Тимофеев Сергей Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Тимофеев Сергей Иванович

Тимофеев Сергей Иванович

Сергей Тимофеев родился в 1910 году. С 1932 года Серге Тимофеев в рядах Красной Армии, призван одним из РВК города Ленинграда.

Участник советско - японского вооружённого конфликта на реке Халхин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях сбил 5 самолётов лично и 7 в составе группы.

С августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По июнь 1942 года служил в составе 180-го истребительного авиационного полка, где летал на И-16, МиГ-3 и "Харрикейне.

5 сентября 1941 года командир 180-го ИАП капитан Сергеев подписал наградной лист на командира 1-й эскадрильи капитана С. И. Тимофеева, в котором указывал:

"За период с 15.07.1941 г. по 1.09.1941 г. пребывания на фронте, действуя в составе 46-й САД, 22-й и 30-й Армий, тов. Тимофеев показал примеры мужества, отваги и умения разить врага, как на земле, так и в воздухе. Зa этот период времени произвёл лично 54 боевых вылета с налётом 61 час на самолёте И-16. Участвовал в 7 воздушных боях с противником, лично сбил 3 самолёта противника в районе ст. ЗЕМЦЫ - КУНЬЯ  ( Ме-110 и Ме-109 )  и ИЛЬИНО  ( Ме-109 ), одного Хш-126 сбил в составе звена в районе ВЕЛИКИЕ ЛУКИ.

Эскадрилья за этот период времени совершила 731 боевой вылет, налетав 821 час. Лётчиками эскадрильи сбито 19 самолётов противника при потере 2 своих лётчиков. За весь период боевой работы эскадрилья имеет 5 случаев небоевых потерь: 2 аварии И-16 и 3 вынужденные посадки из-за отсутствия горючего. Эскадрилья на сегодня является лучшей в полку и готова выполнять боевые задачи как днём, так и ночью".

Приказом по войскам Западного фронта № 0257 от 2 ноября 1941 года капитан Тимофеев Сергей Иванович был награждён орденом Ленина.

4 ноября 1941 года новый командир 180-го ИАП капитан Хлусович подписал ещё один наградной лист на присвоение командиру эскадрильи капитану С. И. Тимофеева второго ордена Ленина, в котором указывал:

"Работая командиром эскадрильи тов. Тимофеев проявил себя как волевой и бесстрашный командир. За период боевых действий его эскадрилья имеет лучшие показатели, лётчиками эскадрильи уничтожено в воздушных боях 35 самолётов противника, из которых 4 - сам тов. Тимофеев. Эскадрилья налетала 1129 часов при наличии 3-х случаев поломок самолётов из которых 2 И-16 востановлены своими силами, один подлежит ремонту в авиамастерских.

Имея 35 уничтоженных самолётов противника, эскадрилья потеряла 4-х своих лётчиков".

На этот раз, Приказом по войскам Западного фронта № 0357 от 30 ноября 1941 года капитан Тимофеев Сергей Иванович был награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1942 года по ноябрь 1944 года, С. И. Тимофеев командовал 9-м истребительным Ярославский авиационным полком  ( позже преобразован в 211-й Гвардейский ИАП ), где летал на "Харрикейне" и "Аэрокобре".

Об этом периоде его боевой деятельности некоторую информацию можно найти в книге писателя  ( в годы войны - фронтового корреспондента )  И. Я. Бражнина - "В Великой Отечественной...":

"В 5 часов утра меня разбудил вестовой из штаба корпуса, и я тотчас отправился на площадку, где меня ждал связной У-2. Спустя несколько минут я уже был в ближнем селенье Забожье у истребителей. Командовал ими подполковник Тимофеев Сергей Иванович. К нему я и заявился прежде всего.

Командиры полков случаются разные, и командуют они по-разному. Есть среди них такие, которые сосредоточивают все свои усилия на функциях административных, организаторских. Они целиком поглощены заботами о дисциплине в полку, о чётком и точном выполнении полком боевых заданий, о добром состоянии людей и машин. Нет слов, всё это необходимо. И очень хорошо, если командир полка умело и со всей отдачей делает это должное и трудное воинское дело.

И однако же это ещё не всё и даже, может статься, не самое важное из того важного, что составляет душу боевой авиации. И это отлично понимают командиры иного толка, командиры, которые командуют не только на аэродроме, на КП, на земле, но и в небе. Такой командир всегда и в первую очередь чувствует себя лётчиком и остаётся им при любых обстоятельствах. Лётное сердце его не стареет, и правая ладонь де теряет неистребимо стойкого ощущения ручки управления. Он использует всякую возможность, чтобы подняться в воздух с лётчиками своего полка, и именно там, в воздухе, отдать им весь свой жизненный и лётный опыт, все свои знания, понимания и уменья.

Он старается, сколько позволяют обстоятельства, сам вывозить молодых лётчиков, лично тренировать их и вести в бой. Он уходит с ними в небо, чтобы на их глазах, при живом их участии вырабатывать и утверждать приёмы смелого и при необходимости резкого пплотажа, тактику воздушного боя, уверенный, волевой стиль работы в воздухе, который постепенно и накрепко утверждается в сознании и навыках его лётчиков, как стиль боевой работы полка. Лётчики его полка - это не только лётчики его полка, но и его воспитанники, а весь полк в целом - не только мощный ударный кулак, но одновременно и боевая школа, в которой он командир - и первый учитель, и первый наставник, и первый лётчик.

Мне всегда казалось, что это наилучший, наивысший тип авиационного командира. И я знавал таких командиров.

Именно таким командиром был светлой памяти командир 9-го Гвардейского полка Лев Львович Шестаков, в полку которого я был довольно частым гостем. Каждый лётчик полка, которым командовал Шестаков, был выпестован им и, пожалуй, каждый побывал с ним в бою.

Полк, руководимый таким командиром, вырабатывает свой стиль боевой работы, рождает новые традиции. Одна из них - подготовка собственных кадров. Когда Шестакова не стало, вскоре командовать 9-м Гвардейским начал выращенный Шестаковым отличнейший лётчик и командир эскадрильи Алексей Алелюхин.

Командир такого типа, как Лев Шестаков, незримо присутствует и тогда, когда его уже нет в полку. Влияние его на дела и дух полка, на его боевую работу и его людей сказывается ещё очень долго. Сама смерть не властна освободить его однополчан от этого влияния, от мыслей о нём, от душевной тяги к нему.

Когда в конце июля 1944 года я попал в полк С. И. Тимофеева и познакомился с Сергеем Ивановичем, мне подумалось, что он многим схож с Шестаковым. Даже в биографиях обоих много схожего. И тот и другой начали Великую Отечественную, имея за плечами уже немалый боевой опыт. Шестаков до этого воевал в Испании, а Тимофеев в Монголии. Там и открыл Сергей Иванович свой боевой счёт, сбив над Халхин - Голом лично 5 японских самолётов, что, кстати говоря, составляет только треть общего количества сбитых им вражеских машин.

Впрочем, и к боям в Испании С. И. Тимофеев имел прямое касательство. Когда выяснилось, что, несмотря на настойчивые рапорты, в Испанию его не отпускают, он принялся готовить вместо себя для отправки в Испанию молодых лётчиков.

Подготовка велась на совесть и совершенно необычными тогда методами. Пренебрегая общепринятым стандартом, Тимофеев стал практиковать тренировочные групповые воздушные бои на малых высотах, бои азартные, яростные, до полного израсходования горючего, так что сам однажды не мог дотянуть до аэродрома 500 метров, а в другой раз принужден был сесть возле самого ангара.

Не обошлось, конечно, без неприятностей. Тимофеева обвинили в том, что он воспитывает воздушных хулиганов. Но эти "воздушные хулиганы" не раз потом поминали своего наставника добрым словом, когда трудная тимофеевская подготовка оборачивалась в небе Гвадалахары и Мадрида спасительным уменьем, выносливостью и находчивостью в бою.

И позже, всю свою командирскую жизнь, Тимофеев очень много работал с молодыми, учил в воздухе и часто сам водил их в бой. Недаром в его послужном списке 350 боевых вылетов: для командира полка цифра по тем временам довольно редкая.

Командир полка, кстати сказать, лучше всего видится в своих однополчанах. Эту истину я усвоил на фронте давно и имел много случаев проверить её. А посему, чтобы подкрепить свои первые впечатления от Тимофеева, как командира полка, и чтобы определить для себя точнее и полнее стиль боевой работы полка, я в самый день приезда решил забраться в одну какую - нибудь эскадрилью и там внимательиейше осмотреться и основательно поработать.

В эскадрилье, как в зеркале, отражён полк - его стиль, его дух, его боевое состояние, его вседневный воинский обиход. Так как коллектив эскадрильи сравнительно невелик, то в нём легко просматривается каждый отдельный человек, и в то же время очень зримы взаимосвязи людей - каждого со всеми и всех с каждым. И я отправился в эскадрилью...

Комэск Иван Маркович Фанин   ( По данным М. Ю. Быкова - 17 личных и 3 групповые победы ), говорит:

- Я с командиром полка вылетов 10 сделал...

- Четвёркой ходили: комдив с ведомым, комполка и я...

- 16 июля Тимофеев водил группу из 18 машин...

- За Кировоград в паре с комполка ходил. Дрались с "Хейнкелями-111". Комполка в одном бою одного сбил и в другом одного...

Лейтенант Павел Никитович Полуянов   ( По данным М. Ю. Быкова - 8 личных побед ), рассказывая о том, что бывало с ним в воздухе, обязательно упоминает время от времени о командире полка и кончает так:

- У комполка много взял.

Командир полка незримо живёт с Фаниным, Полуяновым, с товарищами их, и это первое, что показалось мне общим для лётчиков эскадрильи. Потом постепенно начали видеться мной и другие общности. Очень приметная особенность эскадрильи та, что все в ней учатся и учат - каждодневно и каждочасно, причём, кто учитель, а кто ученик, не всегда сразу разберёшь. Пожалуй, все здесь учат всех и у всех учатся.

Лекций тут, правда, не читают, но зато экзамен сдают непрерывно и строжайше. Всякий боевой вылет - это проверка того, что усвоил каждый лётчик в этой школе мужества и мастерства, каков багаж его боевого опыта, каково искусство его пилотажа, какова крепость характера, твёрдость руки, быстрота реакции, зоркость глаза, волевой накал, находчивость и верность боевому товариществу.

Всё это зовётся лётным почерком. Он у каждого лётчика свой, особый, неповторимо индивидуальный, но почти все элементы, из которых он складывается, обязательно присутствуют и у других, хотя и в разной степени, в разных качествах. Мастерство приходит не вдруг. И большая заслуга в этом - командира полка - Сергея Ивановича Тимофеева..."

С ноября 1944 года по май 1945 года Гвардии подполковник С. И. Тимофеев служил в Управлении 23-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

К концу войны выполнил 350 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 11 самолётов противника лично и 2 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. Умер 12 августа 1978 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, монгольским орденом "За боевые заслуги"; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии подполковника С. И. Тимофеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.10.1941 г.1  Ме-109ЩёлкиноИ-16, МиГ-3, "Харрикейн",

Р-39 "Аэрокобра".
213.10.1941 г.1  Hs-126Афанасьево
312.10.1943 г.1  Ме-109Плоское
407.01.1944 г.1  Не-111Бережинка
516.01.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Алексеевка
61  Не-111Большая Виска
716.07.1944 г.1  FW-190юж. Сасув

       Всего сбитых самолётов - 11 + 2  [ 7 + 0 ].

*     *     *

Краткая история 9-го истребительного авиационного полка.

Полк сформирован в октябре 1939 года.

На 22.06.1941 года имел на вооружении истребители И-16, входил в состав 28-й САД Забайкальского военного округа, базировался в Чите.

В конце июня - первой половине июля 1941 года был переброшен на советско - германский фронт. 16.07.1941 года вошёл в состав ВВС 21-й армии Центрального фронта, где действовал до 15.10.1941 года. За этот период лётчиками полка сбито 13 немецких самолётов. Понеся большие потери в лётном составе и материальной части, 15.10.1941 года полк был выведен в тыл на переформирование и перевооружение.

До конца марта 1942 года находился в Иваново, в 22-м ЗАП, где прошёл переучивание на самолёты "Харрикейн".

С 28.03.1942 года, полк в двухэскадрильном составе, имея 20 пилотов и 20 "Харрикейнов", начал боевую работу в составе 2-й УАГ на Северо - Западном фронте. Однако к 12.04.1942 года, за 2 недели боёв в полку осталось только 6 лётчиков. При этом было сбито только 3 немецких самолёта.

12.04.1942 года полк вновь был выведен в тыл, в 22-й ЗАП. Там оставался до начала июня, пополняясь молодым лётным составом и техникой. Одновременно, костяк полка, уцелевшие 6 лётчиков, занимались перегонкой с подмосковного Раменского в Иваново "Харрикейнов", перевооружённых пушками ШВАК вместо английских "Браунингов".

04.06.1942 года полк вошёл в состав 2-й АД ОН и находился в её составе по 31.03.1943 года, занимаясь сопровождением правительственных самолётов, боевых действий не вёл. Сначала базировался на Центральном аэродроме Москвы, затем на аэродроме Тушино.

В начале апреля 1943 года полк в очередной раз убыл в 22-й ЗАП, где приступил к изучению и освоению самолётов Р-39 "Аэрокобра". В конце мая - первой половине июня лётным составом были получены в 45-м ЗАП, в Красноярске, и перегнаны в Иваново самолёты Р-39.

12.08.1943 года полк включён в состав формируемой 304-й ИАД 7-го ИАК, имея на вооружении 32 самолёта Р-39, и пербазировался на Усманский аэроузел Воронежской области. Полк был недоучен в ЗАП, поэтому до начала октября вёл активную боевую подготовку практически по всем разделам КБПИА-43.

С 06.10.1943 года, вместе с другими частями 7-го ИАК, приступил к боевой работе в составе 5-й Воздушной армии Степного  ( с 20.10.1943 - 2-го Украинского )  фронта с Полтавского аэроузла. Активно участвуя в боях, до 31.12.1943 года лётчиками полка было сбито 63 самолёта противника. В боях над правобережной Украиной, Молдавией и Румынией, с 01.01.1944 по 28.08.1944 года, лётчики полка сбили 128 немецких самолёта.

03.07.1944 года полк вместе с 7-м ИАК был передан во 2-ю Воздушную армию 1-го Украинского фронта, в составе которой действовал до окончания боевых действий 11.05.1945 года.

С 14.07.1944 по 28.08.1944 года принимал активное участие в Львовско - Сандомирской наступательной операции.

Приказом НКО СССР № 0341 от 27.10.1944 года 9-й ИАП преобразован в 211-й Гвардейский ИАП.

В 1945 году основной задачей полка было сопровождение и прикрытие бомбардировщиков 6-го ГвБАК  ( "полбинцев" ). Всего с 12.01.1945 по 11.05.1945 года полком был сбит 21 самолёт противника.

Всего за годы войны лётчиками полка одержано 228 воздушных побед.

( Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..." )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz