Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Троицкий Геннадий Александрович

Троицкий Геннадий Александрович

Родился 7 января 1909 года в селе Ильинское, ныне посёлок Буйского района Костромской области, в семье крестьянина. Окончил Буйскую профессионально - техническую школу и рабфак при Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. С 1932 года Геннадий Троицкий в рядах Красной Армии, год спустя окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол летом 1939 года. Совершил около 90 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 721-го истребительного авиационного полка  ( 147-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны )  майор Г. А. Троицкий совершил 205 боевых вылетов. 28 апреля 1942 года в районе деревни Новое Котово   ( близ города Рыбинска Ярославской области )  таранил вражеский самолёт - разведчик и погиб. Похоронен в селе Болтино Рыбинского района Ярославской области, где ему поставлен памятник.

14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени. Имя Героя носила пионерская дружина средней школы.

*     *     *

Командира эскадрильи майора Троицкого любили в 721-м истребительном авиационном полку. Товарищи и подчинённые уважали его за смелость, умелое вождение самолёта, большие знания авиационной техники. Среднего роста, худощавый, с серыми спокойными глазами и медлительным говором - таким запомнили его однополчане. В воздухе командир преображался. "Ястребок" становился игрушкой в его сильных руках.

Геннадий родился в 1909 году в селе Ильинском Костромской области. Ему было 10 лет, когда умер отец. На руках матери осталось пятеро ребят, старшему шёл 13-й год, младшему - 6 недель.

Закончив школу, Геннадий пошёл в ремесленное училище, затем работал помощником механика на Колыбаевском лесозаводе. По комсомольской путёвке Геннадий в 1932 году уехал в Ленинградскую военную теоретическую школу лётчиков. Окончив её, служил в Москве, потом в Чите, охранял восточные рубежи Родины.

- Боевой командир ! - восторженно говорили знавшие его ещё до Отечественной войны авиаторы. О храбрости и умении комэска свидетельствовал орден Красного Знамени, поблескивавший у него на гимнастёрке.

Мало кто знал, что орден этот был получен им за 5 сбитых японских самолётов в районе реки Халхин - Гол. Там он совершил 90 боевых вылетов, причём около половины их провёл в жарких воздушных схватках, окреп как воздушный боец.

С первых дней Великой Отечественной войны майор Г. А. Троицкий снова в боях. В тяжёлые для Родины дни, когда немцы неудержимо рвались к Москве, а их воздушные эскадры почти каждый день появлялись над столицей и подвергали бомбёжке близлежащие города, самолёт Геннадия Троицкого защищал небо Родины.

Истребитель Троицкого разил захватчиков в воздухе и на земле, но вот осенью его переводят в тыл, на охрану Ярославского промышленного района, командиром эскадрильи 721-го истребительного авиаполка ПВО. Он рвётся обратно на фронт, в действующую армию. "Оккупанты рушат наши дома, убивают людей. Мне кажется, что фашисты стреляют в меня, а я лишён возможности отомстить им", - убеждал он командование. В ответ ему резонно объясняли, что крепкий тыл - это залог победы.

Немцы, предпринимавшие вначале массированные налёты на столицу, с зимы 1941 - 1942 годов резко изменили тактику. Понеся большой урон, они стало посылать на задания одиночные экипажи, всё чаще и чаще немецкие бомбардировщики стали совершать глубокие рейды с целью разбомбить крупные железнодорожные узлы, вывести из строя в приволжских городах - ближайшем тылу столицы - различные военно - промышленные объекты. Не раз вражеские бомбардировщики прорывались к Ярославлю, Бую, Рыбинску, пытались бомбить их.

Шёл апрель 1942 года. Эскадрилье майора Г. А. Троицкого поручили охрану объектов, работающих на оборону в Рыбинске. Неоднократно по сигналу боевой тревоги истребители эскадрильи взмывали в воздух и шли на перехват вражеских бомбардировщиков.

- Главное - надо смелее вести бой, навязывать его противнику, не давать ему уйти и скрыться, нужно преследовать врага до конца, - так учил молодых лётчиков комэск Троицкий.

Нерастраченным жаром души, накопленным боевым опытом командир эскадрильи майор Троицкий щедро делился с подчинёнными. Верх возьмет тот, любил повторять он, кто владеет лётным мастерством и идёт в бой с уверенностью, что одолеет врага. Отражая одиночные налёты противника на Ярославль, эскадрилья за короткий срок провела 6 воздушных боёв и подбила 2 машины. Как видно, уроки командира шли на пользу.

*     *     *

...Утром 28 апреля 1942 года комэск сидел за сколоченным из простых досок аэродромным столиком и изучал район боевых действий. "Устают пилоты. Нагрузка чертовская - сутками без сна и отдыха. Полк недоукомплектован, самолётов не хватает. Боевого опыта у хлопцев тоже недостает. Но ничего - это всё временное".

Зазвенел телефон. Говорил командир полка Подполковник Погрешаев:

- Через Московскую зону ПВО прорвался "Юнкерс-88". Возможно, это самолёт - разведчик. В районе Череповца его обнаружили на большой высоте наши посты ВНОС. Приказываю: перехватить фашиста и уничтожить его !

Отдав приказ по радио четвёрке истребителей следовать в район возможного появления вражеского разведчика, Майор поднял в воздух и свой "ЛаГГ".

Остался позади аэродром. Заголубела гладь созданного руками советских людей в самый канун войны Рыбинского водохранилища. А вон там на востоке, за гребёнкой леса, - родное Ильинское, где он какой - нибудь месяц назад побывал в гостях у матери.

- "Пятый", слева вражеский "Юнкерс". Высота 7000 метров. Атаковать парой !

Молодые лётчики Бомко и Зайцев устремились наперехват. Но противник уже заметил их и, развернувшись, пустился наутёк. Вскоре путь ему преградила другая пара истребителей из эскадрильи Троицкого - лётчики Мизюков и Лукьянов. Но и их удалось обмануть опытному немецкому пилоту. Расстреляв весь боезапас, истребители отстали, вражеский разведчик всё дальше отрывался от них.

Комэск, не ввязывавшийся вначале в бой, понял, что медлить больше нельзя - враг может уйти и доставит в штаб ценные разведданные. Майор начал преследование и вскоре настиг "Юнкерс".

Новое нападение для врага было неожиданным. "Юнкерс" метнулся в сторону, ответил пулемётным огнём. Но Троицкий был начеку и умело увернулся. Сманеврировав, он снова повторил атаку. Одна очередь прошила фюзеляж разведчика, не причинив, впрочем, ему особого вреда, вторая - заставила замолчать сидящего сзади воздушного стрелка. Но "Юнкерс" упорно уходил на запад.

Немецкий самолёт Ju-88.

Несколько раз комэск ловил в крестовину прицела вражеский самолёт, нажимал гашетку, но... немец продолжал лететь. Он, видно, понял, что имеет дело с опытным асом, который решил - таки добить его. Поэтому немец всячески хитрил, изворачивался. С большой высоты вражеский бомбардировщик вдруг резко пошёл вниз. Перейдя на бреющий полёт, умело используя складки местности, он попытался оторваться от погони и уйти из зоны видимости.

Но Троицкий вовремя разгадал маневр врага. Точно повторив виражи преследуемого самолёта, он снова вышел ему в хвост и на бреющем полёте понесся вдогонку. Немец прибавил оборотов - увеличил скорость и Троицкий. Можно уже стрелять. Но... оружие молчало. "Израсходовал весь боекомплект, - мелькнуло в голове. - Ах, чёрт !   Столько преследовал - и уйдёт невредимым... Шалишь, не уйдёшь !"

Комэск стиснул зубы и прибавил газу. Решающий миг. Майор отжал ручку управления самолётом. "ЛаГГ" затрясся в бешеной лихорадке. Полетели в сторону обломки хвостового оперения "Юнкерса". Он врезался в землю и взорвался. А вслед за ним упал и потерявший управление самолёт Геннадия Троицкого... Это произошло в 15 часов 46 минут. Первый воздушный таран на ярославской земле и 205-й боевой вылет лётчика.

...В районе деревни Новое Котово товарищи нашли остатки вражеского самолёта со срезанным хвостовым оперением. Недалеко от него лежал разбитый советский истребитель. Под его обломками нашли тело командира эскадрильи. Пойдя на таран, Геннадий Троицкий даже не подумал, что из - за малой высоты он не сможет воспользоваться парашютом.

Троицкий Геннадий Александрович

Ночью 28 апреля 1942 года в Буе была принята телефонограмма. Соратники по полку сообщали родным: "Майор - орденоносец Троицкий Геннадий Александрович, выполняя боевое задание командования, встретил фашистский самолёт и произвёл таран. Стервятник не ушёл с нашей территории. Но при таране смертью храбрых погиб и наш любимый командир".

Лётчика похоронили на кладбище села Болтино Рыбинского района. В день похорон у могилы выстроились соратники по оружию. Отзвучали речи, залпы прощального салюта. Боевые друзья поклялись отомстить за смерть героя, обещали биться с врагами так, как это умел делать майор Г. А. Троицкий - не щадя своей крови, самой жизни.

Охраняя небо Ярославля, лётчики ПВО совершили за время войны 4 воздушных тарана. Первый из них произвёл Геннадий Александрович Троицкий.

14 февраля 1943 года он посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза за свой подвиг, совершённый вдали от фронта, в "тихом" тылу.

Минуло много лет. 11 ноября 1963 года в селе Болтино Рыбинского района Ярославской был открыт памятник Герою Советского Союза Г. А. Троицкому. Деньги на обелиск заработали школьники Болтинской школы. На открытие памятника собрались школьники, жители окрестных деревень, представители общественности Рыбинска. Приехали родные героя: мать Мария Ивановна, жена Мария Алексеевна, братья Фёдор Александрович и Николай Александрович. Пионерской дружине Болтинской 8-летней школы, где организован музей имени Героя, было присвоено его имя.

Мемориальная доска о Герое - питомце установлена и на стене здания Ильинской школы Буйского района Костромской области, где учился Г. А. Троицкий.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz