Ерлыкин Евгений Ефимович - советский военный летчик в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Ерлыкин Евгений Ефимович

Е.Е.Ерлыкин

Он родился 24 Декабря 1909 года в Твери, в семье служащего. Окончил с золотой медалью профтехшколу в 1925 году. Работал в паровозном депо на станции Калинин, заведующим клубом в посёлке Горячий Ключ, ныне город Краснодарского края.

С 1928 года в рядах РККА. В 1929 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, а в 1930 году - 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске.

В звании Старшего лейтенанта служил командиром отряда 92-й истребительной авиационной бригады Московского военного округа. В 1933 году был назначен начальником штаба эскадрильи, а в 1935 году - комиссаром эскадрильи.

В Августе 1936 года Старшего лейтенанта Е. Е. Ерлыкина вызвали в Москву в ЦК ВКП(б) и предложили поехать в Испанию. Он был включён в первую группу советских авиаспециалистов, направленных по решению советского правительства в Испанию. Кроме Ерлыкина в составе группы были лётчики - истребители Ковалевский и Копец, лётчики - бомбардировщики Джибелли, Тупиков, Хользунов и Шахт, а также авиаинженеры Иоффе и Залесский.

С Сентября 1936 года по 27 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Имел псевдонимы "Педро Риварес Сольтеро" и "Дон Педро". Совершил 214 боевых вылетов, сбил 1 самолёт лично и 2 в группе. Был награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2.01.1937 и 4.01.1937 г. ).

В Испанию Ерлыкин летел самолётом через всю Европу с паспортом на имя графа дона Педро Ривареса Сольтеро, испанского коммерсанта. Играть роль графа ему помогало прекрасное знание испанского языка. Но без неожиданностей не обошлось. В Берлине он был арестован и помещён в тюрьму Моабит. Причины ареста неизвестны до сих пор, однако, через несколько дней "дон Педро Риварес" вышел на свободу и вылетел в Париж, а оттуда в Барселону.

Он был назначен командиром первой сборной интернациональной группы истребителей.

"В моей интернациональной группе, - рассказывал он позднее, - было 5 русских, 2 француза, 2 испанца, чех, югослав, американец и болгарин. И все они работали отлично, несмотря на то, что первые боевые вылеты приходилось делать на "гробах" - старых "Ньюпорах", "Девуатинах" и "Боингах". В результате моя группа первое время несла потери, и часть лётчиков с большой неохотой садилась в эти летающие гробы".

13 Ноября 1936 года под Мадридом он сбил "Фоккер". 9 Декабря 1936 года в паре сбил 1 самолёт. 5 Февраля 1937 года в составе группы сбил Heinkel Не-59.

В Ноябрьских боях за столицу Испании Ерлыкин был ранен, но оставался в строю. После боёв за Мадрид интернациональная авиагруппа сражалась на Центральном фронте. Здесь Ерлыкина ранили во второй раз: во время полёта в глубокую разведку его самолёт попал под зенитный обстрел и с трудом дотянул до своего аэродрома. Но не всегда судьба была так благосклонна к нему.

В воздушном бою над Бискайским заливом самолёт Ерлыкина был сбит, а его самого, контуженого, спасли от неминуемой гибели испанские рыбаки. Однако после непродолжительного нахождения в госпитале "дон Педро" вновь встал в строй.

В 1937 году был направлен в спецкомандировку во Францию по линии советской военной разведки. Он стал студентом Сорбонны, слушал лекции профессоров Леншевина и Кюри, несколько раз посещал Бельгию.

В 1938 году Ерлыкин вернулся в Испанию и вновь участвовал в воздушных боях.

Летом 1939 года он участвовал в боях на реке Халхин - Гол, уже с японскими захватчиками.

Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину.

В период Советско - Финляндской войны командовал 59-й истребительной авиабригадой ( 7-й, 23-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки ) ВВС 7-й армии Северо - Западного фронта. Лётчики бригады вели разведку наземных сил противника, аэродромов базирования его авиации, проводили штурмовку и бомбардировку обнаруженных объектов. Он вылетали на поддержку пехоты, уничтожали артиллерийские, зенитные и пулемётные точки врага, взаимодействуя с наступающими танкистами. В тяжёлых метеорологических условиях лётчики бригады под командованием Полковника Е. Е. Ерлыкина совершили 10 812 боевых вылетов, сбили в воздухе 101 и уничтожили на земле 30 самолётов противника   [ по финским данным всего за период 1.12.1939 - 13.03.1940 гг. ВВС Финляндии потеряли 71 самолёт, в том числе боевые потери - 42 самолёта, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 - зенитным огнём. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков - 1559 истребителей ].

За бои с белофинами 11 лётчиков бригады были удостоены звания Герой Советского Союза   [ кроме Ерлыкина этого звания удостоились: батальонный комиссар Антонов Н.Д., Старший лейтенант Антонов Я.И., батальонный комиссар Кобликов А.Н., Старший лейтенант Курочкин В.М., Старший лейтенант Ларионов Г.П., Капитан Семёнов А.Ф., Старший лейтенант Соколов Г.М., Майор Торопчин Н.С., Майор Туренко Е.Г., Старший лейтенант Шинкаренко Ф.И. ]. Бригада потеряла 21 самолёт в боях и 11 в авариях и катастрофах.

В наградном листе, который подписал командующий 7-й армии командарм 2-го ранга Мерецков, сказано, что: "Ерлыкин показал себя прекрасным командиром, организатором, отличным лётчиком - истребителем".

Указом Верховного Совета СССР от 21 Марта 1940 года № 12/606 Полковнику Ерлыкину Евгению Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 259.

После окончания Советско - Финляндской войны он учился в Военной академии им. Фрунзе.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 5-й смешанной авиадивизией ВВС 23-й армии Северного фронта.

26 Сентября 1941 года Полковник Е. Е. Ерлыкин был назначен командиром 7-го истребительного авиакорпуса ПВО   [ 7-й ИАК ПВО был сформирован 7 Июля 1941 года и до Августа 1941 года главным образом вёл борьбу против разведывательной авиации противника ].

27 Сентября 1941 года противник совершил 3 массированных налёта на город. Немецкие самолёты приближались к нему с запада по Финскому заливу, с юго - востока и востока вдоль Невы. Всего над городом прошло 197 самолётов, которые сбросили 201 фугасную авиабомбу. Одновременно враг бомбил аэродромы, не давая взлетать с них истребителям. При отражении вражеского нападения в этот день лётчики 7-го ИАК ПВО и 61-й авиабригады ВВС КБФ сбили 5 самолётов.

После окружения Ленинграда снабжение города осуществлялось только по Ладожскому озеру.

В Октябре 1941 года на стоянки судов у мыса Осиновец противник произвёл 58 налётов, в которых участвовало 290 самолётов. Налёты обычно производились днём группами из 4 - 5 бомбардировщиков с высоты 2000 - 3000 метров.

На прикрытие водной трассы и мыса Осиновец экипажи 7-го ИАК с Сентября по Ноябрь 1941 года произвели более 2000 самолёто - вылетов.

В Ноябре 1941 года из состава 7-го ИАК ПВО был выделен 123-й ИАП и направлен на прикрытие "Дороги жизни". Он прикрывал объекты западного берега озера и участок трассы от Коккорево до острова Зеленец.

Для отражения налётов авиации противника в тёмное время суток в 7-м ИАК ПВО один полк - 26-й был преобразован в ночной, в который командование перевело и наиболее подготовленных лётчиков из других полков.

Придавая особо важное значение противовоздушной обороне Ленинграда, Военный совет Ленинградского фронта 26 Ноября 1941 года подчинил 7-й ИАК начальнику Ленинградского корпусного района ПВО и потребовал использовать его только для защиты города от налётов вражеской авиации.

Против Ленинградского фронта в Октябре 1941 года осталось около 250 самолётов. Это вынудило противника изменить тактику. Если ранее немецкие лётчики летали в ясную безоблачную погоду на средних высотах, то о начала Октября - в основном ночью, а днём - только в сложных метеорологических условиях, скрываясь за облаками.

Такие налёты на Ленинград продолжались в течение всей осени 1941 года. При недостаточно развитых средствах радиолокационного обнаружения лётчики - истребители вынуждены были непрерывно патрулировать на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. Ночные истребители барражировали одиночно и парами на высотах 4000 - 6000 метров. Однако ввиду сложности обнаружения противника они не могли полностью предотвратить разбойничьи налёты вражеской авиации.

В Апреле 1942 года была создана Ленинградская армия ПВО, в состав которой вошёл и 7-й ИАК.

В целях своевременного отражения налётов авиации противника на город и военно - морскую базу Кронштадт с Октября 1942 года была установлена единая система управления и наведения истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС КБФ.

При налёте воздушного противника на Ленинград 7-й истребительный авиакорпус действовал в первом эшелоне, авиация КБФ - во втором. Руководство отражением налёта возлагалось на командующего Ленинградской армией ПВО через командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. При налёте на Кронштадт в первом эшелоне действовала истребительная авиация флота, а 7-й истребительный авиакорпус составлял второй эшелон. Теперь отражением руководил командующий ПВО Кронштадта через командующего ВВС КБФ и командира 7-го ИАК. В обоих вариантах истребительная авиация Ленинградского фронта находилась в резерве. Были разработаны единые сигналы наведения и оповещения по радио, установлены зоны перехвата и уничтожения вражеских самолётов.

Е.Е.Ерлыкин

Командир 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда
Е. Е. Ерлыкин  ( справа )  и его заместитель Н. Д. Антонов.  Лето 1942 года.

10 Ноября 1942 года Е. Е. Ерлыкину было присвоено воинское звание Генерал - майор авиации.

7 Июля 1943 года приказом НКО № 255 7-й истребительный авиационный корпус ПВО был преобразован во 2-й Гвардейский Ленинградский истребительный авиационный корпус.

Неожиданно для всех в середине Июля 1943 года Генерал - майор авиации Е. Е. Ерлыкин был отстранён от командования корпусом. Как считали его бывшие однополчане, причиной тому послужили доносы в Москву, написанные при поддержке заместителя командира корпуса Антонова.

Ерлыкин был назначен командиром 6-го ИАК 16-й Воздушной армии в составе 273-й ИАД ( 157-й, 163-й, 347-й ИАП ) и 279-й ИАД ( 92-й, 192-й, 486-й ИАП ).

Корпус участвовал в тяжёлых боях на Курской дуге, прикрывая штурмовики 299-й и 2-й Гвардейской штурмовых авиадивизий.

Основным способом прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение их до цели, и над целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от воздушной обстановки предполагалось заранее высылать группы истребителей в район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания истребителей противника.

Затем 6-й ИАК под командованием Генерал - майора авиации Е. Е. Ерлыкина воевал под Черниговом, Гомелем, Бобруйском, Варшавой

В конце 1944 года Е. Е. Ерлыкин был назначен начальником Липецкой высшей офицерской авиационной школы ВВС Красной Армии.

К концу войны школа стала одним из крупных центров по подготовке авиационных командных кадров, обобщению боевого опыта и совершенствованию тактики применения авиации. Это стало возможным благодаря тому, что, во - первых, сюда командировались наиболее заслуженные и перспективные фронтовики, считавшие учёбу в Липецке не меньшей наградой, чем боевой орден. Во - вторых, направлявшиеся сюда на 2-месячные курсы усовершенствования начальствующего состава штабные офицеры дивизий, корпусов и армий, привозили материалы о наиболее удачных воздушных боях и операциях. Весь этот опыт обобщался на кафедре тактики. Не менее важным было и общение слушателей между собой. В - третьих, обеспечивалась постоянная обратная связь путём, так называемых, фронтовых командировок преподавателей кафедр, в ходе которых уточнялись и проверялись на практике будущие методические пособия, инструкции и наставления.

9 Мая 1945 года на большом стадионе военного городка выстроился весь личный состав школы и Генерал - майор авиации Е. Е. Ерлыкин зачитал сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В конце 1946 года его ожидал тяжёлый и несправедливый удар. Он был уволен в запас. Возможно доносы 1943 года сыграли, наконец, свою неблаговидную роль.

После увольнения он уехал в Краснодарский край в город Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом.

В 1948 году Ерлыкин вернулся в Ленинград, который защищал в годы войны. Но и здесь он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось устроиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодёжи, а потом в 204-ю школу Дзержинского района. Знавшие Ерлыкина по Испании, Финской и Великой Отечественной войнам по - прежнему относились к нему с большой теплотой. Их не пугала опала, в которую попал товарищ.

Положение изменилось лишь в начале 1960-х годов. Ерлыкина начали приглашать на встречи ветеранов, командование Ленинградского военного округа стало регулярно посылать ему поздравления с Днём Победы и другими праздниками. Его имя появилось в книгах, посвящённых войне в Испании, в частности в сборнике "Ленинградцы в Испании".

Он умер 18 Апреля 1969 года и похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

*     *     *

Полную версию статьи о Е. Е. Ерлыкине читайте на сайте О. А. Шушакова.


Авиаторы Герои. 1934 - 1940 гг.




Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz