Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Никитин Николай Михайлович

Никитин Н.М.

Родился 31 Января 1912 года в городе Самаре. В 1928 году окончил 7 классов, в 1932 году - курсы по подготовке в ВУЗ. С 27 Декабря 1933 года Николай Никитин стал служить в Красной Армии и учиться в 8-й военной школе лётчиков в Одессе, которую окончил 5 Февраля 1935 года.

В звании старшины служил лётчиком в 3-й истребительной авиаэскадрилье ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

С 14 Декабря 1937 года по 10 Июня 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом, затем командиром звена истребителей И-16. Имел псевдоним "Николас".

Совершил около 100 боевых вылетов  ( имел 120 часов налёта ). В 26 воздушных боях лично сбил 1 истребитель Ме-109. По другим данным сбил 3 самолёта противника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( 14.11.1938 г. )  и Красной Звезды  ( 22.02.1939 г. ).

18 Февраля 1937 года ознаменовалось двумя воздушными боями над Мадридом, в одном из которых "правительственные истребители впервые понесли такие большие потери".

В 11:00 39 республиканских истребителей начали бой с 6 "Юнкерсами" и 50 истребителями. В результате республиканская сторона потеряла сбитыми 4 самолёта: 1 И-16 и 3 И-15. Филипп Замашанский был тяжело ранен и, пытаясь совершить посадку вне аэродрома, разбился на И-16.

Самолёт Петра Угроватова, получив повреждения, загорелся. Лётчик, несмотря на ранение и ожоги, смог благополучно спастись на парашюте. В этом же бою погиб американский пилот Бен Лейдер. Подробности его гибели неизвестны, но, по воспоминаниям И. И. Кравченко, в этот день был сбит американец "Арнольд", который выпрыгнул с парашютом и пропал без вести. Скорее всего это и был Бен Лейдер, которого, поскольку он выпрыгнул над территорией противника, по печальной традиции записали в погибшие. Последний сбитый республиканский самолёт пилотировал также гражданин США, который был ранен. Кто это был - сказать сложно, иностранные источники приводят разные фамилии.

Противник в этом бою, как указывается в документах, применил "новую" тактику: 30 истребителей вступили в бой, а остальные, находясь выше, немедленно "пикировали, сбивали или наносили много пробоин" всякий раз, когда какой - нибудь республиканский самолёт откалывался от общей массы дравшихся.

В этом бою, по отечественным данным, было "сбито 6 самолётов мятежников" и много подбито. Среди пилотов И-16 на победы претендуют К. Дубков, А. Тарасов, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов и в паре - П. Хара и А. Минаев.

25 Июля 1938 года получил звание Старшего лейтенанта.

С 6 Сентября 1938 года был помощником командира эскадрильи 1-й авиаэскадрильи 13-го истребительного авиационного полка, а с 25 Мая 1939 года - командиром 3-й авиаэскадрильи ВВС КБФ.

В составе своего полка участвовал в Советско - Финляндской войне, был награждён ещё одним орденом Красного Знамени  ( 21.04.1940 ). В 1940 году ему присвоили звание Капитана.

Участник Великой Отечественной войны с 22 Июня 1941 года. Летая на И-16 и продолжая командовать своей эскадрильей, воевал в Прибалтике, участвовал в обороне полуострова Ханко, в обороне Ленинграда, в боях над Финским заливом.

21 Сентября 1941 года был сбит в воздушном бою в районе Низино, но спасся на парашюте и на следующий день прибыл в свой полк.

В 1942 году ему присвоили звание Майора. С 29 Июня 1942 года был командиром 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ.

"В самый разгар напряжённых боев на южном берегу Невы Подполковник Н. М. Никитин вдруг приказал, собрать всех наших лётчиков на совещание. Мы недоумевали: какое может быть совещание, если вылет следует за вылетом, если техники едва успевают заправлять самолёты горючим и пополнять боезапас ?   Но командир знал, что делал. Он устроил строгий и поучительный разбор ошибок, допускаемых нами в бою. Он не признавал никаких ссылок на малочисленность наших боевых групп, на недостаточную маневренность "Харрикейнов".

- Да, нас немного, ёлки-палки, но мы воюем не числом, - говорил Николай Михайлович. - Маневренность у нашей машины слабая, зато пушки сильные !   А ошибок допускать не имеем права. Лётчики, как и минеры, ошибаются только раз.

Закончив разбор, Никитин посмотрел на часы:

- Думаю, что 20 минут, которые нам удалось выкроить для этого разговора, оставят след. А сейчас вылет. Группу поведу я. Моим ведомым, - командир обернулся ко мне, - пойдёт капитан Каберов.

Наша восьмёрка столкнулась в том бою с 20 истребителями противника. Они держались в воздухе двумя ярусами: "Мессершмитты" снизу, "Фокке - Вульфы" над нами. И те, и другие сразу же обрушились на нас, едва мы оказались в зоне их досягаемости. Атаки вражеских самолетов следовали одна за другой. Враг использовал своё преимущество в высоте и численности. Но Никитин умело руководил боем, и вскоре вспыхнул первый подбитый нами "Мессершмитт". За ним пошёл к земле второй. Однако фашистским истребителям всё же удалось оттеснить нашу ведущую пару от остальных 6 самолётов. Мы с командиром попали в трудное положение. Он передал управление шестёркой "Харрикейнов" капитану Ефимову, а мне сказал по радио:

- Держись крепче, ёлки - палки, не пропадём !

И мы держались. "Мессершмитты" ничего не могли с нами сделать, пока четвёрка "Фокке-Вульфов" не пошла на нас в лобовую атаку. Прикрывая "Харрикейн" Никитина от атак сзади, я не в силах был помешать "Фокке-вульфам". Повреждённый мотор командирского самолёта задымил, и Николаю Михайловичу волей - неволей пришлось выйти из боя. Я отбил несколько новых наскоков "Мессершмиттов" и вывел командира из опасной зоны. С трудом дотянув до границы аэродрома, он благополучно приземлился.

Вскоре возвратилась на аэродром вся наша группа. Итог боя радовал: не потеряв ни одного своего самолёта, мы сбили 3 вражеских истребителя.

Позже я не раз ещё летал в паре с Николаем Михайловичем Никитиным.

- Сейчас мы им, ёлки - палки ! - воинственно настраивался он, готовясь к новому бою против вражеских истребителей.

В весёлую минуту ребята так и называли его, бывало, - "Ёлки - палки". И командир не обижался. В деле он был строгим, а на отдыхе - удивительно душевным человеком".

( Из книги И. А. Каберова - "В прицеле свастика" )

С Января по Апрель 1944 года командовал 1-й Гвардейской ИАД ВВС КБФ, затем до 18 Мая 1944 года снова командовал 3-м Гвардейским ИАП ВВС КБФ.

Вспоминает Герой Советского Союза И. И. Цапов:

"Это был заслуженный боевой лётчик, "испанец". Ему не было ещё 30 лет, а он участвовал уже в 3-й войне. В 1937 - 1938 годах сражался в небе Испании. Потом участвовал в войне с Финляндией. Водил он полк в воздушные сражения и в Великую Отечественную. Невысокий, чуть ниже среднего роста, спортивного телосложения, физически хорошо развит. В общении с подчинёнными вежлив и уравновешен, но в то же время требовательный командир к себе, штабу и подчинённым. Храбрый, напористый лётчик, смело водил группы самолётов в бой, грамотно и тактически выгодно использовал метеорологические условия при встрече с противником. Перед началом боя старался занять исключительно выгодное положение для атаки, что позволяло успешно вступать в бой и выполнять его замысел.

В Сентябре 1941 года шестёрка наших истребителей во главе с Никитиным вступила в неравный бой с 40 вражескими истребителями и бомбардировщиками и выиграла его. Командир имел на боевом счету несколько сбитых самолётов врага. На его груди алело 5 орденов: Ленина, 3 Красного Знамени, Красной Звезды. Своими заслугами Николай Михайлович не хвастался, был прост и скромен. Проявлял всестороннюю заботу о лётчиках полка, доверял им, надеясь, что каждый успешно выполнит поставленную перед ним задачу".

Летал на истребителях МиГ-3, "Харрикейнах", ЛаГГ-3, Ла-5. Закончил войну в звании Подполковника. Совершил около 500 боевых вылетов, сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
106.09.19411 Ju-88Лубенское озеро( лично )
209.09.19411 Ju-88Гатчина( в паре с А. Д. Руденко )
302.09.19421 Ме-109Красный Бор( лично )
429.09.19421 Ju-88сев. Мга( в составе звена )

По другим данным сбил 10 самолётов, очевидно с учётом боёв в Испании.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Ленина  ( 13.11.1941 ), двумя орденами Красного Знамени  ( 22.10.1942 и 26.2.1944 ), орденом Ушакова 2-й степени  ( 19.07.1945 ), медалями "За оборону Ленинграда"  ( 1944 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

Осенью 1945 года участвовал в войне с Японией.

Никитин Н.М.

После окончания войны продолжал службу в авиации ВМФ на различных командных должностях. Окончил академические курсы ВВС и ПВО при Военно - Морской академии им. Ворошилова в 1945 году и курсы начальников штабов при Военно - Воздушной академии в 1955 году. Был заместителем командира 1-й Гвардейской ИАД, командиром 509-й ИАД ВВС ВМФ.

31 Июля 1947 года ему присвоено воинское звание Полковник. С 18 Августа 1953 года служил в составе 54-й Воздушной армии. Окончил КУКНШ авиадивизий при КВВА в 1955 году. Был старшим военным советником командира ИАД в ВНА   ( Венгрия, 1955 - 1956 гг. ). После возвращения в Советский Союз был начальником КП ВВС Черноморского Флота.

По окончании войны представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

18 Марта 1962 года вышел в отставку в звании Гвардии полковника. Проживал в Севастополе  ( Крым ). Умер 16 Мая 1992 года.

*     *     *

Использована информация с сайта "Авиаторы Второй Мировой"

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz