Открытое письмо в редакцию
газеты
"Комсомольская правда"
В преддверии Дня Победы, на телеэкране, по
Первому каналу в документальном фильме "Воздушный
штрафбат" (режиссёр Михаил Калмыков, сценарий
В.Володченко и М.Калмыкова) мы увидели человека со звездой Героя
Советского Союза и многими орденами на груди. Это был Иван Евграфович
Фёдоров. То, что он говорил с экрана, вызвало, мягко говоря, удивление.
Это были выдумки, одна нелепее другой. Если опровергать всё сказанное
им, это займет несколько страниц. И ранее, в течение многих лет, то и
дело появлялись статьи в газетах о лётчике-испытателе И.Е.Фёдорове, в
которых в разных вариантах были подобные рассказы.
Мы знаем этого человека и его биографию
более чем 50 лет. Справедливости ради надо отметить, что И.Е.Фёдоров
действительно заслуженный лётчик. Он воевал в Испании в 1937-38 гг., с
июля 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, а в
1946-49 г.г. был лётчиком-испытателем в ОКБ С.А.Лавочкина, где первым в
стране достиг скорости 1.000 км/ч и затем на пикировании достиг скорости
звука. Когда в 1948 году Правительством было принято решение о
присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам-испытателям,
испытывавшим первые советские реактивные самолёты, от ОКБ Лавочкина это
звание получил И.Е.Фёдоров (от ОКБ Микояна - И.Т.Иващенко, от ОКБ
Яковлева - М.И.Иванов, и от военных - П.М.Стефановский).
Однако его
рассказы являются выдумкой, часто нелепостью, и ничем не подтверждаются.
В частности, число сбитых им в Испании и в Великой Отечественной войне
самолётов противника преувеличено им более чем в десять раз. Причем с
годами число "сбитых" им
самолётов в рассказах постепенно увеличивалось.
И.Е.Фёдоров говорит,
что он два раза сбивал самого результативного немецкого летчика
Э.Хартманна, но оба раза "он уходил к своим". Если он уходил, то как Фёдоров узнал, что он сбивал
именно Хартманна? Тем более, что Хартманн воевал не на Калининском
фронте, где был Фёдоров, а на Южном.
По данным личного дела
И.Е.Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной
войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил
одиннадцать самолетов лично и один в группе. Таранов самолётов
противника он не совершал, тем более шести, о которых он говорит. Метод
тарана выпущенными колёсами шасси может вызвать только ироническую
улыбку.
Выдумкой является и рассказ его о полётах в Германии (на
самом деле, в составе советской делегации в Германии был Герой
Советского Союза С.П.Супрун, лётчик-испытатель НИИ ВВС, который летал
там на истребителе "Хейнкель"). И, конечно, ни Гитлер, ни Геринг при полётах не
присутствовали, вопреки рассказу Фёдорова. И Железным крестом никто его
не награждал.
Что касается войны в Испании, то, в частности, можно
отметить, что в книге воспоминаний генерала Бориса Смирнова, получившего
звание Героя Советского Союза за войну в Испании, "Испанский ветер" упоминается много
лётчиков, отличившихся там в боях, но фамилия Фёдорова не упомянута.
Очевидно, его успехи не были выдающимися. А в корейской войне, о чём
Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не
сбивал. И, конечно, не возил в Корею Л.П.Берию (члены высшего
руководства СССР летали на транспортных самолётах и с лётчиками особой
лётной бригады ВВС).
Для того, чтобы убедиться в том, что рассказы
И.Е.Фёдорова не соответствуют действительности, достаточно ознакомиться
с его личным делом, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны
РФ. В документах, в том числе и в написанной им самим автобиографии,
ничего не говорится ни о таранах, ни о многих десятках сбитых самолётов,
ни о поездке в Германию.
Федоров рассказывает о том, что будто бы
Курчатов попросил его сбросить первую атомную бомбу. Это абсолютная
нелепость - просить сбросить бомбу лётчика, не летавшего на
бомбардировщиках и не входившего в число людей, допущенных к этой
секретной работе. На самом деле бомбу с самолёта Ту-4 сбрасывал экипаж
специального Испытательного Центра, который длительно к этому готовился
(Кстати, Фёдоров, не будучи знаком с этими самолётами, назвал потолок
самолёта в полтора раза больший действительного. Да ещё сказал, что
будто бы облачный столб после взрыва поднимался вверх со сверхзвуковой
скоростью!).
Надо отметить, что испытателем у Лавочкина Фёдоров
работал недолго - уже в 1949 году он перешёл на менее ответственную
работу - испытания авиационного оборудования. На такую работу лётчики
добровольно не уходят. Видимо, С.А.Лавочкин был им не очень доволен. А в
1954 году Фёдоров вообще ушёл с лётной работы, и вышел на пенсию, хотя
ему был всего 41 год.
Два очень известных лётчика-испытателя старшего
поколения - М.Л.Галлай и Г.А.Седов, а также один из авторов этого
письма, А.А.Щербаков, знавшие И.Е.Фёдорова с первых послевоенных лет,
рассказывали, что у него всегда была "слава" неистощимого фантазёра, если не сказать более резко, но
лётчики относились к этому снисходительно. Иногда возникало желание
разоблачить его рассказы, но "не хотелось обижать
старика". Однако в последние 15 лет он начал
излагать свои фантазии журналистам газет и журналов. И теперь, когда его
"история" выходит на высокий и
даже официальный уровень, мы не считаем возможным промолчать.
Мы
считаем, что журналисты, а теперь и ТВ, распространяющие рассказы
И.Е.Фёдорова, делают на самом деле для него недоброе дело. Его
действительных заслуг достаточно для уважения, а неправда, которая
неминуемо откроется, только бросит на него, а также на журналистов и на
руководителей, которые поверят в его россказни, нехорошую тень. Говорят,
что есть намерение отметить его званием Героя Российской Федерации.
Такое решение будут просто позорным.
Участники Великой
Отечественной войны:
Заслуженный
лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант
авиации в отставке С.А.Микоян
Заслуженный
лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
полковник в отставке
А.А.Щербаков
Приложения
Сведения из личного дела
И.Е.Фёдорова:
В собственном письме Главному маршалу
авиации А.А.Новикову от 24.06.1945 И.Е.Фёдоров пишет, что сбил в Великую
Отечественную войну 10 бомбардировщиков и 7 истребителей и два самолета
- в группе. Имел два тяжёлых и два лёгких ранения "и в целом до 40 царапин". В Испании
и Китае якобы сбил 18 самолётов.
Т.е. в сумме 35 самолётов, а теперь
он говорит, что сбил 148!
Из письма генерал-лейтенанта С.И.Руденко
Главному маршалу авиации А.А.Новикову:
За руководство боевой работой
частей и лично сбитые 8 самолётов противника тов. ФЁДОРОВ награждён:
орденом Отечественной войны I степени в 1942 г. и орденом Александра
Невского в 1943 г.
Имея личную нескромность и пристрастие к
Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя
орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства,
приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3
подбитых самолёта противника).
В результате настоятельных требований
полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на
присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При
рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении
мною было отказано.
В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично
представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах
противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у
меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли
справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и
лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого
вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ
проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе
дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
За недостойное поведение
старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а
также неудовлетворительную работу как командира дивизии - ходатайствую о
снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с
понижением.
Командующий 16 ВА генерал-лейтенант авиации С.И.Руденко
7.04.1944 г.
Письмо командующего 3 ВА ген-лейтенанта
авиации Н.Ф.Папивина генерал-лейтенанту авиации С.И.Руденко 25.03.1944
(в ответ на его запрос, почему И.Е.Фёдорову не было присвоено звание
Героя Советского Союза за 12 сбитых самолётов):
Бывший инспектор по
технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников
подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время
пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным
данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943
года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки,
сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163
истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты,
которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе
ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
Оснований к представлению тов.
ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.
Справка предоставлена
Андреем Симоновым.