Путрым Петр Павлович - советский военный летчик в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Бутрым Пётр Павлович

Петр Бутрым

Родился в 1906 году в Москве.

В звании Лейтенанта Петр Бутрым служил командиром звена 116-й истребительной авиационной эскадрильи Московского военного округа.

Высокий, костлявый и, как большинство людей такого склада, медлительный, выглядел взрослее своих лет. По натуре был молчалив и замкнут.

Участник национально - революционной войны в Испании с 13 Мая 1937 года по 28 Января 1938 года. Летал на биплане И-15 в эскадрильи Б. А. Смирнова ( будущий Герой Советского Союза ). Позже был командиром звена, а затем и эскадрильи И-16.

Вспоминая о тех днях, П. П. Бутрым писал в газете "Красная Звезда" от 18 Августа 1938 года:

"Обстановка была неясной. Командование не знало, сколько сил у противоположной стороны. Что происходит на её аэродромах ?   Где притаились зенитные орудия и сколько их ?

Получаем задание:

- Летит звено. Выявить зенитки, осмотреть аэродромы !

Вскоре 3 самолета ушли в воздух. Летим на дальний аэродром. Вот он почти под нами. Быстро снижаемся, проходим низко над полем. Самолётов не видно. Лишь маячат одиночные человеческие фигуры.

- Быстрей, на следующий !

Там нас снова ждёт неудача. Аэродром пуст.

На 3-м аэродроме мы видим стоящие в линию самолёты. Кругом тишина. Мгновенно снизились и прошли над линией самолётов. Тишина не нарушилась. Видимо, лётного состава не было вблизи.

"Можно огнём вывести машины из строя и уйти безнаказанным", - мелькает мысль.

Обстановка благоприятствует проявлению инициативы. Об этом думают и остальные 2 лётчика. Мы заходим вторично и открываем стрельбу. Цель взята верно - пули должны ложиться точно.

Жаль, что мало патронов. Они уже почти все израсходованы, а атаку можно продолжать. Впрочем, задерживаться долго нельзя: здесь "чужая" территория. Опасность может нагрянуть неожиданно. Нас всего трое - длительного боя не выдержим...

Когда набрали высоту и легли на курс, зенитная артиллерия открыла огонь. Поздно !   Мы очень высоко и знаем, что орудия не могут причинить нам вред.

Летим обратно. Машины развивают большую скорость. Мы уже недалеко от своих. Вдруг замечаем, что нас преследуют истребители. Они хотят отомстить за смелый налёт, за удачную разведку. У меня не ладится с мотором. Он перегрелся, и самолёт стал отставать от других. Они всё дальше отрываются от меня, а сзади меня нагоняют. Оглядываюсь. Два истребителя почти рядом со мной. Остальные повернули обратно.

- Свои не оставят в беде, - подумал я.

Стал маневрировать, чтобы избежать поражения. Стараюсь снизиться, так как мы уже летим над нашей территорией. Преследователи это понимают и пытаются мне помешать. Неожиданно рядом со мной появляется наш самолёт. Это один из тех, которые ушли вперёд. Заметив, что я отстал и, что у меня не ладится с мотором, он вернулся ко мне на помощь, чтобы поддержать меня в бою.

В этом можно было не сомневаться. Советский лётчик не оставит другого в беде. Все - за одного, а один - за всех !

Теперь нас двое, и мы сами переходим в атаку. Истребители не выдерживают нашего натиска и вскоре поворачивают обратно.

Радостные и довольные удачно выполненным заданием, мы спокойно опускаемся на свой аэродром, где нас тепло встречают товарищи..."

Всего совершил около 150 боевых вылетов  ( боевой налёт - около 170 часов ). Согласно воспоминаниям Б. А. Смирнова, к Июлю 1937 года сбил 2 итальянских истребителя Fiat CR-32, а 8 Июля - новейший немецкий Ме-109B.

Борис Александрович Смирнов писал свои книги по прошествии многих лет после описываемых им событий. После Испании воевал с японцами на Халхин - Голе, прошёл всю Великую Отечественную войну. В его произведениях, написанных, судя по всему, по памяти, много неточностей - особенно в датах, но суть событий, по мнению автора, изложена точно и правдиво. Вероятно, основные события описанного им боя 8 Июля 1937 года на самом деле имели место 12 Июля.

Именно 12 Июля 1937 года произошёл тот весьма знаменательный воздушный бой. Согласно официальных документов: "Эскадрилья Р-Зет была атакована скоростными истребителями мятежников  ( монопланы ), но последние, будучи атакованы истребителями И-16  ( эскадрилья П. Шевцова )  и потеряв 1 моноплан, ушли на свою территорию. Вторая эскадрилья Р-Зет была атакована "Фиатами" и в воздушном бою потеряла 1 Р-Зет, который произвёл вынужденную посадку на линии фронта и был расстрелян артиллерией мятежников, лётчик невредим, летнаб ранен, оба вернулись на свой аэродром".

Кратко описанный, точнее сказать, просто упомянутый в документах, этот бой оказался достаточно примечательным с многих точек зрения. Это была первая встреча в воздухе И-16 и новейших немецких Ме-109В, в результате которой республиканские лётчики надолго отбили у немцев охоту атаковать Р-Зет. Несмотря на активную боевую работу Р-Зет, за всё время боевых действий лётчики - истребители "Легиона Кондор" в первый и последний раз записали на свой счёт победу над этим лёгким бомбардировщиком.

Немецким истребителям, по зарубежным данным, удалось сбить 3 И-16 и 2 "Праги"  ( в небольших количествах в Испании был чехословацкий самолёт "Аеро-101", того же класса, что и советский R-Z ).

Бомбардировщики были записаны погибшему в этом бою Хёнессу. Вышеприведенный эпизод интересен как иллюстрация метода подсчёта сбитых самолётов, который применялся в "Легионе Кондор". Если лётчики, которые стреляли по И-16, могли видеть попадания и вправе были писать победные рапорты, то Хёнесс, не вернувшийся из боя, не то что написать, но и по радио  ( по случаю отсутствия оного )  доложить о "победах" не мог. Однако в западной авиационной историографии ему непреложно, из книги в книгу, приписываются эти "победы". Увы, умами правит безоговорочная вера в немецкую пунктуальность...

В дневнике боевых действий о потерях правительственной авиации в этом бою, кроме Р-Зета, сбитого "Фиатами", ничего не говорится. Точно известно, что И-16 в этот день потерь не имели, так же как и не было других  ( кроме описанной выше ) потерь Р-Зет.

Так кто же сбил первый "Мессершмитт-109" ?   Иностранные исследователи либо вообще никого конкретно не называют, либо указывают автором победы Фрэнка Тинкера, причём некоторые историки только предполагают, другие же считают Тинкера победителем без всяких сомнений и предположений. Не умаляя достоинства американского лётчика, надо сказать, что в своих мемуарах он сообщает о первом сбитом "моноплане" в большом бою в районе Мадрида 13 Июля   ( Фрэнк Тинкер в своих мемуарах сообщает о 12 сбитых самолётах противника в этом бою ! )

А что сообщают отечественные источники ?   Несколько советских лётчиков, воевавших в Испании, опубликовали свои мемуары. О "Мессершмиттах-109", сбитых именно во время Брунетской операции, упоминает только Борис Смирнов.

Первый бой с Ме-109 он описывает как большое сражение над Мадридом, произошедшее 8 Июля 1937 года. Такое утверждение позволяет сделать вывод - либо Б. А. Смирнов не участвовал в бою 12 Июля, либо ( что более вероятно )  описание им боя имеет некий собирательный характер. Если это так, то становится известным имя героя, который первым сбил "Мессер". Это - Пётр Бутрым, командир звена 116-й истребительной авиационной эскадрильи Московского военного округа.

"Удар был сильным. Строй немцев раскололся. В первую же минуту острой стремительной схватки Бутрыму удалось основательно зажать одного гитлеровца. Тот попытался уйти от Бутрыма глубоким виражом, но Пётр смело, почти отчаянно, по диагонали срезал расстояние и ударил по фашисту из двух пулемётов. Бил он наверняка, целясь прямо в лётчика. И новенький лакированный моноплан, которому франкисты пророчили верную победу в небе Испании, неуклюже повалился вниз".

Поединок И-16 и Ме-109 в небе Испании.

Поединок республиканского И-16 и немецкого Bf-109B в небе Испании.  1937 год.

Неуправляемый Ме-109В Г. Хёнесса упал с высоты 2500 метров на свою территорию - лётчик был убит ещё в воздухе.

Следует отметить, что официально Петру Бутрыму по итогам пребывания в Испании личных побед засчитано не было. В документах его заслуги описываются так: "сбитых звеном - 1, и четырьмя самолётами - 1 самолёт".


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
107.07.1937Ме-109Мадрид( в составе звена )
207.11.1937Ме-109Таррагона( в составе четвёрки )

Тем не менее, по совокупности имеющейся у нас информации, решающая роль в победе над Ме-109 принадлежит именно П. Бутрыму.

За воздушные бои в Испании П. П. Бутрым был награждён орденами Красного Знамени  ( 3.11.1937 года )  и Ленина  ( 2.03.1938 года ).

После возвращения из Испании получил звание Капитана и был назначен командиром эскадрильи в одном из авиаполков Московского Военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года, в звании Майора был командиром 425-го ИАП. В Сентябре 1941 года был сбит в воздушном бою и попал в плен, из которого сумел убежать осенью 1942 года. Продолжал службу в запасных авиаполках, работал лётчиком - испытателем авиазавода № 153.

После войны жил в Новосибирске. Умер 18 Августа 1982 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz