Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Фомин Николай Яковлевич

Н.Я.Фомин, 1936 год.

Родился в 1916 году в Нижнем Новгороде. В рядах Красной Армии с 1934 года. С Октября 1934 года по Ноябрь 1937 года учился в 9-й военной школе лётчиков в Харькове.

В звании Лейтенанта Николай Фомин служил младшим лётчиком 4-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 10 Июня по 26 Октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16. Выполнил 53 боевых вылета с общим налётом 80 часов. Проведя 27  ( по другим источникам - 25 )  воздушных боёв, лично сбил 1 вражеский самолёт.

Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ), получил звание Капитана.

В Сентябре 1939 года участвовал в походе частей Красной Армии в Западную Украину. Вот что пишет в своей книге "Воздушная война в Испании" С. В. Абросов:

"Едва закончились бои на Халкин - Голе, как уже 17 Сентября 1939 года части РККА вступили на территорию Польши. Памятуя печальный опыт первых воздушных боёв на Халкин - Голе, советское руководство привлекло для участия в этой операции лётчиков с боевым опытом, некоторые из которых были срочно вызваны из Монголии.

Двое из "испанцев", командир 12-го ИАП И. Зыканов и командир звена этого полка капитан Н. Фомин, во время этого конфликта пополнили свой боевой счёт сбитым 17 Сентября 1939 года в составе звена польским самолётом "Люблин Р-8".

Несколько иначе представляется этот эпизод в статье Алексея Степанова "ВВС РККА в польской компании 1939 года"  ( опубликована в журнале "История авиации", № 6 за 2000 год и № 1 за 2001 год ).

Самолёт Lublin VIII

Лёгкий бомбардировщик Lublin VIII.  Польские ВВС, осень 1939 года.

"Интересно описание лётчиком Зыкановым - командиром звена истребителей - эпизода воздушного боя над Польшей  ( вероятно, 17 или 18 Сентября ), которое было опубликовано в 1939 году в журнале "Самолёт":

"Вдруг мы заметили, что с аэродрома поднялся какой-то самолёт. По опознавательным знакам мы установили, что это польская машина. Эге, думаю, не вовремя, малый, ты поднялся. Когда я подошёл к нему метров на 50, он открыл по моему самолёту огонь. Я дал одну пулемётную очередь, вторую, третью. Польский самолёт задымился и быстро пошёл к земле. Продолжаю стрелять. Бомбардировщик противника врезался в землю. При посадке летнаб погиб, а лётчик - офицер побежал к лесу. Нет, не уйдёшь !  Дал по нему очередь и убил его".

На что хотелось бы обратить внимание: согласно рассказу самого Зыканова польский самолёт он сбил сам, никто ему в этом не помогал  ( хотя записать эту победу могли и на всё звено ). Ну, а сам факт расстрела на земле уцелевшего пилота... У меня лично это вызывает чувство глубокого отвращения к И. Зыканову. Чем он лучше тех немецких лётчиков, которые расстреливали наших пилотов, спускающихся на парашютах. Такие факты, согласно многочисленным воспоминаниям лётчиков, возмущали всех бойцов. А Зыканов, похоже, уверен что совершил подвиг... Вернёмся, однако, к герою данного очерка.

С 22 Июня 1941 года Н. Я. Фомин участвовал в Великой Отечественной войне. Командуя эскадрильей в 17-м ИАП, воевал на Юго - Западном фронте. Летал на И-16 и ЛаГГ-3.

К началу войны полк имел четырёхэскадрильный состав, на вооружении - 52 самолёта И-153 и И-16  ( в том числе 5 неисправных ). Перед началом войны базировался в Любитове  ( восточнее Ковеля ), в Мае перебазировался в Велицк  ( район станции Голобы )  на лагерный летний период.

С первого дня войны до 3 Июля 1941 года полк действовал на Юго - Западном фронте в составе 14-й смешанной авиационной дивизии.

Н.Я.Фомин.

В начале Июля выведен в состав 11-го ЗАП на переформирование. В конце Июля 1941 года получил в Ростове-на-Дону новые ЛаГГ-3, которые использовал до Декабря 1942 года.

В Августе 1941 года полк вернулся на Юго - Западный фронт. Лётчики прикрывали Днепровские переправы в районе Кременчуга.

28 Августа 1941 года полк введён в состав 16-й смешанной авиационной дивизии. В конце Августа - начале Сентября базировался на аэродромах Богодуховка, Веркиевка, Малая Девица и Володькова Девица, выполнял задания по прикрытию войск 5-й армии, железнодорожных узлов, Чернигова, а также сопровождал бомбардировщики 15-й смешанной авиадивизии, которые действовали в данном районе.

С Сентября 1941 года полк действовал в составе 63-й смешанной авиационной дивизии на Юго - Западном фронте.

Командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка Капитан Фомин Николай Яковлевич погиб 10 Ноября 1941 года в авиационной катастрофе. Похоронен в Воронеже.

*     *     *

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."
Часть информации и фотографии прислали родственники Н. Я. Фомина.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz