Артемьев Николай Сергеевич - советский военный летчик в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Артемьев Николай Сергеевич

Николай Артемьев

Родился в 1909 году. В Красной Армии с 1930 года. Окончил 6-месячные курсы командиров звеньев в 1934 году  ( в 1-й Краснознамённой школе пилотов им. Мясникова в Каче ). В звании Лейтенанта командова звеном 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

"Самолёт "противника" шёл мне навстречу. Когда между нами осталось 500 - 600 метров, "противник" решил уклониться от боя. Он сделал вираж влево, я немедленно повернул вправо и зашёл ему в хвост. Трижды он пытался уйти с помощью разворота. Я упорно шёл на сближение. Наконец, мне удалось подлететь к нему на расстояние в 50 метров и в упор "расстрелять" машину из пулемётов. По оценке "посредников" я выполнил задание на "отлично".

Этот эпизод произошёл на учении несколько лет назад, когда я был ещё молодым лётчиком. Но он часто вспоминается мне, при обучении пилотов воздушной стрельбе..."

( Из газеты "Правда", 8 Декабря 1938 года. )

С 20 Октября 1936 года по 26 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летая на истребителе И-15, защищал небо Мадрида. Имел псевдоним "Артемио".

2 - 3 Февраля 1937 года 5 И-15 вылетели на разведку дорог в районе Рода - Бурго. В полёте заметили 3 вражеских истребителя, летевших от Севильи к своему аэродрому Антекера. Е. Ерлыкин описывал этот вылет так:

"Мне показалось, что это "Фиаты" и я решил их догнать и атаковать. Если бы я сразу узнал "Хейнкелей" то определённо бы отказался их преследовать, так как скорость "Хейнкеля" значительно больше, чем И-15".

Что произошло дальше, рассказал Виктор Матюнин:

"Мы дрались над их аэродромом, мы полетели на разведку пятёркой в Малаге, залетели в глубину километров на 30. Там шли 3 новеньких "Хейнкеля". Мы стали гнаться за ними. Они бой не принимают. Мы ушли вглубь, завязали с ними бой. Один там был смелый, нахальный лётчик. Когда мы метров на 500 сблизились, дали очереди по нему, он сразу сделал переворот и к нам бросился. Здорово дрался, долго его гоняли. Кончили бой, все эти 3 "Хейнкеля" мы уничтожили. У нас ничего не было. У одного испанца был пробит цилиндр и он прилетел нормально".

По словам Емельяна Кондрата, драться с "нахальным" немецким асом, которого им всё же удалось сбить, пришлось ему и Матюнину. Артемьев схватился один на один с другим вражеским пилотом и сумел зажечь его самолёт. Третьего противника взял на себя испанец, но на лобовой атаке его И-15 был серьёзно повреждён  ( пробито 2 цилиндра мотора )  и он вынужден был выйти из боя, после этой атаки ушёл из боя и его противник. Подводя итог бою, Кондрат также говорит, что были сбиты все 3 истребителя противника.

Несколько расходятся воспоминания Евгения Ерлыкина. Он уточняет, что бой начался на высоте 6500 метров и считает, что лично сбил один "Хейнкель", но и его самолёт был повреждён. Второго истребителя сбили коллективно, третий загорелся, но сумел сесть на своём аэродроме.

С республиканской стороны потерь не было, за исключением повреждения моторов на двух истребителях и обширного срыва полотна на двух других. В иностранных источниках не удалось найти упоминания об этом бое, поэтому идентифицировать самолёты противника и их пилотов не представляется возможным.

Н.С.Артемьев с товарищами.

Иван Копец, Георгий Захаров, Николай Артемьев
( слева направо )  на аэродроме Алкала.

По данным на 9 Декабря 1936 года имел на счету 1 сбитый "Хейнкель" и 0,5 сбитых "Фиата". Его окончательный итог составил 3 победы  ( 2 лично и 1 в паре ).


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.11.1936Не-51Мадрид( лично )
2??.11.1936Fiat-32Мадрид( в паре с другим лётчиком )
302.02.1937Не-51Антекер( лично )

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( оба в 1937 году ), причём второй орден имел № 64.

После возвращения из Испании продолжал служить в Киевском военном округе. В 1938 году получил звание Майора.

9 Января 1940 года возглавил вновь сформированный 147-й истребительный авиационный полк, во главе которого участвовавший в Советско - Финляндской войне.

По некоторым данным, непродолжительное время, до Апреля 1940 года командовал 55-м ИАП в Одесском военном округе.

Летом 1940 года из-за появления в нетрезвом виде на аэродроме полка был понижен в должности, назначен помощником командира 145-го ИАП.

Сведения о его дальнейшей судьбе противоречивы. По одним источникам, во время Великой Отечественной войны был командиром 196-го ИАП, в 1942 году участвовал в обороне Ленинграда. Маршал авиации И. И. Пстыго, вспоминая о своей службе в должности командира смешанного авиаотряда на Дальнем Востоке   ( в начале 1950-х годов ), пишет о том, что его заместителем был Полковник Н. С. Артемьев.

По другим сведениям Майор Н. С. Артемьев в годы войны был начальником штаба 147-го ИАП, воевал в Заполярье. Летал на И-153 и И-16. Погиб в 1942 году и был похоронен в районе Мурмаши Кольского района Мурманской области...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz