Филипченко Федор Васильевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Филиппченко Фёдор Васильевич

Фото пока не найдено

Родился 28 Октября 1915 года в селе Весёлая Победа Самарского района Ростовской области в семье рабочего. Окончил 7 классов сельской средней школы в 1931 году, ФЗУ Ростовского завода "Сельмаш" в 1933 году и 8 класс вечерней школы при этом же заводе в 1934 году. С Марта 1931 года по Июль 1935 года работал на заводе "Сельмаш" токарем. С 1 Августа 1935 года в рядах Красной Армии. По Ноябрь 1937 года учился в 7-й Сталинградской военной школе лётчиков.

В звании Лейтенанта служил в Киевском военном округе в качестве младшего лётчика, сначала в 36-й ИАЭ 56-й ИАБ до Марта 1938 года, затем в 28-м ИАП до Мая того же года.

С 10 Июня по 15 Октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом истребителя И-16. Имел псевдоним "Федерико".

Совершил 2 боевых вылета, участвовал в 2 воздушных боях. 7 Июля 1938 года лично сбил истребитель Fiat-32 в районе Валенсии.

23 Июля 1938 года был легко ранен в левую руку и левую ногу во время воздушного боя над Валенсией, сел на повреждённом самолёте на ближайшем аэродроме.

"На Филиппченко спикировал "Мессершмитт". Пришлось резким разворотом уйти в сторону и вниз. А когда немецкий истребитель оказался у него впереди по курсу, он послал в него очередь трассирующих пуль и тут же начал набирать высоту. Уже совсем немного оставалось дотянуть до своей группы, как вдруг на него насели ещё 2 "Мессершмитта". Филиппченко развернулся и начал отражать одну атаку за другой.

Внезапно лётчик почувствовал нестерпимую боль в левой руке. Кровь струйкой стекала вниз. У него закружилась голова. Он попытался перезарядить бортовые пулемёты. Раньше ему никак не удавалось выбрать удобный момент. Теперь он с трудом дотянулся до ручек перезарядки, но ничего сделать не смог. Левая рука онемела и не слушалась.

Из пробитого бензобака горючее вытекало через кабину. Глаза разъедало, смотреть не было сил. Филиппченко потерял сознание...

Когда он пришёл в себя, до земли оставалось примерно 1500 метров. Самолёт круто пикировал, мотор ревел на полных оборотах. С трудом удалось перевести машину в горизонтальное положение. "Надо держаться во что бы то ни стало", - пронеслось в голове.

Филиппченко определил, что находится в центре развернувшейся схватки, но принимать участие в бою он уже не мог. Выполнив переворот со снижением, Филиппченко стал уходить в сторону своего аэродрома. За машиной тянулась распылённая струя бензина...

На высоте около 1000 метров заглох мотор - бензин из пробитых баков вытек. Стало тихо, даже не верилось, что где-то в небе ещё идёт бой, и только острая боль в левой руке напоминала о нём.

Напрягая силы, Фёдор выполнял спираль за спиралью, и всё время держал аэродром под крылом. У самой земли на выравнивании выпустил шасси аварийным способом. Пробежав, самолёт остановился у какого-то большого здания..."

( Из книги Г. К. Семёнова - "Пароль "Испания". )

В тот день, в 13:15 в районе Вивер начался воздушный бой. 37 И-15 и 11 И-16  ( эскадрилья под руководством Сергея Грицевца )  патрулировали над полем боя, когда появились 1 двухмоторный бомбардировщик и все 3 эскадрильи Bf-109  ( 20 машин ). И-16 устремились на перехват, И-15 остались в нижнем ярусе. И-16 приняли на себя основной удар. Бой сложился для советских лётчиков очень трудно: на стороне противника было и численное, и тактическое преимущество, да и техника была лучше. 5 советских истребителей получили повреждения, 2 лётчика были ранены. Как закончился бы этот бой, неизвестно, если бы на выручку не подошла эскадрилья Антонио Ариаса. Испанцы обеспечили прикрытие выхода из боя лётчиков на повреждённых машинах. В своей книге Ариас приводит письмо одного из участников этого боя Фёдора Филиппченко:

"Я шёл правым ведомым С. И. Грицевца в составе группы. Нам было приказано прикрыть наземные войска республиканской армии. Сергей Грицевец выполнил боевой разворот влево, и я, как правый ведомый, вследствие отлива топлива в карбюраторе в момент крутого разворота завис на вертикали и тут же посыпался вниз. Когда мотор заработал снова, я огляделся и увидел, что нахожусь на той самой высоте, где наши "чатосы" вели воздушный бой с итальянскими "Фиатами". Вместе с ними атаковал врага и я. Когда в небе стало посвободнее, я решил набрать ещё около 1000 метров высоты и занять свое место в строю группы - правого ведомого своего командира эскадрильи. Ты, конечно, понимаешь, как это трудно - набрать такую высоту. А наши лётчики вели как раз бой с Me-109. Поднимаясь, увидел перед собой "Мессер". Он оказался в прицеле, и я прошил его очередями из всех 4-х точек.

Поединок И-16 и Ме-109 в небе Испании.

Поединок республиканского И-16 и немецкого Bf-109B в небе Испании.  1937 год.

Вышел из атаки и снова начал карабкаться вверх, на помощь своим боевым товарищам. И тут в кабине что-то сильно затрещало. Я почувствовал запах серы и сразу понял, что это от разрывных пуль. Приборная доска была разбита. Руку и ногу сильно обожгло. Левая рука вообще соскользнула с ручки управления, онемела. В кабину хлынул бензин, забрызгал мне глаза, а очки у меня сорвало ещё при подходе к линии фронта, и я ничего не мог разглядеть.

Протёр глаза и кое - как увидел 3 "мошки". По тёмным шлемам определил, что это были испанские лётчики. Брызги бензина не давали мне возможности оглянуться. Снова начал слепнуть, в голове замутилось. Я пилотировал истребитель, ничего не видя, наугад. Снова протёр глаза, рядом было звено И-16. Ты подавал мне условный знак креном - перестроение на посадку, и я пошёл за вами, увидел аэродром..."

Фёдора Филиппченко довёл до аэродрома Ариас со своими ведомыми, Иосифа Хотелева - другие испанские лётчики. Все пилоты на И-16 смогли приземлиться. На самолёте Хотелева насчитали 85 пробоин, Герасимова - 62, Филиппченко - 17, Федосеева - 3 и Грицевца - 2. Из боя не вернулся 1 И-15. Республиканская сторона претендует на 1 Bf-109, сбитый советскими лётчиками, пилот которого, унтер-офицер Боер  ( Boer ), произвёл вынужденную посадку на своей территории.

Боеру по результатам боя была засчитана предположительная победа над И-15, другим немецким истребителям засчитали 2 подтверждённые и 1 неподтверждённую победы над И-16.

После лечения в госпитале, Филиппченко был отправлен в Советский Союз. 31 Декабря 1938 года ему присвоили звание Старшего лейтенанта. 23 Февраля 1939 года награждён орденом Красного Знамени.

Продолжал службу в Киевском военном округе. С Октября 1938 года по Июль 1939 года был начальником химической службы эскадрильи 28-го ИАП, затем до Августа 1940 года командовал 94-м Отдельным звеном связи.

С 15 Сентября по 15 Октября 1939 года участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

С Августа 1940 года до Июня 1941 года был заместителем командира эскадрильи и штурманом эскадрильи 12-го ИАП.

Участник Великой Отечественной войны с 22 Июня 1941 года. Воевал на Юго - Западном, Южном и Сталинградском фронте. По Июль 1942 года был командиром эскадрильи 13-го ИАП, затем до Апреля 1943 года командовал эскадрильей в 73-м Гвардейском ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7. 25 Марта 1943 года присвоено звание Капитана.

С Апреля по Июль 1943 года служил в Московском военном округе, командовал эскадрильей 22-го ЗАП 3-й ЗАБ. Затем был назначен командиром звена в 1-ю ПАД, и до конца войны в составе 20-го и 5-го ПАП перегонял американские самолёты по Ленд - Лизу с Аляски в Якутск.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденами Красного Знамени  ( 25.03.1943 ), Отечественной войны 1-й степени   ( 14.09.1945 ), Отечественной войны 2-й степени  ( 10.06.1944 ), медалями "За оборону Сталинграда"  ( 22.12.1942 ), "За победу над Германией"   ( 9.05.1945 ), "За победу над Японией"  ( 1945 ), "За боевые заслуги"   ( 6.11.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации на различных должностях. 31 Октября 1946 года ему присвоили звание Майора. С Декабря 1950 года по Ноябрь 1951 года был слушателем отделения подготовки командиров авиаполков Липецких Высших офицерских лётно - тактических курсов. 23 Декабря 1950 года ему было присвоено звание Подполковника, а 18 Октября 1958 года - звание Полковника.

За безупречную службу был награждён двумя орденами Красного Знамени   ( 9.03.1956 и 30.12.1956 ), орденом Красной Звезды  ( 17.05.1951 ), медалью "30 лет Советской Армии и Флота"  ( 22.02.1948 ).

30 Сентября 1960 года вышел в отставку в звании Полковника. Проживал в Ростове-на-Дону. Умер 24 Апреля 1992 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz