Коробков Павел Терентьевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Коробков Павел Терентьевич

П.Т.Коробков.

Он родился 5 Октября 1909 года в деревне Липник Суджанского района Курской области, в семье крестьянина. Окончил семилетку. В 1933 году Павел Коробков окончил Луганскую военную школу лётчиков им. Пролетариата Донбасса. Служил в 8-й школе пилотов Киевского военного округа. 5 раз подавал рапорт с просьбой отправить в Испанию.

С 10 Июня по 26 Октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Совершил 80 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника.

Однажды группа советских истребителей И-16, в которой находился и "камарадо Павлито", встретилась над городом Валенсией с итальянскими "Фиатами". Завязался бой. Коробков, выбрав ближний самолёт врага, направился к нему, поймал в прицел и нажал на гашетку. "Фиат" загорелся. В этот миг на советского лётчика ринулись 2 неприятельских истребителя, взяв его в клещи. На помощь Коробкову подоспел Сергей Грицевец, и они вдвоём расправились с обоими "Фиатами". На аэродроме его встретили восторженно. С земли наблюдали бой и восхищались его отважными, точными действиями. Техник - испанец, обняв Коробкова и прокричав по - русски: "Молодец !", потащил его к самолёту:

- Камарадо Павлито, идём посмотрим твой авион.

На козырьке кабины, на плоскостях и фюзеляже они насчитали 15 пробоин...

22 Февраля 1939 года Капитан П. Т. Коробков был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему вручили медаль "Золотая Звезда" № 119.

2 Июня 1939 года в составе группы лётчиков, имеющих боевой опыт, прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол.

Командовал эскадрильей 70-го истребительного авиаполка. Совершил 109 боевых вылетов, провёл 13 воздушных боёв. Эскадрилья под его командованием сбила 15 самолётов. Награждён орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 г. ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 г. ).

Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию и Советско - Финляндской войне.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал 12-м истребительным авиаполком, который базировался на аэродроме Богушев, близ города Станислав. По состоянию на 22 Июня 1941 года полк имел на вооружении 66 самолётов И-16 и И-153 ( в том числе 3 неисправных ).

В первый день войны лётчики 12-го ИАП сбили 10 самолётов противника, 2 из которых были на счету командира полка Коробкова.

26 Декабря 1941 года 12-й ИАП был переименован в 486-й ИАП ( Впоследствии - 486-й истребительный авиационный орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк.

За первые 10 месяцев войны лётчики полка совершили около 1000 боевых вылетов, уничтожили 95 самолётов противника. Сам командир полка 50 раз поднимался в небо, принимая участие в воздушных боях.

Весной 1942 года полк Коробкова участвовал в ожесточённых боях в Крыму.

11 Марта 1943 года Подполковник П. Т. Коробков был назначен командиром 265-й истребительной авиадивизии ( 291-й, 402-й и 812-й ИАП ), которая вошла в состав 3-го истребительного авиакорпуса РВГК. Вспоминает Маршал авиации Е. Я. Савицкий:

"Я вышел из кабинета командующего, стараясь осмыслить только что услышанное: "Вы назначены командиром истребительного авиакорпуса... В вашем распоряжении 200 боевых машин... Корпус как мощный Резерв Верховного Главнокомандования будет использоваться для борьбы за господство в воздухе, изменения соотношений сил в нашу пользу...

Корпус должны были составить 2 дивизии - по 3 полка в каждой [ Примечание: Кроме 265-й иад в состав корпуса вошла 278-я ИАД ( впоследствии 278-я истребительная авиационная Сибирско - Сталинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия ) в составе 15-го, 43-го и 274-го ИАП ].

Комдивов в штабе ВВС мне представили как опытных лётчиков и руководителей коллективов. А вскоре познакомили и с начальником моего будущего штаба. Вместе мы носились по кабинетам управления формирования и укомплектования ВВС, подмосковным аэродромам, вместе уговаривали управленцев подбросить 3-му истребительному полки, имевшие боевой опыт. К сожалению, Генерал А. В. Никитин, ведавший вопросами формирования, лишь широко разводил руками и вопрошал:

- Где я на всех напасусь с боевым - то опытом ?..

Но всё - таки мою просьбу, чему я, признаться, был чрезвычайно рад, выполнить он согласился. Алексей Васильевич, выделив нашему корпусу несколько полков из внутренних округов, один полк - 812-й истребительный - разрешил взять с Дальнего Востока, полк, входивший в дивизию, которой я командовал до войны. Лётчики этого полка в совершенстве владели боевой техникой - летали не только днём, но и ночью, мастерски пилотировали, точно стреляли. А что для истребителя ещё надо?..

Я продолжал знакомство с командирами полков - с каждым из них слетал на воздушный бой, проверил технику пилотирования, потом очередь дошла до командиров эскадрилий - всеми остался доволен.

Наш резервный корпус направляли на Воронежский фронт. Предполагалось, что мы будем в распоряжении командующего 17-й Воздушной армии, и один полк уже успел перелететь в район Обояни. Вдруг телефонный звонок генерала Никитина:

- Перебазирование корпуса прекратить. Вам немедленно прибыть в штаб ВВС. На Кубани, в районе Новороссийска и станицы Крымской, очень тяжёлая обстановка. Фашисты сосредоточили там 4-й воздушный флот, эскадры "Мельдерс", "Удет", "Зелёное сердце". Решением Ставки ваш корпус и перебрасываем на Кубань.

- Когда ?

- Немедленно !  Генерал Судец получил указание лидировать ваши истребители на "Пешках".

Немцы в соединениях своего 4-го воздушного флота сосредоточили около 1000 самолётов. У нас в составе 4-й и 5-й Воздушных армий насчитывалось 450 боевых машин. Кроме того, с нашей стороны привлекалась авиация Черноморского флота, одна дивизия авиации дальнего действия. И вот из Резерва Ставки на Северо - Кавказский фронт направляют 2-й бомбардировочный авиакорпус, 2-й смешанный авиакорпус, 282-ю истребительную авиадивизию и мой 3-й истребительный авиационный корпус.

Таким образом, соотношение сил в воздухе было примерно равным. Немцы, правда, превосходили нас в бомбардировщиках, но мы обходили их в истребителях. И завоевать господство в воздухе, надёжно прикрыть сухопутные войска, бомбардировочными и штурмовыми ударами уничтожать живую силу и артиллерию противника, содействуя наступлению 56-й армии, помогать нашим десантным частям юго - западнее Новороссийска - такая задача ставилась нашей авиации на северо - кавказском направлении.

- А будет ли время для ввода в бой моих лётчиков ? - спросил я Никитина. - Боевого - то опыта нет ни у кого...

Алексей Васильевич посмотрел на меня, не то, сожалея, не то, сочувствуя, и ответил:

- Думаю, что не будет".

18 Апреля 1943 года корпус был переброшен на Северо - Кавказский фронт и вошёл в оперативное подчинение 4-й Воздушной армии.

С 20 Апреля 1943 года дивизия П. Т. Коробкова сражалась в самом пекле над Мысхако.

В своих мемуарах Маршал авиации Е. Я. Савицкий лишь вскользь касается боёв над Кубанью, в которых лётчики 3-го ИАК получили боевое крещение. А начались они весьма неудачно. Рассказывает писатель В. П. Тимофеев:

"О том, сколь важна предфронтовая подготовка даже лётчиков высокого профессионального уровня, особенно ясно показали действия на Кубани 3-го истребительного авиакорпуса под командованием Генерала Е. Я. Савицкого... Честную книгу о тех и последующих боях "В небе Украины ведомые "Дракона" ( Черкассы, 1997 г. ) написал Герой Советского Союза И. В. Фёдоров. Он приезжал в Центральный архив Министерства обороны, его рукопись не черкали цензоры...

И.В.Фёдоров

Примечание: Фёдоров Иван Васильевич ( 1920 - 2000 гг. ) Герой Советского Союза ( 26.10.1944 г. ), Генерал - Майор авиации. В 1941 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиашколу. Участвовал в Великой Отечественной войне с Апреля 1943 года. Был командиром эскадрильи 812-го ИАП. Совершил 416 боевых вылетов, в том числе - 180 на разведку и 84 на штурмовку. Провёл 106 воздушных боёв, сбил 36 самолётов лично ( 1 - тараном ) и 1 в группе, 9 самолётов уничтожил на аэродромах. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1978 года - в запасе.


В первый же день, 20 Апреля, 265-я, одна из двух дивизий корпуса, потеряла погибшими 10 лётчиков, в том числе командира одного из полков !   Ещё 2 произвели вынужденную посадку, 1 спасся на парашюте.

Молодые лётчики, рвавшиеся на фронт с Дальнего Востока, имели большой налёт часов ( хотя и на устаревших самолётах ), хорошую огневую подготовку. Их появление над Малой землёй действительно изменило обстановку в нашу пользу. Как пишет И. В. Федоров:

"Вечером вспоминали каждого: их внешний облик, характер, малейшие детали совместной учёбы и службы. Их влюблённость в профессию лётчика - истребителя, единственный и последний проведённый ими воздушный бой с противником - это целая героическая жизнь и уход в бессмертие".

Другой лётчик того же 812-го полка Герой Советского Союза А. Т. Тищенко в книге "Ведомые "Дракона" ( М., 1966 г. ) вспоминал подготовку истребителей в 1941 - 1942 годах:

А.Т.Тищенко.

Примечание: Тищенко Александр Трофимович ( 1919 - 1983 ). Герой Советского Союза ( 15.05.1946 г.), Полковник. В 1939 году окончил 8-ю Одесскую военную школу пилотов им. Полины Осипенко. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года. Был штурманом 812-го ИАП 265-й ИАД. Совершил 351 боевой вылет, провёл 83 воздушных боя, сбил 16 самолётов лично и 1 в группе. В 1952 года окончил Военно - Воздушную академию. С 1960 года - в запасе.


"Фронтовой опыт доходил в неискажённом виде не через различные служебные информации и статьи в прессе, а из редких рассказов лётчиков, побывавших в бою... В боях пришлось самим переучиваться на скоростные атаки с малой дистанции".

В начале 1943 года командир 265-й дивизии П. Т. Коробков сказал дальневосточникам, что "и времени, и бензина мало... посоветовались с вашим командованием и решили: дать вам по 2 - 3 полёта вывозных на учебном самолёте; отработать технику пилотирования и стрельбы на боевом самолёте, на этом всё". Комдив был из той группы "испанцев" - Героев Советского Союза, которые ничем себя не проявили в Великой войне. После Кубани он был переведён в инспекцию ВВС.

За 9 дней битвы дивизия потеряла один полк из трёх. К 10 Мая в полках насчитывалось всего 22 боеспособных экипажа... Как пишет А. Т. Тищенко: "На первых порах вся наша боевая деятельность зависела от воли начальников штабов, которые сами не летали. Они определяли не только районы, но также высоты и скорости барражирования истребителей. И, конечно, "навели порядок". Каждый день мы летали по одним и тем же маршрутам, на одних и тех же скоростях и высотах. Фашисты не замедлили воспользоваться шаблоном в наших действиях..."

И. В. Федоров вспоминает, как каждый лётчик стремился атаковать, забывая о боевом порядке группы и даже пары. Вспоминает и такой приказ из штаба дивизии - летать во время боевых действий в сомкнутом порядке, на малой скорости и заданной высоте: "Всё это, как нам разъясняли, вдохновляет защитников Малой земли. Высокому командованию это нравилось: так сказать, психологический фактор для наземных войск - небо закрыто краснозвёздными истребителями. И только в конце боёв на Кубани, понеся большие неоправданные потери, мы освоили знаменитую "Кубанскую этажерку"...

Комкора Е. Я. Савицкого лётчики на Кубани помнят расстроенным и мрачным. Даже начало предвещало недоброе. 17 Апреля лидер Пе-2 по преступной ошибке привёл одну из эскадрилий корпуса вместо Ростова - на - Дону в занятый немцами Таганрог. Пока это заметили, за командиром приземлилось 2 лётчика. Ещё двоих сбили зенитки. 5 потерянных машин на пути к фронту !  На трофейных "Яках" немцы потом неоднократно атаковали наши самолёты, в первую очередь "Аэрокобры" и "Спитфайры".

Трофейный Як-1Б

Як-1Б из состава 3-го ИАК захваченный немцами, лето 1943 года.

Возвращаясь к боевым действиям 3-го истребительного авиакорпуса, следует сказать, что у лётного состава Савицкий имел авторитет, поскольку сам ( наверно, это единственный пример среди командиров - истребителей такого ранга ) принимал участие в боевых вылетах. Ожидали от боёв, конечно, совершенно другого. 32-летний Генерал принял корпус из хороших лётчиков на новых "Яках" с задачей - добиться господства в воздухе. Перед вылетом на Кубань молодого комкора принял лично И. В. Сталин...

Как пишет И. В. Федоров, 46 лётчиков 265-й дивизии погибли, 17 лечили раны в госпиталях, остальные, получив заслуженные ордена, в начале Июня были выведены на отдых в Липецк "после такого кошмара, каким представлялось нам теперь всё происходившее на Кубани".

23 Мая 1943 года П. Т. Коробкову было присвоено воинское звание Полковник. С 27 Июня 1943 года по 21 Июня 1944 года он командовал 320-й ИАД ПВО ( 652-й, 785-й, 862-й, 963-й ИАП ). Затем был старшим инспектором Лётной инспекции ВВС.

В годы Великой Отечественной войны Полковник П. Т. Коробков воевал на Южном и Юго - Западном фронтах, в Крыму, под Сталинградом, на 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Свой боевой путь завершил в поверженном Берлине.

Всего за 4 войны он сбил 14 самолётов противника.

Вспоминает Генерал - Майор авиации П. Т. Коробков:

"Вот взять мою семейную жизнь, только женился - началась война в Испании. Надел гражданский костюм - и "В далёкий край товарищ улетает". Дрался там, а жена здесь переживала. Вернулся домой, пожил как во сне - и отправился на Халхин - Гол. Прилетел с Востока - война с белофиннами. После финской надеялся пожить спокойно. И тут на тебе: не прошло и 2-х лет, как снова грянула война. Чуть семью не потерял. Теперь живём вместе, но не проходит года, чтобы я месяца на 3 - 4 в командировку не улетел... Я не жалуюсь, нет, другой жизни и не мыслю себе".

После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 года окончил Военную академию Генерального штаба. Затем был начальником Высших академических курсов ПВО. С 1960 года - в запасе. Жил в Калинине. Много лет работал в Комитете содействия при Новопромышленном райвоенкомате, а затем руководил секцией ветеранов войны Центрального района города Калинина. Умер 12 Апреля 1978 года.



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz