Петр Иванович Хара - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Хара Пётр Иванович

Хара П.И.

Родился 15 Мая 1908 года в селе Старомлиновка Старо - Кермеченского   ( ныне Великоновосилковского )  района Донецкой области в крестьянской семье. Окончил 7 классов в 1927 году и сельхоз профшколу в 1930 году. Поступил в Московский институт овцеводства, но после окончания 1-го курса был 26 Мая 1931 года призван в ряды Красной Армии. По Август 1932 года учился в 1-й военной школе пилотов   ( в городе Каче). Служил в Белорусском военном округе, сначала, до Января 1935 года был пилотом 4-й ИАЭ, затем был старшим лётчиком и командиром звена в 107-й ИАЭ 83-й ИАБ.

В 1935 году П. И. Хара совершил первый подвиг - посадил самолёт без выпущенных шасси, за что Нарком обороны СССР подарил ему именные золотые часы с надписью: "Храброму лётчику от Наркома обороны К. Е. Ворошилова".

"Подразделение возвращалось из перелёта. Впереди виднелось ровное поле аэродрома. Вскоре самолёты снизились и сделали круг. Внизу их ждало приветливое белое "Т". С головной машины командира был подан сигнал:

- Выпустить шасси !

Выполняя приказ, лётчик т. Хара привёл в действие механизмы. Но приборы показали, что шасси неисправно. Правая его нога прочно сидела в своём гнезде и не повиновалась руке лётчика. Следуя указаниям инструкции, т. Хара испробовал все способы. Отстегнув ремни, и не бросая управления, он погрузился в кабину, отыскивая неисправность, настойчиво проверяя механизмы. Практика слепого полёта помогала - не видя земли, он удерживал самолёт в нормальном положении. Однако неисправность не обнаруживалась. Видимо, он была там, куда не имел доступа лётчик...

Между тем подразделение приземлилось, лётчики покинули кабины, и все находившиеся на аэродроме люди с волнением наблюдали за одиноким самолётом.

Вскоре в воздух поднялась другая машина. Это был командир подразделения. Приблизившись, он дал сигнал сделать ряд фигур высшего пилотажа. Хара вводил самолёт в бочки, резко пилотировал, неожиданно выравнивая машину, но всё это не давало результата - правая нога шасси не выбрасывалась...

Какой же исход ?   Достав записную книжку, он написал на первой же попавшейся страничке: "Правая нога заела, буду садиться без шасси".

Он был уверен в благополучном исходе, но посадка без шасси далеко не обычная вещь, и записка могла потом объяснить многое.

Тут к нему вторично подлетел командир подразделения. Он вёз приказ командования части, прибывшего на аэродром. Хара принял приказ:

- Сделать 6 "бочек", и, если не поможет, выключить мотор, убрать левую ногу и садиться без шасси на вспаханную почву.

Приказ вдохнул новые силы. Значит, командование в нём уверено. Значит, намеченное им ранее решение правильно !

Набрав высоту, Хара выключил мотор, перекрыл пожарный кран, плотно подобрал левую ногу шасси. Оглушительный рёв мотора сменился однообразным свистом ветра. Машина шла вниз. Навстречу бил сильный поток воздуха, и винт продолжал вращаться, что грозило аварией. Пришлось держать минимальную скорость, самолёт почти парашютировал и неудержимо скользил к земле. Земля надвигалась всей своей громадой. Исход дела решали секунды. Нужно было нацелиться на узкую полоску пахоты, умело встретить землю и сохранить машину. И Хара хладнокровно распорядился секундами. Несмотря на то, что идущая на минимальной скорости машина грозила свалиться то в ту, то в другую сторону, несмотря на то, что до земли оставалось каких - нибудь 25 метров, он действовал хладнокровно и умело...

А между тем все внимание аэродрома было приковано к снижавшемуся самолёту. Машина шла с большим "промазом". Или в ангар или в здание грозила она врезаться со всей своей страшной силой !   Однако, как стало ясно потом, расчёт был сделан верно. Недалеко от места посадски самолёт произвёл смелые скольжения на крыло, взволновавшие всех присутствующих, и под минимальным углом мягко коснулся костылём земли. 25 метров бороздил костыль пахоту, пока мягко, постепенно, как планер, не припала грудью к земле безногая машина.

Со всех концов бежали к месту посадки люди. Бежали туда, где из совершенно невредимого, распластанного на земле самолёта вылезал радостный человек.

Желание выполнить во что бы то ни стало приказ командира, высокое личное мужество и отличная лётная подготовка, подлинно большевистская, героическая забота о дорого стоящей боевой технике позволили товарищу Хара совершить этот замечательный подвиг. Было это 10 Ноября...

- Я был абсолютно спокоен и уверен в успехе, - говорит т. Хара. - Я имею около 1000 посадок, и ни разу у меня не было аварии.

Вся часть гордится героическим подвигом т. Хара, ещё раз показавшим отвагу и лётное мастерство наших гордых соколов..."

( Из газеты "Красная Звезда", 16.11.1935 г. )

14 Марта 1936 года П. И. Хара получил звание Лейтенанта.

С Ноября 1936 года по 26 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16, часто делал 5 - 6 вылетов, принимал участие в сопровождении бомбардировщиков.

Декабря 1936 года истребители республиканских ВВС весь день прикрывали Мадрид и вели разведку. Однако надёжно прикрыть город не получилось. В 14:00 противник впервые предпринял налёт на столицу одновременно всеми имеющимися на этом участке самолётами: 27 "Юнкерсов", 3 "Капрони" и 40 истребителей. Навстречу взлетели все боеготовые истребители - 13 И-15 и 12 И-16. Что произошло дальше, описал Е. Ерлыкин:

"Однажды нас вызвали, И-16. Идёт, как на параде группа по 4 самолёта - 32 "Юнкерса" и "Капрони" большим кирпичом. Рычагов вёл группу, и я шёл сзади. Мы увидели, что такая большая группа идёт, никогда такой не видели, и никто не стал её атаковать. Они аккуратно над самым Мадридом развернулись и ушли. Вид такой большой группы привёл в смущение. Все знали, что они хорошо вооружены, их сопровождали, это на всех подействовало. Рычагов отказался от атаки, я отказался, Ковалевский отказался".

Франкисты сбросили бомбы на северо - западную часть города, пострадало мирное население. По дневнику боевых действий, преследование уходящего противника продолжалось на протяжении 30 км, но противнику потерь нанесено не было. Тем не менее, по журналу группы И-16, П. Хара был засчитан сбитым 1 Ju-52.

12 Февраля 1937 года произошёл крупный воздушный бой. 18 И-16   ( и, вероятно, 4 И-15 ), в 10:30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили 3 "Юнкерса-52" и 16 "Хейнкелей-51". По отчётам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju-52  ( или "Савойя" )  и 16 - 30 Не-51  ( или "Фатов" ). После атаки "Юнкерсов" строй наших истребителей рассыпался, и началась "собачья схватка" с "Хейнкелями". О характере этого боя говорит замечание лётчика "С", который вышел через некоторое время из этой карусели, "чтобы опомниться". Как оказалось, сделал он это весьма вовремя. Со стороны он заметил 2 "Хейнкеля", атакующих одиночный И-16. Лётчик "С" вместе с ещё одним товарищем, появившимся откуда-то сбоку, вышедшим, видимо, из боя по аналогичной причине, парой атаковали ближайший "Хейнкель". Истребитель противника был сбит.

Всего в этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито 5 "Хейнкелей"  ( 3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов ), 2 лётчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Согласно журналу группы И-16, было сбито 7 истребителей. Победы одержали: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников в паре с Н. Виноградовым и звено А. Морозова.

16 Февраля 1937 года группы республиканских СБ совершили 9 боевых вылетов. Звено И-16 летало на разведку, 2 раза поднимались на перехват истребители. Во 2-м вылете произошел бой с группой в 10 - 11 "Юнкерсов", прикрытых 32 истребителями. Без потерь со стороны республиканцев были сбиты 2 "Юнкерса" и 2 "Фиата".

Сначала истребители обрушились на бомбардировщики, но строй "Юнкерсов" не разрушился. Только после второй атаки, проведённой 9 И-16 из отряда Сергея Денисова, 1 "Юнкерс" загорелся и ещё 1 подбитый пошёл со снижением и вскоре упал.

Этот самолёт пилотировал франкистский капитан Хосе Кальдерой Катселу  ( Jose Calderon Catzelu ). Сам он погиб, но 4 членов его экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Другой "Юнкерс" упал на территории националистов.

Победы над истребителями противника одержали звено П. Хара и звено А. Морозова.

18 Февраля 1937 года ознаменовалось двумя воздушными боями над Мадридом, в одном из которых "правительственные истребители впервые понесли такие большие потери".

В 11:00 39 республиканских истребителей начали бой с 6 "Юнкерсами" и 50 истребителями. В результате республиканская сторона потеряла сбитыми 4 самолёта: 1 И-16 и 3 И-15. Филипп Замашанский был тяжело ранен и, пытаясь совершить посадку вне аэродрома, разбился на И-16. Самолёт Петра Угроватова, получив повреждения, загорелся. Лётчик, несмотря на ранение и ожоги, смог благополучно спастись на парашюте. В этом же бою погиб американский пилот Бен Лейдер. Подробности его гибели неизвестны, но, по воспоминаниям И. И. Кравченко, в этот день был сбит американец "Арнольд", который выпрыгнул с парашютом и пропал без вести. Скорее всего это и был Бен Лейдер, которого, поскольку он выпрыгнул над территорией противника, по печальной традиции записали в погибшие. Последний сбитый республиканский самолёт пилотировал также гражданин США, который был ранен. Кто это был - сказать сложно, иностранные источники приводят разные фамилии.

Противник в этом бою, как указывается в документах, применил "новую" тактику: 30 истребителей вступили в бой, а остальные, находясь выше, немедленно "пикировали, сбивали или наносили много пробоин" всякий раз, когда какой - нибудь республиканский самолёт откалывался от общей массы дравшихся.

В этом бою, по отечественным данным, было "сбито 6 самолётов мятежников" и много подбито. Среди пилотов И-16 на победы претендуют К. Дубков, А. Тарасов, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов и в паре - П. Хара и А. Минаев.

Всего за время пребывания в Испании Пётр Иванович Хара совершил 250 боевых вылетов. По состоянию на 18 Февраля 1937 года сбил 3 вражеских самолёта лично и 2 в группе с товарищами, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
104.12.19361 Ju-52Мадрид-
212.02.19371 Не-51Мадрид( лично )
316.02.19371 Fiat-32Харама( в составе звена )
418.02.19371 Fiat-32Мадрид( в паре с А. В. Минаевым )

По другим данным сбил 16 самолётов  ( 5 лично и 11 - в группе ).

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2.01.1937 и 4.07.1937 ).

8 Августа 1937 года ему присвоили звание Капитана. 23 Февраля 1938 года награждён медалью "XX лет РККА".

После возвращения из Испании командовал отрядом 107-й ИАЭ до Мая 1938 года. Затем, до Октября 1938 года был помощником командира полка, и до Августа 1939 года был инспектором по технике пилотирования бригады.

4 Сентября 1939 года ему было присвоено звание Майора. В этом же месяце был назначен командиром 21-го ИАП. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Белоруссию.

16 Сентября 1939 года стал виновником авиакатастрофы, в которой погиб дважды Герой Советского Союза С. И. Грицевец. В тот день, в 19:07, на аэродром Балбасово вылетело 3 истребителя. А в 19:50 два приземлявшихся самолёта   ( пилотируемые С. Грицевцом и П. Хара )  столкнулись на аэродроме. Эта катастрофа произошла исключительно по вине Капитана П. Хара. Ему посчастливилось уцелеть, а Грицевец погиб. В результате этого происшествия, Хара был снят с должности командира полка.

До Апреля 1940 года был инспектором по технике пилотирования 60-го ИАП. На той же должности служил в 87-м ИАП Киевского военного округа до Октября 1940 года.

Затем был ререведён в Средне - Азиатский военный округ в 167-й ИАП. С Октября 1940 года по Февраль 1941 года командовал эскадрильей, затем до Августа 1941 года был помощником командира полка, после чего был назначен командиром 352-го ИАП.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В Мае 1943 года находился на боевой стажировке. 30 Октября 1943 года получил звание Подполковника.

В начале 1944 года 352-й авиационный полк под его командованием произвёл перелёт в зону боевых действий 1-го Белорусского фронта, где вошёл в состав 273-й Гомельской истребительной авиадивизии. С 28 Марта 1944 года по 9 Мая 1945 года воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронте. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в боях за Германию, в том числе за Берлин.

В Июле 1944 года за успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии 352-й авиаполк получил почётное наименование "Минский". За отличия в боях за овладение городом Иновроцлав указом Президиума Верховного Совета СССР 352-й авиаполк был награждён орденом Суворова 3-й степени.

За участие в Великой Отечественной войне П. И. Хара награждён орденами: Красного Знамени  ( 1945 ), Александра Невского  ( 1944 ); медалями "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"   ( 9.05.1945 ), "За освобождение Варшавы"  ( 9.06.1945 ), "За взятие Берлина"   ( 9.06.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации. 5 Июля 1946 года вышел в отставку в звании Подполковника. Проживал в Киеве. Умер 17 Ноября 1967 года. Похоронен на Лукьяновском воинском кладбище. Его личные документы, фотографии, награды экспонируются в мемориальном комплексе - "Украинском госмузее истории ВОВ" в Киеве.



Судьба двух Майоров.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz