Пумпур Петр Иванович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Пумпур Пётр (Петерис) Иванович

Пумпур Пётр (Петерис) Иванович

Родился 25 апреля 1900 года в Платерской волости Рижского уезда (Латвия), в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу и 2 класса ремесленного училища. Батрачил. Затем работал учеником слесаря и помощником шофёра. В 1918 году Петр Пумпур добровольцем вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Служил мотористом 4-го истребительного авиаотряда. Воевал на Восточном и Западном фронтах.

В 1921-1924 годах учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков, в 1924-м окончил 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебске, Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил командиром звена во 2-й истребительной эскадрилье имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1929 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-Воздушной академии имени Жуковского, после чего командовал отдельным авиаотрядом и 7-й истребительной эскадрильей ВВС Московского военного округа.

В июне 1934 года назначен командиром-комиссаром 403-й истребительной авиационной бригады.

Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 22.09.1935 года П. И. Пумпуру присвоено воинское звание "Полковник", от 4.12.1935 года - уже "Комбриг". С февраля 1936 года был слушателем оперативного факультета Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского.

С октября 1936 по май 1937 годов участвовал в национально-революционной войне испанского народа. Сражался в небе Мадрида и Барселоны. Успешно руководил действиями авиации на Мадридском фронте, возглавляя истребительную группу из 3-х эскадрилий И-16 и 3-х эскадрилий И-15. Он вводил в бой вновь прибывавшие группы, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, использовал истребители для разведки наземных войск, нередко сам участвовал в воздушных боях. Сбил 5 самолётов противника. Постановлением ЦИК СССР от 4 июля 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза.

С июня 1937 года Начальник управления боевой подготовки ВВС. В 1938 году командующий ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. В 1940-1941 годах командующий ВВС Московского военного округа, комкор. 4 июня 1940 года присвоено звание "Генерал-лейтенант авиации".

31 мая 1941 года арестован. 9 июля 1941 года лишён воинского звания и наград. 13 февраля 1942 года постановлением Особого совещания при НКВД осуждён к высшей мере наказания. 23 марта 1942 года расстрелян.

25 июня 1955 года полностью реабилитирован, восстановлен в воинском звании и наградах.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени; медалью "ХХ лет РККА". Избирался Депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

*     *     *

Он родился 25 апреля 1900 года в Платерской волости Рижского уезда в Латвии в семье крестьянина-батрака. Учился в ремесленном училище в Козельске. В 1918 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в Гражданской войне, был шофёром и авиационным мотористом. С 1922 по 1924 год учился в лётных школах Борисоглебска, Москвы и Серпухова. Служил в 7-й АЭ Московского военного округа старшим лётчиком, командиром звена и командиром эскадрильи. В 1934 году был назначен командиром 403-й ИАБ, затем служил в 83-й ИАБ Белорусского военного округа. 22 сентября 1935 года ему было присвоено звание полковника, а 4 декабря того же года - звание комбрига. С февраля 1936 года учился в Военно-Воздушной академиии.

С 13 октября 1936 года по 11 мая 1937 года был в Испании командиром группы истребителей И-15, советником командующего истребительной авиации. Имел псевдонимы "Полковник Хулио" и "Гольд".

Полковник П. И. Пумпур возглавил первый в Испании истребительный отряд из самолётов И-16, в состав которого, в частности, входила и эскадрилья Капитана С. Ф. Тархова.

Пётр Иванович успешно руководил действиями авиации на Мадридском фронте. Он лично вводил в строй вновь прибывавшие группы, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, часто использовал истребители для разведки наземных войск. При основной группе истребителей Пумпур создал маленький резерв из 5-6 самолётов, в который были включены опытные советские лётчики - Иван Копец, Антон Ковалевский, Евгений Ерлыкин и трое испанцев - Алонсо, Лакалье и Хименес.

Беседуя с лётчиками Пумпур учил их и тактике ведения воздушного боя:

- Вы должны искать противника в воздухе, не ждать, когда он вас обнаружит и атакует первым. Вы сами должны навязывать ему бой, диктовать свою волю. Атаковать надо смело и решительно. Держитесь компактно. Поле боя покидайте только тогда, когда в воздухе не останется ни одного вражеского самолёта. Достаточно один раз уступить противнику инициативу, и потом вам будет очень трудно стать хозяевами Мадридского неба...

"Уже в первый день боёв комбриг П. И. Пумпур поставил задачу атаковать вражеские войска и сам повёл эскадрилью на штурмовку. Как и прежде, правым ведомым у Пумпура был Костя Дубков, а левым я. За нами шли комэск Колесников, лётчики Лакеев, Баланов, Акуленко, Пруцков, Кузнецов, Хара, Шаров, Никитин, Шевцов, Морозов, Минаев. Идём на высоте 200 метров, преодолевая низкую рваную облачность, из-за которой почти ничего не видно на земле. Пумпур снижается до высоты 100-150 метров и подаёт команду:

- Приготовиться к атаке !

Комбриг открывает огонь, а вслед за ним все лётчики эскадрильи. Теперь уже отчётливо видно, как точно ложатся по цели наши трассирующие и зажигательные пули, как мечутся в панике, прыгают в кюветы, прячутся за машинами итальянцы. Тщетно! Пули настигают фашистов везде. Загорелось несколько автомашин, мы делаем ещё один заход и хлещем огнём по колонне. Отчётливо видны на земле огненные вспышки оружейных выстрелов и пулемётных очередей, но мы не думаем об опасности. Вдохновение боя владеет каждым из нас, и снова с рёвом проносятся над землёй "москас", прижимая к земле вражескую пехоту".

( Из книги - "Вместе с патриотами Испании". )

Пётр Иванович Пумпур нередко лично участвовал в боевых вылетах. По состоянию на 9 декабря 1936 года сбил 2 самолёта типа "Юнкерс". Всего же, по некоторым источникам, совершил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов (в том числе, не менее 2 лично).

За умелое руководство действиями авиации, личное мужество и героизм 4 июля 1937 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина ("Золотая Звезда" № 49). До этого он уже был награждён одним орденом Ленина (02.01.1937).

После возвращения из Испании, в октябре 1937 года комдив Пумпур был назначен командующим ВВС Московского военного округа, а уже в ноябре 1937 года - командующим ВВС Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии.

В декабре 1937 года он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награждён медалью "XX лет РККА" (23.02.1938).

С декабря 1938 года был начальником лётно-испытательной станции 1-го авиазавода, а затем - начальником Управления боевой подготовки ВВС.

Участвуя в Советско-Финляндской войне, возглавлял группу инструкторов по боевой подготовке.

Маршал авиации С. А. Красовский вспоминает о том, как Пумпур, прибыв на Север, рассказывал о своей "испанской" командировке:

"Прислали группу инструкторов, побывавших в Испании. Среди них был и Пётр Иванович...

- Прибыл к тебе, Степан Акимович, передавать боевой опыт. Будем истребителей на цели наводить стрелами. В Испании этот способ себя оправдал.

Пётр Иванович быстро изобразил на бумаге линию фронта и места, где, по его мнению, следовало расположить стрелы.

- Ну что ж, опыт не очень - то солидный, но, тем не менее, когда на истребителях нет радио, может пригодиться. Говорят, на безрыбье и рак рыба...

Пумпур рассмеялся и, перейдя на серьёзный тон, продолжал:

- Мы получили в Испании неплохой опыт воздушных боёв с фашистами. Оружие на самолётах надо срочно менять. Истребителям нужно пушечное вооружение.

В подтверждение Пётр Иванович сослался на один из воздушных боёв над Барселоной, когда ему вместе с другими истребителями - республиканцами пришлось отражать вражеский налёт.

- Встретился я с итальянским бомбовозом "Савойя". Бью по нему из пулемётов ШКАС, а он летит как ни в чём не бывало. Зло меня разобрало. Повторил атаку, и опять все пули, словно в перину, всадил... Третья атака тоже не принесла удачи. И когда боекомплект уже был на исходе, подошёл почти вплотную и ударил по бензобакам. Наконец-то бомбардировщик загорелся. В общем, помотал меня итальянец, но и кое-чему научил. Мелковаты наши пульки для фашистских самолётов".

4 июня 1940 года П. И. Пумпуру было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает лётчик-истребитель Н. И. Петров:

"В первых числах июня 1940 года кто жил на частных квартирах в городе Лида, всех переселили в авиагородок. 15 июня вечером зачитали боевой приказ, где говорилось "С рассвета 16 июня 1940 года советские войска переходят границу с прибалтийскими странами Эстонией, Латвией, Литвой. С целью освобождения народа этих стран от гнёта буржуазии. Они хотят жить свободно, просят помощи и так далее". Нашему 31-му ИАП с рассветом 16 июня прикрывать железнодорожный узел Лида, свой аэродром на случай налёта авиации противника. Вести разведполёты по заданию вышестоящего командования. Сопровождать бомбардировщики СБ к цели и обратно (накануне они произвели посадку на аэродром).

Вообще с рассветом 16-го ничего похожего на боевые действия не было. В середине дня нам зачитали приказ о перебазировании на аэродром Шауляй (Литва). Подготовились и в составе 5 звеньев перелетели на аэродром Шауляй, там было множество авиации, всякие типы самолётов. И Р-5, СБ, И-15бис, И-15. Был заставлен весь аэродром. Только оставлена полоса для посадки. Даже одновременно звеном посадка была затруднена. Произошёл такой случай: перед посадкой при выпуске шасси у ведомого моего звена Лейтенанта Клименко не выпустились полностью шасси. Я подал сигнал, иди вверх. И там по большому кругу попытайся на спине предпринять, что можно. Сам со вторым ведомым лейтенантом Зобниным произвёл посадку, быстро зарулив, выключил мотор, и бегом на старт, предупредить руководителя полётов о случае с ведомым.

Вижу, стоит около "Т" майор П. Путивко, наш командир полка и рядом с тремя ромбами на петлицах. Обращаюсь: "Товарищ комкор, разрешите обратиться к майору Путивко?". "А в чём дело?". Объясняю в чём. Он говорит: "Видишь, сколько самолётов на аэродроме находится и ещё столько прилетит. Возиться с твоим ведомым не буду, "плюхнется" на полосу, потом сталкивай его. Если умный парень найдёт, где сесть, а с аэродрома угоню". Для меня это как-то было не привычно. А потом майор П. Путивко сказал: при боевых действиях ещё не то может быть. Я только много позднее это понял. В этот день обошлось всё благополучно, лётчик выпустил шасси и благополучно произвёл посадку. А командиром корпуса был Пумпур, знаменитый в прошлом лётчик, герой Испании".

В 1940-1941 годах генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур был командующим ВВС Московского военного округа.

Зимой 1940-1941 годов начальник Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенант авиации П. И. Рычагов издал приказ о полётах только с колёсного шасси. В результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация практически перестала летать. Возобновившиеся весной полёты вызвали шквал аварийности.

9 апреля 1941 года состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, после которого Рычагов был снят с должности и направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба.

Вскоре дошла очередь и до Пумпура. В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 мая 1941 года отмечалось:

"Боевая подготовка частей ВВС МВО проводится неудовлетворительно. Налёт на одного лётчика за январь-март 1941 года составляет в среднем только 12 часов. Ночным и высотным полётам лётный состав не обучен. Сорвано обучение лётчиков стрельбе, воздушному бою и бомбометанию. Командующий ВВС округа, прикрываясь объективными причинами, проявил полную бездеятельность в организации подготовки аэродромов зимой 1940-1941 годов для полётов на колёсах. В связи с этим СНК и ЦК ВКП(б) постановляют:

Принять предложение Главного военного совета о снятии тов. П. И. Пумпур с поста командующего ВВС МВО, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа, оставив его в распоряжении НКО".

15 мая 1941 года произошло чрезвычайное происшествие. Немецкий самолёт Ju-52 вторгся в советское воздушное пространство, совершенно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо".

Реакция на это событие была мгновенной: 31 мая 1941 года генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур был арестован.

10 июня 1941 года нарком обороны подписал Приказ № 0035 "О факте беспрепятственного пропуска через границу самолёта Ю-52", в котором говорилось:

"15 мая 1941 года германский внерейсовый самолёт Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелёт по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полёта со стороны органов ПВО принято не было. Посты ВНОС 4-й отдельной бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолёт лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолётов, приняли его за рейсовый самолёт ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили. Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолёта Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 Мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.

В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отдельной бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полёте Ю-52 до извещения из Москвы не имели. В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО города Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и заместитель начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелёте границы самолётом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолёт пролетел Белосток.

Никаких мер к прекращению полёта внерейсового самолёта Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС Красной Армии генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолёт Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелёт.

Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о плохой её организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отдельной бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к чёткости несения службы ПВО.

Приказываю:

- За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.

- За самовольное разрешение пролёта и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полёт в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание".

В данном приказе П. И. Пумпур не упоминается. К моменту пролёта "Юнкерса" он с должности уже был снят, то есть, если и был виноват в низкой боеготовности вверенных ему частей, то наказание за это уже понёс. В то же время, создается впечатление, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный механизм следствия.

29 января 1942 года Берия направил Сталину список 46 арестованных, "числящихся за НКВД СССР". Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.

О генерал-лейтенанте авиации П. И. Пумпуре указывалось, что он "как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний: Рычагова, Алексеева, Ионова и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи: ВВС МВО другому командующему и приказом НКО № 0031 от 31 мая 1941 года. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем, но от данных показаний отказался.

Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: "Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин".

13 февраля 1942 года Постановлением Особого совещания при НКВД СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур был приговорен к расстрелу. 23 марта 1942 года приговор был приведён в исполнение в Саратове...



Забытый Генерал

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz