Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Путивко Павел Ильич

Фото пока не найдено

Родился в 1911  ( по другим данным в 1912 )  году в посёлке Дмитриевка Днепропетровской области. С 1930 года Павел Путивко в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде.

В звании Лейтенанта служил младшим лётчиком в 40-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

Участник национально - революционной войны испанского народа с Ноября 1936 года по 27 Мая 1937 года. Был пилотом и командиром звена истребителей И-16 в составе 1-й эскадрильи И-16, базировавшейся на аэродроме Алькала-де-Энарес под Мадридом.

"Ослепительно сверкнувшая ракета прочертила в воздухе огненный след.

- По самолётам !

Это был уже третий вылет за день. Павел Путивко повёл своё звено немного вправо, к невысоким горам, с пустынными склонами цвета ржавчины и с редкой растительностью на вершинах. Зная повадку врага, можно было не сомневаться, что он попытается приблизиться к нам незаметно и крадучись.

Тов. Путивко не ошибся. Встреча произошла как раз над горами. Из белесых облачков вынырнули 5 вражеских истребителей и, как коршуны, метнулись на звено. Используя своё превосходство в численности и положении, враги готовились молниеносным ударом сбить советские самолёты. Вот они, по двое заходят с боков и устремляются на ведомые самолёты. Пятый идёт прямо на Путивко.

Положение и силы были неравны. Мгновенно оценив обстановку, Павел Путивко резко развернулся и ушёл со звеном влево. Преимущество советских самолётов в скорости не дало врагу возможности начать бой по принятому им плану.

Неожиданно, резким маневром звено повернулось лицом к врагу и тогда оказалось, что против 5 самолётов противника не только 3 советских истребителя, но и солнце. После этого начался бой. Он продолжался 35 минут. Отобрав у врага инициативу, 3 истребителя ринулись на самолёты противника. Не выдержав, вражеские истребители ушли в стороны и вниз. Тов. Путивко получил ещё одно преимущество: его самолёты оказались над вражескими. Он зашёл в хвост правофланговому "рыцарю воздуха" и расстрелял его, почти в упор. Объятый пламенем вражеский самолёт стал падать...

...Психологически враг был уже подавлен, но побеждённым всё же не хотел себя признавать. Несколько раз он пытался вырвать у советских лётчиков инициативу, и каждый раз эта попытка оказывалась безуспешной. Тогда враг стал только защищаться, и это его окончательно погубило.

Когда советские лётчики сбили третий вражеский самолет, уцелевшим двум оставался только один путь спасения - бегство. Они и удрали. А звено Путивко, выполнив свою задачу, вернулось на свой аэродром целым и невредимым..."

( Из газеты "Большевистское знамя", 23.02.1940 г. )

Согласно официальной информации, в один из Декабрьских дней 1936 года  ( точная дата остаётся неизвестной ), отражая вместе со своими товарищами налёт на Мадрид, таранил вражеский самолёт, после чего благополучно посадил повреждённый И-16 на свой аэродром. За этот бой Павел Путивко награждён орденом Красного Знамени.

Однако по архивным документам  ( журнал боевых действий эскадрильи ), Лейтенант П. И. Путивко имел следующие личные победы: 6 Декабря 1936 - сбил Не-51, 12 Февраля 1937 - сбил истребитель  ( тип не указан ), 13 Февраля 1937 - сбил Не-51. Ни одна из этих побед не отмечена как таранная. Не отмечено и вызванных тараном повреждений на самолётах, которые пилотировал Павел Путивко  ( есть только пулевые пробоины и возгорание двигателя ). Найти документальное подтверждение этого тарана пока не удалось и в зарубежных источниках.

6 Декабря 1936 года произошёл воздушный бой, который Константин Колесников описал так:

"В 11:30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся "Юнкерсов". Это был 3-й вызов по счёту. Прилетев к Мадриду  ( "Юнкерсов" там не было ), заметили 2 группы "Хейнкелей"  ( по 7 самолётов каждая ), круживших с левым кругом на высоте 3000 метров над Каса-дель-Кампо. Моя высота была 2000 метров, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятёркой  ( остальные самолёты остались в районе Посуэло )  я набрал 3100 метров, вышел в хвост последней семёрки и пошёл на сближение. "Хейнкели" нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 метров; вся семёрка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй, но было уже поздно, вся пятёрка наших самолётов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито 2 "Хейнкеля".

В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не 2, а 3 и повреждён 1 истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список Я. Околелова. Видимо, на его счету повреждённый самолёт. Иван Лакеев получил в этом бою лёгкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром.

16 Декабря 1936 года в 13:30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух   ( 22 И-16 и 14 И-15 ), смогли перехватить 2 группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не-51 и 1 Fiat CR-32. 2 "Хейнкеля" упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, "возле Мадрида". Был подбит и 1 "Юнкерс". Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только 3 упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

Республиканцы потерь не понесли, хотя командир 1.J/88 капитан Вернер Пальм  ( Werner Palm )  претендует на победу над И-16. А пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова 1 "Юнкерса"  ( в составе Путивко и Черных )  и 4 "Хейнкелей"  ( 2 - Колесников и по 1 - Денисов и Дубков ). Пилоты И-15 считают, что сбили 2 самолёта.

12 Февраля 1937 года произошёл крупный воздушный бой. 18 И-16   ( и, вероятно, 4 И-15 ), в 10:30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили 3 "Юнкерса-52" и 16 "Хейнкелей-51". По отчётам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju-52  ( или "Савойя" )  и 16 - 30 Не-51  ( или "Фатов" ). После атаки "Юнкерсов" строй наших истребителей рассыпался, и началась "собачья схватка" с "Хейнкелями". О характере этого боя говорит замечание лётчика "С", который вышел через некоторое время из этой карусели, "чтобы опомниться". Как оказалось, сделал он это весьма вовремя. Со стороны он заметил 2 "Хейнкеля", атакующих одиночный И-16. Лётчик "С" вместе с ещё одним товарищем, появившимся откуда-то сбоку, вышедшим, видимо, из боя по аналогичной причине, парой атаковали ближайший "Хейнкель". Истребитель противника был сбит.

Всего в этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито 5 "Хейнкелей"  ( 3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов ), 2 лётчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Согласно журналу группы И-16, было сбито 7 истребителей. Победы одержали: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников в паре с Н. Виноградовым и звено А. Морозова.

13 Февраля 1937 года в 13:30 на бомбардировку правительственных войск шли 6 "Юнкерсов" в сопровождении 16 истребителей, первоначально идентифицированных как "Хейнкели". На перехват взлетели 21 И-16 и 5 И-15.

Строй советских самолётов после первой атаки рассыпался, но если за день до этого лётчики стихийно организовывались в пары, то в этот день из пар уже начали складываться полноценные звенья. Так, по отчёту лётчика "В"   ( вероятно, Н. Виноградов ), он подошёл к месту боя правым ведомым, а после того как их тройка рассыпалась, пристроился к другому И-16. В составе двух образованных пар лётчик "В" атаковал "Юнкерс", когда бомбардировщик загорелся и его стали покидать на парашютах члены экипажа, автор отчёта оставил "своё" звено и устремился туда, где его присутствие могло бы принести большую пользу. По пути к нему пристроился другой И-16, после чего они вдвоём атаковали и сбили 1 "Хейнкель".

Лётчик "С", отличившийся в предыдущем бою, проявил себя и в этом. Учтя полученный опыт, он после первой же атаки отделился от общей массы и незаметно зашёл в хвост "Фиатам", которые находились неподалёку, но в бой не вступали. По одному из них ему удалось выпустить точную очередь - "Фиат" сделал горку, перевернулся и стал падать. Результат атаки проследить не удалось, так как франкистские машины стали уже разворачиваться в его сторону, и лётчику "С" срочно пришлось уйти. Что не помешало ему ещё пару раз поучаствовать в атаке "Юнкерсов".

У самолёта Павла Путивко, сбившего перед этим 1 "Хейнкель", перегрелся и заклинил мотор. Лётчик произвёл вынужденную посадку вне аэродрома, не выпуская шасси и получил лёгкие ранения.

Самолёт Не-51.

Потери противника, по дневнику боевых действий, составили: один "Хейнкель" - "сгорел", другой - "будучи сбит, врезался в гору", третий - "скапотировал при посадке на аэродроме Хетафе". По журналу группы И-16, победы одержали П. Путивко, звено Тарасова и звено Морозова. Подбитый "Юнкерс", которого, как сказано в документах, атаковали звенья Акуленко и Хара, вероятно, смог долететь до своего аэродрома. У республиканцев, кроме временно вышедшего из строя самолёта Путивко, потерь не было.

По иностранным источникам, в этом бою погиб командир 3-й эскадрильи капитан Луиджи Лоди  ( Luigi Lodi ). Один из западных исследователей приписал эту победу недавно прибывшему в Испанию американцу Бену Лейдеру   ( Ben Leider ), летавшему на И-15. Испанец Андрее Гарсиа Лакале  ( Andres Garcia Lacalle ), летавший также на И-15, ранил одного из итальянских лётчиков: или Фаньяни  ( Fagnani ), или Руззини  ( Ruzzini ), с которым произошло ЧП на посадке. Про второго сбитого лётчика западные источники либо вообще молчат, либо скупо сообщают: лётчик погиб.

25 Марта 1937 года в 17:30 с Алкалы на перехват противника поднялись 5 И-16 - к аэродрому со стороны солнца приближались 2 Ju-86. Помешать им не успели, и после бомбардировки двум И-16 потребовался заводской ремонт, лётчик и техник были ранены. Бомба взорвалась возле взлетавшего на перехват И-16 Павла Путивко. Взрывной волной самолёт был перевёрнут, а лётчик ранен осколком в голову. Ранение оказалось тяжёлым, и в Испании Павлу больше летать не пришлось. Он попал в госпиталь, выйдя из которого в Мае, был досрочно отправлен на Родину.

Самолёт Ju-86D.

Однако, 5 взлетевших истребителей  ( В. Ухов, П. Поляков, И. Лакеев, Ф. Пруцков и И. Кравченко )  считают, что 1 "Юнкерс" им удалось сбить. Взлетевшие на помощь 5 И-15 противника уже не догнали.

Всего совершил около 150 боевых вылетов  ( имел 170 часов боевого налёта ). В воздушных боях сбил 5 самолётов: 3 лично, 1 в паре и 1 в группе, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
106.12.19361 Не-51Мадрид( лично )
216.12.19361 Ju-52Мадрид( в составе звена )
312.02.19371 Не-51Мадрид( лично )
413.02.19371 Не-51Мадрид( лично )

Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2 Января и 17 Июля 1937 года ).

С 7 Мая 1938 года был командиром 21-го истребительного авиаполка. В 1939 году получил звание Майора.

4 Августа 1939 года убыл на учёбу в Военно - Воздушную академию им. Жуковского и, после её окончания был назначен командиром 31-го истребительного авиаполка.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Северо - Западном фронте  ( 31-й ИАП входил в состав 8-й смешанной авиационной дивизии Прибалтийского особого военного округа ), в одном из боёв был тяжело ранен. После лечения в госпитале был назначен заместителем командира по лётной подготовке 10-го учебно - тренировочного авиаполка.

Погиб 9 Июля 1942 года. В тот день он, вместе с батальонным комиссаром А. А. Коловым, на учебном самолёте УТ-2, перелетал на другой аэродром. Над селом Рудня у самолёта отказал мотор и, при вынужденной посадке на улицу села самолёт разбился, зацепившись крылом за телефонный столб. Экипаж погиб и был похоронен на центральном кладбище села  ( ныне посёлок городского типа )  Рудня Руднянского района Волгоградской области.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz