Сергей Черных: не зная всей правды - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

НЕ ЗНАЯ ВСЕЙ ПРАВДЫ

С.А.Черных

Молодой лётчик Черных начал службу в строевых частях ВВС в городе Брянске. Здесь размещался большой и известный в то время авиационный гарнизон: 83-я авиабригада, состоявшая из 2-х истребительных эскадрилий. Сергей был назначен в 107-ю авиаэскадрилью, которая в 1935 году перевооружилась на новейшие самолёты И-16. В подразделениях бригады шла напряжённая лётная боевая учёба. Наряду с совершенствованием техники пилотирования большое внимание уделялось ведению воздушного боя, а также отработке воздушных и наземных стрельб из всех видов вооружения истребителей. Как правило, завершали все виды боевой подготовки различного масштаба учения и инспекции.

В Июле - Августе 1936 года под руководством Наркома обороны проводились учения БВО. В них 107-я АЭ получила высокую оценку за выполнение поставленной задачи. В Сентябре эскадрилья была привлечена на учения войск МВО. Самолёты при этом базировались на грунтовых аэродромах и выполняли свои задачи с широким маневром. Уже в то время Черных особо славился лётным мастерством.

Как вспоминал воентехник П. Заварухин:

"В эскадрилье большое значение придавалось физкультуре и спорту. Черных вместе с лётчиками Акуленко, Путивко и другими занимался в секции французской борьбы. Группа лётчиков 107-й АЭ в проводившихся соревнованиях показывала неплохие результаты".

В один из осенних дней в бригаде было объявлено построение. Проходило оно на аэродроме вблизи одного из ангаров, на стоянке самолётов 107-й АЭ. Комиссар бригады объявил: "Возможно, кому-то из вас придётся участвовать в боевых действиях за рубежом. Это большая честь, там придется заниматься делом, которому мы учились. Нужны добровольцы. Без разглашения всё спокойно обдумайте, и кто пожелает, к исходу следующего дня свои заявления представьте в штаб на имя командира бригады".

Вскоре была отобрана группа лётчиков и авиаспециалистов для укомплектования эскадрильи  ( 33 экипажа с самолётами ). Все они выехали в Москву. Приём у руководства, переодевание в гражданскую одежду. Далее группа поездом добралась до Севастополя. Ящики с самолётами были погружены на пароход "Курск", и он с лётчиками и техниками пошёл к Босфору. Лётчики легче, чем другие пассажиры, переносили качку: лечились вином и лимоном. Разгружались в порту Аликанте. В течение 2-х дней все машины были собраны и облётаны. На исходе дня 8 Ноября 1936 года эскадрилья поотрядно вылетела под Мадрид.

В Испании Лейтенант С. Черных прославился как лётчик, в совершенстве овладевший искусством воздушного боя на вертикалях. Первый успех к нему пришёл 13 Ноября 1936 года. Вот личный рассказ летчика:

"В 11:30 вижу ракету. Сел быстро в самолёт... Первым взлетел комэск. За ним с звеном взлетел и я. Место моего звена было правее звена комэска: мы шли девяткой. Появилась небольшая облачность, а при подходе к Мадриду на высоте 1500 - 800 метров была уже трёхслойная облачность. Она была вытянута с северо - запада на юго - восток и закрывала весь Мадрид. Выше и ниже нас, в направлении к Мадриду, я увидел несколько точек, которые быстро приближались. По силуэтам самолётов можно было определить, что это "Фиаты". Увидев нас, они развернулись от нас с набором высоты. Командир эскадрильи подает сигнал "внимание" и бросается вниз, к облачности. Я не видел, кого он атакует, и решил рассмотреть цель. Вижу, что командир эскадрильи звеном атакует звено "Фиатов". Я пошёл вслед за ними. После атаки командира один "Фиат" упал, а 2 оставшихся быстро направились к облакам, чтобы в них скрыться. Я прибавил газа и начал их преследовать, ведя с дистанции 200 - 150 метров прицельный огонь короткими очередями. Один "Фиат" свалился на крыло, подняв нос. Я успел выпустить ещё одну очередь, и он упал около Мадрида. Вернувшись домой, я с радостью доложил о своём успехе командиру, который меня с ним поздравил".

15 Ноября в схватке 9 республиканских истребителей с 5 "Юнкерсами", 6 "Хейнкелями", 7 "Ромео" и 12 "Фиатами" Черных добился второй победы.

5 Декабря того же года при налёте франкистской авиации на аэродром республиканцев он не растерялся под разрывами бомб. Вскочив в самолёт без парашюта и шлема, стремительно взлетел. За ним взлетело его звено. Черных нагнал уходящих "Юнкерсов" и двумя пулемётными очередями сбил вначале одну машину, а затем вместе со звеном - вторую.

Днём 13 Декабря в районе аэродрома над Алькалой появился разведывательный самолёт "Хейнкель-70". На его перехват поднялись машины С. Денисова, П. Путивко, П. Акуленко. Сам Черных описывал этот бой так:

"Взлетели - его нет. Я хотел развернуться влево. В это время с земли мне машет техник шапкой и показывает вправо. Я посмотрел и увидел его, он шёл мне навстречу. Я под ним развернулся. Он пошёл в облака на Гвадалахару, я за ним. И начал набирать под ним высоту. Когда я набрал 3500 метров, он ушёл в облачность, имея небольшой крен вправо. Я решил идти за ним тоже с небольшим креном. Когда я пробил облачность, его не оказалось. Выше был ещё один слой, который я пробил, но и здесь противника не оказалось. Пробив третий слой облачности и не обнаружив разведчика, я решил немедленно идти обратно.

Немецкий самолёт Heinkel He-70Е.

Немецкий двухместный многоцелевой самолёт Heinkel He-70Е-1.  Испания 1936 год.

Когда я пробил первый сверху слой облачности, я увидел слева от себя полосу разрежённости воздуха от прохода самолёта. Решив, что это мог быть только разведчик, я сделал боевой разворот, чтобы его нагнать. Сейчас же после разворота увидел его метрах в 200 впереди себя.

Перешёл в атаку сверху и сзади. По мне был открыт огонь, но я, прикрываясь своим мотором, выпустил по противнику несколько очередей. После этого я перешёл под разведчика, откуда с близкой дистанции и вёл огонь.

После четырех атак огонь летнаба прекратился. Решив, что летнаб убит, я подошёл сзади почти вплотную. Я начал вести огонь и видел, как мои пули горели на плоскостях и фюзеляже разведчика, но он не падал, так как, очевидно, не был убит лётчик.

После пятой атаки самолёт начал пикировать, но я не отставал от него. Пробив все слои облачности, он стал делать горки и перевороты. Таким путём он снизился до 800 метров.

Только он пробил облачность, взлетает И-15, погнался за ним, но отстал. Я выскочил из облаков за ним метров на 600, он снизился и уходил различными фигурами. После этого с нашего аэродрома ещё взлетели самолёты. Когда он вышел из облаков и начал делать петлю, его догнал И-15. Мы его прижимали к И-15. Тогда он пошёл на пикирование и скрылся. Потом его нашли разбитым".

На следующий день в 13:30 у Мадрида 22 И-16 и 14 И-15 перехватили 2 группы бомбардировщиков в количестве 10 и 20 машин, шедших под прикрытием 25 истребителей. В завязавшемся воздушном сражении звеном Денисова   ( Путивко, Черных )  был сбит "Юнкерс". Затем противник потерял ещё 4 "Хейнкеля".

3 Января 1937 года, ближе к вечеру, когда И-16 поднялись на перехват бомбардировщиков, звено Сергея Черных задержалось на взлёте. На пути к району прикрытия они встретили 14 истребителей противнику, имевших преимущество по высоте. Черных решил отвлечь их от Мадрида. Уведя противника на 15 - 20 км в сторону, он развернул звено и пошёл обратно. В этот момент Сергей увидел 2 бомбардировщика "Савойя-81". В последовавшей атаке один из них накренился влево, и слева от кабины вырвались чёрный дым и пламя, после чего самолёт перешёл в пике, весь объятый пламенем. Второй бомбардировщик почему-то стал штопорить.

Проконтролировать результаты атаки не удалось - в этот момент подоспели 14 гнавшихся за И-16 истребителей противника, от которых советские лётчики смогли благополучно оторваться.

На фронте всё чаще стал появляться новейший немецкий самолёт "Хейнкель-70". Это был двухместный моноплан с низко расположенными крыльями. Немцы широко его разрекламировали как скоростной и маневренный самолёт. В качестве разведчика он стал регулярно использоваться над Мадридом. Многие истребители пытались его сбить, но он, умело маневрируя, уходил за линию фронта. Изучив тактику врага, Черных доложил комбригу Якову Смушкевичу о своей готовности помериться с разведчиком силами.

7 Января С. Денисов, И. Кравченко, П. Путивко и С. Черных пришли на аэродром пораньше. Они опробовали двигатели и стали всматриваться в небо. Около 14:20 самолёты взлетели на перехват разведчика. Но немецкий лётчик не хотел драться. Он прибавлял скорость и два раза легко уходил даже от скоростных "Ишачков".

В третий раз "Хейнкель-70" шёл с Гвадалахары на высоте 2500 метров. Потом начал планировать. Черных быстро сел в машину и пошёл за ним.

Немецкий самолёт Heinkel He-70Е.

Немецкий двухместный многоцелевой самолёт Heinkel He-70F-2.  Испания 1937 год.

"Когда он заметил меня, он стал набирать высоту. Я делаю разгон горкой. Он делает доворот, я под него, он обратно, я опять под него. Над самым Мадридом я подошёл метров на 800. Я заходил по прямой, делал горку и таким образом подобрался к нему метров на 200. Он не стрелял. Он начинает пикировать и планировать к себе. Дистанция 150 метров. Я дал две очереди, он весь загорелся".

Всего в небе Испании лётчик провёл 115 часов, сбил 5 самолётов лично и 2 - в составе звена.

13 Апреля 1937 года первая группа советских лётчиков - добровольцев возвратилась на родину. После краткого отдыха Старший лейтенант Черных вступил в должность командира авиаотряда, а через 4 месяца получил звание Майора и был назначен командиром эскадрильи.

В 1938 году он уже Полковник, командир авиабригады. Во время боёв у озера Хасан в Августе 1938 года был заместителем начальника ВВС Дальневосточного фронта. В Сентябре 1938 года отвечал за поисковые работы экипажа самолёта "Родина". Затем был направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба. Однако сложившаяся обстановка не позволила ему пройти полный курс обучения. В звании комбриг он стал заместителем командующего ВВС Одесского военного округа. В 28 лет он стал Генералом. В Июне 1940 года принял под своё командование 9-ю смешанную авиадивизию Западного Особого ВО.

В авиадивизии были старые И-16 с изношенной материальной частью, поэтому с Февраля 1941 года стали в числе первых поступать новые МиГ-3. Надо было срочно организовывать переучивание лётного состава, но в полках было много молодых лётчиков, и дивизия не имела ни одного двухместного учебного истребителя - спарки для вывоза лётчиков и контроля за обучением. Летали на старых самолётах. Новые машины по мере сборки накапливались на аэродроме в районе Белостока. Черных с нетерпением ждал конца Апреля - начала Мая 1941 года, когда можно будет развернуться для работы на грунтовых площадках. На основных аэродромах к лету хозяйничали строители. К лету 1941-го много старых И-16 было законсервировано.

К началу Великой Отечественной войны в полках было уже свыше 200 "МиГов", на которых было выпущено, кроме командиров полков, командиров эскадрилий, около 140 лётчиков и продолжался выпуск остальных.

Вечером 21 Июня Черных провёл совещание с командирами полков. Приказал привести части в боевую готовность. Всё это он сделал по своей собственной инициативе, ибо никаких указаний из штаба округа не получал. Весь вечер кипела работа. Самолёты размещали в укрытиях и маскировали в лесу. Закладывали полный боекомплект снарядов. Было установлено дежурство офицеров.

В 23 часа 30 минут командующий 10-й общевойсковой армией, которую поддерживала авиадивизия Черных, провёл короткое совещание. Он предупредил о возможном нападении. Войскам и авиации надлежало действовать по обстановке.

Прибыв в штаб дивизии, Черных пытался вызвать к аппарату связи командиров полков. Но к этому времени вся проводная связь, которая осуществлялась через городскую почту, вышла из строя. Там поздно ночью прогремел взрыв, который разрушил коммутатор. Боевой приказ полкам был передан по радио. Офицеров штаба собрали по тревоге.

Выполнить приказ о рассредоточении самолётов и отражении возможных "провокационных" действий немецкой авиации оказалось невозможным. В 3 часа 30 минут на города и аэродромы посыпались немецкие бомбы. В течение 50 минут тремя волнами около 80 фашистских самолётов бомбили город Белосток.

После первых массированных ударов с воздуха по приграничным аэродромам из 4-х полков в авиадивизии уцелел и сохранил боеспособность только один - полк Н. Акулина, который находился на полевом аэродроме в Пружанцах. Уцелевшие самолёты под разрывами бомб поднимались в воздух.

В конце дня все авиационные части получили приказ немедленно покинуть город и уходить на восток. Из-под Белостока Черных смог вывести только лётно - технический состав. К утру 25 Июня колонна машин дивизии была в Орше, а оттуда направились в Брянск.

Фактически 9-я САД как боевая часть перестала существовать 24 Июня, когда в результате налётов вражеской авиации на бывших аэродромах дивизии были уничтожены оставленные там самолёты. Всего за несколько дней войны авиадивизия Черных потеряла 347 самолётов из 409, сбив в боях 85 немецких. В течение первых 13 дней войны лётчики авиадивизии уничтожили 110 вражеских машин. Но судим был комдив не только за потерю 70% боевой техники.

8 Июля 1941 года С. А. Черных был арестован в Брянске и 28 Июля того же года Военной коллегией Верховного Суда СССР под председательством дивизионного военного юриста Л. М. Орлова, членов Коллегии Д. Я. Кандыбина и А. А. Чепцова приговорён к расстрелу. В приговоре отмечалось: "...подсудимый Черных, находясь в ночь с 26 на 27 Июня на Сещинском аэродроме и приняв прилетевшие на этот аэродром 3 советских самолёта за фашистские, проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, а затем, бросив руководство личным составом дивизии, в паническом состоянии на грузовой машине, без головного убора, пояса и боевого оружия бежал с фронта в Брянск, где был задержан органами милиции и доставлен в комендатуру гарнизона... В Брянске распространял провокационные слухи о поражении Красной Армии".

80 суток Сергей Черных провёл в ожидании исполнения приговора. Он был расстрелян 16 Октября 1941 года в Москве.

Его семья, жена Зоя Александровна и малолетние сыновья Владимир и Эдуард, эвакуировавшиеся в город Нижний Тагил, остались практически без средств к существованию. В 1958 году С. Черных был реабилитирован. Но лишь через 30 лет сыновья узнали правду о гибели отца.

В Январе 2004 года в Брянске суд под председательством А. С. Хроминой по иску Э. С. Черных и его брата признал факт политической репрессии в отношении их отца.

( Из книги В. Н. Конева - "Герои без "Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz