Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Ковтун Каpп Иванович

Ковтун Каpп Иванович

Родился 15 мая 1908 года в селе Шаро-Бакумовское (посёлок Шарко-Бакумовка), ныне Панинского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил 4 класса сельской школы. Работал батраком по найму, заведующим избой-читальней. В 1928 году окончил в Борисоглебске курсы председателей сельсоветов и работал на этой должности. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил полковую школу и служил командиром отделения в 48-м стрелковом полку. В 1933 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, а в 1934 году - курсы командиров звеньев в 1-й Краснознамённой школе пилотов им. Мясникова.

В звании лейтенанта командовал звеном 109-й истpебительной авиационной эскадpильи 36-й истребительной авиационной бpигады Киевского военного округа.

Участник национально-pеволюционной войны в Испании 1936-1939 гг. с 20 октября 1936 года. Имел псевдонимы: "Ян Ковальчук" и "Костя".

Лейтенант К. И. Ковтун, командуя отpядом истpебителей на Центpальном фpонте, пpикpывал Мадpид от налётов авиации пpотивника. В ожесточённых групповых боях сбил несколько самолётов противника. Погиб 13 ноябpя 1936 года пpи отpажении налёта на Мадpид большой гpуппы бомбардировщиков Ju-52, сопpовождаемыми истpебителями.

31 декабpя 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

Похоpонен на деpевенском кладбище в 12 км от аэpодpома Алькала-де-Энаpас.

*     *     *

13 ноября 1936 года 2 истребителя И-15 - "курносые", так любя называли их испанцы, один из которых пилотировал Костя Ковтун (так звали его друзья), проводили воздушную разведку в окрестностях Мадрида. Неожиданно их атаковала группа истребителей "Хейнкель-51". Завязался явно неравный воздушный бой. В его горячке, лётчик Ковтун не сразу заметил, что остался один, ведомый покинул поле брани, оправдываясь тем, что "полетел за помощью".

Мог ли фанерный истребитель долго противостоять десятке современных машин? Ответ напрашивается сам собой - долго не мог.... Но, тем не менее, изрешечённый пулями "курносый" записал на свой боевой счёт ещё одну - 5-ю в той войне победу.... Раненый лётчик покинул пылающий самолёт, однако управлять парашютом уже не мог. Сильный ветер сносил его на вражеские позиции. Наземные части республиканцев видевшие все перипетии воздушного боя, попытались отбить раненого пилота. Попытка ничем не закончилась...

Поединок И-15 и Не-51 в небе Испании.

Поединок истребителей И-15 и Не-51 в небе Испании. 1936 год.

Утром 15 ноября, на аэродроме Алькала-де-Энарес была объявлена боевая тревога. На небольшой высоте не спеша пролетел бомбардировщик ВВС мятежников. И в небе расцвел ярко белый парашют, который медленно приближался к земле. Когда советские лётчики вскрыли ящик привязанный к стропам, то обнаружили в нём изрубленные на куски человеческие тела и залитую кровью записку "Подарок от генерала Франко".

Пилоты опознали останки. Это были их товарищи - лейтенант Костя Ковтун и Владимир Бочаров (который тоже был сбит, и попал в плен в тот же день 13 ноября). Похоронили Костю Ковтуна в 12 километрах от Мадрида, на сельском кладбище. На плите написали его псевдоним "Ян".

А далее началось самое позорное. Когда лейтенанту К. И. Ковтуну посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина, то его жене порекомендовали.... помолчать, и не рассказывать где и при каких обстоятельствах погиб её муж... Время было такое - "неговорливое".

Со своей стороны официальные историки испанских событий слегка переписали прошедшие события. Вдруг оказалось, что на "место в ящике" претендуют едва ли не 5 погибших в Испании советских добровольцев. В конце концов, по чей то команде советская пресса остановилась на одном - Примо Джибелли - испанец. - Появились и свидетели гибели отважного лейтенанта, которые взахлёб рассказывали в газетах и в книгах, что "лётчик Ковтун не застегнул нагрудный замок лямок и попросту вывалился из парашюта и упал на мадридскую мостовую". Вот, например, как представлен этот эпизод в одной из книг:

"Война без потерь не бывает, и погибают на войне по разному. Для воюющего человека эта горькая истина не является откровением. Но есть потери, которые никак не укладываются в нашем сознании, сколько бы лет не прошло. 13 ноября 1936 года над Мадридом была сбита машина Кости Ковтуна.

Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя и товарищи звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешёл с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой и как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, лётчик по привычке не застегнул на груди карабин (Костя всегда грешил этим, объясняя, что лямки сковывают его движения в кабине). Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой ещё Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш..."

После очередной такой публикации, в середине 1960-х годов был проведён беспрецедентный и скандальный судебный процесс по статье "клевета", в результате которого было установлено, чьи же тела были в том злосчастном ящике. Однако, до сих пор доминирует официальная версия смерти К. И. Ковтуна...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz