Приймук Георгий Фомич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Приймук Георгий Фомич

Приймук Георгий Фомич

Родился 5 мая 1911 года на Украине в селе Шацк (теперь город) Волынской губернии. Отец, участник русско-японской войны 1904-1905 гг. (старший унтер-офицер гвардии), работал лесником, мать была домохозяйкой. В семье было 7 детей. Отец погиб в 1914 году на фронтах 1-й Мировой войны при окружении армии генерала Самсонова. При приближении линии фронта к Шацку семья эвакуировалась на Северный Кавказ, в станицу Курскую. Георгий окончил только 2 класса станичной школы, наступили смутные времена: революции, гражданская война пришла на Северный Кавказ. В 1919 году умерла от тифа мать, и Георгию пришлось идти "в люди". Работал в сельском хозяйстве по найму, чтобы прокормить себя. В мае 1926 года заболел от изнурительного физического труда. Помог старший брат - увёз его в село Голодаевка, недалеко от Таганрога, где стал работать учеником продавца в сельском кооперативном магазине.

В 1927 году Георгий вступил в комсомол, учился самостоятельно, руководил пионерскими организациями района. Через 2 года комитет комсомола направил его в Таганрог на пионерскую работу в школу. Но он решил стать рабочим и в апреле 1931 года поступил на машиностроительный завод "Красный гидропресс". Работал токарем и слесарем, одновременно учился в вечерней школе, был избран депутатом от рабочих завода в горсовет Таганрога.

В конце 1931 года по призыву комсомола был направлен в авиашколу Осоавиахима в город Ростов-на-Дону (окончил в мае 1933 года). Затем был инструктором и комиссаром Планерной школы в Ростове-на-Дону. С января 1934 года в рядах Красной Армии, направлен в 8-ю Одесскую военную школу лётчиков (обучение проходило на самолёте Р-1), которую окончил в ноябре 1934 года. В числе лучших выпускников, был оставлен инструктором при школе.

В марте 1935 года откомандирован для дальнейшей службы в 21-ю истребительную авиаэскадрилью Забайкальского военного округа. С мая 1936 года по осень 1937 года в составе авиагруппы находился на боевом дежурстве в Монголии. В феврале 1939 года переведён командиром звена (затем заместителем командира эскадрильи) в 1-ю эскадрилью 22-го ИАП, в составе которого с мая по сентябрь 1939 года участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол. За это время выполнил 120 боевых вылетов, совершил 13 полетов на разведку в тыл противника, 17 штурмовок по наземным войскам, провёл 13 воздушных боёв, в которых сбил вместе с другими лётчиками 6 японских самолётов (по другим источникам - 3 лично и 3 в группе). Награждён орденом Красного Знамени. Получив контузию, лечился в госпитале в Лефортово (ныне госпиталь имени Бурденко).

И-16 тип 10 из состава 22-го ИАП.

В мае 1940 года, прибыл для дальнейшего прохождения службы в 16-й ИАП в Люберцы. Вначале был назначен комиссаром 1-й эскадрильи, потом командиром 4-й эскадрильи, а с августа 1941 года - командиром 2-й эскадрильи (в составе которой под его командованием в разное время служили Герои Советского Союза И. Е. Плеханов, Г. И. Богомазов, А. П. Лукин, И. Ф. Голубин), были и молодые лётчики: М. М. Бабушкин (заместитель комэска, сын известного полярного лётчика, Героя Советского Союза М. С. Бабушкина), И. И. Шишковский, А. П. Супрун (брат С. П. Супруна, Героя Советского Союза), И. Козицкий, К. Н. Макаров, Н. И. Василевский, И. П. Кравченко (младший брат дважды Героя Советского Союза Г. П. Кравченко), М. Чуриков, С. Ткаченко, и другие.

Среднего роста, коренастый, суровый на вид, но простой в обращении, немногословный, выдержанный, никогда не повышавший голова Георгий Фомич Приймук в беседах с молодыми лётчиками на личном примере учил, как важны в бою, кроме умелово владения боевой техникой и оружием, высокая дисциплинированность и инициативность, решительность, точный расчёт для внезапного удара, умение использовать для этого расположение солнца, облака, рельеф местности. Георгий Фомич обладал даром превосходного метадиста и воспитателя, молодые лётчики глубоко уважали его за скромность, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Во время Великой Отечественной войны, в составе 16-го истребительного авиационного полка Г. Ф. Приймук защищал небо Москвы, сбил лично 1 самолёт противника ( по другим источникам имел 3 личные победы). 24 октября 1941 года в районе Наро-Фоминска был сбит и сам. Тяжело раненый лётчик, чудом смог выпрыгнуть с парашютом из горящего МиГ-3; был отбит с ничейной земли нашими пехотинцами; затем направлен в тыловой госпиталь в Свердловск. В декабре 1941 года ему присвоено воинское звание "капитан".

Истребитель МиГ-3.

В начале февраля 1942 года, отказавшись от предложения поступить в Военную академию, возвратился после госпиталя в 16-й ИАП, к своим боевым товарищам, и был назначен на должность заместителя командира полка (командиром был подполковник Ф. М. Пруцков). В марте 1942 года награждён 2-м орденом Красного Знамени, получил звание майора. В ноябре 1942 года некоторое время был исполняющим обязанности командира полка. В мае 1943 года возглавлял группу по перегону из Аджикабула в Люберцы английских самолётов "Спитфайр". В июле 1943 года назначен командиром 562-го ИАП ПВО города Москвы (базировался на аэродроме Инютино, затем в Клину).

Общий налёт Г. Ф. Приймука за весь период лётной службы составил 1143 часа (3330 полётов), из них боевой налёт - 141 час (173 боевых вылета), ночных полётов - 462 с налётом 105 часов. Летал на самолётах У-1, У-2, Р-1, Р-5, И-5, УТ-2, УТИ-4, ТБ-3, И-16, И-153, МиГ-3, Ла-5, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9.

В 1946 году Георгий Фомич демобилизовался по состоянию здоровья в звании подполковника и уехал в Пятигорск, где лечился, работал и учился. В 1955 году окончил Пятигорский педагогический институт, исторический факультет, заочное отделение. Затем 25 лет работал в Военно-научном обществе гарнизонного Дома офицеров города Краснодара. Занимался литературной, издательской, паториотической работой. При его участии вышли книги: "От Кубани до Праги", "Партизанские были", "Герои кубанского неба". С 1986 года он бессменный председатель Совета ветеранов 16-го истребительного авиаполка, проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи в Москве, был членом исторической секции Военно-научного общества при Доме Российской Армии. В 1995 году участвовал в Параде Победы на Красной площади в честь 50-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Женат был дважды, от первого брака дочь Нина - художница, внук Антон - лётчик, внук Роман - историк, внучка Ольга - художник-оформитель. Растут две правнучки, Елизавета и Анастасия. Полковник в отставке Г. Ф. Приймук умер 26 апреля 2002 года в Москве. Похоронен на Старо-Марковском кладбище.

Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Дружбы Народов, монгольский орден Красного Знамени; многими медалями, в том числе и монгольскими.

(Использованы материалы из книги К. В. Бобровой - "Крылатый полк шестнадцатый",
а также информация Романа Сверчкова, внука лётчика Георгия Фомича Приймука.)

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz