Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Мирошниченко Николай Иванович

Н.И.Мирошниченко.

Родился в 1909 году. С 1930 года Николай Мирошниченко в Красной Армии. В 1934 году окончил 6-месячные курсы командиров звеньев в 1-й Краснознамённой школе пилотов им. Мясникова.

В звании Лейтенанта служил командиром звена 34-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Участник национально - революционной войны испанского народа с 20 Октября 1936 года по 7 Апреля 1937 года. Был пилотом И-15. Воевал в эскадрильи Павла Рычагова, защищал Мадрид.

По состоянию на 9 Декабря 1936 года в паре сбил 2 самолёта   ( 0,5 "Хейнкель" и 0,5 "Фиат ). Всего сбил 4 самолёта противника лично и 3 в составе группы.

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2.01.1937 и 17.07.1937 ).

Утром 4 Ноября 1936 года 2 республиканских самолёта "Potez 54" бомбили франкистов, подошедших вплотную к Мадриду. Когда бомбардировщики подошли к пригороду Мадрида, они столкнулись с группой самолётов противника - 12 Ju-52, 5 Ro-37bis и 9 CR-32 из эскадрильи "Кукарача". Увидев лёгкую добычу, итальянцы ринулись на бомбардировщики. И нелегко пришлось бы республиканским лётчикам, если бы к месту предстоящей бойни не подоспели 9 И-15 во главе с Пумпуром.

Но опыт есть опыт - первыми сориентировались итальянцы. По воспоминаниям Кондрата, бросив преследовать "Потезы", итальянцы лихо развернулись навстречу республиканским истребителям. В плотном строю самолёты сошлись в лобовой атаке, сразу после начала которой строй рассыпался, и воздушный бой разбился на индивидуальные схватки. В этом бою И-15, имевший лучшую маневренность, обеспечил советским лётчикам определённые преимущества. Почти каждый республиканец нашёл свою цель. Не повезло поначалу только Николаю Мирошниченко, который сам стал объектом нападения двух "Фиатов". Выручил Мирошниченко Иван Копец, вовремя заметивший отчаянное положение товарища. Атаковав одного из преследователей, он обратил его в бегство. И тогда роли поменялись - уже Мирошниченко, оказавшись в хвосте у "Фиата", сумел сбить его.

Fiat CR-32.

Всего в этом воздушном бою было сбито 2 "Фиата". Ещё 2, получив повреждения, потерпели аварии на посадке. Кроме указанных побед, Евгений Ерлыкин подбил напавшего на него сверху "Ромео".

5 Ноября 1936 года. По дневнику боевых действий, в этот день до полудня было сбито 2 "Юнкерса". Около 12 часов дня возле Мадрида произошла очередная, более серьёзная схватка с противником. В бою участвовало 9 "Фиатов" под руководством командира эскадрильи итальянца капитана Карло Макканьо   ( Carlo Maccagno ), в составе которой летали и испанцы. "Фиаты" атаковали первыми, при этом у советских лётчиков сложилось впечатление, что противник специально их поджидал.

Вероятно, в этом бою приняло участие 12 И-15, сопровождавших "Потезы". В схватке был сбит и попал в плен командир эскадрильи Макканьо, который позже был обменян на советского пилота. Кроме того, был сбит также и итальянец Пиколи  ( Picoli ). По итогам боя советские лётчики заявили о 3-х победах. Со своей стороны националисты заявили об уничтожении 7 истребителей и одного "Потеза".

По советским документам, большинство приземлившихся истребителей были повреждены. В их числе и истребитель Николая Мирошниченко. Самолёту отстрелили стойку шасси, и на посадке он был разбит. Потерпел аварию на посадке и повреждённый "Потез". На аэродром не вернулся только Пётр Митрофанов, ставший первым советским истребителем, погибшим в Испании. Подробности его гибели, как вспоминал Евгений Ерлыкин, неизвестны:

"Мы потеряли в первом бою командира звена Митрофанова. Как он погиб, никто не знает. По-видимому, в первом бою он не знал, как держаться. Все пошли вниз, он оторвался, остался вверху. У них была тройка "Хейнкелей". Построение для боя было выработано раньше. У них тактика ударного порядка: ударная группа, сковывающая группа, резерв и подрезерв, если так можно выразиться. Он погиб, упал на нашу территорию".

8 Декабря 1936 года, в 16 часов 24 франкистских Ju-52 и SM-81 совершили налёт на Алкалу. Истребители сопровождения участия в бою не приняли, и поднявшиеся на перехват 13 И-15 и 15 И-16 смогли выпустить с близкой дистанции 62 000 пуль  ( ! )  по большим тихоходным машинам. 1 "Юнкерс" был сбит  ( победа пилотов И-16 ), ещё 1 бомбардировщик - повреждён пилотами Н. Мирошниченко и Е. Ерлыкиным и сел вынужденно на линии фронта. Иностранные источники подтверждают: 1 "Юнкерс" из К/88 был сбит и ещё 1 разбился на своей территории. Погибло 5 немецких лётчиков.

Самолёт Ju-53.

Всего лично сбил 4 самолёта и в групповых боях ещё 3 самолета, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
104.11.19361 Fiat-32Мадрид( в паре с другим лётчиком )
208.12.19361 Ju-52Мадрид( в паре с Е. Е. Ерлыкиным )
3??.??.19371 Fiat-32-( в паре с В. А. Матюниным )

В Январе - Апреле 1937 года состоялись беседы между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

"АЛКСНИС: На чём вы летали ?

МИРОШНИЧЕНКО: Дома на И-16, а там заставили на И-15. Что я могу добавить по И-15 ?   Машина устарелая, на ней воевать нельзя. Итальянцы и немцы могут дать скоростные машины, они это учтут.

АЛКСНИС: А если прибавить скорости - до 420 км/час ?

МИРОШНИЧЕНКО: Достаточно, если дадут и 360  ( возможно, Мирошниченко имел в виду "приборную" скорость ), будет прекрасно. Если убрать лапки шасси, это уже повысит скорость.

АЛКСНИС: Мы увеличиваем скорость за счёт облизывания, мощности мотора, усиления конструкции. Всех, кто там был, мы попросим здесь полетать на этом самолёте.

МИРОШНИЧЕНКО: Вооружение тоже нелепое для истребителя: пулемёт ПВ-1; в воздушном бою с истребителем мне хватит на 4 - 5 драк количество патронов. Сами пулемёты тоже старьё. "Виккерса" скорострельнее наших. А у нас есть пулемёты ШКАС, только стоит их приспособить.

Преимущества И-15: то, что это волчок. Он вертится вокруг своего хвоста, его взять голыми руками трудно, но только в том случае, если не будет убегать. Поняв сразу свою машину и машины противника, в частности "Хейнкеля", сразу сделали вывод: уходить из боя на нашем самолёте нельзя. Поэтому получалось, что воздушные бои кончались так, что над Мадридом мы остаёмся, а противник уходит. В случае ухода И-15, его может догнать любой "Хейнкель". У "Хейнкеля" скорость немного больше.

АЛКСНИС: Сколько у вас сбитых ?

МИРОШНИЧЕНКО: У меня 4 и на звено 3".

Вскоре после возвращения из Испании получил звание Капитана и был назначен на должность командира 20-й истребительной авиационной эскадрильи.

В 1939 году ему присвоили звание Майора. С Марта 1940 года командовал 21-м ИАП в Прибалтийском военном округе.

С 22 Июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. Воевал на Северо - Западном фронте, летал на И-16 и МиГ-3.

"Утром 23 Июня я получил задание написать о воздушных боях, которые накануне вели истребители из полка майора Мирошниченко, полка, в котором ранее бывал не раз, где хорошо знал людей. Теперь полк располагался на территории аэропорта, в Задвинье. Добрался туда пешком. Когда уже был близок к цели, услышал нарастающий гул моторов, увидел, как немецкие самолёты пикируют на аэродром. Сбросив бомбы, фашисты зашли на новую атаку, стали бомбить здание аэропорта, ангары, склады. Прибежав, увидел развороченные бомбами взлётные полосы, пылающие ангары, беспорядочные островки пламени - подожжённые самолёты. В изувеченное здание аэропорта вносили раненых.

Мирошниченко я нашел у одного из уцелевших самолётов, вместе с другими он оттаскивал машину не менее пострадавшую взлётную полосу.

- Пиши, - в сердцах выкрикнул он. - Система ПВО не сработала...

- Об этом доложишь сам, - возразил я. - Рассказывай о вчерашнем дне, о том, что было в настоящем бою.

- Вчера ? - Майор оживился. - Вчера сбили не менее 5 фашистских машин...

В это время появилась новая группа стервятников. Мы бросились в воронку. Немцы довершили разгром: подожгли ещё несколько самолётов. Они поохотились за людьми, не успевшими где-либо укрыться, и ушли в сторону Рижского залива. Отряхнувшись, записал фамилии отличившихся накануне, подробности некоторых схваток, фамилии геройски погибших лётчиков..."

( Из книги - "Строки, опалённые войной" )

После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях. Вышел в отставку в звании Генерал - майора авиации. Проживал в Москве. Умер в Мае 1981 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz