Птухин Евгений - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Птухин Евгений Саввич

Е.С.Птухин

Родился в городе Ялте. С 1905 года проживал в Москве. С 28 Января 1918 ггода в Красной Армии. Моторист 3-й Московской авиагруппы. С Ноября 1918 года в составе 1-го авиационного артиллерийского отряда. Участник Гражданской войны на Южном и Польском фронтах. После окончания Егорьевской школы мотористов Евгений Птухин служил старшим мотористом во 2-м истребительном крыле 1-й АЭ. Окончил теоретическую школу лётчиков в городе Егорьевске по курсу пилота в Декабре 1923 года, учился в Липецкой лётно - практической школе. После её расформирования с Мая 1924 года в Борисоглебской школе пилотов. Со 2 Декабря 1924 года - лётчик 2-й ОИАЭ   ( с конца 1925 года - 7-я ОИАЭ им. Ф. Дзержинского ). Командовал звеном   ( с 1925 года ), отрядом самолетов Д-11  ( с 1927 )  в ИАЭ города Витебска. В 1929 года учился на КУКС при ВВА им. Н. Жуковского. После их окончания - командир   ( комиссар )  15-й ОИАЭ в Брянской авиабригаде. С Мая 1934 года командир 450-й САБР в Смоленске, с Июля 1935 года - 142-й ИАБР в Бобруйске. Комбриг   ( 25.05.1936 ).

Участник национально - освободительной войны в Испании с Мая 1937 года по Январь 1938 года. С Апреля 1938 года - командующий ВВС Ленинградского ВО. В 1939 году окончил КУКС.

Участник Советско - финляндской войны 1939 - 1940 гг. За успешное командование ВВС 7-й армии, затем ВВС Северо - Западного фронта 21 Марта 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина  ( 22.12.1937, 21.03.1940 ), Красного Знамени  ( 02.03.1938 ), Красной Звезды  ( 1935 ); медалью "XX лет РККА".

Генерал - лейтенант авиации  ( 04.06.1940 ). С Августа 1940 года Командующий ВВС Киевского ОВО. С Января 1941 года - заместитель начальника ГУ ПВО. В начале Великой Отечественной войны арестован, расстрелян без суда. 15 Мая 1943 года был лишён звания Героя Советского Союза и других наград. 22 Февраля 1955 года посмертно восстановлен в воинском звании, звании Героя Советского Союза и в правах на другие награды.

*     *     *

В САМОМ НАЧАЛЕ ВОЙНЫ

Отец Птухина выбился в люди из почтовых ямщиков. В 1905 году ему предложили должность управляющего конным двором в Москве, куда он вместе с семьёй и переехал. Конный двор располагался на Трубной площади, и любознательный мальчуган с ранних лет пропадал среди лошадей, сохранив к ним, а также к голубям и собакам любовь на всю жизнь. "Воробышек" - так прозвали его в семье. Характер у него был добрый. С осени 1914 года, когда тяжело заболел и слег отец, а старшего брата Василия призвали в армию, он стал кормильцем семьи. Работал носильщиком на вокзале, мальчиком для посылок за 6 рублей, жилье и харчи. Однажды убежал из дома, забрался в вагон с солдатами, которые вскоре обнаружили его и просто выкинули из поезда на ходу. Почти 2 недели пролежал сильно разбитый и простуженный. Поступил работать учеником телефониста. С 1917 года участвовал в демонстрациях. Во время Октябрьских боёв в Москве умер отец.

Когда объявили запись добровольцев в Красную Армию, чтобы приняли, исправил год рождения с 1902 на 1900 год. Учился на курсах пулемётчиков, а затем, когда приехал брат Василий, который служил в авиации, уехал с ним в Тверь. Был зачислен красноармейцем аэродромной охраны Тверской авиагруппы и вскоре стал добровольным помощником мотористов. Подружился с одним из них - Петром Пумпуром. Плотничал, клеил, выстругивал детали каркаса крыла. Познал тайну регулировки зажигания мотора.

В Ноябре 1918 года отряд перебазировался в район Обояни на Южный фронт, и моторист Птухин обеспечивал вылеты по поддержке наступления Донецкой группы войск. Был контужен во время бомбёжки с "Хэвиленда". Затем отряд перебазировался на Юго - Западный фронт. Базировались на аэродроме Сватово, Купянск. В составе 13-й армии отряд воевал против Врангеля в районе Александровска. От отца досталась ему добрая хозяйственная жилка. Так, во время отступления не стал уничтожать имущество, которое не удавалось вывезти, а спрятал на хранение у крестьянина.

В конце Мая 1920 года отряд влился в центральную авиагруппу, которой командовал И. У. Павлов, и был направлен на Польский фронт.

По окончании боевых действий Птухин пишет рапорт:

"Ввиду того, что внутренняя контрреволюция разбита окончательно и бесповоротно, а для предстоящих битв с мировым империализмом стране нужен крепкий Воздушный Флот, прошу отправить меня учиться на военлёта, так как я мечтал об этом всю жизнь..."

Однако экзамен в Егорьевскую теоретическую школу он не сдал, но благодаря характеристике был зачислен в класс мотористов. По окончании школы получил назначение на должность старшего моториста ОИАЭ № 2 в Подосинки, близ Москвы. Командиром её в то время был герой Гражданской войны И. Спатарель. Через год Птухин вернулся в Егорьевск - учиться на лётчика. Продолжал учиться лётному делу в Липецке, где стал командиром группы учлётов. В числе лучших он был командирован для прощания на похороны Ленина. После 30 провозных полётов с инструктором 4 Апреля 1924 года первым среди курсантов поднялся в воздух самостоятельно на "Анрио Н-14". Завершил учебу в Борисоглебске. Среди 20 лучших выпускников получил направление в Серпуховскую высшую школу стрельбы и бомбометания. Начальником школы был Ф. А. Астахов - будущий Маршал авиации.

Во время службы во 2-й ОАЭ снова встретил Петра Пумпура, который также окончил Егорьевскую "терку" с разницей в один выпуск. На "Мартинсайдах" однажды сошлись друзья в воздушном бою, да так, что были отстранены командиром на срок "пока не передумаю". Познакомился в деревне Ротаново с учительницей ликбеза, начал ухаживать. Но не получилось. Перехватил другой лётчик, увёз. В сердце осталась зарубка на долгие годы. Во время полетов спас лётчика Цуренко, самолёт которого скапотировал при вынужденной посадке. Сел рядом и вытащил пилота, который самостоятельно не мог выбраться. Летом 1925 года совершил свой первый боевой вылет против восставших бандитов в селе близ станции Ильинская Московско - Курской железной дороги.

В начале 1930-х в Брянской авиабригаде вновь пересеклись дороги Птухина и Пумпура. Оба командовали отдельными истребительными эскадрильями. Пумпур 17-й, а Птухин - 15-й им. ЦИК СССР. На вооружении эскадрильи 43 истребителя И-2бис, затем И-3.

В бригаде удивлялись его выносливости. Однажды командовавший в то время ВВС Красной Армии Я. Алкснис проверял воздушную стрельбу лётчиков. Птухин отстрелялся на отлично дважды: за себя и комэска Ванюшина, который не попал в цель. Увидев, как пилотирует Птухин, Я. Алкснис сказал командующему Белорусским округом И. Уборевичу, что по чистоте пилотирования после Анисимова и Чкалова третьим он бы назвал его. Уборевич отозвался о комэске как о подготовленном, способном командире, и вскоре тот был назначен командиром Смоленской авиабригады.

Представился новый комбриг своим подчинённым каскадом фигур высшего пилотажа над аэродромом.

К середине 1930-х комбриг Птухин - это умный, энергичный, эрудированный командир и человек. В свои 35 лет он был похож на своих молодых лётчиков - ловок и силен, как юноша. Был худощав и широк в плечах. В нем угадывался спортсмен. Налитое мускулами тело не имело ни грамма лишнего веса. Лобастая голова, с коротко остриженными светлыми и далеко не густыми волосами, всегда была непокрыта. За всё брался крепко и уверенно. Птухин был ярким носителем замечательных, сложившихся в огне Гражданской войны традиций военных коммунистов. Он всегда прежде всего заботился о людях, с которыми делал дело.

Как вспоминали сослуживцы, Евгений Саввич хоть и имел беспокойный характер, но был страстным поборником строго регламентированного порядка на аэродромах. Он участвовал в разработке и создании уставов, учебных пособий, наставлений, инструкций. Лично обкатывал в группе лётчиков "Наставление Курса огневой подготовки". Участвуя в испытании нового синхронизатора, выявил серьёзный конструктивный недостаток. Также, не дожидаясь пока придут документы, регламентирующие вывод самолёта из плоского штопора, составил программу и лично отработал её.

Разболтанности Птухин не терпел. При нём в Смоленской бригаде начали проводить строевые занятия, утреннее построение, развод подразделений строем, появились патрули, улучшилась служба внутреннего наряда. Вся жизнь бригады переместилась на аэродром. Полёты организовывались днём и ночью. Лётчики овладели "слепыми" и высотными полётами на истребителях И-15. Были введены премии за прямое попадание при бомбометании. Сам он был отличным командиром - воспитателем и прекрасным лётчиком - истребителем, снайпером. Без промаха стрелял по воздушным и наземным целям, являлся мастером высшего пилотажа.

Как лётчик - командир, одним из первых в воздухе и на полигоне практически отрабатывал новые упражнения и задачи. Он хорошо знал людей своего соединения и мог безошибочно охарактеризовать каждого. Умело сочетал требовательность с высокой, щепетильной даже, заботой о подчинённых. Если, бывало, замечал несправедливость, допущенную к подчинённому в любой инстанции, то настойчиво добивался правильного, разумного решения наболевшего вопроса. Подчинённые его уважали за прямоту, честность. Правда, бывал он пылок, иногда не в меру, но отходчив. Он считал делом чести, коли сознавал свою неправоту, извиниться за излишнюю горячность. Добиться его похвалы считалось делом более чем трудным, и она высоко ценилась.

Во время осенних учений 1934 года Смоленская авиабригада была названа в числе лучших. В начале 1935 года лётчики бригады первыми освоили   ( при отсутствии учебного самолёта - спарки )  новейший истребитель И-16.

При подготовке к Первомайскому параду в Москве аэродром от частых дождей раскис. Пумпур не стал пассивно ждать погоды, а нашёл деда - мастера по плетению соломенных матов, собрал людей, и за неделю полоса для взлёта самолетов была выложена.

После парада 1935 года над Красной площадью он получил свою первую награду - орден Красной Звезды.

В Июле последовало новое назначение: командиром  ( комиссаром )  142-й истребительной авиабригады в город Бобруйск. Первым делом, прибыв на пыльный аэродром, который располагался на юго - восточной окраине города, командир приказал его засеять. Чтобы не делать "плешни", старт каждый раз перемещался на новое место, давая возможность примятой колёсами траве выправиться. В бригаде были проведены войсковые испытания И-16 на штопор. Комбриг получил ценный подарок и благодарность Командующего ВВС округа. В части проводились состязания в индивидуальном пилотаже и в групповом  ( в составе звена ), в стрельбах по разноцветным воздушным шарам. Комбриг умело подводил лётчиков к решению более сложных задач.

Уже полыхала в огне гражданской войны Испания. Весело и таинственно, словно мальчишка, прощаясь, намекал, что, возможно, вернётся не скоро. Но это была лишь командировка в Чехословакию с военной делегацией. По окончании года нарком Ворошилов наградил комбрига Птухина, первого по ВВС, новым автомобилем "М-1". Однако в его части с началом зимней эксплуатации И-16 потерпели катастрофу сначала один, а потом в один день сразу 2 самолёта. Причину выяснили с трудом. Оказалось, на холоде ручки управления лопались при нормальном для лётчика усилии. Непросто шло и освоение самолётов новой серии: у одного отломилась плоскость, затем - ещё 2 аварии. Это была явная диверсия, так как у оставшихся самолётов серии обнаружили, что к верхней полке лонжерона была прибинтована ножовка.

Птухин прибыл в республиканскую Испанию в Мае 1937 года и был назначен на должность старшего советника командующего испанских ВВС. Его встречал Иван Копец, к которому он прибыл на замену. Птухин при первом разговоре с командующим авиационными группами советских добровольцев Яковом Смушкевичем сказал:

- Я буду командовать авиацией не только на земле, но и в воздухе. Прошу разрешить мне сражаться наравне со всеми нашими лётчиками, чтобы предметно давать им рекомендации.

В первый боевой полёт с аэродрома Алькала-д-Энарес Птухина повёл Иван Копец. Комбриг участвовал в нескольких воздушных боях с немецкими и итальянскими лётчиками. Через некоторое время на его счету было несколько десятков боевых вылетов, воздушные бои с новейшими Me-109. Вскоре он добился и первой победы.

Атакованный им с 500 метров на вираже "Хейнкель-111", огрызаясь, врезал ему в левую плоскость очередь. Атака сорвалась. Одновременно со стрельбой бомбардировщик вошёл в правый разворот с набором высоты. С большой угловой скоростью он мелькнул перед капотом И-16. Птухин энергично ввел машину в левый вираж, чтобы встретиться в лоб. Предупреждённый стрелком, немецкий пилот переложил из правого виража в левый. Закончив разворот, Птухин увидел, что они находятся в диаметрально противоположных точках виража. Имея почти одинаковые скорости, противники крутили уже третий вираж. Перегрузка была на пределе. С трудом удерживая поднятую голову, Птухин видел тщетные попытки стрелка переложить турель с правого борта на левый. Вскоре обессилевший стрелок сидел вдавленный в сиденье.

Немецкий бомбардировщик Не-111В-1.

Бомбардировщик He.111B-1 из состава K/88 Legion Condor.  Испания 1937 год.

Увеличив крен больше 90 градусов, Птухин с потерей высоты срезал окружность и на выходе в набор стал приближаться к противнику. Когда, как показалось, стали видны заклёпки на обшивке, он с каким-то особым усилием нажал на гашетку. Проскакивая над противником, повредил управление. Бомбардировщик завалил левый крен и почти отвесно пошёл к земле. В месте падения на земле почти беззвучно выросло большое огненно - чёрное облако...

Во время операции на Арагонском фронте Птухин в горах Сьерра - Гвадаррамы искал своего лётчика, приземлившегося на парашюте. С удивлением и восторгом смотрел он, как переводчица Соня, сопровождавшая его, переводила военную терминологию, не переспрашивая и без уточнений, что было редким явлением. Чем больше он смотрел на неё, тем больше она казалась ему какой-то необыкновенной.

У испанских друзей "Генерал Хосе", под таким псевдонимом он воевал, пользовался высоким авторитетом. В Июле 1937 года он попал под бомбёжку на аэродроме и был ранен. Небольшой осколок бомбы глубоко вошёл в мякоть бедра. Он отказался отправиться в госпиталь и отлеживался в своей комнате в отеле "Гайлорд". В этот период вынужденного безделья Евгений Саввич позвонил переводчице Соне Александровской. Она застала его бледным, загорелое лицо приняло землистый оттенок. Раненый не выпускал её руки. Только теперь молодая женщина разглядела, что глаза у него не серые, а голубые, а волосы совсем льняные.

Спустя 3 дня Птухин всё же поднялся и, волоча ногу, отправился на аэродром.

Именно Птухин активно поддержал идею ночной охоты. Была сформирована группа лётчиков - ночников. 26 Июля телефон разбудил советника: лётчик Якушин сбил Ju-52 в ночном воздушном бою.

В условиях многопартийности и социальной разношерстности испанских военных необходимо было четко ориентироваться в различных перипетиях. Птухин неоднократно советовал подчинённым ему лётчикам не командовать испанцами, а помогать им своим опытом. Лично разрабатывал многие операции и организовывал их успешное осуществление.

Недалеко от берега в Средиземном море, на острове Мальорка, захваченном мятежниками, в порту Пальма-де-Мальорка стоял флот Франко, а на островных аэродромах базировалась итальянская авиация, часто бомбившая прибрежнью города. Наши бомбардировщики СБ совершали налёты на эти важные объекты. Но с некоторых пор на заданных маршрутах их стали встречать вражеские истребители. Командующий приказал изменить маршрут и высоту полёта, однако встречи не прекратились. Не было сомнений, что где-то скрывается предатель, предупреждавший противника о каждом вылете.

Птухин, договорившись с командующим генералом Сикейросом, временно прекратил сообщать в штаб ВВС о намечаемых операциях. Донесения же в штаб посылались лишь после полётов. Встречи с истребителями прекратились.

Нужна была большая смелость, уверенность в себе и умение идти на риск, чтобы в ходе войны, вдали от родины, решиться на боевые эксперименты. Птухин был один из немногих, кто решался на них, не задумываясь над тем, что неудачи грозят ему серьёзными неприятностями, предусмотреть которые в то время было совсем нетрудно.

В Сентябре 1937-го на Арагонском фронте было затишье. Однажды утром в воздухе в районе Лериды звено лётчика Евгения Антонова перехватило и заставило сесть на наш аэродром "Фиат" явно заблудившегося итальянца. От пленного узнали, что в городке Гарапинильянс  ( 30 км юго - западнее Сарагосы )  находится строго засекреченный аэродром, на котором сосредоточено 60 бомбардировщиков, запасы бомб и горючего. Подготавливался внезапный удар по войскам республиканцев.

Чтобы сорвать замысел врага, по инициативе Птухина в тот же день была разработана необычайная по новизне и по смелости тактического замысла операция по штурмовке вражеского аэродрома. При этом истребители впервые в истории военной авиации были использованы для нанесения штурмового удара с бреющего полёта по аэродрому.

Утром следующего дня эскадрилья А. Серова на И-15 трижды атаковала с бреющего самолёты противника на аэродроме, 3 других под командованием Б. Смирнова, А. Гусева и И. Ерёменко на разных высотах прикрывали её с воздуха от истребителей. Было уничтожено и повреждено около 50 самолетов мятежников вместе со складами бомб и сотнями тонн горючего. За эту операцию лётчики были награждены орденами, а её организаторы Агальцов и Птухин отмечены орденами Ленина.

Несмотря на большую загруженность, Евгений Саввич находил возможность побывать в госпиталях, побеседовать с людьми, рассказать о положении на фронтах, в стране. Расспрашивал лётчиков, как лечат, в чём нуждаются раненые.

В редкие дни затишья Птухин появлялся на аэродромах. Люди собирались вокруг него. Он уводил их куда-нибудь в холодок за границу аэродрома, в тень оливковой рощи. У него в запасе всегда была какая-нибудь необыкновенная история, приправленная немалой долей выдумки и юмора.

- В воздухе надо уметь вертеть головой, всё видеть вокруг и мгновенно принимать решения. Имея некоторый боевой опыт, каждый из нас теперь понимает, что быть боевым лётчиком значительно труднее, чем участником воздушных парадов, - говорил Птухин.

Он верил, что людей можно научить мужеству и в этом деле личный боевой пример старшего командира более важен, чем слова убеждения.

- Старший командир должен летать... Ну, не каждый раз, а в дни особого напряжения или, скажем, в дни неудач и тяжёлых потерь, - говорил он товарищу. - Тот, кто выбрал профессию лётчика - истребителя, знал, на что идёт, а поэтому должен летать и сражаться в воздухе, пока это для него возможно. Конечно, дух солдата определяет его боеспособность и на земле, а в авиации особенно. Лётчик - истребитель всегда один в самолёте. Сражается он также часто один, когда рядом нет своих.

На этой войне он встретил свою любовь. Советник командующего Центральным фронтом Максимов, к которому была прикреплена переводчица Софья Александровская, часто ездил с ней на передовую. Когда он узнал, что Софья после одной из таких поездок лежит больная, тут же помчался в гостиницу с большой корзиной фруктов. Осунувшаяся, слабая, она едва пошевелила рукой, показав, чтобы он сел. Они долго разговаривали. Выяснилось, что она 12 лет прожила в Аргентине в эмиграции. Чтобы не заснуть, Птухин пел. Соне нравилось его пение.

- Не знаю, веришь ли ты в судьбу, но иначе, чем объяснить, что нам было нужно уехать за тысячи километров от России, чтобы найти друг друга. Как будет дальше ?   Но без тебя я не могу, - сказав это, Птухин повернулся и быстро ушёл.

Он упросил Г. Штерна по выздоровлении оставить переводчицу при штабе ВВС.

В конце Января 1938 года срок командировки Птухина истёк, и он уехал из Испании. 7 Марта в Кремле М. И. Калинин вручил ему сразу два ордена - Ленина и Красного Знамени. В Апреле того же года он был назначен на должность начальника ВВС Ленинградского военного округа. На Первомайском параде во главе воздушной армады летел на своём краснокрылом И-16.

Птухин активно внедрял полученный опыт, который мог пригодиться при встрече с ещё более сильным противником. Выступал с лекциями и докладами, проводил групповые занятия и семинары с руководящим составом авиачастей и соединений. Boт некоторые из его предложений: "Нужно менять тактику, состав групп самолётов, бронировать кабины, увеличивать калибр пулемётов, ставить на самолёты пушки. Внедрять радио".

Во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 гг. авиация Ленинградского округа провела, большую работу по разведке линии Маннергейма, бомбардировке объектов в глубоком тылу противника и на передней линии фронта. Птухин, будучи командующим авиацией 7-й армии, а затем ВВС Северо - Западного фронта, несколько раз лично водил на выполнение боевых заданий группы бомбардировщиков, участвовал в воздушных боях. По окончании боевых действий ему были вручены "Золотая Звезда" за № 244 и орден Ленина № 5204.

Летом 1940 года, по предложению Сталина, Птухин назначается командующим ВВС Киевского особого военного округа. В аттестации на него, подписанной Г. К. Жуковым в Ноябре того же года говорилось:

"Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий".

Когда командующего округом Г. К. Жукова перевели в Москву на должность начальника Генерального штаба РККА, то именно он в Январе 1941 года предложил назначить Генерал - лейтенанта авиации Птухина заместителем начальника Главного управления ПВО страны. Птухин прибыл в Москву и в беседе с Г. К. Жуковым пытался отклонить это назначение:

- Я бы не хотел...

Но Жуков был непреклонен:

- Для профсоюза это убедительно. А вы думаете, я хотел стать начальником Генерального штаба ? - И предупредил: - Не вздумайте Сталину привести такой довод. Для него нужны веские аргументы, а у вас их, мне думается, нет...

28 Января назначение состоялось, а 14 Февраля он вступил в должность начальника ГУ ПВО РККА, сменив на этом посту Генерал - лейтенанта Д. Т. Козлова, который уезжал командовать войсками Закавказского военного округа, пробыв на посту начальника ПВО всего 2 месяца. Птухин вступил в командование, когда шла коренная реорганизация системы ПВО Советского Союза. И всё же, несмотря на большой объем работы, Птухин настоял на возвращении в более привычные ВВС. 21 Марта 1941 года он сдал должность Генерал - полковнику Г. М. Штерну, поставив уникальный рекорд по краткости пребывания на этой должности - 37 дней.

24 Июня 1941 года Командующий ВВС Юго - Западного фронта Генерал - лейтенант Е. С. Птухин был отстранён от командования и арестован.

Вопрос о его аресте был решён и согласован ещё до начала войны. Но несколько дней ему всё же довелось повоевать в качестве командующего ВВС Юго - Западного фронта. А точнее - стать свидетелем разгрома своих авиачастей. В течение первых дней войны на 23 аэродромах и других объектах Киевского ОВО массированными ударами немецкой авиации было уничтожено 277 боевых самолётов. Хотя потери авиации фронта, которой командовал Е. Птухин были в несколько раз меньше по сравнению с Западным фронтом, член Военного совета Н. С. Хрущев счёл своим долгом донести о них в записке Сталину.

Но судили Генерала не за это. В Бутырской тюрьме ему было предъявлено обвинение в "антисоветском военном заговоре", в который его якобы вовлёк бывший командующий войсками Белорусского военного округа И. П. Уборевич. В обвинении утверждалось, что Птухин установил преступную связь с участником заговора бывшим помощником начальника ГШ КА Я. Смушкевичем и совместно с ним проводил подрывную работу, направленную на ослабление боевой готовности Красной Армии, а также занимался вербовкой новых участников заговора.

Следствием по делу Е. С. Птухина и других арестованных воздушных асов, руководил начальник следственной части по особо важным делам НКВД СССР Л. Е. Влодзимирский. С помощью подручных, практиковавших в отношении подследственных избиения и пытки, у большинства арестованных удалось выбить "признательные показания" о совершении контрреволюционного вредительства в частях и штабах ВВС РККА, измены Родине в форме шпионажа в пользу иностранных государств и других контрреволюционных преступлений.

Война и упорство подследственных спутали все карты следователей - садистов. Публичный судебный процесс не получился. Большинство арестованных уничтожили без суда и следствия. Секретных узников после начала войны тайно вывезли в Куйбышев и тайно расстреляли 28 Октября 1941 года у посёлка Барбыш. В этот день было казнено 20 человек, в том числе Герои Советского Союза Смушкевич, Рычагов и Проскуров. Как позже было установлено, единственным основанием для расправы над ними явилось предписание Л. Берии.

Остальные были расстреляны в Феврале 1942 года. Перед этим, 29 Января, Берия направил Сталину список, включавший 46 арестованных, "числящихся за НКВД СССР". Среди них были 17 Генералов и ряд крупных работников оборонной промышленности, которых органы "взяли" в Мае - Июле 1941 года. Все они обвинялись во вредительстве и заговоре против государства. Вождь наложил лаконичную резолюцию: "Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин".

13 Февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило это решение постановлением о расстреле Генерал - лейтенантов авиации П. А. Алексеева, К. М. Гусева, Е. С. Птухина, П. И. Пумпура, Генерал - майоров авиации А. П. Ионова, Н. А. Ласкина, А. А. Левина, А. И. Филина, Э. Г. Шахта, П. П. Юсупова, помощника Генерал - инспектора ВВС комдива Н. Н. Васильченко и других.

Проявив мазохистскую изощрённость, решение привели в исполнение в городе Саратове 23 Февраля 1942 года. Крупных военачальников хладнокровно убили в День Красной Армии, становлению и развитию которой они посвятили свои жизни.

6 Октября 1954 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила постановление от 13 Февраля 1942 года в отношении Е. С. Птухина, и его дело было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

( Из материалов книг: В. Конев - "Герои без "Золотых Звёзд",
В. Звягинцев - "Трибунал для сталинских соколов". )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz