Осипенко Александр Степанович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Осипенко Александр Степанович

А.С.Осипенко

Он родился 1 Июня 1910 года в местечке Турсево - Кула ( Финляндия ), в семье крестьянина. В детстве жил в деревне Новосёлки Смоленской области.

В 1930 году Александр Осипенко окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, а в 1932 году - 2-ю военную школу лётчиков КВФ в гор. Борисоглебске. Был командиром звена, а затем авиаотряда 40-й эскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

В 1936 году за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награждён орденом "Знак Почёта". Вспоминает Генерал - Майор авиации Е. Ф. Кондрат:

"Саша - человек дела: Смуглявый, стройный, галифе с шиком. А главное - летает Саша, как дьявол, и стреляет без промаха. Мы постоянно встречаемся в учебных боях, и, честно сказать, мне частенько от него достается. Когда бригада улетала в Москву на первомайский парад, Сашу подвела ангина, он остался в части. А вернулись - и пожалуйте на свадьбу !  Первый во всём, Саша тут не изменил себе - стал первым "клятвоотступником" нарушил холостяцкий уговор не жениться".

В 1937 году он зарегистрировал брак со своей сослуживицей Полиной Денисовной Говязь, взявшей после замужества его фамилию. В 1937 - 1938 годах Старший лейтенант Полина Осипенко участвовала в нескольких дальних беспосадочных перелётах и установила 5 женских мировых авиационных рекордов. Была награждена двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и удостоена звания Герой Советского Союза. 11 Мая 1939 года она погибла в авиакатастрофе.

С 21 Января по 28 Июня 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летал на И-15 в составе 1-й истребительной эскадрильи. Всего за время испанской "командировки" Старший лейтенант Осипенко совершил 96 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, в составе группы сбил 23 истребителя и 3 бомбардировщика мятежников. Командовал авиаотрядом, а затем эскадрильей. Лётчики эскадрильи под его командованием уничтожили 34 самолёта противника в воздухе и 17 на земле. 14 Ноября 1938 года был награждён орденом Красного Знамени.

22 Февраля 1939 года Старшему лейтенанту Осипенко Александру Степановичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

В 1939 году комбриг Осипенко окончил КУКС при Военной академии Генштаба. Был заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

4 Июня 1940 года ему было присвоено воинское звание Генерал - Майор авиации. Вскоре он был назначен командиром 20-й смешанной авиадивизии Одесского военного округа.

Осипенко был требовательным командиром, но часто "перегибал палку". Рассказывает писатель А. В. Тимофеев:

"Шла речь и о командире 20-й смешанной авиадивизии, в которую входили 4-й и 55-й полки, Генерал - Майоре А. С. Осипенко. 30-летний комдив воевал в Испании, был удостоен звания Героя Советского Союза, затем стремительно поднялся по служебной лестнице, как поговаривали, прежде всего благодаря славе первой жены - лётчицы Полины Осипенко. Стараясь показать, что свой пост заслужил личными качествами, Александр Степанович, сам, почти прекратив летать, отталкивал от себя грубостью, пренебрежением к мнению подчинённых. Примеров тому, увы, немало в воспоминаниях А. И. Покрышкина и его сослуживцев...

Прилетая в 4-й полк, Осипенко ругал тех, кто служил здесь, и ставил в пример 55-й полк. И наоборот. Каждый прилёт комдива становился "событием". Он требовал при обращении к себе называть не только звание Генерал - Майор, но и - Герой Советского Союза. Придирался к мелочам, налагал за них строгие взыскания. Тем, кто его не заметил, - 5 суток "для развития зрения", кто не услышал - столько же "для развития слуха". Несколько позднее, в Мае - Июне 1941-го, когда лётчики, выбиваясь из сил, аврально осваивали поступивший, наконец, в полк новый истребитель МиГ-3, Осипенко обнаруживал у лётного состава недостаточную строевую подготовку, мусор на аэродроме. И заставлял, прервав полёты, маршировать или цепью прочесывать лётное поле в поисках окурков !

Однажды Покрышкин и другие лётчики заявили: "Мы должны к защите Родины готовиться, а не собирать окурки". Поразмыслив, Осипенко отменил приказ и уехал. Обычно же следовали разносы в духе: "Как руку держите ?!  Не умеете подходить к Генералу !"

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года. Был командиром 20-й САД. Писатель Тимофеев рассказывает: "Командир полка сообщил лётчикам о полученном из штаба дивизии графике полётов "по сковыванию действий авиации противника с аэродрома Романа". Первую половину дня полёты должны были совершать одно за другим через определенные интервалы звенья 4-го полка, вторую половину - 55-го. А. И. Покрышкин вспоминал:

"Все притихли... Никто не хотел умирать по глупости начальства. Хотя немцы не получили доведённого до нас графика, но через пару дней составят копию его.

Начальство, лично не летая на боевые задания, имеет такое же представление об этом аэродроме, как о наших, на которых, к сожалению, нет даже ни одного зенитного пулемёта".

Ф.В.Атрашкевич.

Комэск Атрашкевич сказал:


Примечание: Атрашкевич Фёдор Васильевич ( 1905 - 1941 гг. ), Капитан. Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. Был командиром эскадрильи 55-го ИАП 20-й САД Южного фронта. 22 Июня 1941 года сбил Ме-109. 26 Июня 1941 года был подбит во время штурмовки переправы противника через реку Прут и совершил огненный таран.


- Товарищ командир полка !  Это равносильно приказу послать нас на явную гибель. Лучше ударить один раз, но всем полком. Самолётов у нас достаточно для этого. Будем наносить удары по графику тройками - через неделю полк останется без самолётов и без лётчиков.

Командир полка В. П. Иванов, хорошо понимавший всю нелепость решений комдива и его штаба, мог ответить подчинённым только одно:

- Товарищ Атрашкевич !  Это докладывалось начальнику штаба дивизии Козлову. Он подтвердил точность выполнения его приказа и график вылетов... Приказы не обсуждают, а выполняют.


В.П.Иванов.

Примечание: Иванов Виктор Петрович ( 1912 - 1973 ), Полковник. В 1929 году окончил 2-ю объединённую военную школу лётчиков и авиатехников в Вольске, в 1931 году - 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске, в 1936 году - Одесскую школу высшего пилотажа. С 1939 года - помошник командира, а с 1940 года - командир 55-го ИАП 20-й САД. Участник Великой Отечественной войны. Командовал 55-м ИАП, впоследствии преобразованным в 16-й ГвИАП. К Апрелю 1942 года совершил 50 боевых вылетов, сбил 1 самолёт лично и 1 в составе группы. Затем командовали истребительной авиадивизией ПВО. Весной 1945 года был арестован. 10 Мая 1945 года осуждён, но в конце 1945 года освобождён. Был понижен в должности до командира авиаполка. В 1949 году уволен в запас. В 1949 - 1955 годах - заместитель командира по боевой подготовке 33-го, а затем 88-го ИАК ПВО. С 1957 года - в запасе.


В. П. Иванов, как мог, стремился сохранить своих лётчиков - согласовывал действия с командиром 4-го полка, менял направления налётов, высоту, маневр, даже время ударов, что ему строго запрещалось. В отличие от комдива, Виктор Петрович внимательно выслушивал лётчиков, вникал во все детали, лично участвовал в боевых вылетах. Потерь какое - то время удавалось избежать.

Стремление Покрышкина воевать по - своему начинало раздражать штаб дивизии. После доклада о действиях с площадки у Сынжереи Иванов сказал:

- Покрышкин, вашей работой очень недоволен Осипенко. Считает, что вы мало сделали налётов на штурмовке.

- Как же мало !  На каждого лётчика пришлось в 2 раза больше вылетов, чем установлено.

- Он требует штурмовать звеньями, беспрерывно, на каждом направлении...

- Это же, товарищ командир, будут булавочные уколы. Через пару дней эскадрилья останется без самолётов и без лётчиков. Нельзя так воевать ! - с возмущением ответил я.

Иванов, ещё раз уточнив результаты вылетов, принял решение:

- Ну, хорошо. Действуйте так и дальше. А Осипенко я возьму на себя. На завтра вам те же задачи. Отдыхайте.

Командир полка, на сей раз, прикрыл своего комэска. Но гроза надвигалась...

На следующий вечер штаб дивизии приказал повторить в последнем вылете заход за Бельцы. Но на сей раз, район полетов окружала мощная грозовая деятельность, темнота должна была наступить раньше. Многие лётчики эскадрильи не имели опыта ночных полётов. Аргументы Покрышкина, звонок Иванова в штаб комдива не переубедили.

"Так, Покрышкин. Осипенко приказал точно выполнить его распоряжение. Надо выполнить, но действуй разумно.

- Будем выполнять, хотя это добром наверняка не кончится, - ответил я и приступил к запуску мотора.

Таким образом, наша вчерашняя инициатива понравилась начальству, а сегодня она обернулась против нас".

С громадным риском его группе пришлось прорываться через чёрную стену грозы, в которой сверкали молнии ( "Если развернуться и не идти на Бельцы, то Осипенко обвинит меня в трусости. Лучше погибнуть, чем носить на себе ярлык труса" ). Не обнаружив немецких самолётов, лётчики обстреляли артиллерийские батареи. Затем пришлось вновь испытать судьбу в грозе. Садились в Маяках в темноте по ракетам. Своевольный Фигичев, не поверив в правильность курса, увёл свое звено в сторону. Как выяснилось наутро - сел на строящуюся лётную площадку, поломав один самолёт.


В.А.Фигичев.

Примечание: Фигичев Валентин Алексеевич ( 1917 - 1993 ) Герой Советского союза ( 23.11.1942 ), Полковник. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиашколу лётчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года. Был командиром звена, а затем эскадрильи 55-го ИАП ( впоследствии преобразованного в 16-й ГвИАП ). В 1943 году окончил курсы усовершенствования штурманов ВВС. С Июня 1943 года - штурман 205-й ИАД, с Февраля 1944 года - командир 129-го ГвИАП. Совершил 612 боевых вылетов, сбил лично 21 самолёт. В 1946 году окончил курсы усовершенствования командиров полков при Военно - Воздушной академии. С 1957 года в отставке.


А. С. Осипенко лично прилетел в полк для разбора. Уставший и, надо полагать, так же задёрганный приказами сверху, комдив вызвал на командный пункт Покрышкина. В их разговоре у КП и громыхнул грозовой разряд. Осипенко выслушал ответ на вопрос, где находятся лётчики эскадрильи. Далее, по воспоминаниям А. И. Покрышкина, разговор проходил так.

- Что ты мелешь ?!  Почему ты растерял вчера свою группу ?   Отвечай !

Тон разговора стал меня раздражать и я, не утерпев, ответил:

- Группа рассыпалась при возвращении с задания и посадке уже ночью. В этих условиях оторвалось звено Фигичева и, не найдя в темноте своего аэродрома, село вынужденно.

- Какая ночь ?.. Иванов !  Что он мелет ?  Сумерки путает с ночью.

- Товарищ командир дивизии !  При грозовой облачности темнота наступает почти на полчаса раньше. Об этом хорошо знает каждый лётчик и метеоролог, а нам, не учитывая этого, вы приказали вылететь на задание, - с раздражением ответил я, стараясь разговор отвести от Иванова на себя.

- Это ты знаешь!.. Вот только не знаешь наши самолёты и сбиваешь их !  Я тебе Су-2 до конца войны не забуду !

- В этом я виноват !  Но за Су-2 я уже рассчитался 6-ю сбитыми немецкими самолётами.

- Плохо воюете !  Вон немцы уже Минск взяли, а вы самолёты ломаете и блудите.

- В этом виноваты не только лётчики. Нас неправильно учили воевать и нами плохо командуют наши начальники.

- Что... Как ты разговариваешь со старшим начальником ?.. Вот буду награждать личный состав, ты у меня не получишь ни одного ордена !

- Я, товарищ командир дивизии, воюю не за ордена, а за нашу Родину !

- Иванов !  Эскадрилью ему доверять нельзя. Подготовь приказ о снятии его с комэска.

- Он не командир, а заместитель. До возвращения Соколова исполнял обязанности командира, - пояснил Иванов.


Примечание: Соколов Анатолий Селиверстович ( 1914 - 1941 ), Старший лейтенант. Участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Награждён орденом Красного Знамени. Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. Был командиром эскадрильи 55-го ИАП 20-й САД Южного фронта.


- И с заместителя сниму до командира звена. Пусть научится уважать старших.

Чувствуя, что в раздражении в разговоре с Осипенко я зарвался, спросил:

- Разрешите идти ?

- Идите ! - Осипенко махнул на меня рукой и направился на командный пункт".

Спустя 40 лет автор книги "Память сердца" ( Кишинёв, 1981 г.) Ю. А. Марчук, посвятивший одну из глав деятельности А. С. Осипенко, писал со слов Генерала о тех тяжелых боях:

"Задач перед дивизией стояло так много, что Осипенко вынужден был посылать на задания поэскадрильно, а то и звеньями. Он прекрасно понимал, что таким образом высокой боевой эффективности не достигнешь, но иного выхода не было. Дивизия одна прикрывала воздушное пространство всей северной и центральной части Молдавии... Требовательность и строгость Осипенко не всегда понимали... Но всё это объяснялось реальной необходимостью, о которой рядовые лётчики зачастую не знал".

Конечно, большие сложности в действиях авиации создавала ущербная структура наших ВВС... И всё - таки очевидно, что высоких качеств, стремления совершенствовать тактику действий, умения и мужества брать на себя ответственность командир 20-й смешанной авиадивизии летом 1941 года не проявил.

Не могли боевые лётчики дивизии уважать комдива и за то, что, посылая лётчиков своими приказами на боевые задания, он не выслушивал их мнений. Сам перелетал с аэродрома на аэродром на УТИ-4, спарке, которую пилотировал инспектор дивизии Сорокин, а по бокам прикрывали две "Чайки".

А. С. Осипенко, как уже говорилось, получил звезду Героя Советского Союза после возвращения из "спецкомандировки", из Испании, где он в звании Старшего лейтенанта "сбил лично и в группе несколько самолётов"... В книге Ю. А. Марчука утверждается, что в Испании Осипенко "свалил 17 самолётов". По данным историка истребительной авиации Н. Г. Бодрихина, работавшего в фондах Российского государственного военного архива, А. С. Осипенко, командуя эскадрильей, а затем группой И-15, имел в Испании боевой налёт 96 часов, провёл 30 воздушных боёв. Там же указано, что "индивидуально сбитых не считает, эскадрильей сбито 23 истребителя и 3 бомбардировщика". В этом документе он признавался достойным должности командира полка и звания - Майор. Последнее исправлено красным карандашом на Полковника.

К сожалению Осипенко не разглядел в Покрышкине лучшего советского аса, хотя к концу 1941 года на счету будущего трижды Героя было уже 11 сбитых самолётов противника. Кроме того, в воздушных боях Покрышкин подбил ещё 8 немецких самолётов. Этого было более чем достаточно для представления к званию Героя Советского Союза. Однако он был награждён только орденом Ленина и то не за сбитые самолёты, а за вылеты на разведку.

А.И.Покрышкин.

Примечание: Покрышкин Александр Иванович ( 1913 - 1985 ) трижды Герой Советского Союза ( 24.05.1943, 24.088.1943, 19.08.1944 гг. ), Маршал авиации (1972 г. ). В 1933 году окончил 3-ю военно - техническую школу ВВС РККА в Перми. В 1934 - 1938 годах служил старшим авиатехником авиационного звена связи 74-й Таманской стрелковой дивизии Северо - Кавказского военного округа. В 1939 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиашколу. Служил лётчиком, а затем помошником командира эскадрильи 55-го ИАП 20-й САД Одесского военного округа. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей 55-го ИАП, был командиром 16-го ГвИАП, 9-й Гвардейской истребительной авиационной Мариупольско - Берлинской ордена Ленина Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии.

К Марту 1942 года Капитан А. И. Покрышкин совершил 288 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника - 133; на штурмовку - 63; на перехват - 36; на прикрытие своих войск - 29; на сопровождение своих бомбардировщиков - 19; на разведку со штурмовкой - 8 боевых вылетов. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил 59 самолётов лично и 6 в группе.

В 1948 году окончил Военную академию им. Фрунзе. С 1948 года - заместитель, а затем командир 33-го ИАК ПВО, с 1951 года - командир 88-го ИАК ПВО. В 1953 году ему присвоено звание Генерал - Майор авиации. С 1955 года - командующий истребительной авиацией Северо - Кавказской армии ПВО. В 1957 году окончил Военную академию Генштаба. С 1958 года - командующий 52-й воздушной истребительной армией, с 1959 года - командующий 8-й Отдельной армией ПВО - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО, с 1968 года - заместитель Главнокомандующего войсками ПВО, с 1972 года - председатель ЦК ДОСААФ СССР, с 1981 года - в группе генеральных инспекторов МО СССР. Избирался членом Президиума ВС СССР и кандидатом в члены ЦК КПСС.


Осипенко недооценил или, точнее, оценил резко отрицательно и результаты поисков Покрышкиным новых, более эффективных тактических приёмов. Видимо, Генерал, не принимающий личного участия в воздушных боях, судил о них лишь по докладам подчинённых и по собственному "испанскому" опыту. А ведь это была уже совсем другая война !

Рассказывает писатель Тимофеев:

"Недруги" у Покрышкина оставались всё те же. Однажды в нелётный буранный день в эскадрилью "нагрянул" комдив А. С. Осипенко. Посмотрел схемы пикирования при штурмовке - прежнюю и ту, которую стал применять Покрышкин. Затем послушал объяснения лётчиков на макетах самолётов и "расшумелся":

- Всё это неправильно !  Чьи это выдумки ?!  Как это укачано в наставлениях и инструкциях ?

- У нас нет наставлений, товарищ Генерал, - осторожно ответил Крюков.

- Сорокин !  Где ваш альбом ?  Объясните этим тактически безграмотным людям, как надо воевать !

Рекомендации лётчика - инспектора дивизии Сорокина по устаревшему предвоенному альбому были молча выслушаны. Как пишет А. И. Покрышкин: "Сам Сорокин лично не летал на боевые задания... Опыт вырабатывался воюющими лётчиками, а не в "конторе", людьми, видевшими бой издалека".

Но неужели в штабе ВВС Красной армии, в штабах дивизий не занимались изучением тактики, не изучали боевой опыт ?  Оказывается, занимались и изучали. И в штабе 20-й смешанной авиадивизии такая работа велась активно. Если верить бумагам, а не Покрышкину и другим боевым летчикам...

Открываем объёмное дело - "Характеристика и тактика боевых действий частей 20 авиадивизии" ( ЦАМО. Ф. 20076. Oп. 1. Д. 16 ). На первом листе - предписание из штаба ВВС от 13 Января 1942 года начальникам штабов ВВС фронтов и отдельных армий - сообщается о создании отдела по изучению опыта войны. Основные задачи отдела:

(а) изучение, обобщение боевого опыта войны и издание на основе обобщённого материала инструкций, указаний, информационных бюллетеней, сводок...

(б) своевременное вскрытие слабых и сильных сторон в тактическом использовании нашей авиации, авиации противника, боевых качеств и применения авиационной тактики и оружия и разработка предложений по введению новых тактических методов и приёмов действия нашей авиации и авиационного оружия..."

И штаб 20-й дивизии обобщает.

"В этот период главными недостатками нашей тактики воздушного боя являлись:

(а) слабое использование радио на самолётах МиГ-3;

(б) отсутствие боевого опыта у лётного состава, в то время как немецкие лётчики уже его имели;

(в) отсутствие взаимодействия между самолётами и группами;

(г) отсутствие взаимодействия между самолётами МиГ-3 и И-153;

(д) действия в одиночку - потеря боевого порядка;

(е) выход из боя и возвращение на аэродром по одному;

(ж) неправильное мнение летного состава, сложившееся вначале, о непригодности и малой эффективности в воздушном бою с Ме-109 самолётов И-153.

Только этим можно объяснить первые наши потери в Бессарабской операции".

К концу года комдив Осипенко всё же согласился, что "лучшей и наименьшей тактической единицей для боя и маневра является пара самолётов". Но в Марте 1942 года в документах откровенно признаётся: "Природа боя, особенно в авиации, весьма скоротечна, изменчива и зачастую неясная". Конечно, она и будет такой, если не только не участвовать в боевых вылетах, но ещё и пренебрегать боевым опытом лётчиков...

Выводы и рекомендации неконкретны. Зато не обходится без упрёков в том, что "мал азарт в воздушном бою" и "таран применяется нашими лётчиками очень редко... в то время как истребители, прикрывающие Москву, применяют очень часто... Надо добиться такого положения и на нашем участке фронта, чтобы бомбардировщики противника знали, что если они появились и встречены нашими истребителями - это значит, что они будут сбиты или зарублены".

В то же время представитель Генштаба дает в целом положительные "краткие замечания по боевой работе, организации управления, связи и базировании частей 20-й САД":

"I. Богатый боевой опыт частей дивизии эпизодически подытоживается. Основные практические выводы доведены до лётного состава, характерные неудачи разобраны достаточно подробно. По всем основным вопросам тактики и организационным - командование дивизии дало своевременно указание полкам...

Управление слаженное. Штаб сколочен. Недостатком является излишняя уверенность в том, что "все в порядке".

В Апреле 1942 - Октябре 1943 годов Генерал - Майор авиации А. С. Осипенко был начальником управления истребительной авиации ПВО.

Войска ПВО ещё в Ноябре 1941 года были выведены из подчинения командующих войсками военных округов и фронтов и подчинены командующему Войсками ПВО страны. Существовавшие на территории европейской части СССР зоны ПВО были расформированы и на их базе образованы Московский и Ленинградский корпусные районы ПВО и дивизионные районы ПВО. Истребительные авиационные корпуса и дивизии, выделенные для выполнения задач противовоздушной обороны страны, были оперативно подчинены командующему Войсками ПВО страны, а на местах - командующим корпусными и дивизионными районами ПВО. Однако истребительная авиация организационно пока оставалась в составе ВВС.

14 Февраля 1943 года А. С. Осипенко было присвоено воинское звание Генерал - Лейтенант авиации.

16 Июня 1944 года Осипенко был назначен командиром 8-го истребительного авиакорпуса ( 215-я ИАД и 323-я ИАД ).

При проведении Бобруйской наступательной операции корпус содействовал 65-й и 28-й армиям в наступлении у Паричей.

29 Июня 1944 года лётному составу корпуса приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность за отличия в боях за Бобруйск - мощный опорный пункт обороны немцев.

В начале Июля 1944 года 8-й ИАК прикрывал штурмовые подразделения и боевые порядки войск, участвующих в разгроме Барановичской группировки противника, разведывал расположение противника, штурмовал аэродром Барановичи и группами "охотников" вёл борьбу с авиацией противника.

А.С.Осипенко

8 Июля 1944 года советские войска овладели укреплённым районом и городом Барановичи, а 10 Июля освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего лётчикам корпуса вновь была объявлена благодарность.

За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии корпус был награждён орденом Красного Знамени и получил почётное наименование "Бобруйского".

После войны А. С. Осипенко служил на различных командных должностях в войсках ПВО. С 1959 года в запасе.

В 1962 - 1965 годах был проректором Московского авиационного института. С 1965 года работал в Министерстве высшего и среднего образования РСФСР. В 1972 - 1982 годах был вице - президентом Академии педагогических наук СССР. Являлся председателем бюро группы советских добровольцев - участников национально - революционной войны в Испании при Советском комитете ветеранов войны.

Умер 22 Июля 1991 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

*     *     *

Полную версию статьи о А. С. Осипенко читайте на сайте О. А. Шушакова:


Авиаторы Герои. 1934 - 1940 гг.




Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz