Дважды герой Смушкевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского СоюзаЗвезда Героя Советского Союза

Смушкевич Яков Владимирович

Я.В.Смушкевич

Родился в местечке Ракишки  ( ныне город Рокишкис Каунасского района, Литва )  в семье кустаря. Окончил приходскую школу. В Красной Армии с 1918 года. Комиссар 1-го Минского коммунистического батальона Западной армии. Участник Советско - Польской войны 1920 года на Западном фронте - боец, политрук роты, батальона, комиссар 144-го СП 48-й СБР 16-й им. Киквидзе СД. После окончания Гражданской войны с 1.03.1922 года помощник военкома 36-го СП в 4-й СД  ( г. Смоленск ). С 17.09.1922 года ответственный организатор партийной работы, с 16.08.1923 года политрук 2-го отряда в 4-й ОИАЭ в Минске, с Февраля 1926 года военком 16-го  ( переименован в 23-й )  отдельного корпусного авиаотряда в Бобруйске. С Января 1927 года во 2-й авиабригаде в Витебске: военком 43-й АЭ, с весны 1930 года заместитель начальника политотдела АБР. С Сентября 1930 года начальник политотдела 6-й АБР в Смоленске. Окончил КУНАС при ВА им. М.В. Фрунзе ( 1931 ), Каминскую военную школу лётчиков   ( 1932 ). С Декабря 1931 по Сентябрь 1936 года командовал 2-й им. СНК Белоруссии АБР  ( переименована в 1933 году в 201-ю Витебскую САБР, в 1936-м - в 40-ю АБР ). Комбриг.

В 1936 - 1937 годах в Испании - старший советник при командующем республиканскими ВВС. С Июня 1937 года заместитель начальника ГУ ВВС РККА, комкор.

В 1939 году командовал авиагруппой во время боёв на реке Халхин - Гол. С 19 Ноября 1939 года начальник ГУ ВВС РККА.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 гг. Командарм 2-го ранга  ( 4.04.1940 ). С Августа 1940 года Генерал - инспектор ВВС, с Декабря того же года помощник начальника Генштаба по авиации.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Командарм 2-го ранга  ( 1940 ). Генерал - лейтенант авиации  ( 4.06.1940 ).

Дважды Герой Советского Союза  ( 21.06.1937, 17.11.1939 ). Награждён двумя орденами Ленина  ( 03.01 и 21.06.1937 ), орденом Красного Знамени МНР  ( 08.1939), медалью "XX лет РККА".

*     *     *

ТРЕТИЙ ДВАЖДЫ ГЕРОЙ

10 Сентября 1936 года комбриг Смушкевич вместе с 33 советскими военными лётчиками прибыл в испанский город Картахену.

За плечами комбрига была жизнь немало повидавшего человека. С малых лет, спасаясь от ужасов Первой Мировой войны, с родителями направился в глубь России. Работал в Няндоме  ( недалеко от Архангельска )  подручным пекаря, грузчиком в Вологде. Возвратились в 1918 году на родину, где хозяйничали немцы. Защищая незнакомую девушку от грубых приставаний 2-х немецких вояк, свалил одного нахала с ног ударом камня. Несколько дней скрывался у знакомого. Тёмной Декабрьской ночью 1918 года покинул родные места.

В Минске вступил в 1-й коммунистический батальон, который вошел в состав Западной  ( Белорусско - Литовской, 6-й )  армии. Был в батальоне комиссаром. В начале 1919 года в Барановичах контужен и в бессознательном состоянии захвачен в плен поляками. Содержался в местной тюрьме, затем был переведен в Лукинскую тюрьму в Вильнюсе. Весной 1920 года спрятался в прачечной, и его вывезли среди бельевых корзин с территории. Добрался до передовых частей Красной Армии. Вновь был зачислен рядовым бойцом 144-го СП, входившего в бригаду, которой командовал латыш Ян Фабрициус. Политруком роты участвовал в боях под Сморгонью в Июле 1920 года. В бою за Пултуск заменил раненого комиссара полка. Пережил горечь отступления в Августе, пройдя сквозь пламя горящего моста через реку Нарев. Затем стычки с бандитскими шайками...

После перенесённых лишений сдало здоровье. С лета 1921 года лечился в госпитале, после получил 2-месячный отпуск по болезни. Но бездельничать не привык и в городе Клинцы Гомельской области стал работать помощником уездного уполномоченного ВЧК. Опыт борьбы с бандитизмом уже имелся. Местные товарищи в Октябре 1921 года продлили ему срок ещё на 6 месяцев. С 1922 года снова в РККА. Полк располагался в местечке Пуховичи. Снова стычки с бандитами. Неуёмный политбоец организовал клуб, полковую библиотеку. Не прочь был и потанцевать. В соседнем доме жила Бася Гольфанд, и частенько молодые люди, возвращаясь с танцев, проходили мимо своих домов к берегу реки.

Авиацией "заболел" в том же году, когда его направили в истребительную авиаэскадрилью для организации партийной работы. Эскадрилья базировалась в Минске и считалась одной из лучших. Первый полёт совершил в качестве пассажира на "Ньюпоре-10" 1 Мая 1923 года. Первый полёт чуть было не оказался последним. В 2-х вёрстах от местечка Пуховичи, куда так стремился попасть агитатор Смушкевич, самолёт, попав в дождь, разбился. К счастью, лётчик и пассажир остались живы. В течение 12 дней вместе с прибывшими мотористами разбирал самолёт для ремонта.

Молодой политрук упорно занимается самообразованием. Много и постоянно читает газеты, книги. В 1923 году поступил на первый курс факультета общественных наук Белорусского госуниверситета. Способный студент и обаятельный человек выделялся своей проницательностью и деловитостью. В связи с ликвидацией факультета был переведён на 2-й курс историко - экономического отделения педагогического факультета. Отпуск под Новый, 1924 год провёл в Пуховичах. В Мае 1924 года, наконец, получил комнату и сразу пригласил свою Басю. 18 Сентября 1924 года они официально зарегистрировали свой союз. Родившуюся вскоре дочь назвали в честь немецкой революционерки Розы Люксембург.

Самостоятельно освоил специальность лётчика - летнаба на самолёте "Юнкерс-21". В 1927 году участвовал в юбилейном параде в Москве, где был представлен заместителю начальника ВВС Я.И. Алкснису.

В аттестациях отмечается: "Сообразителен, энергичен, тактичен, в меру требователен. Связан близко с личным составом эскадрильи. Чутко, товарищески реагирует на запроси и нужды. Авторитетен. Здоровья крепкого, вынослив, к полевой работе годен".

Примечательно, что растущий в должностях комиссар не имел специального военного образования, но серьёзная работа над собой помогала ему оставаться на уровне предъявляемых и растущих требований. У него пытливый природный ум, любознательность. Он постоянно летает, за что его прозывают "крылатым комиссаром". Много работает сам и умеет привлечь к работе всех вокруг себя. Никогда не кричал, спокойно, однако твёрдо руководил. У него меткий глаз и крепкая воля. Научился стрелять, бомбить, фотографировать - стал одним из лучших навигаторов эскадрильи.

Среднего роста и крепкого телосложения, брюнет, со слегка вьющимися волосами. Лицо энергичное, на щеках румянец.

В Июле 1929 года эскадрилья успешно выполнила опытное бомбометание по особому заданию штаба РККА. В Сентябре, после маневров, о его работе одобрительно отозвался Я. Б. Гамарник. Став во главе Политуправления РККА, он внимательно следил за дальнейшим карьерным ростом Смушкевича.

Без отрыва от основных обязанностей, всего за 38 лётных дней осваивает программу обучения в Качинской авиашколе и становится полноправным лётчиком. С 1931 года он на командных должностях. Успешно командует крупным воинским авиационным соединением - 201-й Витебской авиабригадой, которую за 2 года превратил в одно из образцовых подразделений ВВС Красной Армии. Комбриг не любил сидеть в штабе. Не подменял командиров, а умело и тактично помогал им. Часто устраивал учебные тревоги. Почти ежедневно перелетал с аэродрома на аэродром. Впервые устроил зимние лагеря, построил ледовый аэродром. Бригаду в Октябре 1934 года проверял лично начальник ВВС Я. И. Алкснис. Опрятность и подтянутость лётно - технического состава оставляли хорошее впечатление. Начальник ВВС лично проверил технику пилотирования командира лучшей эскадрильи Б. А. Туржанского. После проверки, которая длилась 10 дней, начальник ВВС выделил из наградного фонда 20 ценных подарков  ( часы, фотоаппараты, револьверы, ружья ), чтобы наградить наиболее достойных от имени начальника ВВС, сделав соответствующие записи. Яков Иванович Алкснис любил награждать, но далеко не всякого.

У комбрига Смушкевича почти не было в части лётных происшествий, а если случались, то вину за них брал на себя. Из-за этого в 1935 году не был награждён орденом. После Первомайского парада в том же году нарком К. Ворошилов представил его И. Сталину.

Алкснис ценил его как отличного командира, доверял ему. Вот почему старшим начальником от ВВС для поездки в Испанию он выбрал именно Смушкевича. Уехал он срочно, не попрощавшись с личным составом.

В Испании Яков Владимирович был назначен старшим советником при командующем республиканскими ВВС и руководителем группы советских лётчиков - добровольцев. За короткое время Смушкевич сформировал бомбардировочные и штурмовые подразделения, из советских бомбардировщиков и истребителей создал авиагруппы для охраны портов, развернул сеть замаскированных аэродромов. Он активно участвовал в разработке новой тактики авиации, стал одним из инициаторов действий истребительной авиации в ночных условиях. Смушкевич внёс большой вклад в строительство ВВС Испанской Республики. По его инициативе испанцев стали направлять в СССР на 6-месячные курсы лётчиков.

Обаятельный и интеллигентный генерал "Дуглас"  ( под этим именем его знали в Испании )  лично разработал и подготовил многие боевые операции ВВС. В их числе тщательно спланировал и успешно реализовал выдающуюся операцию ВВС по разгрому колонн итальянских сил, наступавших вдоль Французского шоссе с 8 Марта 1937 года. Основная идея плана состояла в достижении частного превосходства на конкретном участке.

Под Гвадалахару мятежники бросили свои лучшие дивизии "Божья воля", "Чёрное пламя" и механизированные дивизии. Яков Владимирович успешно руководил воздушной обороной Мадрида, нанося удары по позициям врага непосредственно в районах скопления. Даже в непогоду лётчики вылетали на выполнение задания. С 12 по 14 Марта 1938 года по 3 - 4 самолёта постоянно висели над противником. Когда итальянцы взяли Бриуэгу, Смушкевич сосредоточил 45 истребителей И-15, И-16, 15 штурмовиков Р-5 и 11 бомбардировщиков СБ на аэродромах вблизи Гвадалахары. После разведки эту армаду он лично повёл на боевое задание. Даже к истребителям было подвешено по 2 х 50-кг бомбы. У итальянского экспедиционного корпуса было выведено из строя не менее 1500 человек убитыми, 1200 попали в плен, уничтожено 200 автомашин, 65 пушек, 13 гаубиц, около 500 станковых пулемётов. Республиканскими войсками было захвачено 5 миллионов патронов и около 30 тысяч артиллерийских снарядов.

Лично генерал Дуглас неоднократно вылетал на разведку, в том числе и в глубоком тылу противника. Освоил "Бреге-19", СБ и ещё несколько типов самолётов, которые состояли на вооружении республиканских ВВС. Дважды вылетал на бомбардировку в составе боевых экипажей. Его общий налёт в Испании составил 223 часа, из которых 115 часов - на истребителе И-15. На одном из И-15  ( с красными полосами, окаймлёнными белым каном ), добился и личной победы в воздушном бою над Мадридом.

В середине лета 1937 года начальник ВВС Я. И. Алкснис после встречи с возвратившимися из Испании добровольцами просил Ворошилова передать Сталину, чтобы он лично принял старших советников и поговорил с ними. Сталин ответил, что до этого важно решить, на какие должности "испанцы" будут назначены. В Наркомате обороны был составлен и обсуждён такой список. Смушкевич планировался на должность заместителя начальника ВВС с присвоением ему воинского звания Комкор.

После приёма в Кремле Сталин особенно благодарил Смушкевича, а в конце речи советовал всем советникам взять свои семьи и уехать на юг отдохнуть.

Комкор собрал в Марфино, подмосковном доме отдыха, всех "испанцев". Каждый получил конкретное задание - обобщить опыт боёв в Испании.

- Мы должны быть готовы к тому, что начало войны будет именно таким: массированный налёт авиации для уничтожения важных объектов. - Смушкевич сказал эти слова 22 Июня 1937 года.

После того как в Ноябре 1937 года был арестован Я. И. Алкснис, Военно - Воздушные силы возглавил бывший пехотинец комкор А. Д. Локтионов. Раньше он командовал стрелковым корпусом, но, обладая большим общевойсковым опытом, в делах авиации чувствовал себя, конечно, недостаточно уверенно. Поэтому по работе многим подчинённым чаще приходилось обращаться к заместителю начальника ВВС Я. В. Смушкевичу.

К Майским праздникам 1938 года готовился очередной воздушный парад. Смушкевич руководил подготовкой, собирался лететь на флагманском самолёте ТБ-3. Накануне парада, 30 Апреля, решил слетать на подаренном ему харьковскими самолётостроителями самолёте. Р-10 на взлёте потерпел аварию - техник забыл открыть масляный кран, и мотор на взлёте заклинило. С тяжёлыми ожогами спины, с 6 переломами костей, лётчик был на краю гибели, без сознания, но выстоял. Решался вопрос об ампутации ног, но этого удалось избежать.

"Сумею ли я летать ?" - спрашивал он врачей, хотя речь в их понимании шла о том, чтобы просто ходить. Одна нога стала короче другой.

Ещё не оправившись от аварии, он приступил к работе. Многочисленные посетители, которых он в то время принимал у себя в кабинете, были поражены. В глаза бросалась кровать, стоявшая в углу кабинета, и приставленные к письменному столу костыли. Смушкевич вставал, брал костыли и с каждым тепло здоровался.

Он был на взлёте, на пике своей карьеры. Но именно в эти дни судьба нанесла ему жестокий удар: упав с балкона, погибает его 4-летняя дочь Ленина.

В конце Мая 1939 года у реки Халхин - Гол произошли первые бои воинов МНА с японскими захватчиками. Советское правительство в соответствии с ранее заключенным договором приняло решение оказать помощь братскому монгольскому народу. Яков Владимирович заявил начальнику управления ВВС командарму 2-го ранга А. Д. Локтионову: "Я имею боевой опыт и должен быть там !"   А ведь он так и не оправился от ранений.

Я.В.Смушкевич и И.А.Лакеев.

С группой из 48 человек, среди которых были лётчики, инженеры, техники, имевшие опыт боёв в Испании и Китае, в том числе 10 лётчиков - Героев Советского Союза, 29 Мая он вылетел на одном из 3-х транспортных самолётов в Монголию. Провожал авиагруппу сам нарком К. Ворошилов. Он не разрешал вылет, пока не доставили на самолёты для всех парашюты. Маршрут был протяженным: Москва - Свердловск - Омск - Красноярск - Иркутск - Чита. На вторые сутки, к вечеру, завершив сложный перелёт, самолёты приземлились на аэродроме. Здесь их уже ждали новые И-16, которые предстояло облетать в течение трёх дней. Самолёты нужно было перебазировать в район реки Халхин - Гол.

До 7 Сентября 1939 года Смушкевич возглавлял ВВС 1-й армейской группы во время боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол. Он провёл большую подготовительную работу по подготовке лётчиков к предстоящим боям, по обеспечению авиачастей материально - техническими средствами, новыми самолётами, устройству быта лётчиков. По замыслу Я. Смушкевича, опытные лётчики должны были провести тренировочные бои с молодыми, передать им всё, чем владели сами. Инструкторы направлялись во все эскадрильи истребительных полков.

В ходе ожесточённых воздушных боёв советская авиация завоевала господство в воздухе и нанесла сокрушительное поражение японской авиации.

Я.В.Смушкевич и Г.К.Жуков.

Командующий 1-й армейской группой комкор Г. К. Жуков отмечал:

"Часто я вспоминаю с солдатской благодарностью замечательных лётчиков... Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепный организатор, отлично знавший боевую лётную технику и в совершенстве владеющий лётным мастерством. Он был исключительно скромный человек, прекрасный начальник и принципиальный коммунист. Его искренне любили все лётчики".

Не успев отдохнуть и подлечиться, Смушкевич с группой командиров вылетает в Киев. В ночь с 16 на 17 Сентября он назначается командующим ВВС Украинского фронта и принимает активное участие в освободительном походе Красной Армии на Западную Украину.

Имя Я. Смушкевича стало легендарным. Комкор возвратился в Москву в начале Октября 1939 года и сразу включился в подготовку воздушного парада в честь очередной годовщины Октября.

В середине Ноября того же года он стал 3-м по времени награждения дважды Героем Советского Союза !   Его авторитет вырос неимоверно. Он же, видя, что арестовывают его подчинённых, что они исчезают без суда и следствия, имел смелость заявить Ворошилову, что нельзя же так делать без ведома Военного совета ВВС. Нарком сказал, что об этом доложит в Центральном Комитете. Ворошилов заверил Смушкевича, что ему он гарантирует лично свою помощь в ЦК. После беседы со Сталиным у Смушкевича появилась надежда и уверенность, что он может работать без оглядки на НКВД.

Начальник оперативного управления Генштаба А. М. Василевский, в будущем Маршал Советского Союза, дал ему следующую характеристику:

"Среди тех, кто успел "понюхать пороху" современной войны, Смушкевич был самым опытным и популярным. Его глубокие знания природы действия авиации в современных условиях войны сразу обратили на себя внимание работников Генштаба. Мы поражались его трудоспособности и стремлению, несмотря на тяжелую болезнь, к наиболее полному участию в разработке вопросов боевого использования авиации".

Когда началась Советско - Финляндская война, Я. Смушкевич принимает решение перегонять самолёты на фронт своим ходом, а затем лично приезжает в Ленинград. Сопровождавший его А. В. Беляков вспоминал:

"Яков Владимирович чувствовал себя плохо: у него медленно заживали ноги, переломанные во время аварии. Но, отказавшись от госпитализации, он остался на посту и принял деятельное участие в создании полка с лётным составом, подготовленным для боевых действий в сложных метеоусловиях. Полк был сформирован и включился в боевую работу: из 76 суток пребывания на фронте 68 дней и ночей лётчики летали на выполнение боевых заданий, совершив более 300 вылетов".

После отзыва с театра военных действий  ( снова открылись старые раны )  в своем письме от 29 Марта 1940 года Смушкевич сообщает наркому обороны Ворошилову:

"Боевой опыт современных войн... показал, что нам совершенно необходим специальный тип самолёта - штурмовика. Наши ВВС такого самолёта не имеют, в силу чего истребительная авиация вынуждена довольно значительную долю своих боевых вылетов расходовать для действий по наземным целям".

Делая верный вывод, Смушкевич, однако, предлагает "принять все меры к форсированию строительства" биплана И-207, а не бронированного штурмовика Ильюшина. В отличие от И-207, который только проектировался, штурмовик Ильюшина в то время уже был допущен к государственным испытаниям. Против строительства И-207 выступает комдив Алексеев.

Летом 1940 года по соглашению с правительствами Литвы, Латвии и Эстонии были введены дополнительные воинские части. В Августе 1940 года с инспекционной задачей в Ригу приехал Я. Смушкевич.

После проверки авиачасти, расположенной в городе Паневежис, Смушкевич предложил командующему ВВС Прибалтийского ВО Г. П. Кравченко съездить на его родину - это было почти рядом.

На автомашине они выехали из города и в сумерках прибыли в небольшой литовский городок Рокишкис. Подъехали к маленькому деревянному домику, окна которого были чуть выше уровня земли. Оконные рамы от ветхости покосились, да и сам домик накренился набок. Яков Владимирович тихо постучал щеколдой. Через минуту на пороге показалась мать, которую он не видел больше 20 лет. Она узнала сына и повисла у него на шее. На крыльце появились отец, оба брата и сестра. У дома тут же собралось много людей. Яков Владимирович здоровался с соседями, обещал завтра со всеми встретиться.

На следующий день в здании школы в честь его приезда был дан самодеятельный концерт.

Осенью 1940 года было принято решение о создании новой Военной академии командного и штурманского состава. Боевой соратник Я. Смушкевича по Испании Ф. К. Арженухин был назначен начальником академии, а герой дальних перелётов А. В. Беляков - заместителем начальника академии по учебной и научной работе.

- Ваша задача, товарищ Беляков, - напутствовал его Смушкевич, - подготовить гарнизон к лагерному периоду, а затем и к началу первого учебного года. Принимайте аэродром, жилой городок, имущество для новой академии. Желаю успеха ! - И комкор пожал ему руку.

На наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина и начальника ВВС РККА Я. В. Смушкевича персонально была возложена ответственность за воплощение в жизнь намеченного партией плана быстрейшего перевооружения нашей авиации. В тот предвоенный период их часто можно было видеть вместе в КБ, на заводах авиационной промышленности, где проектировалась и строилась новая боевая техника, на испытательных аэродромах, где она испытывалась.

В Сентябре 1940 года на завод, где создавался и доводился опытный истребитель И-301, приехали А. И. Шахурин и Я. В. Смушкевич. Перед работниками КБ С. А. Лавочкина они поставили задачу увеличить дальность полёта самолёта с 556 до 1000 км. Шахурин и Смушкевич, ознакомившись с результатами заводских лётных испытаний и тщательно проанализировав их, приняли на себя ответственность - просить правительство принять решение о запуске в серию ещё не доведённых и не прошедших государственные испытания новых боевых самолётов. Чтобы выиграть время, Смушкевич предложил проводить заводские и государственные испытания одновременно. После полётов заводского лётчика - испытателя то же задание повторял испытатель военный.

Озабоченность Я. Смушкевича слабой подготовленностью массы лётного состава к полётам в плохую погоду, их неумением пользоваться средствами радионавигации вылилась в серьёзный разговор с лётчиком ГВФ А. Е. Головановым в ночь на новый, 1941 год. Смушкевич посоветовал Голованову написать Сталину письмо о том, что вопросам "слепых" полётов в лётной работе ВВС надлежащего внимания не придают, что товарищи, стоящие во главе этого дела, сами слабы в этих вопросах.

Когда лётчик высказал своё недоумение по поводу того, почему он, рядовой лётчик, должен писать такие письма, Смушкевич ответил, что о его удивительных полётах во время Финской войны не раз докладывали Сталину и записка привлечёт к себе внимание.

Много лет спустя Голованов узнал, что Я. В. Смушкевич и начальник штаба ВВС В. К. Арженухин после Финской войны написали докладную записку с анализом боевых действий - о неправильном использовании бомбардировочной авиации, которую вместо массированного её применения раздавали и по отдельным направлениям, и отдельным командующим. В их записке говорилось также о плохой подготовке экипажей бомбардировщиков к полётам в сложных метеорологических условиях.

Результат подачи такой записки оказался совсем неожиданным. Сталин перестал доверять Смушкевичу. Это недоверие подогревалось доносами сотрудников НКВД, которые докладывали, что Смушкевич со своими подчинёнными часто обсуждает и критикует состояние дел в ВВС. Перед самой войной как Смушкевич, так и Арженухин были сняты со своих постов.

Арестовали Смушкевича в ночь с 7 на 8 Июня 1941 года. В тюрьме его подвергли пыткам и истязаниям. Позднее его палачи дали показания о том, что после применения к Смушкевичу мер "физического воздействия" он катался по полу и стонал. В Октябре того же года Смушкевич был незаконно расстрелян без суда и следствия. По свидетельству дочери, на расстрел его несли на носилках, двигаться от побоев он не мог.

Реабилитирован Яков Владимирович Смушкевич был посмертно 25 Декабря 1954 года. Его именем была названа улица в городе Рокишкис, там же в 1969 годк установлен бронзовый бюст. Имя Героя носит одно из судов Морского флота. Его жизни и подвигам посвящён фильм "Генерал Дуглас", созданный в 1979 году на Литовской киностудии.

( Из книги В. Н. Конева - "Герои без "Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz