Писанко Александр Степанович - советский военный летчик - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Писанко Александр Степанович

Писанко Александр Степанович

Лётчик - истребитель. Участник боёв с японскими захватчиками в небе Китая в 1938 - 1939 годах и на реке Халхин - Гол в 1939 году.

В небе Монголии Александр Писанко выполнил 110 боевых вылетов. Проведя 14 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично и 2 в составе группы. Награждён двумя орденами Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны майор А. С. Писанко командовал 120-м истребительным авиационным полком, который под его руководством участвовал в боях за Москву. Летал на бипланах И-153, позже на МиГ-3.

7 марта 1942 года за успешные боевые действия 120-й ИАП был преобразован в 12-й Гвардейский ИАП.

Лично участвовал в боевых вылетах, штурмовыми ударами нанёс противнику большие потери в живой силе и технике. Сжёг на земле несколько самолётов.

Войну закончил в звании Гвардии подполковника.

Награждён несколькими орденами и медалями.

*     *     *

"В 1937 году Писанко был в Китае, сражался с японцами. Там получил первый орден. В 1939 году сражался с японцами на Халхин - Голе. Там получил второй.

- Помню воздушный бой, - рассказывал Писанко, - 29 апреля 1939 года. В день рождения своего микадо японцы решили разбить Ханькоу. 8 девяток бомбардировщиков приближались в плотном строю. Истребителей прикрытия почему-то не было. Мы сбили тогда 21 самолёт. Из Москвы пришла телеграмма: Нарком обороны поздравил пилотов с победой.

Около 7 месяцев пробыл там Писанко. Были победы, были и поражения - война есть война. Уходил молодым лейтенантом, пилотом, вернулся капитаном, опытным лётчиком.

- Японцы дрались неплохо, - говорил командир, - но в бой вступали при явном численном превосходстве, преимуществе в высоте. Тактика немцев аналогична. Разница только в одном: самураи дрались до последнего, фашисты затяжные бои не любят. Ударят - и в сторону".

( Из книги Н. Н. Штучкина - "Грозное небо Москвы". )

В годы Великой Отечественной войны майор А. С. Писанко командовал 120-м истребительным авиационным полком, который входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

"120-й ИАП, оснащённый маневренными истребителями И-153, летал с аэродрома Алферово. Его командир майор Александр Степанович Писанко зарекомендовал себя одним из храбрейших лётчиков. Душой части являлся её комиссар старший политрук Григорий Павлович Почичник.

Полк майора А. С. Писанко имел на вооружении маневренные, но уже устаревшие самолёты И-153 "Чайка". И вот авиаторы, непрерывно ведя кровопролитные воздушные бои, собственными силами модернизировали свои боевые машины. Под нижними плоскостями они смонтировали установки для 4-х реактивных снарядов с каждой стороны. Самолёт помимо "штатных" 4-х скорострельных пулемётов стал иметь и 8 "сверхштатных" крупнокалиберных эрэсов. Такое довооружение прекрасно зарекомендовало себя как в воздушных боях с вражескими бомбардировщиками, так и при штурмовке живой силы и боевой техники противника".

( Из книги П. М. Стефановского - "Триста неизвестных". )

Лётчики 120-го истребительного полка внесли значительный вклад в разгром врага на подступах к Москве. Полк с самого начала войны действовал на направлении полётов вражеской авиации на Москву. Его лётчики выполняли различные боевые задания: вели авиаразведку, наносили штурмовые удары по живой силе и боевой технике противника, прикрывали наступление наших наземных войск.

Самолёт И-153 из состава 120-го ИАП.

В октябре 1941 года для осуществления штурмовых действий против немецких войск лётчики полка ежедневно со своего базового аэродрома перебазировались в Инютино  ( между Наро - Фоминском и Малоярославцем ), оттуда выполняли по 2 боевых вылета и поздним вечером возвращались в Алферьево. Протяженность маршрута составляла более 400 км.

В период с 2 по 4 октября 1941 года против наступающих частей немецкой 3-й танковой группы лётчики полка выполнили 124 вылета на штурмовку. С 8 октября 1941 года полк вошёл в резервную группу полковника Н. А. Сбытова.

В конце октября 1941 года полк для тесного взаимодействия с войсками 49-й армии перебазировался в район Серпухова и поддерживал непосредственную связь со штабом армии.

Особенно часто на полк возлагались ответственные разведзадания. Так было и накануне контрнаступления под Москвой. Буквально в начале контрнаступления, 5 Декабря 1941 года, штаб полка получил задание организовать разведку противника в районе деревни Красная Поляна. Её выполнение командир полка возложил на эскадрилью капитана В. М. Томилина. Задание было не из лёгких. Его уже неоднократно пытались выполнить лётчики других авиаполков, но каждая их попытка кончалась неудачей.

На сей раз в боевой разведывательный полёт отправились заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. Ф. Шевчук и лётчик лейтенант С. А. Рубцов. Опытные разведчики решили действовать на бреющем полёте. Это было крайне опасно. Но другой способ действий вряд ли обещал успех.

Совершив 2 боевых захода, лётчики установили, что в лесах вокруг Красной Поляны противник сосредоточил десятки танков. Многие из них были зарыты в землю, представляя собой долговременные огневые точки. Данные авиаразведки сыграли важную роль в выборе форм оперативного маневра наземных войск, перешедших в контрнаступление на северном участке Московской битвы.

Несколько позже, уже в ходе контрнаступления, лётчики эскадрильи успешно провели авиаразведку северо - западнее Серпухова.

Очень напряжённой была боевая деятельность полка, когда фашистские войска вышли в район Клина. Полк в это время базировался на Центральном аэродроме в Москве. Лётчики не жалели ни сил, ни самой жизни, чтобы помочь наземным войскам сдержать натиск врага. Несколько дней подряд они штурмовали скопления неприятельских войск на дорогах от Клина до Солнечногорска и от Солнечногорска до Крюково. В это время им приходилось находиться в воздухе по 6 - 8 часов.

За 4 месяца войны полк совершил 1663 боевых вылета. Боевая деятельность полка получила высокую оценку командующего ВВС Московского военного округа тех лет генерал - майора авиации Н. А. Сбытова.

Приказом Народного комиссара обороны СССР № 70 от 7 марта 1942 года 120-й истребительный авиационный полк преобразован в 12-й Гвардейский ИАП.


Возврат

Н а з а д

Vistosi SQUARE


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz