Панов Алексей Борисович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Панов Алексей Борисович

Панов Алексей Борисович

Родился 15 октября 1914 года в селе Сыромятниково, ныне Путивльского района Сумской области, в семье крестьянина. Алексей панов окончил начальную сельскую школу, затем 7 классов общеобразовательной школы в Конотопе и школу ФЗУ при паровозо - вагоноремонтном заводе  ( ныне СПТУ № 4, носящее его имя, Сумского областного управления профтехобразования ). Работал столяром - краснодеревщиком на этом же заводе. Без отрыва от производства занимался в вечернем рабочем техникуме. В 1932 году поступил на исторический факультет Киевского государственного университета, но не окончил его.

В 1934 году, следуя призыву "Ленинского комсомола", стал курсантом военного авиационного училища, которое окончил в 1936 году.

С весны 1937 года в звании лейтенанта командовал звеном в 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

Весной 1938 года старший лейтенант А. Б. Панов отправляется в Испанию - для оказания помощи Республиканскому движению. Он пробыл в Испании с 26 марта по 5 августа 1938 года. Был командиром звена И-16. Принял участие в воздушных боях над Эрбо и Maдридом.

13 мая 1938 года в районе Теруэля произошёл крупный воздушный бой. 51 республиканский самолёт вступил в ожесточенную схватку с 40 "Фиатами". В районе боя было отмечено и присутствие группы Ме-109, в схватку, однако, не вступавшей. Вероятно, немецкие лётчики надеялись увеличить число побед за счёт республиканских истребителей, вышедших из боя, ло на этот раз их надежды не оправдались. Подробностей боя найти не удалось, известно только, что схватка продолжалась 20 минут.

В этом бою было сбито 8 "Фиатов", обломки 5 самолётов были найдены позднее на республиканской территории. Националисты, участвовавшие в этом бою, заявили о 4 сбитых И-16. На самом деле, было сбито только 2 И-16. Погибли старший лейтенант Николай Колосков и лейтенант Семён Яшин. Позднее обломки истребителей с телами лётчиков были найдены на республиканской территории.

Ещё 2 советских лётчика были ранены: с лёгким ранением ноги Пётр Башмаков произвёл посадку на аэродром Вильяр. Алексей Панов, увлекшийся преследованием "Фиата", оторвался от строя и подвергся атаке других самолётов противника. В результате лётчик, получив ранение в ногу разрывной пулей, с трудом долетел на сильно повреждённой машине до аэродрома Сагунто, где, не выпуская шасси, произвёл посадку.

Его И-16 предстал глазам товарищей в таком виде, что техники схватились за головы. В машине не было живого места - в плоскости дыры, перкаль местами обвисла, повреждены силовые элементы крыла и фюзеляжа, пробита головка первого цилиндра двигателя... Как только дотянул раненый Панов на таком "гробу" до базы, непонятно. И каким же "чудом" представляется то, что уже через 5 суток этот самолёт снова вступил в бой. Алексею повезло меньше - он провёл в госпитале около 2-х месяцев, после чего был отправлен на родину.

Всего выполнил 10 боевых вылетов  ( имел 13 часов боевого налёта ), провёл 2 воздушных боя, по некоторым источникам сбил 1 самолёт противника.

22 февраля 1939 года награждён орденом Красного Знамени.

В 1939 году получил звание капитана и поступил в Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, которую окончил в 1941 году.

С началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года был назначен заместителем командира 185-го ИАП. Воевал на Ленинградском, Волховском, Калининском фронте. За этот период совершил 70 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и уничтожил 6 вражеских самолётов.

А.Б.Панов

Во время боёв за Тихвин лётчики 185-го истребительного авиационного полка совершали по 3 - 4 боевых вылета в день. Они смело вступали в бой с вражескими бомбардировщиками и истребителями, обеспечивали надёжное прикрытие эшелонов с боеприпасами и войсками, прибывавшими для 4-й армии. За отличное выполнение боевых заданий полк получил несколько благодарностей Военного совета 4-й армии и рабочих железнодорожной станции Бабаево.

Осенью 1941 года полк был переброшен под Москву, затем воевал на Калининсклм и Западном фронтах. Однажды, в период боёв за Москву, Панов в одиночку вступил в поединок с 7 бомбардировщиками Ju-88 и сбил 3 из них. Лётчики же его полка провели под Москвой 200 воздушных боёв и сбили 22 самолёта.

17 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования полк был награждён орденом Красного Знамени. Авиаторы никогда не забудут славных сынов Родины - лейтенанта П. К. Дятлова, капитанов Г. Г. Ульянченко, Б. М. Замышляева и других отважных бойцов.

В мае 1942 года майор А. Б. Панов принял под командование 436-й авиационный полк  ( в марте 1943 года преобразован в 67-й Гвардейский ИАП, а в апреле 1943 года стал и "Краснознамённым" ). Летая на истребителях "Киттихаук" и "Аэрокобра", сражался на Западном, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Западном фронтах.

Командира полка отличало одно очень ценное качество. Он безошибочно мог чувствовать настроение другого человека, умел понимать людей, верил в них. И лётчики платили ему безграничной любовью и доверием.

Это, безусловно, способствовало тому, что полк был очень спаянный, дружный. Все знали, что Алексей Борисович зря не накажет, но и промаха не спустит. Посылая кого-нибудь на задание, он трезво взвешивал все возможности лётчика, представлял, как тот поведёт себя в той или другой обстановке. Только после этого делал выбор. Словом, Алексей Борисович всегда понимал, что перед ним живые люди со своими характерами и наклонностями, которые необходимо учитывать. В этом был секрет его успеха. Особенно трогательно и заботливо он относился к молодёжи. Терпеливо учил её, наставлял и оберегал.

Знание людей, умение трезво оценивать обстановку, большой лётный опыт и организаторские способности позволяли ему умело руководить полком.

"Однажды вечером, после полётов, Алексей Борисович Панов пригласил зайти к нему на квартиру своих ближайших товарищей и помощников Горшкова, Шевелёва, Лойко и меня. Войдя в дом, мы сразу поняли, что у командира какое-то торжество. Посреди комнаты стоял накрытый стол. На белоснежной домотканой скатерти стояли тарелки с красными помидорами, солёными огурцами, квашеной капустой вилками, а посередине - огромная сковорода с яичницей. На краю стола тихонечко шумел начищенный до солнечного блеска медный самовар.

В.Б.Лойко с товарищами.

А.Б.Панов в кабине 'Киттихаука'

Хозяин усадил всех за стол. Эта встреча каждому из нас запомнилась надолго. По очереди все начали рассказывать, кого и где захватила война. Потом кто-то из лётчиков, обратившись к командиру полка, спросил:

- Алексей, мы знаем, что эта война для тебя не первая, Расскажи, как ты попал в Испанию и где был, когда эта началась.

Немного подумав, командир тихо начал:

- В тот памятный вечер в Бобруйске мы вернулись с полётов домой радостные и взволнованные. Нам, молодым лётчикам, доверили в далекой Испании защищать интернациональные интересы Родины. Зашёл к другу, Михаилу Окользину. Его жена Лариса накрывала на стол, и было видно, что она нервничает. И Михаил, наблюдая, как играет малыш, тоже о чем-то задумался...

После ужина, когда Лариса вышла на кухню, Михаил как бы невзначай обронил: "Слушай, Алёша. Я знаю и уважаю тебя как порядочного, душевного человека, хорошего, настоящего товарища. Ты ещё холостой, а у меня, видишь, - и он указал глазами на сынишку. - Знаешь, в жизни всё может быть. Если что, - он задумался, - не оставь в беде её и Юрика".

По каким-то обстоятельствам в тот раз Михаил с нами в командировку не поехал, сказали, что поедет со второй партией. Но и со второй не приехал... Произошло страшное несчастье. Во время учебно - тренировочных полётов он погиб...

Когда я вернулся на Родину, мы с Ларисой поженились. Я усыновил Юрика, а потом у нас родилась дочь Галочка, теперь ей уже 3 годика".

( Из книги И. Ф. Кузнецова - "Годы испытаний". )

В начале 1943 года полк был переброшен на Северо - Западный фронт, а весной вёл бои в районе Старой Руссы. Согласно некоторым источникам, 17 марта 1943 года командир 436-го ИАП подполковник А. Б. Панов на истребителе "Киттихаук" Р-40Е атаковал севернее Старой Руссы пару Ме-109, которые "охотились" в тылу советских войск. После внезапной атаки один из "Мессеров" развернулся и ушёл на запад, однако его товарищ, проявив мастерство и настойчивость, продолжал бой. В течение 20 минут противники активно маневрировали на вертикалях, однако окончательная победа осталась за советским лётчиком.

Р-40Е Kittihawk

Ханс Бесиссвенгер

Удостоенный, незадолго до этого "Дубовыми листьями" к Рыцарскому кресту, известный немецкий ас, командир шварма II-й Группы JG 54 "Grunherz" обер - лейтенант Ханс Бейссвенгер, имевший к тому времени 152 заявленные победы, был сбит и погиб.

Однако, в официальных документах "Grunherz", он до сих пор считается пропавшим без вести. Причиной подобного стало донесение, которое составил ведомый Бейссвенгера - унтерофицер Карл Рихтер. "Последнее, что я видел, - писал он, - был "Мессершмитт" командира, ведущий бой с большой группой русских истребителей"...   [ Обстоятельства данного боя нуждаются в уточнении. ]

В течение 2-х лет, под командованием Панова, полк совершил около 4250 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 265 самолётов противника. Но всё это будет потом, а пока шла напряжённая боевая работа...

Летом 1943 года полк Панова принимал участие в Курско - Орловской битве и Севской операции.

За 2 месяца лётчики полка произвели 1016 боевых вылетов, участвовали в 408 воздушных боях, сбили 50 бомбардировщиков и 61 истребитель. Сам А. Б. Панов уничтожил 4 самолёта и был награждён орденом Красного Знамени.

В конце июня 1943 года 30 истребителей 67-го Гвардейского ИАП, возглавляемые А. Б. Пановым, прибыли на аэродром Курска и вошли в состав уже 1-й истребительной авиационной дивизии полковника И. Kрупенина.

В одном из жестоких июльских боёв, 6 советских истребителей встретили группу из 15 бомбардировщиков прикрытую 4 Ме-109. В итоге, вражеские бомбардировщики сбросили бомбы не достигнув цели, а Панов добился в этом бою 2-х групповых побед.

А.Б.Панов с лётчиками полка.

В первом ряду в центре командир 67-го Гвардейского ИАП подполковник А. Б. Панов,
справа от него - Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов.  Осень 1943 года.

2 августа 1943 года подполковник А. Б. Панов вёл группу из 17 истребителей, чтобы прикрыть войска Центрального Фронта. В районе Красникова они обнаружили группу из 70 бомбардировщиков под охраной 40 истребителей. Советские пилоты атаковали противника. Панов в первой атаке зажёг Ju-87, затем правым крылом своей "Аэрокобры" таранил другого, который упал вслед за первым. В этот день советские лётчики уничтожили 25 вражеских самолетов.

В 1944 году ему было присвоено воинское звание "Подполковник".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1944 года Панов Aлексей Борисович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза".

Весной 1944 года полк перебазировался на Сиевский аэродром   ( 1-й Белорусский фронт ). В июне 1944 года А. Б. Панов вместе с лейтенантом Кузнецовым охотился за немецким разведчиком. Они сумели перехватить Ju-88 и Панов, открыв огонь с 75 метров, сбил его.

А.Б.Панов

В августе - сентябре 1944 года 67-й Гвардейский ИАП вёл напряжённые бои в небе Польши.

12 сентября 1944 года Гвардии подполковник А. Б. Панов повёл группу из 4 истребителей на прикрытие наших бомбардировщиков, которые направлялись в район Праги. Во время сопровождения Гвардии подполковник А. Б. Панов с ведомым Гвардии лейтенантом Кужелевым в районе Затишье были внезапно атакованы 4 истребителями FW-190. В результате боя были сбиты 2 "Фоккера", которые по словам командования 10-го Гвардейского кавалерийского полка упали в реку Висла. В этом бою самолёт Панова был подбит, а сам пилот ранен. Под охраной своего ведомого, Панов был вынужден выйти из боя. Лётчик пытался совершить вынужденную посадку на поляну недалеко от берега реки Висла, однако при этом его "Аэрокобра" врезалась в земляную насыпь. Валом винта лётчику защемило ногу, в результате чего он не смог выбраться из горящего самолёта. Вскоре к месту аварии прибежали наши солдаты, но было уже поздно - в самолёте стали рваться боеприпасы...

К моменту своей гибели, Алексей Борисович Панов совершил 241 боевой вылет, принял участие в 41 воздушном бою и сбил 14 самолётов противника.

В различных источниках, итоги боевой деятельности А. Б. Панова оцениваются не однозначно. Так, согласно последнего наградного листа  ( на присвоение звания Героя )  он имел 14 личных побед. Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 7 групповых побед. Согласно же заметке в газете "Красная Звезда" № 193 от 15.08.1944 года - 17 личных побед. Возможно лётчик действительно имел на счету 17 побед, но при этом часть их были групповыми.

Заметка о А.Б.Панове в 'Красной Звезде'

За период 2-х войн награждён орденами: Ленина, Красного Знамени   ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Похоронен в городе Отвоцке близ Варшавы.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника А. Б. Панова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов" и материалов Наградного листа Героя. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.09.1941 г.1  Hs-126в районе Синявино - Вороново - Троицкое.МиГ-3, "Харрикейн",

"Киттихаук", Р-39.

215.09.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Липки - Синявино
319.09.1941 г.1  Do-215  ( в группе - 1 / 3 )Лобаново
426.09.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )западнее Апраксин Городок
51  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )северо - восточнее Путилово
609.10.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Вороново
725.10.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Пикалево
805.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Репьевка
91  Ме-109Репьевка
1004.08.1942 г.1  Ме-109Абганерово
1129.12.1942 г.1  Ме-109юго - восточнее Сафроново
1223.07.1943 г.2  Ju-88Домнино
1302.08.1943 г.2  Ju-87  ( 1 сбит тараном )Ломовец
1415.06.1944 г.1  FW-190в районе Обидовичи
1516.07.1944 г.1  FW-190в районе Шерешовка

      Всего сбитых самолётов - 17 ( ? );  боевых вылетов - 241;   воздушных боёв - 41.

[ Красным цветом отмечены победы, которые указаны в Наградном листе, но отсутствуют в данных М. Ю. Быкова. ]

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz