Пручков Федор Максимович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Пруцков Фёдор Максимович


Пруцков Фёдор Максимович

Родился в 1908 году в городе Тамбове. Отец был рабочим. После смерти матери он женился вторично. Мачеха не нашла соответствующего подхода к мальчику, и он 9 лет от роду убежал из дому, был беспризорником, потом воспитывался в детдоме. Будучи подростком кормился случайными заработками. В школе ему не пришлось учиться. Когда Федора Пруцкова призвали в Красную Армию, он мог только расписываться и читать по складам печатные буквы. За время службы в армии Фёдор сдал экстерном экзамены за 7 классов школы. После демобилизации его зачислили курсантом в Качинскую 1-ю военную школу пилотов, которую он окончил в 1934 году. Затем служил в авиабригаде в Прокопьевске, в Сибири. В 1933 году Фёдор Максимович женился на 19-летней Ольге Андреевне Капитоновой, которая стала ему верной женой и подругой, гордилась мужем-лётчиком, сама была парашютисткой, занималась стрелковым делом.

В 1936 году лейтенант Ф. М. Пруцков служил лётчиком в 40-й истребительной авиационой эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С ноября 1936 года по 26 июля 1937 года принимал участие в гражданской войне испанского народа. Был пилотом истребителя И-16. Сначала воевал в эскадрилье Сергея Тархова, а после его гибели - Константина Колесникова. Участвовал в нескольких воздушных боях.

Вспоминает один из пилотов этой эскадрильи, Иван Иванович Кравченко:

"Особенно запомнилось мне 18 февраля 1937 года, когда напряжение в воздушных боях над Харамой достигло апогея. В тот день мы, как говорится, превзошли самих себя - совершили до 10 боевых вылетов!

Уже при первом вылете девятка "Москас" во главе с комэском Колесниковым атаковала группу "Юнкерсов". Отлично, слаженно действовали Акуленко, Лесников, Баланов, Шевцов и другие. Они сбили 3 вражеские машины и обратили в бегство остальные.

Не меньший успех был и у второй группы, возглавляемой Иваном Лакеевым. Лётчики Пруцков, Замашанский, Никитин, Шаров и американец Арнольд, взаимодействуя с пилотами эскадрильи Павла Рычагова, завязали воздушный бой с вражескими истребителями, и 4 из них навсегда отлетались. Кончались боеприпасы, но бой не прекращался - одни уходили на заправку, их сменяли другие - и так весь день..."

25 марта 1937 года в 17:30 с Алкалы на перехват противника поднялись 5 И-16 - к аэродрому со стороны солнца приближались 2 Ju-86. Помешать им не успели, и после бомбардировки двум И-16 потребовался заводской ремонт, лётчик и техник были ранены. Бомба взорвалась возле взлетавшего на перехват И-16 Павла Путивко. Взрывной волной самолёт был перевёрнут, а лётчик ранен осколком в голову. Ранение оказалось тяжёлым, и в Испании Павлу больше летать не пришлось. Он попал в госпиталь, выйдя из которого в мае, был досрочно отправлен на Родину.

Самолёт Ju-86D.

Однако, 5 взлетевших истребителей (В. Ухов, П. Поляков, И. Лакеев, Ф. Пруцков и И. Кравченко) считают, что 1 "Юнкерс" им удалось сбить. Взлетевшие на помощь 5 И-15 противника уже не догнали.

В небе Испании Ф. М. Пруцков сбил в группе с товарищами 2 вражеских самолёта. Награждён двумя орденами Красного Знамени.

После возвращения из Испании служил в Борисоглебской военной школе лётчиков командиром эскадрильи, с 1938 года - в 57-й Люберецкой истребительной авиационной бригаде. В 1938 году ему было присвоено воинское звание "Майор". В январе 1939 года окончил Курсы комиссаров-лётчиков при Харьковском военном авиационном училище, был заместителем командира 16-го ИАП ПВО Московского военного округа. 5 ноября 1939 года назначен командиром этого полка (приказ НКО № 04612).

Пруцков Фёдор Максимович

С июля 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. Вместе со своим полком отражал налёты немецкой авиации на Москву. Летал на МиГ-3. В самые трудные месяцы битвы за Москву Ф. М. Пруцков умело организовывал боевую работу полка, и хотя командование корпуса ограничивало вылеты командира, он в воздушных боях сбил 2 самолёта противника (1 лично и 1 в паре). Под его командованием лётчики полка за полгода боёв сбили под Москвой 72 самолёта.

Если до октября 1941 года пилоты 16-го ИАП занимались, как правило, патрулированием и перехватом вражеских разведчиков, то со второй половине октября до 80% боевых вылетов выполнялось уже на прикрытие своих наземных войск и штурмовые удары по врагу и прежде всего - по мотомеханизированным колоннам. Всего же, в октябре 1941 года, лётчики 16-го авиаполка нанесли 172 бомбово-штурмовых удара и доложили об уничтожении 231 автомашины, 18 танков, 6 мостов и переправ.

Пруцков пользовался заслуженным высоким авторитетом в полку. Внешне он был выше среднего роста, стройный, шатен. По характеру скромный, о заслугах своих не говорил даже близким товарищам. Высокоподготовленный лётчик, пилотировал отлично. Смелый в боях, решительный в непредвиденных ситуациях, умелый руководитель. Он был простой и доступный в обыденной жизни, весёлый рассказчик в кругу друзей. Как командир он был строгий и взыскательный, иногда вспыльчивый, горячий, но отходчивый. Лётчиков своих называл "соколики".

В октябре 1941 года Пруцкову присвоено звание подполковника, а 4 марта 1942 года он награждается орденом Ленина.

Истребитель МиГ-3.

Истребитель МиГ-3.  На такой машине воевал под Москвой Ф. М. Пруцков.

В мае 1942 года Ф. М. Пруцков был назначен инспектором по технике пилотирования отдела истребительной авиации Инспекции ВВС КА, который возглавлял участник боёв в Испании подполковник М. Н. Якушин. Работы у инспекторов было много. Так, в мае-июне 1942 года вместе с двумя другими инспекторами - Е. С. Антоновым и А. Ф. Семёновым, Ф. М. Пруцков готовил к новым боям лётный состав 434-го ИАП, прилетевшего под Москву для переформирование. Это ответственное задание было выполнено в срок.

В результате тяжёлого поражения, названного позднее "Харьковской катастрофой", летом 1942 года враг захватил относительно небольшую, но очень важную в оперативном отношении территорию и завладел инициативой. Только людские потери Юго-Западного направления составили 230-240 тысяч человек, не считая огромного количества оружия и боевой техники. Именно в это время с 20 мая по 12 июня на аэродроме Люберцы пополняется лётным составом и получает новую матчасть - самолёты Як-1 434-й истребительный авиационный полк.

В результате подготовительных мероприятий 434-й ИАП, пополненный лётным составом и техникой, прошедший подготовку к предстоящим боевым действиям в составе 2-х эскадрилий и под непосредственным руководством заместителя начальника инспекции ВВС Красной Армии подполковника Ф. М. Пруцкова, перебазируется на Юго-Западный фронт. С 13 июня по 4 июля 1942 года полк входит в подчинение 8-й Воздушной армии.

Истребитель Як-1

Самолёт Як-1 из состава 434-го ИАП.  Юго-Западный фронт, июнь 1942 год.

Для истории представляют интерес те задачи, которые решала инспекция ВВС, курируя 434-й ИАП. Во-первых, в подготовительный период - это прежде всего комплектование людьми и техникой, а также обеспечение полка по всем видам на период боевых действий. Сюда же можно отнести организацию и контроль за учебно-боевой подготовкой (полёты, учебные занятия). Во-вторых, в период боевых действий - это оказание помощи командиру полка, его заместителям и командирам подразделений в уяснении боевой задачи, в оценке обстановки, в принятии решения и в организации взаимодействия с другими войсковыми подразделениями. Обобщение боевого опыта в определении результативности и перспектив боевой работы, такой особой авиачасти как 434-й ИАП.

За период руководства полком подполковником Ф. М. Пруцковым, 434-й ИАП произвёл 880 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 35 самолётов противника. Свои потери - 4 самолёта. Подполковник Ф. М. Пруцков за этот период времени выполнил 28 боевых вылетов, провёл 2 воздушных боя и лично сбил 1 бомбардировщик "Юнкерс-88".

Список известных побед подполковника Ф. М. Пруцкова в ВОВ:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
ПримечаниеСвои
самолёты
125.10.19411 Ме-109Калуга(в паре)МиГ-3
21 Ме-109западнее Наро-Фоминска(лично)
327.06.19421 Ju-88станция Тополи(лично)Як-1.

Самым результативным по числу побед, одержанных лётчиками 434-го полка за период боевых действий на Юго-Западном фронте, оказалось 27 июня 1942 года. В этот день группа из 8 самолётов Як-1 встретила в районе юго-восточнее Уразово - Купянск группу из 12-16 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием Ме-109. Наши лётчики атаковали противника и по итогам боя доложили об уничтожении 6 бомбардировщиков: по одной победе записали на свой счёт подполковник Ф. Пруцков, майор И. Клещёв, капитан В. Бабков, старший лейтенант И. Избинский, лейтенанты Хользунов и Савельев.

1 ноября 1942 года во время перелёта в Ленинград, из-за плохой погоды, Пруцков совершил вынужденную посадку в поле. При этом получил тяжёлые травмы и переломы. После выздоровления (летом 1943 года) был назначен заместителем начальника Школы высшего пилотажа и воздушного боя, располагавшейся тогда в Люберцах.

Лётное дело всегда сопряжено с повышенным риском, случались и катастрофы. Так, 5 августа 1943 года, при выполнении испытательного полёта на самолёте Ла-5 с заменённым мотором разбился подполковник Ф. М. Пруцков. При наборе высоты 50 метров мотор заглох. В такой ситуации можно было лететь только по прямой, разворот невозможен. А впереди был лес. Самолёт задел за верхушки деревьев, перевернулся и упал на лес. Гибель Фёдора Максимовича тяжело переживали его боевые друзья. Прощание с ним проходило в гарнизонном клубе, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Через полгода после его гибели родилась дочь Таня. Она стала инженером-проектировщиком, её сын Андрей окончил Российский государственный университет связи и информатики с красным дипломом.

(Использованы материалы из книги К. В. Бобровой - "Крылатый полк шестнадцатый".)

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz