Девотченко Иван Георгиевич - советский военный летчик в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Девотченко Иван Георгиевич

Родился в 1902 году. В рядах Красной Армии с 1919 года, участвовал в Гражданской войне. Окончил Борисоглебскую школу лётчиков в 1932 году.

В звании Старшего лейтенанта был временно исполняющим обязанности командира отряда 11-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

С 20 Августа 1937 года по 25 Апреля 1938 года участвовал в национально - освободительной войне испанского народа. Был командиром звена, а затем 1-й эскадрильи и группы истребителей И-16. Имел псевдоним "Педро". Два раза его самолёт повреждался в воздушном бою.

Иван Девотченко среди друзей

На аэродроме Каспе. Испанские и советские лётчики - участники
налёта на Гарапинильос.  Сидит слева Иван Девотченко.

7 Февраля 1937 года стало одним из самых удачных для лётчиков - истребителей "Легиона Кондор". Практически одновременно к линии фронта подошли 1-я и 2-я эскадрильи J/88 для прикрытия своих бомбардировщиков и 2 эскадрильи СБ под руководством Митрофана Лисова и Андрея Стечишина. Заметив 22 двухмоторных самолёта, летевших без истребительного прикрытия, немцы в первый момент подумали, что это их коллеги из К/88, которые по каким-то причинам опередили их и теперь возвращаются назад. Однако немецкие пилоты быстро поняли, что ошиблись. Заметили противника и экипажи СБ. Не имея истребительного прикрытия, они стали быстро освобождаться от бомб и разворачиваться на обратный курс, но было уже слишком поздно.

Сначала самолёты 2.J/88, а потом и истребители 1.J/88 атаковали республиканские самолёты. Воздух быстро заполнился дымом горящих бомбардировщиков, среди которого появились купола парашютов. К моменту появления республиканских истребителей "Мессершмитты" с первой атаки сбили 4 СБ  ( из которых 2 было сбито одним Bf-109 ). He оставляли немцы без внимания и спускавшихся на парашютах авиаторов. Из экипажа сбитого СБ от огня "Мессершмиттов" не пострадал только лётчик Иван Суржин, штурман Пётр Латышев был расстрелян в воздухе, у стрелка Анатолия Горелова парашют сгорел во время спуска, и он разбился. В экипаже второго бомбардировщика выжили двое - лётчик Иван Смирнов и стрелок. Огнём истребителей их парашюты были продырявлены, и при приземлении с повышенной скоростью они хоть и получили переломы, но остались живы, штурман Иван Болдырев погиб. Испанские экипажи двух других СБ погибли.

После вступления в бой республиканских истребителей потерь среди бомбардировщиков больше не было.

Согласно воспоминаниям командира J/88 Г. Хандрика, "красные" истребители довольно быстро покинули поле боя, после чего подошли и без всяких проблем отбомбились бомбардировщики из К/88.

Bf-109D атакуют СБ.

Пилоты J/88 претендует в этом бою на 10 сбитых СБ и 2 И-16, в том числе лётчик Бальтазар - на 4 СБ. Успех Бальтазара считается одним из ярких достижений истребителей "Легиона Кондор", так как больше 4-х побед в одном бою никто из немецких лётчиков не заявлял. Однако этот успех был одержан в группе, коллеги Бальтазара не меньше него претендуют на сбитые самолёты. Бальтазар в заключительной фазе боя получил такие тяжёлые повреждения от республиканских истребителей, что с огромным трудом на изрешечённом дымящемся самолёте перелетел линию фронта. "Теоретически, я был мёртв", - так он сам подвёл итог этого вылета. Отечественные документы практически полностью подтверждают потери, заявленные немецкими истребителями - сбито 4 СБ, 6 бомбардировщиков хотя и смогли вернуться на аэродром, требовали серьёзного заводского ремонта.

После этого боя Иван Девоченко был снят с должности и заменён А. Гусёвым, который в это время был уже выписан из госпиталя и находился в "группе выздоравливающих". Александр Гусев со слов Девотченко так описывает картину происшедшего в своей книге:

"Дело было так. Группа истребителей в составе 3-х эскадрилий под командованием Девотченко вылетела на прикрытие СБ. Эта задача имела чрезвычайно важное значение. Нашим СБ предстояло разбомбить скопление танков и наземных войск противника, которые развивали наступление на защитников Теруэля, и от успешного бомбометания в известной мере зависело, удержат республиканцы занимаемые позиции или нет. Передавая приказ, командование особо подчеркнуло, что прикрытие СБ есть главная и единственная задача группы. В операции приняла участие и наша эскадрилья под командованием Платона Смолякова.

Встреча истребителей с бомбардировщиками произошла вовремя и в назначенном месте. И-16 подстроились к боевому порядку СБ, и колонна двинулась к цели. При подходе к ней Иван Девотченко увидел впереди и ниже себя группу бомбардировщиков врага. Внезапно появившаяся новая цель была так удобна для атаки, что нервы Ивана не выдержали. Осмотревшись и убедившись в безопасности своих сопровождаемых, Девотченко пошёл в атаку на противника. Неожиданным ударом командир хотел заставить противника неприцельно сбросить бомбы, а затем быстро вернуться к подопечным. По сигналу командира группы 2 эскадрильи "ястребков" ринулись на "Хейнкелей". Только Смоляков не поддался на приманку и остался около СБ, усилил наблюдение за воздухом.

Тем временем командир группы, увлекшись атаками, всё дальше уходил от СБ, оставив свои бомбардировщики почти без прикрытия. Девотченко атаковал успешно: при первом же заходе истребители сбили 2 бомбардировщика противника.

А между тем со стороны солнца к группе СБ подошли 2 эскадрильи "Мессеров" и приготовились их атаковать. Эскадрилья Смолякова заметила противника и бросилась на перехват. Да, дорого обошлась бы нашим бомбардировщикам недисциплинированность командира группы истребителей, не окажись эскадрильи Смолякова на месте !   Ребята нашей эскадрильи вышли на "Мессеров" на встречных курсах и сорвали первую, как правило, наиболее результативную атаку немецких машин. Затем И-16 повели огонь с дальней дистанции и заставили противника маневрировать. Потом связали, насколько могли, вражеские машины, не давая им возможности подобраться к СБ, атаковать свободно. А в дальнейшем, вступив в тяжёлый оборонительный бой, эскадрилья Смолякова сумела прикрыть наши бомбардировщики.

Истребители под водительством Девотченко, что напали на вражеские бомбардировщики, не сразу увидели, какая опасность нависла над СБ. Они подошли на помощь Смолякову с некоторым опозданием, когда СБ, прикрытые всего одной эскадрильей, уже выполнили боевое задание и точно отбомбились. Лихая атака Девотченко стоила нам 2-х самолётов СБ. Один из экипажей спасся на парашютах. Почти каждая машина эскадрильи Смолякова имела по несколько пробоин, но приказ командования она выполнила успешно и сбила один Me-109.

Честно говоря; не ожидал я такого финта от сдержанного, даже суховатого Ивана Девотченко. Да, видимо, нервы сдали..."

К этому рассказу следует добавить, что встреча бомбардировщиков и истребителей прикрытия произошла всё - таки не вовремя: СБ с 11:00 до 11:15 кружили над аэродромом истребителей в ожидании, когда те взлетят. В целом, рассматривая всю имеющуюся информацию, можно сделать предположение, что эскадрилья Смолякова скорее всего в начале боя не участвовала, но в заключительной стадии боя из всей группы истребителей только эта эскадрилья принимала участие.

Несмотря на то что республиканскими лётчиками была заявлена только одна победа, в документах, для того, видимо, чтобы сгладить горечь потерь, сделана противоречивая запись о 4 - 5 сбитых в этом бою самолётах противника: 3 - 4 "Мессершмитта" и 1 "Хейнкель".

Ко времени возвращения на Родину И. Г. Девотченко совершил более 100 боевых вылетов  ( 140 часов боевого налёта ). Проведя 30 воздушных боёв, сбил 8 самолётов франкистов  ( 1 лично и 7 в группе ).

Список известных побед Старшего лейтенанта И. Г. Девотченко:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
121.12.19371 Fiat-32Теруэль( лично )
2??.01.19381 Fiat-32-( в составе группы )
3??.01.19381 Fiat-32-( в составе группы )
407.02.19382 Не-111Каламоча( в составе группы )

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2.03.1938 и 14.11.1938 ).

С Июня 1938 года по Февраль 1939 года был командиром 49-го ИАП. В Феврале 1939 года направлен в распоряжение начальника ВВС РККА.

В звании Майора участвовал в Советско - Финляндской войне, был награждён третьим орденом Красного Знамени  ( 21.05.1940 ).

В звании Подполковника, с Января по Июнь 1941 года командовал 120-м ИАП.

"Я вспоминаю первую встречу с Девотченко в клубе, когда он только что прибыл в полк. Это было зимой, в Январе 1941 года. Он стоял перед нами широченный в плечах, суровый. Я и сейчас будто воочию вижу бритую голову командира, мощную, как у борца, шею, на богатырской груди - 3 ордена Красного Знамени. Для нас он сразу стал "богом". Такие награды !  А как он летал !   В звене управления стоял его И-16. Я видел, как он, широкий, грузный, с трудом втискивался в кабину, неторопливо выруливал. Полетав где-то недолго, внезапно появлялся над стартом, с бреющего, "королевским" боевым разворотом уходил в сторону и начинал пилотаж..."

( Из книги Н. Н. Штучкина - "Грозное небо Москвы" )

Участвовал в Великой Отечественной войне. С Июля 1942 года по Сентябрь 1943 года командовал 126-м ИАП. Воевал под Москвой и Сталинградом, летал на МиГ-3 и Р-40 "Томагаук". 22 Марта 1943 года ему было присвоено звание Полковник.

С 20 Августа 1944 года до конца войны был командиром 127-й ИАД. Воевал на 1-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Польши, в боях за Германию.

За участие в Великой Отечественной войне имел несколько наград, в том числе медали: "За оборону Сталинграда"  ( 22.12.1942 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За освобождение Варшавы"  ( 9.06.1945 ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz