Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
медаль Герой Советского СоюзаЗвезда Героя Советского Союза

Грицевец Сергей Иванович

С.И.Грицевец

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина деревни Боровцы Новогрудского района, родился 19 Июля 1909 года. После окончания в 1925 году семилетней школы работал чернорабочим на станции Шумиха, а затем слесарем на механическом заводе в Златоусте. С 1931 года в Красной Армии.

В 1932 году по комсомольской путёвке прибыл в Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в 1934 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем и служил в Киевском, Ленинградском и Забайкальском военных округах. В 1936 году Старший лейтенант Грицевец приехал в Одессу, где окончил курс воздушного боя и высшего пилотажа. Затем случил в авиационных частях.

10 Июнz 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1 : 5, он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

14 Августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец выполнил 115 боевых вылетов. Проведя 57  ( по другим источникам - 24 )  воздушных боёв, уничтожил 30 самолётов противника  ( 6 лично и 24 в группе ). Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими CR-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как !   На "Ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7  ( семь ! ) фашистских самолётов   ( из них 5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьёзно повреждена".

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости".

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней Августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.

18 Августа 1938 года - в день Воздушного Флота, он сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

И-16 Республиканских ВВС

Истребитель И-16 Республиканских ВВС, Испания, 1937 - 1938 гг.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 Октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта  ( все лётчики спаслись на парашютах ).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в Июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

С.И.Грицевец

22 Февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, Старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания "Капитан" Сергей Грицевец никогда не имел: из Старшего лейтенанта он стал сразу Майором...

В полную силу талант этого замечательного лётчика проявился и в небе Халкин - Гола летом 1939 года. Там Сергей летал сначала на И-16, а затем командовал отдельной группой новейших истребителей И-153. В воздушных боях лично сбил 12 японских самолётов.

26 Июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 25 самолётов, в то время как наши только 2.

В этом бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка Майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. За победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй Золотой Звездой Героя Советского Союза   ( Указ от 29 Августа 1939 года ).

Сергей Грицевец в кабине своего самолёта. Халкин - Гол, лето 1939 г.

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он - Только одна секунда !"

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы !

Сергей Иванович Грицевец погиб в авиационной катастрофе 16 Сентября 1939 года, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель. За время службы был награждён орденами Ленина ( дважды ) и Красного Знамени  ( дважды ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть". На месте его гибели, в деревне Болбасово Оршанского района Витебской области, установлен памятник. Бронзовый бюст Героя установлен в городе Барановичи, а мемориальная доска - в Минске.




Дополнительная информация о С. И. Грицевце.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz