом погиб брат Леонида - Анатолий Орлов - лётчик соседнего, 22-го истребительного авиационного полка. За свои подвиги он посмертно награждён орденом Красного Знамени. С ещё большей ненавистью сражался Леонид с японскими самураями, мстя за смерть своего брата. В боях на Халхин - Голе эскадрилья Леонида Орлова только в воздушных боях сбила 44 вражеских самолёта. Все лётчики эскадрильи были награждены орденами Ленина и Красного Знамени. В Июне - Июле 1939 года, ко времени представления к званию Героя Советского Союза, Старший лейтенант Л. А. Орлов сбил лично 2 японских истребителя И-97 и одного разведчика Р-97. 10 Августа 1939 года правительство Монгольской Народной Республики, в числе других наиболее отличившихся советских лётчиков, наградило его своим орденом "За воинскую доблесть". После окончания боёв в Монголии, летом 1940 года Леонид приезжал в отпуск на родину. В Рыбинске он встретился с коллективом завода, на котором работал слесарем, рассказал рабочим о событиях на Халхин - Голе, о подвигах своих боевых товарищей. Именно тогда один из товарищей - Иван Слойков - посвятил ему свои стихи. Жизнь Майора Л. А. Орлова трагически оборвалась 15 Марта 1943 года. В тот день его полк вёл тяжёлые бои с фашистской авиацией. Лётчики имели задачу прикрыть с воздуха части 3-й танковой армии, которые тремя группами прорывались из окружения в район города Чугуева. Орлов вёл группу истребителей на боевое задание. Это был 4-й в тот день боевой вылет. В районе Волчанска на самолёте командира отказал мотор. Высота позволяла выброситься с парашютом. Но Леонид меньше всего думал о себе. Он решил спасти машину и при вынужденной посадке погиб. Третий из братьев Орловых, Николай, в годы Великой Отечественной войны сражался с фашистами в воздушно - десантных войсках и в одном из боёв тоже погиб. Одна из улиц города Рыбинска ( Ярославская область ) носит название "Улица братьев Орловых". Их имена выбиты золотом на мемориальной плите, установленной на одном из зданий. Последнее письмо Л. А. Орлова."Милая Тосенька, голубушка моя ! Извини, что задержался с ответом. Нет у меня свободного времени. Даже сплю мало. Сотни всяких хлопотливых дел. Отвечаю не только за себя, но и за своих подчинённых как командир авиаполка. Поступило новое пополнение. Их учить надо и учить серьёзно, приблизить к настоящей войне. А люди разные, одни всё ловят "на лету", другим "втолмачивать" приходится. Сталинград изменил соотношение сил и характер войны. Украину очистим быстро. Как перескочим Днепр, там уже, считай, Гитлеру заупокойную сыграем. Раз крепко фрица бьём и настроение у меня блестящее. Один тут землячок из Рыбинска, с нашего завода, где я работал, попался. Славный паренёк - Младший лейтенант, в бой рвётся. Вспомнили многое. Как там Толик, сынок мой любимый. И давай, Тосюля, договоримся: в панику ты не бросайся, не отчаивайся. Выжить в войне никто гарантий дать не может и не даст. У нас, лётчиков, золотое правило есть: глупо не отдавать своих жизней. Как говорится, умирать так с музыкой, как это сделали Николай Гастелло и Виктор Талалихин. Погибли достойно и сполна отомстили лютому врагу. Немцы не совершили ни одного тарана, а мы их делаем десятками. Здесь нервы требуются стальные и стальной характер. Читай "Красную Звезду". Узнаешь много, особенно о нас, поднебесных вояках. Толика береги. Ничего на него не жалей. Здесь у нас весной пахнет. А весну я люблю. Сколько в ней всякой романтики и поэзии. Извини, дорогая, закругляюсь. Еду к комдиву на совещание. Что - то новое будет, зря нашего брата он не вызывает. Приятно, когда дела ладятся. Действующая армия. 10 Марта 1943 года". |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |