Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Романов Александp Геоpгиевич

Романов Александp Геоpгиевич

21 июня 1938 года сибирский парень Саша Романов погиб в небе Испании. Ему не исполнилось ещё и 26 лет. В памяти родных, друзей, одноклассников он остался голубоглазым, весёлым, жизнерадостным вожаком деревенской молодёжи. Без него не обходился ни один праздник - лучшего гармониста в селе просто не было.

Родился он 25 августа 1912 года в селе Медведское Черепановского района Новониколаевской (ныне Новосибирской области) в семье кузнеца. Батрачил у кулаков. Александр отлично занимался в школе, 6 и 7 классы закончил за один учебный год. Отец его, Георгий Иванович, в начале коллективизации привёл первые тракторы в село, учил крестьян управлять машинами. Александр тоже оседлал стального коня. Работал сначала трактористом в колхозе, а с сентября 1929 года по июль 1931 года - трактористом и бригадиром механизаторов в Черепановском зерносовхозе. Был секретарём комсомольской ячейки тракторной колонны.

В 1931 году райком комсомола направляет его в Новосибирскую школу пилотов Осоавиахима, откуда был переведён в 1-ю Западно-Сибирскую школу гражданских пилотов в горое Hовосибиpске. После её окончания, в августе 1933 года был призван в ряды Красной Армии. В этом же году поступил в Сталинградское военное авиационное училище. "Воздух - моя стихия, и я твёрдо решил посвятить жизнь авиации", - говорил он.

После окончания училища лейтенант Романов служил сначала рядовым лётчиком. Однако его лётное мастерство быстро заметили и вскоре он стал уже инспектором по технике пилотирования 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Когда в Испании началась война, Александр Романов подал рапорт о зачислении его добровольцем для защиты Испанской Республики. В марте 1938 года вместе с сотнями других добровольцев он уезжает сражаться в рядах интернациональных бригад, оставив дома жену и маленького сына.

В Испанию он прибыл 26 марта 1938 года. Был пилотом и командиром эскадрильи истребителей И-16. Вместе с товарищами собирал присланные из Советского Союза самолёты, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны.

Несколько раз в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с авиацией франкистов. И каждый раз - побеждала. За 3 месяца боёв в небе Валенсии лётчики этой авиагруппы сбили 30 вражеских самолётов. Участвуя во многих боевых вылетах, Лейтенант А. Г. Романов штурмовыми ударами нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта.


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.04.19381 Fiat-32-Все лично
2??.05.19381 Ju-52Барселона
307.06.19381 Ме-109Торребланка

Особо отличился 7 июня 1938 года. В тот день группы из 21 И-15 и 32 И-16 прикрывали войска в районе Альбокасер. При возвращении советская эскадрилья И-16 провела бой с 7 Ме-109. В результате 1 "Мессер" был сбит, упал в районе Торребланка. Победу одержал Александр Романов.

- Вива авиатор руссо Алехандро! - таким возгласом встречали испанцы сибиряка, когда он возвращался на аэродром. Звали его не иначе, как "камарадос". Советский лётчик был окружён постоянным вниманием и подлинной любовью бойцов республиканской армии. Самолёт его обслуживал техник Хуан. Русского и испанца объединяла трогательная дружба.

Bf.109 франкистов, 1937 г.Истребитель Bf-109. Такие машины состояли
на вооружении немецких ВВС, действующих в
Испании на стороне франкистов.

Один из таких истребителей был сбит
Лейтенантом А. Г. Романовым в 1938 г.

На фронте он был не только лётчиком-истребителем, но и лётчиком-испытателем. После ремонта самолёты требовалось проверять в воздухе. Романов занимался их испытаниями как наиболее опытный пилот. Вечером 21 июня 1938 года, во время опробования мотора в испытательном полёте над аэродромом Кампорроблес, из-за неисправности он не смог вывести И-16 из пикирования, самолёт ударился о каменистый грунт аэродрома и сгорел...

"Во второй половине дня машину подготовили к испытательному полёту. Разбег и набор высоты прошли нормально. Опробование самолёта Романов начал с простого пилотажа, затем перешёл к высшему. Лётчики, наблюдая за полётом с земли, почти физически ощущали то, что переживал Романов сейчас в воздухе.

...Земля вертится волчком. Вот от сильного давления потемнело в глазах - перегрузка... А в следующую минуту он уже не чувствует веса собственного тела, только крепче сжимает ручку управления. Полёт вниз головой - будто нет под тобой сиденья... Пикирование. Быстро приближается поле аэродрома, и машина переходит в горизонтальный полёт. Снова земля и небо начинают сменять друг друга: переворот, петля, иммельман... Ещё и ещё раз. Всё идёт хорошо.

Романов готовит самолёт к воздушному бою. В схватках с фашистскими лётчиками будет ещё сложнее.

...Вот из горизонтального полёта Романов опять входит в вираж, делает переворот через крыло, петлю, иммельман, горку, боевой разворот и снова летит по горизонтальной прямой.

Один каскад головокружительных фигур высшего пилотажа сменяется другим. На земле все залюбовались чёткой работой лётчика, который снизился теперь на небольшую высоту. Вот он выполнил левый, потом правый боевой разворот, сделал переворот с выходом на горку и, в который уже раз, сверкнув на солнце, нырнул в пике. Именно в этом важнейшем из боевых элементов у самолёта - истребителя в бою отмечался недостаток. Уже до земли оставалось метров 500, а машина на большой скорости, почти вертикально несётся к аэродрому. На аэродроме все замерли. Романов пустил сектор газа вперёд, что называется "на полную железку", надеясь всей мощью мотора вырвать самолёт из пикирования. Тысяча лошадиных сил с неистовым воем бросила самолёт вниз, и он ударился о твёрдый грунт аэродрома, метрах в 50 от командного пункта. Видимо, техника отслужила своё...

Когда собирали останки лётчика, среди обломков машины нашли ручные часы Романова. Наперекор всему, что произошло, они ходили, как бы символизируя неодолимость жизни. Их отдали на память технику самолёта..."

( Из книги Г. К. Семёнова - "От Барселоны до Прохоровки". )

Хоронили Александра Романова как героя республиканской Испании, с соблюдением всех национальных традиций. Близ аэродрома на кладбище за посёлком Вильяр-де-Ольмос состоялся митинг. Прозвучали короткие скорбные речи. Прогремел салют. Гроб вставили в бетонную нишу. Кто-то лопаточкой замуровал отверстие. Надписи никакой не оставили, но место запомнили все.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства и за проявленное геройство лейтенанту Романову Александру Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждённым тогда вручался орден Ленина. "Золотая Звезда" ещё не была введена...

На Украине, в Житомире, возвращения Александра из Испании долго ждала жена Мария Сергеевна с двухлетним сыном. После начала Великой Отечественной войны они эвакуировались сначала в Кемерово, а оттуда переехали в Новосибирск к матери А. Романова, Анне Авдеевне. Александр Романов-младший стал офицером Советской Армии в 1958 году, через 20 лет после гибели отца в Испании.

Именем Романова Александра Георгиевича названа улица в городе Чеpепаново. На его родине в селе Медведск, у школы, где он учился, установлен бюст. На Аллее памяти в городе Черепаново помещён портрет Героя. В Новосибирске имя Александра Георгиевича Романова увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

*     *     *
Бюст А.Г.Романова у школы.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz