Советские летчики-испанцы - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"Их называли "испанцами"

Обложка книги.

В 2009 году издательством "Друк" города Одесса   ( Украина )  выпущена замечательная книга по истории военных конфликтов первой половины 20 века - "Их называли "испанцами".

Эта книга посвящена нашим славным лётчикам - истребителям, которые первыми вступили в бой с фашизмом во время войны в Испании 1936 - 1939 годов, и описывает их долгий боевой путь до самой победы над фашизмом в годы Второй Мировой войны. Многие из них погибли, но для тех кто, остался жив, Испания навсегда осталась дорогим воспоминанием, символом интернационального братства трудящихся.

Автор книги - Каминский Олег Александрович. Он родился в 1950 году в городе Одессе. Окончил Одесский педагогический институт им. К. Д. Ушинского. Является Руководителем сектора истории авиации Военно - исторического центра "Память и Слава". Основные темы его исследований - боевые действия авиации в гражданской войне в Испании  ( 1936 - 1939 гг. ), в советско - японском вооружённом конфликте на реке Халхин - Гол  ( 1939 г. ), в советско - финляндской войне   ( 1939 - 1940 гг. ), в Великой Отечественной войне  ( 1941 - 1945 гг. ).

По данным темам имел множество встреч с отечественными и зарубежными ветеранами войны, бывал в Австрии, Германии, Франции, Швейцарии. Опубликовал более 30 статей на военно - историческую тематику.

Книга имеет, можно сказать, мизерный тираж - всего 500 экземпляров. Но истинные любители авиации купить её могут. Во всяком случае, в ближайшее время.

Вашему вниманию предлагается вступительная статья автора данной книги и заключение к ней.

*     *     *

"Национально - революционная война испанского народа против фашистских мятежников и иностранной интервенции в период 1936 - 1939 годов занимает видное место в ряду выдающихся исторических событий прошлого столетия. Испания явилась первым плацдармом вооружённой борьбы между силами демократии и фашизмом и, в этом отношении может считаться как бы предпольем гигантских битв Второй Мировой войны.

Более 60 лет назад, в Июле 1936 года, после победы на выборах Народного фронта в Испании фашистские заговорщики, заручившись поддержкой Гитлера и Муссолини, подняли мятеж против Испанской республики. На помощь мятежному генералу Франко поспешили авиационные подразделения, тысячи солдат и офицеров, транспорты с оружием и военным снаряжением из Германии и Италии.

Началась иностранная вооружённая интервенция против Испанской республики, война фашистов против испанского народа. Героическая борьба испанского народа за свою свободу вызвала горячее сочувствие всех честных, прогрессивных людей мира. Тысячи иностранных добровольцев стали прибывать в Испанию. Из них формировались интернациональные бригады, сыгравшие выдающуюся роль в национально - революционной войне. "Испанец" - так уважительно стали называть тех, кто с честью выполнил интернациональный долг в Испании, тех, кто проявил отвагу и мужество, защищая свободолюбивый народ.

В эти тяжёлые для Испании Советский Союз решительно выступил на стороне законного республиканского правительства и заявил о своей готовности оказывать военную и экономическую помощь испанскому народу. Вскоре, осенью 1936 года, в испанские порты стали прибывать из Советского Союза корабли с самолётами, танками, орудиями, боеприпасами и другими военными грузами. Между прочим, первым кораблем, доставившим грузы, был транспорт с символическим названием "Большевик"  ( Спустя ровно 5 лет, 16 Октября 1941 года, покидая Одессу последним во время эвакуации, "Большевик" был торпедирован и потоплен немецкими самолётами Не-111 из 26-й бомбардировочной эскадры. )

Выйдя из Одесского порта, "Большевик" 13 Октября 1936 года доставил в испанский порт Картахена первую партию самолётов из 12 истребителей И-15. На кораблях стали прибывать и советские лётчики - добровольцы: из 36-й и 56-й ИАБ Киевского военного округа, из 83-й ИАБ Белорусского военного округа, 118-й ИАЭ Московского военного округа, а также других подразделений ВВС. Одним из этих первых лётчиков был одессит Лейтенант К. Г. Баранчук, ставший позже, в годы Великой Отечественной войны, Генералом и командиром прославленной 12-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которая по количеству асов - Героев Советского Союза занимала почётное 3 место в советских Военно - Воздушных Силах. Ещё 4 уроженца Одесщины - лётчики Л. Д. Богуславчик, И. А. Финн, И. Д. Фомин и И. Г. Шаулов, отправившиеся в Испанию позже, отдали свою жизнь за свободу испанского народа...

Необходимо отметить, что в Испанию направлялись, в основном, добровольцы из числа самых опытных лётчиков советских ВВС. Практически все из них имели за плечами по 200 - 300 часов налёта, по 40 - 60 учебных стрельб, по 60 - 80 учебных воздушных боёв.

В Испанию начали прибывать также танкисты, военные моряки, артиллеристы и другие военные специалисты и советники. Плечом к плечу с испанскими республиканцами и антифашистами из других стран советские добровольцы мужественно и самоотверженно сражались против фашистов. Всего, в период с осени 1936 года по Январь 1939 года в Испании воевали более 3000 советских волонтеров свободы. Больше всего среди них было лётчиков - 772 человека, в том числе более 300 лётчиков - истребителей. За мужество и героизм почти все авиаторы были отмечены правительственными наградами, а 25 лётчиков - истребителей получили высокое звание Героя Советского Союза. Считается, что советские лётчики одержали в небе Испании 213 воздушных побед, но наверняка, эти данные ещё не полные.

Немалыми были и жертвы - в борьбе за Испанскую республику отдали жизнь более 70 наших лётчиков - истребителей. К сожалению, из-за многолетнего фашистского режима в Испании, ни одной могилы советских добровольцев не сохранилось. Памятник на муниципальном кладбище Фуэнкараль в пригороде Мадрида, открытый 9 Мая 1989 года, является лишь символической могилой 182 советских добровольцев, погибших в Испании.

В небе над Мадридом, Гвадалахарой, Терулем, Эбро, над десятками других городов и сёл Испании в боях с фашистами не только проверялись и закалялись боевое мастерство, мужество и отвага советских лётчиков, но и боевые качества советской авиационной техники. Здесь, в Испании, впервые зарождались и проходили проверку боем новые тактические методы и приёмы воздушного боя, вносились коррективы в боевую практику авиации. Опыт первых боёв в небе Испании трудно переоценить. Этот, поистине драгоценный опыт чрезвычайно пригодился нашим лётчикам в дальнейшем.

В боях над Китаем, в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, во время освободительного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию, в Советско - Финляндской войне и, особенно в годы Великой Отечественной войны, а также в других военных конфликтах, наши лётчики с успехом применяли на практике опыт боёв, полученный в Испании. Так, например, в Китае воевали 5 "испанцев", у озера Хасан - ещё 5. В боях над Халхин - Голом участвовали 30 "испанцев", которые сбили более 75 японских самолётов. В походе в Западную Украину и Западную Белоруссию принимали участие 15 "испанцев", а в Советско - Финляндской войне - 67 бывших добровольца.

Больше всего "испанцев" сражалось во время Великой Отечественной войны - по некоторым подсчётам, их число превышает 185 человек  ( более 70 из них погибли ). Многие "испанцы" командовали полками и дивизиями. Бывали случаи, когда все командные должности некоторых соединений занимали исключительно "испанцы". Так, летом 1943 года 273-й ИАД командовал "испанец" И. Е. Фёдоров, а полками дивизии   ( 30-м ГвИАП, 67-м ГвИАП и 352-м ИАП ) соответственно командовали "испанцы" И. М. Хлусович, А. Б. Панов и П. И. Хара.

К сожалению, пока не известны подробности судьбы около 30 "испанцев", чьи следы затерялись в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Некоторые из них погибли в авариях и катастрофах, подверглись репрессиям, кое-кто был списан из авиации по состоянию здоровья или по другим причинам, многие были разбросаны по дальним округам и гарнизонам, вследствие чего их дальнейшая служебная карьера и жизненный путь прошли буднично и незаметно.

Всё же, благодаря многолетним исследованиям, удалось установить подробности жизни большинства "испанцев". Известно, что многие из бывших добровольцев дослужились до высоких чинов и должностей, командовали авиационными частями и соединениями. По далеко не полным данным, из числа почти 230 лётчиков - истребителей, продолживших службу после Испании, не менее 15 человек получили звания Генерал - лейтенанта, 25 - звания Генерал - майора, 55 - звания Полковника, 30 - звания Подполковника, 45 - звания Майора, более 35 - звание Капитана.

Многие наши "испанцы" в дальнейшем стали настоящими асами, сбив немалое количество самолётов противника. Практически все они за мужество, героизм и воинское мастерство, проявленные в последующих войнах и конфликтах, были удостоены высоких наград. Из них 3 человека были удостоены звания дважды Героя Советского Союза, а 21 лётчик получил звание Героя Советского Союза.

Так, за участие в боях над Халхин-Голом звания дважды Героя Советского Союза были удостоены 2 человека и звания Героя Советского Союза 6 лётчиков - истребителей. Кроме того, за Халхин - Гол лётчики заслужили 8 орденов Ленина, 17 орденов Красного Знамени, а также около 20 монгольских орденов. За участие в Советско - Финляндской войне 1 человек был удостоен звания дважды Героя Советского Союза и 4 лётчика звания Героя Советского Союза  ( в качестве наград "испанцы" получили также 11 орденов Ленина, 17 орденов Красного Знамени и 5 орденов Красной Звезды ). За бои в Великой Отечественной войне 10 лётчиков - истребителей получили звания Героя Советского Союза, а количество полученных всеми "испанцами" орденов и медалей исчисляется сотнями. Ещё 1 лётчик получил "Золотую Звезду" Героя уже после войны за мужество и героизм при испытании новых типов самолётов.

Не будет преувеличением сказать, что сама тема войны в Испании и многие наши добровольцы тесно связаны с Одессой. Именно через одесский порт, в основном, осуществлялись грузоперевозки с Испанией. Некоторые лётчики родились в Одессе, многие - учились в 8-й Одесской школе пилотов им. Полины Осипенко, служили в Одесском военном округе. Некоторые "испанцы", такие как И. М. Артамонов, И. Т. Ерёменко, И. Е. Капустин, В. П. Котров, В. И. Матвеев, А. С. Осипенко и Л. Л. Шестаков, участвовали в героической обороне Одессы, а Б. А. Смирнов - в освобождении города от немецко - фашистских войск. Нелишне упомянуть, что из 50 уроженцев Украины, погибших в Испании, больше всего - 10, были уроженцами Одещины.

К сожалению, тема участия советских лётчиков в национально - революционной войне Испании и их дальнейшего боевого пути изучена ещё не достаточно. В уже имеющихся источниках информации содержится много неточностей и ошибок. Много противоречивых данных в биографиях лётчиков, в описаниях их боевых заслуг, в определении количества уничтоженных ими вражеских самолётов и так далее. Поэтому, работа над этой темой ещё требует тщательной проверки. Остается надеяться, что, несмотря на значительные затруднения, тема советских лётчиков - "испанцев" в ближайшие годы будет всё же полностью изучена и, нам будут известны подробности биографий всех героев неба.

В данной книге приводятся данные не только о летчиках - истребителях, но и о всех советниках истребительной авиации, начальниках штабов и военных комиссарах истребительных эскадрилий, известных автору. Биографии поданы, по возможности, достаточно подробно. О большинстве персонажей книги удалось найти множество упоминаний в мемуарной и военно - исторической литературе, в периодических изданиях и других источниках. Разумеется, все эти свидетельства собрать в данной книге невозможно. Всё же, автор счёл возможным привести, хотя бы по одному из этих эпизодов, наиболее ярких и характерных, непосредственно относящихся к каждому конкретному лицу. Конечно, особое внимание акцентируется на боевых заслугах и служебной карьере "испанцев". Приведены и фотографии многих лётчиков.

В заключение автор выражает сердечную благодарность за помощь в работе над книгой Игорю Гордельянову  ( г. Дрогобыч ), Олегу Фролову   ( г. Одесса ), своим однокурсницам по Одесскому педагогическому институту им. К. Д. Ушинского Корнелии Дмитраш  ( г. Львов ), Наталье Гандзейчук   ( г. Севастополь ) и Любови Лиханскои  ( г. Запорожье ), сотрудникам Одесской государственной научной библиотеки им. М. Горького, Центрального Архива МО РФ, а также сотрудникам военных комиссариатов Украины, России и Беларуси.

О.А.Каминский.
О. А. Каминский.

Любые отзывы и пожелания читателей относительно данного издания, а также дополнения, уточнения и условия покупки можно отправить по адресу электронной почты "joy_85@inbox.ru" или "urusut@rambler.ru".

*     *     *

В заключение хочется отметить, что, по мнению автора, фамилии всех лётчиков - истребителей, принимавших участие в боях над Испанией, уже установлены. Тем не менее, в различной военно - исторической и мемуарной литературе, в Интернете и других источниках встречаются порой ошибочные данные об участии в войне в Испании и других лётчиков. Так, например, даже в солидном двухтомнике "Герои Советского Союза" изданного в Москве в 1987 году сказано, что в Испании сражались А. А. Губенко, Н. А. Зуб, В. М. Найденко, П. А. Панин. Однако, в действительности, эти лётчики воевали не в Испании, а в Китае. Не был в Испании и В. М. Забалуев, упоминаемый в этом же двухтомнике, а воевать он начал лишь на Халхин-Голе.

Кое-кто к "испанцам" причисляет известных лётчиков - испытателей Н. Н. Викторова, К. А. Груздева, М. И. Иванова и Н. И. Храмова. Например, стоило М. Л. Галлаю в журнале "Крылья Родины" № 4 за 1986 год опрометчиво заявить, что М. И. Иванов "участник не только Великой Отечественной, но и народно - революционной войны испанского народа против франкистских мятежников и итало - германских интервентов", как за ним эту ошибку стали повторять другие авторы печатных трудов. Жаль, но Галлай перепутал Михаила Ивановича Иванова с Николаем Семёновичем Ивановым, который действительно был в Испании, затем стал лётчиком - испытателем и тоже разбился в одном из полётов.

В журнале "Авиация и космонавтика" № 2 за 1989 год академиком В. П. Мишиным была рассказана совершенно фантастическая история, о том, как К. А. Груздев, будучи сбитым в бою над Испанией попал в плен, из которого сумел убежать   ( ?! )  и даже вернуться на Родину через Францию и Скандинавские страны  ( ?! ). Приходится лишь сожалеть о том, что такая героическая история не соответствует действительности. О Герое Советского Союза Н. И. Храмове, как участнике войны в Испании, упоминалось в 1969 году в одном из номеров журнала "Крылья Родины", однако воевать он стал лишь в Феврале 1942 года. Ошибаются и насчёт Н. Н. Викторова, так как свой орден Красного Знамени он заслужил не за Испанию, а за Халхин-Гол.

На страницах книги С. И. Шингарева - "Чатос" идут в атаку !" упоминаются сразу 4 лётчика, чьи имена и фамилии были искажены. Речь идёт о К. Ковальчуке, Владимире Николаеве, Владимире Сорокине и Григории Попове. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что К. Ковальчук это К. И. Ковтун, имевший псевдоним "Ковальчук", Николаев - В. Ф. Николаенко, Владимир Сорокин - Л. И. Сорокин, а Григорий  ( в других источниках встречается имя Георгий )  Попов - В. Д. Попов, имевший прозвища "Жора", "Жорж"...

Допустил ошибку и Л. А. Хахалин, написав в одной из своих книг, что командир 254-го ИАП Майор В. В. Косенко "встречался с немцами ещё в Испании". Но в Испании Косенко не был, а имел "встречи" с противником лишь во время советско - финляндской войны.

Иногда "испанцами" считают и других участников боёв над Карельским перешейком, таких, как, например, С. П. Гращенкова, А. Г. Карманова, Е. Я. Холзакова. В результате искажения фамилий в книгах других авторов появились данные о пребывании в Испании лётчиков К. Белечкова, Бутырина, А. И. Котова, И. А. Павлова, В. Полякова, И. Соболева и других. На самом же деле это лётчики К. Д. Беляков, П. П. Бутрым, А. И. Кетов, И. А. Павлюк, П. В. Поляков, Н. Г. Соболев... Видимо, по той же причине о лётчике - истребителе Ледневе, вообще не удалось обнаружить никаких данных.

В некоторых источниках упоминаются "испанцы" П. Ф. Заварухин, К. А. Пильщиков и Г. М. Соколов. Но, хотя эти авиаторы действительно были в Испании, они были там, в качестве наземного персонала, имея звания авиационных техников. А вот лётчиками они стали позже, окончив лётные учебные заведения уже после Испании.

Иногда по ошибке к "испанцам" причисляют и других лётчиков, получивших награды в 1930-х годах. Однако награды в те годы получали не только за Испанию, за войну в Китае, за бои в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, за участие в советско - финляндской войне. Высокие награды, вплоть до орденов Ленина, многие получали "за выдающиеся успехи в освоении новой боевой техники, за успехи в боевой и политической подготовке". Так, по ошибке к "испанцам" некоторые причисляют известного лётчика Е. С. Кочарова, ещё в 1936 году награждённого орденом "Знак Почёта" и отличившегося в боях над Халхин-Голом.

Отдельно хочется сказать о случаях, явно попахивающих фальсификацией. Так, несмотря на наличие вроде бы убедительных фактов о участии в гражданской войне в Испании Л. Ф. Бученкова, В. Н. Взорова и А. Грибова, есть серьёзные основания сомневаться в этом. Тщательно изучив все подробности биографий этих персонажей, взвесив все "за" и "против", автор счёл необходимым изъять их из общего списка и поместить их отдельно, в самом конце книги, как вызывающие сомнения..."

*     *     *

С разрешения автора, в работе над своим проектом "Красные соколы", я буду использовать материалы данной книги. Однако хочется надеяться, что прочитав эту заметку у вас возникнет желание приобрести книгу для домашней библиотеки. На мой взгляд - она того стоит...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz