Глушенков Никифор Эммануилович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Глушенков Никифор Эммануилович

Глушенков Н.Э.

Родился в 1902 году в деревне Зубры Горецкого района Могилёвского уезда  ( ныне области )  в семье крестьянина. С 1921 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

В звании Капитана был инструктором по технике пилотирования 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

16 Августа 1936 года за успехи в боевой и политической подготовке, был награждён орденом "Знак Почёта".

Участник национально - освободительной войны в Испании с 26 Марта по 23 Августа 1938 года. Командовал 2-й эскадрильей И-16 , а затем группой истребителей И-16 на Левантском фронте.

Летом 1938 года там сложилась весьма трудная для республиканских войск обстановка. Танки врага рвались к Валенсии, беспрерывным атакам подвергался город Сегунто.

В этих условиях весьма малочисленной группе республиканских истребителей приходилось совершать до 70 самолёто - вылетов в день, отражая атаки фашистских бомбардировщиков. То и дело завязывались ожесточённые воздушные бои, в которых численный перевес всегда был на стороне врага. Однако наши лётчики, проявляя образцы воинского мастерства, мужества и отваги, сдерживали натиск врага. В те напряжённые дни, Глушенков летал достаточно много: совершил около 90 боевых вылетов  ( 102 часа боевого налёта ). Проведя 14 воздушных боёв, сбил лично и в паре 10 самолётов  ( 7 Fiat CR-32, 1 Ме-109 и 2 He-111 ), в том числе: 14 Июня 1938 года в паре с Н. У. Ливанским уничтожил бомбардировщик "Хейнкель-111".

В тот день республиканская авиация произвела 5 крупных вылетов на прикрытие районов Каспе, Онда, Нулес. В первом вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили 2 Bf-109, которые ушли. Во втором вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили бомбардировщиков, Bf-109 и "Фиаты". Лётчики последних  ( "Фиатов" было до 60 машин ), возможно, вспомнив старые обиды, когда немцы оставляли их в трудном положении, от участия в бою уклонились, предоставив Bf-109 возможность побывать в "шкуре" итальянских пилотов. К такому повороту событий немцы оказались не готовы. 1 Bf-109 и 1 бомбардировщик Не-111 были сбиты и упали горящими.

Сбитым истребителем оказался немецкий лётчик Прибе  ( это был его 140-й боевой вылет )  - от точного огня пилота И-15 он получил серьёзное ранение, с трудом пересёк линию фронта и произвёл вынужденную посадку. Немецкий пилот Е. Кулльманн  ( E. Kuhlmann )  сбил в этом бою И-15, лётчик - испанец погиб.

23 Февраля 1939 года в центральных газетах был опубликован следующий Указ:

"За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи в боевой; политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче - Крестьянской Красной Армии, наградить командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров, красноармейцев, рабочих и служащих:.."

Среди прочих других людей, награждённых орденом Ленина, был и Капитан Глушенков Никифор Эммануилович.

А спустя всего 15 месяцев, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 7 Мая 1940 года, Глушенкову было присвоено воинское звание уже Генерала - майора авиации !

В этом же году он был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа  ( в Августе 1941 года был преобразован в Закавказский фронт ).

В годы Великой Отечественной войны он командовал различными авиационными соединениями. По состоянию на Декабрь 1941 года был командующим ВВС Закавказского фронта. В 1942 году снят с должности как не справляющийся с обязанностими. Однако, на начало 1943 года вновь занял эту же самую должность.

Иногда и сам поднимался в небо, чтобы вновь, как и несколько лет назад, сразиться с врагом. Об одном из таких поединков, происходившем в Марте 1943 года, рассказывала газета "Советская Кубань":

"Командующему ВВС Закавказского фронта Генерал - лейтенанту авиации Н. Глушенкову как - то доложили о том, что над аэродромом под Туапсе немецкий лётчик сбросил вымпел с запиской. Из её текста, написанного по - русски, стало ясно, немец вызывает любого нашего пилота сразиться один на один в воздушной схватке. Указывалось в ней время и место встречи - утро следующего дня над Туапсе.

- Наверняка провокация, - сделал вывод начальник штаба ВВС фронта Генерал - майор С. Лаврик. - Уверен, как только наш истребитель появится в назначенном районе, на него сразу накинется десяток "Мессеров"...

Командующий на минуту задумался и, как бы рассуждая, произнёс:

- На такой случай мы тоже можем держать наготове свои истребители. А вот отказаться от поединка - значит дать немецкой пропаганде лишний повод для злословия.

- И то верно, - согласился начальник штаба. - Но кто полетит ?

- Думаю, желающих сразиться с врагом будет предостаточно. Один кандидат уже есть. Вы, Семён Андреевич, надеюсь не забыли, что в 1936 году я окончил школу высшего пилотажа.

- Вы хотите лететь сами ?!   Но это невозможно, - возразил Лаврик. - Как командующий, Вы не имеете права рисковать собой. И потом, вдруг - поражение ?

- А вот на это я действительно не имею права, - сказал в ответ Никифор Иммануилович. - Немцы уверены в том, что мы не примем брошенный вызов. Их лётчик наверняка будет преспокойно кувыркаться в небе, как бы демонстрируя своё превосходство вот, мол, я здесь, как и обещал, а где же ваш ас ?

- Прикажите готовить самолёт, товарищ командующий ?

- Готовьте...

"Мессер" появился в небе над Туапсе точно в назначенное время. Не заставил себя долго ждать и его противник. Стремительная атака Глушенкова со стороны солнца явилась для немца полной неожиданностью: он не успел произвести в ответ ни одного выстрела. Ме-109 задымил. Пытаясь уйти от преследования и одновременно сбить пламя, немецкий пилот отчаянно бросал машину то вверх, то вниз, выделывая каскад фигур высшего пилотажа. Но наш истребитель всё это время "сидел" у него на хвосте. В конце концов немец, осознав бесперспективность своих попыток, выбросился из горящего самолёта с парашютом.

Поединок двух асов...

Пленного лётчика, на мундире которого красовался Железный Крест, доставили в землянку командующего, куда вскоре прибыл и сам Глушенков. Немецкий ас вытянулся в струнку и через переводчика спросил:

- Господин Генерал, я хотел бы увидеть лётчика, сбившего мой самолёт !

- Он перед вами, - произнёс переводчик.

- Как ?!   Генерал ?!   Но откуда такая практика ведения воздушного боя ?   Я не смог сбросить вас с хвоста, как не старался !

- Испания, - коротко ответил командующий".

Как выяснилось в ходе допроса, проведением поединка один на один с нашим лётчиком немцами предусматривалось поднять моральный дух своих пилотов: враг нисколько не сомневался в успехе спланированной акции. Но вышло всё наоборот...

Глушенков Н.Э.

За боевые отличия Н. Э. Глушенков был награждён орденом Красного Знамени  ( 8.02.1943 ), медалями, в том числе "За оборону Кавказа"   ( 1.05.1944 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"   ( 9.05.1945 ).

После окончания войны Никифор Эммануилович ещё долго продолжал служить в ВВС на командных должностях. В 1946 - 1952 годах Генерал - лейтенант авиации Н. Э. Глушенков занимал пост Командующего ВВС Сибирского Военного округа.

После выхода в запас, в Марте 1954 года Н. Э. Глушенков был назначен начальником военной кафедры РГГМУ  ( Российский государственный гидрометеорологический университет )  и оставался им до 1958 года.

Проживал в Ленинграде  ( ныне Санкт-Петербург ). Умер 5 Января 1960 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz