Забытый генерал Петр Пумпур - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Забытый Генерал

Пумпур П.И.

Петра Пумпура можно назвать одним из самых малоизвестных Генералов в Красной Армии. Несколько лет славы в конце 1930-х годов прошлого столетия и десятки лет забвения. В 1983 году вышла первая и за долгие годы единственная публикация о нём в книге И. Кузнецова и И. Джоги "Первые Герои Советского Союза". В 2000 году тот же И. Кузнецов в двух своих книгах о первых Генералах Красной Армии помещает краткий биографический очерк о Петре Пумпуре, лишь отчасти приоткрывающий трагическую судьбу военачальника.

Биография его типична для тех, кто ещё в юности связал свою судьбу с Красной Армией. Он успешно учился, командовал и рос по служебной лестнице. За время службы его судьба неоднократно пересекалась с Е. Птухиным, с которым он служил во время Гражданской войны в одном авиаотряде.

С группой первых лётчиков в республиканскую Испанию Пумпур прибыл в Октябре 1936 года сухопутным путём за 2 недели до других добровольцев.

У лётчиков было настолько сильным желание немедленно вступить в бой, что он, Е. Ерлыкин, И. Копец и А. Ковалевский сделали несколько боевых вылетов на безнадёжно устаревших "Ньюпорах-52", имевших скорость 250 км/час.

К 3 Ноября 1936 года к боям были готовы 11 истребителей И-15, которые собрали на аэродроме Альхантерилья, вблизи города Мурсин. Пётр Пумпур сразу же повёл их к Мадриду. Долететь до аэродрома назначения не удалось из-за непогоды - сели на промежуточном Альбасете. На следующий день в Алькала-де-Энарес прилетело всего 9 И-15. Двое, потеряв ориентировку, сели на территории франкистов и оказались в плену. Из воспоминаний наших лётчиков следует, что именно Пумпур водил в первый бой 5 Ноября 1936 года группу истребителей И-15.

- Франко уже назначил день взятия Мадрида - 7 Ноября, - говорил Пумпур лётчикам перед вылетом. - Мы должны сделать всё, чтобы со своей стороны воспрепятствовать этому.

Пумпур ставит задачу барражировать над Мадридом и не допускать авиацию противника к городу. Два бомбардировщика республиканцев "Потез", которые шли на бомбардировку позиций франкистов в пригороде Мадрида, встретились с 12 "Юнкерсами-52", 5 "Ромео-37бис" и 9 "Фиат-32". Итальянцы ринулись на бомбардировщиков, но к месту боя вовремя подошли 9 И-15 во главе с Пумпуром. Итальянцы, бросив преследовать "Потезы", развернулись навстречу И-15. В плотном строю самолёты сошлись в лобовой атаке. Сразу после начала боя строй рассыпался, и воздушный бой разбился на индивидуальные схватки. Вот пошёл к земле "Фиат", сбитый Мирошниченко, задымил второй. Как стало известно позже, ещё 2 "Фиата", получив повреждения в бою, потерпели аварии при посадке.

В середине дня "Юнкерсы" франкистов предприняли ещё одну попытку бомбить республиканцев под прикрытием "Хейнкелей-51". Истребители И-15 перехватили и эту группу и обратили её в бегство.

В Испании П. Пумпур воевал под псевдонимом - "Полковник Хулио". Сохранилось немало свидетельств деятельности командира истребительной авиагруппы.

Вот он ожидает прибытия новой группы И-15.

- Ничего, сядут...

Он тут же сбрасывает кожанку и кладёт её в центре поля в виде знака "Т", определяющего место приземления. Кожанка комбрига оказывается счастливой: один за другим с первого захода садятся 9 прибывших истребителей.

- Горе заставит калачи с мёдом есть ! - И Пумпур весело подмигивает инженеру Л. Кальченко.

Пумпур, передав командование П. Рычагову, убывает в Альхантерилью, где идёт сборка истребителей И-16.

8 Ноября 1936 года он вёл группу из только что собранных 16 И-16 при перелёте их из Альхантерильи. На полпути из-за плохой погоды самолёты произвели посадку в Альбасете. Они приземлились на аэродроме Алькала-де-Энарес лишь 10 Ноября 1936 года в 13:30. В тот же день в 16:00 один за другим истребители вылетают на боевое задание. Ведёт группу И-16 П. Пумпур. Самолёты идут на 2000 метрах вдоль линии фронта. Через 20 - 30 минут левым разворотом эскадрилья уходит в сторону аэродрома.

Это был отвлекающий маневр. Снизившись до бреющего, ведущий разворачивается влево и ведёт группу вдоль гор, пересекает линию фронта. Самолёты углубляются в тыл на 30 км. Разворот и снова курс на Мадрид. Перед атакой строй размыкается. Пумпур слегка покачивает самолёт с крыла на крыло: "Внимание !   Приготовиться к атаке !"

И-16 штурмуют пригородный парк Каса-дель-Кампо. Ведущий первым открывает огонь.

Через 2 часа снова штурмовка. К исходу дня - 3-й вылет.

14 Ноября Пётр Пумпур из Альбасете привёл в Гвадалахару вторую группу: 13 самолётов И-16. Теперь под началом Пумпура была истребительная группа из 3-х эскадрилий И-16 и 3-х эскадрилий И-15. Он вводил в бой вновь прибывавшие группы лётчиков, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, использовал истребители для разведки наземных войск.

При основной группе истребителей Пумпур создал маленький резерв из 5 - 6 самолётов, в который были включены опытные лётчики Иван Копец, Антон Ковалевский, Евгений Ерлыкин и трое испанцев Алонсо, Лакалье и Хименес. Беседуя с лётчиками, Пумпур учил их и тактике ведения воздушного боя:

- Вы должны искать противника в воздухе, не ждать, когда он вас обнаружит и атакует первым. Вы сами должны навязывать ему бой, диктовать свою волю. Атаковать надо смело и решительно. Держитесь компактно. Поле боя покидайте только тогда, когда в воздухе не останется ни одного вражеского самолёта. Достаточно один раз уступить противнику инициативу, и потом вам будет очень трудно стать хозяевами мадридского неба...

"Полковник Хулио" сам неоднократно участвовал в воздушных боях, в которых сбил с товарищами 6  ( по другим данным - 10 )  самолётов противника.

В первых числах 1937 года комбрига Пумпура награждают орденом Ленина.

Весной 1-ю авиагруппу самолётов перебросили под Гвадалахару. При разведке лётчики обнаружили крупную колонну итальянского корпуса, которая шла к передовой. Чтобы проверить данные, на разведку вылетают самолёты Я. Смушкевича и П. Пумпура. Принято решение нанести по сосредоточению войск бомбоудары самолётами "СБ" и непрерывно штурмовать войска истребителями.

11 Марта комбриг лично водил эскадрилью на штурмовку. Самолёты шли на высоте 200 метров. Вот Пумпур снижается до 100 метров и подаёт команду: "Приготовиться к атаке !"   Он первым открывает огонь, а за ним остальные 14 лётчиков. И такие удары наносятся непрерывно в течение 3-х дней.

Впоследствии Пётр Иванович вспоминал один из воздушных боёв над Барселоной, когда ему вместе с другими истребителями - республиканцами пришлось отражать вражеский налёт:

- Встретился я с итальянским бомбовозам "Савойя". Бью по нему из пулемётов ШКАС, а он летит, как ни в чём не бывало. Зло меня разобрало. Повторил атаку, и опять все пули, словно в перину, всадил... Третья атака тоже не принесла удачи. И когда боекомплект уже был на исходе, подошёл почти вплотную и ударил по бензобакам. Наконец-то бомбардировщик загорелся. В общем, помотал меня итальянец, но и кое-чему научил. Мелковаты наши пульки для фашистских самолётов.

В представлении к высшей награде Родины было отмечено:

"Его заслугой является создание и непосредственное руководство бесстрашной группой республиканской истребительной авиации на Мадридском фронте, завоевавшей господство в воздухе над Мадридом. Сумел в ходе боёв создать блестящую тактику борьбы в воздухе, обеспечивающую постоянный и неизменный успех. Личным героизмом и руководством воздушными боями воспитывал кадры неустрашимых воздушных бойцов, ни разу не уступивших поле боя противнику. Лично участвовал в большинстве воздушных боев. Налетал около 250 часов. Сам сбил несколько самолётов противника. Будучи общепризнанным авторитетом во всей республиканской авиации, окружил звание советского лётчика ореолом героизма и непобедимости".

В конце Апреля 1937 года Пётр Пумпур возвратился в СССР.

Прославленный морской лётчик Д. А. Кудымов вспоминал, как в Октябре 1937 года 9-ю отдельную истребительную авиаэскадрилью им. К. Е. Ворошилова ВВС Тихоокеанского флота, где он служил, инспектировал Герой Советского Союза П. И. Пумпур:

"Судя по тому, как он придирчиво, скрупулёзно проверял подготовку отдельных лётчиков  ( в их числе оказался и автор этих строк ), мы догадались: идёт отбор кандидатов для заграницы... Надо ли говорить, что все горели желанием попасть в число добровольцев, воевавших в Испании. И действительно, вскоре некоторых лётчиков отозвали в Москву".

Вскоре группа лётчиков ТОФ прибывает в Алма-Ату, где комбриг П. Пумпур формирует отряды лётчиков - добровольцев для отправки в Китай. Когда в первой отправленной им группе при перелёте через Тянь - Шаньский горный хребет несколько самолётов разбилось, а командир отряда погиб, Пумпур отменил сроки вылета и распорядился начать тренировочные полёты с посадкой в труднодоступных местах, с набором предельной высоты. Летал сам. Спуску не давал никому.

Ранним Декабрьским утром 1937 года Пумпур вылетел флагманом первого отряда из 9 самолётов И-16. Горный перевал отряд преодолевал на высоте 6000 метров. Воздух был сильно разрежён, но лётчики достаточно акклиматизировались и уверенно чувствовали себя. Тем не менее на промежуточный горный аэродром Кульджа садились почти с пустыми баками. Посадка была трудной. Едва самолёт комбрига коснулся грунта, как его скрыла туча пыли. Однако все приземлились благополучно.

На аэродроме Ланьчжоу истребители передали китайскому персоналу, а лётчики на транспортном самолёте вернулись в Алма-Ату.

Очередной перелёт из Алма-Аты в Ланьчжоу прошёл в более спокойной обстановке. Пумпур остался доволен: "Не составить ли из вас перегонную команду ?"   Лётчики взмолились. "Ладно, воюйте, - сжалился комбриг. - Теперь справлюсь и сам".

Так начал действовать воздушный мост в Китай. Одним из первых лоцманов этого воздушного "фарватера" стал комбриг Пумпур.

В Декабре 1938 года. трудящиеся Чувашской АССР выдвинули прославленного командира - Героя в депутаты Верховного Совета СССР. В ходе предвыборной кампании он приехал в посёлок Вурнары. До этого Пумпур побывал во многих селениях каждого района, встречался с колхозниками. После встречи с избирателями посёлка Пётр Иванович нашел время зайти в радиоузел, поинтересовался житьём - бытьём работников, беседовал с радиоорганизатором Алексеем Николаевичем Беляевым. П. И. Пумпур отметил, что имеющаяся радиоаппаратура устарела и очень маломощна. Кандидат в депутаты обещал помочь приобрести новое оборудование. Не прошло и месяца, как в Вурнары поступила новая радиоаппаратура.

В том же месяце военная карьера Пумпура неожиданно прерывается. Его арестовывают, но вскоре освобождают из-за лживости выдвинутых обвинений. Из-за этого по выходе из заключения, на непродолжительное время он становится начальником лётно - испытательной станции 1-го авиазавода.

Во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Пётр Пумпур возглавлял группу инструкторов по боевой подготовке. Будущий маршал авиации С. А. Красовский вспоминал о том, как Пумпур, прибыв на Север, рассказывал о своей "испанской" командировке:

- Прибыл к тебе, Степан Акимович, передавать боевой опыт. Будем истребителей на цели наводить стрелами. В Испании этот способ себя оправдал.

Пётр Иванович быстро изобразил на бумаге линию фронта и места, где, по его мнению, следовало расположить стрелы.

- Ну что ж, опыт не очень-то солидный, но тем не менее, когда на истребителях нет радио, может пригодиться. Говорят, на безрыбье и рак рыба... Пумпур рассмеялся и, перейдя на серьёзный тон, продолжал: - Мы получили в Испании неплохой опыт воздушных боев с фашистами. Оружие на самолётах надо срочно менять. Истребителям нужно пушечное вооружение.

16 Июня 1940 года комкор Пумпур был в числе первых, кто ступил на землю Латвийской республики, вошедшей в состав СССР. Он сел на аэродром Шауляй и принимал приземлившиеся самолёты. Когда у одного из лётчиков 31-го ИАП при заходе на посадку не вышло полностью шасси, комкор, выслушав доклад лётчика Клименко, ответил ему:

- Видишь, сколько самолётов на аэродроме находится и ещё столько прилетит. Возиться с твоим ведомым не буду, "плюхнется" на полосу, потом сталкивай его. Если умный парень, найдёт, где сесть, а с аэродрома угоню.

Для лётчика Клименко это прозвучало как-то непривычно. А потом ему командир 31-го ИАП, бывший "испанец" Майор П. Путивко сказал, что при боевых действиях ещё не то может быть.

В тот день всё обошлось благополучно, лётчик сумел выпустить шасси и произвёл посадку.

Зимой 1940 - 1941 года начальник Главного управления ВВС РККА Генерал - лейтенант авиации П. И. Рычагов издал приказ о полётах только с колёсного шасси. В результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация Московского военного округа практически перестала летать. Возобновившиеся весной полёты вызвали шквал аварийности.

В недавно вышедшей книге "Военно - Воздушные силы России. Неизвестные документы  ( 1931 - 1967 )" приводятся результаты проверки Инспекции ВВС по оценке деятельности П. И. Пумпура на посту командующего ВВС Московского округа. В вину Генералу было поставлено разбазаривание материальных средств, вопиющие нарушения правил хранения боеприпасов и другие упущения в службе, выявленные Инспекцией ВВС в Апреле 1940 года. Комиссия дала крайне негативную оценку состоянию боеготовности частей и подразделений. В Мае повторная проверка показала, что положение только ухудшилось. При наличии в округе 1197 лётчиков, только 103 из них летали ночью. При этом их налёт составил 206 часов, а боевое применение совершенно не отрабатывалось. В 23-й авиадивизии израсходовали весь неприкосновенный запас горючего, и самолёты несколько недель стояли с пустыми баками. Все 4 полка дивизии оказались небоеспособными. За 5 месяцев командующий ни разу не посетил части этой дивизии. Не лучше обстояли дела и в других авиачастях. Резко возросла аварийность. При катастрофах убито 29 человек и ранено 18 человек; произошло аварий 31, поломок и вынужденных посадок - 103.

Отмечалось, что мобилизационной подготовкой Генерал П. И. Пумпур также не занимался. Не решались вопросы по боевому управлению частями округа.

Судьба командующего была решена на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 10 Мая 1941 года. Вот выписка из решения Политбюро ЦК ВКП(б) № 34 о командующем Военно-воздушными силами Московского военного округа - Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б):

"Отметить, что боевая подготовка частей ВВС МВО проводится неудовлетворительно. Налёт на одного лётчика за Январь - Март 1941 года составляет в среднем только 12 часов. Ночным и высотным полётам лётный состав не обучен. Сорвано обучение лётчиков стрельбе, воздушному бою и бомбометанию.

Командующий ВВС округа т. Пумпур П.И., прикрываясь объективными причинами, проявил полную бездеятельность в организации подготовки аэродромов зимой 1940 - 1941 гг. ддя полётов на колёсах.

В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:

Принять предложение Главного Военного совета о снятии т. Пумпур с поста командующего ВВС МВО, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа, оставив его в распоряжении НКО".

27 Мая того же года СНК и ЦК ВКП(б) утверждают выводы комиссии по приёму - сдаче ВВС Московского военного округа, где в заключении отмечается:

"Главным виновником срыва боеготовности ВВС Московского военного округа является бывший командующий ВВС округа Генерал - лейтенант авиации Пумпур.

Тов. Пумпур смазывал недостатки, низкой требовательностью разлагал части ВВС округа, сам в частях бывал редко. Аварийность должным образом не показывали.

Считать необходимым за срыв боевой подготовки и боевой готовности авиадивизий ВВС Московского военного округа Генерал - лейтенанта Пумпур предать суду, лишить его звания Героя Советского Союза и запретить ему занимать командные должности".

Полный сил, обладавший боевым опытом лётчика - истребителя, 40-летний военачальник, имеющий навыки управления крупными авиационными формированиями 31 Мая 1941 года был арестован органами НКВД. Как и другим арестованным в канун войны военачальникам, ему было предъявлено стандартное обвинение в антисоветском военном заговоре. Вина Генерала усугублялась тем, что и раньше его уже арестовывали. Свою вину Пумпур и на этот раз не признавал. В сообщении Военной коллегии Верховного Суда СССР 1988 года отмечалось: "он до конца последовательно отрицал своё участие в антисоветской организации". Тем не менее в начале 1942 года разжалованный Генерал и Герой был без суда расстрелян в городе Саратове.

( Из книги В. Н. Конева - "Герои без "Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz