Сюсюкалов Никита Тимофеевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сюсюкалов Никита Тимофеевич

Сюсюкалов Никита Тимофеевич

Родился в 1905 году. В рядах Красной Армии с 1931 года, призван по специальному набору Ворошиловградским ГВК  ( город Ворошиловград, Ворошиловградская область Украинской ССР ). В звании лейтенанта Никита Сюсюкалов служил старшим лётчиком 11-й истребительной авиационной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

С 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Был командиром звена, затем командиром 2-й эскадрильи И-15. Имел псевдоним "Мигуэль Костерос".

4 ноября 1937 года в воздушном бою в районе Ампоста вместе с В. Д. Поповым сбил один итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти-79", но и сам был сбит огнём стрелка  ( согласно другим данным, мотор его И-15 загорелся по техническим причинам ). Приводнился на парашюте в море, был спасён рыбаками и вернулся в строй.

"Мигуэль поднялся выше и, с бешеной скоростью пикируя на фашиста, осыпал его ураганным огнём. Самолёт врага задымился...

Мигуэль, считая дело оконченым, прекратил стрельбу и подлетел близко к вражескому гидроплану. Но фашист внезапно выпустил очередь из турельных пулемётов. Вслед за этим самолёт налётчика вспыхнул и камнем полетел вниз.

Мигуэль почувствовал сильный запах бензина. Фашист, видимо, пробил бензиновый бак или бензотрубки его самолёта. Лётчик выключил мотор и стал планировать к берегу. Берег был далёк. "Дотяну ли ?" - тревожно думал Мигуэль...

Для Фернандо  [ "Фернандо Монтанель" - псевдоним В. Д. Попова ], который подлетел к другу и видел, что за хвостом самолёта тянется белый дымок бензиновых паров, было ясно - не дотянет...

Истребители планировали рядом. У мотора подбитого самолёта показалось пламя. Через несколько секунд оно охватило весь фюзеляж. Мигуэль, не долго думая, выбросился из горящего самолёта.

Из огня да в полымя... До берега - 5 километров. Спасётся ли Мигуэль ?   Фернандо в отчаянии кружился над другом. Тот, сидя на подвеске парашюта, махал ему рукой, точно говоря: иди домой !   Я уже погиб, а у тебя горючего мало, сам рискуешь выкупаться...

Но Фернандо не мог покинуть товарища. Он не мог примириться с мыслью, что Мигуэлъ, весёлый и славный Мигуэль, замечательный боец, прекрасный товарищ, через несколько минут утонет.

Помощи ждать неоткуда. Как бы он хотел зацепить его парашют и подвести к берегу !   Но это невозможно. Что делать ?

Фернандо осенила счастливая мысль. Он помчался к берегу. Мигуэль, сидя под куполом парашюта, торопливо сбросил перчатки, шлем и левую туфлю. Правую так и не успел скинут. Парашют упал, и Мигуэль нырнул в воду. Барахтаясь в волнах, он отстегнул лямки, с трудом скинул кожаную куртку и, захлебываясь, поплыл к берегу. Он не чувствовал холода, не замечал усталости. Он жил одной волей: доплыть !

Фернандо уже был над землёй. Отчаянно размахивая крыльями, он кружился над головами рыбаков, стоявших на берегу. Он показывал им рукой на море, где тонул его товарищ.

Рыбаки видели воздушный бой. Они тотчас же поняли, в чём дело. Моторная лодка быстро отделилась от берега и понеслась в море. Фернандо казалось, что лодка движется медленно, он описывал над ней круги, как бы подгоняя её.

Мигуэля подобрали еле живым. Когда его уложили на дно лодки, он потерял сознание.

Через несколько часов Фернандо навестил Мигуэля в госпитале. Тот уже снова обрел свою неизменную способность шутить: "Ну, вот и хорошо: жив, здоров, - говорил он, - жаль только, что мыла не захватил для купания !"...

( Из материалов газеты "Красная Звезда" от 6.06.1938 г. )

Всего совершил в Испании около 90 боевых вылетов  ( имел 110 часов боевого налёта ). Проведя 30 воздушных боёв, сбил 2 самолёта Fiat CR-32 лично и 4 в группе с товарищами, в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
124.08.1937 г.1 Ju-52Бахаралос( в паре с Вальтером Короузом )
213.10.1937 г.1 Ju-86Бахаралос( в составе группы )
304.11.1937 г.1 SM-79Ампоста( в паре с В. Д. Поповым )

Награждён орденами Ленина  ( 14.11.1938 г. )  и Красного Знамени  ( 2.03.1938 г. ).

В 1938 году, после возвращения из Испании, продолжал служить в Ленинградском военном округе. Командовал эскадрильей в 25-м ИАП. С 9 сентября 1938 года по март 1939 года был командиром 7-го ИАП.

После окончания Липецких КУОС до января 1940 года командовал 38-м ИАП. В составе своего полка с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне, был награждён ещё одним орденом Красного Знамени  ( 7.04.1940 г. )  и получил звание майора.

В феврале 1940 года назначен исполняющим обязанности командира 149-го ИАП.

С июня 1941 года командовал 43-м ИАП. Эта часть была сформирована 11 мая 1938 года на базе 2-х эскадрилий. Полк вошёл в состав 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского военного округа и базировался в Василькове. В его задачу входила защита Киева от нападений с воздуха.

До начала Отечественной войны, вводили в строй молодых лётчиков. Весь личный состав занимался учебно - боевой подготовкой. К началу войны в полку было 4 полноценных боевых эскадрильи, укомплектованных самолётами И-16 и И-153  ( "Чайка" ).

22 июня 1941 года, ровно в 4 часа, в небе появились немецкие самолёты. Скоростные "Мессершмитты" и "Юнкерсы" шли лавиной на Киев, населённые пункты близ него и переправы. Лётчики авиаполка на самолётах И-16 и И-153, имевших меньшую скорость, завязывали ожесточённые бои. Они смело вступали в борьбу с превосходящими силами, отражали вражеские налёты.

Майор Н. Т. Сюсюкалов лично водил лётчиков в бой, где сражались с обеих сторон более сотни самолётов. Несмотря на численное превосходство врага, его техники, наши лётчики решительными внезапными ударами добивались победы. Они бомбили вражеские войска, технику, прикрывали переправы, отгоняли бомбардировщиков, заставляли сбрасывать бомбы вне цели.

Осенью 1941 года командир 43-го ИАП майор Н. Т. Сюсюкалов был представлен командованием 16-й авиационной дивизии к очередной награде:

Из материалов наградного листа майора Н.Т.Сюсюкалова

Приказом по войскам Юго - Западного фронта № 074 от 29 декабря 1941 года майор Сюсюкалов Никита Тимофеевич был награждён орденом Красной Звезды.

Во главе своего полка Сюсюкалов воевал в составе Юго - Западного и Южного фронта, участвовал в боях над Украиной, в Харьковском сражении, в боях за Сталинград. Летал на И-16 и Як-1.

17 июля 1942 года в донских и приволжских степях началась битва, которая заняла выдающееся место в истории борьбы с германским фашизмом. Тяжкая и кровавая, потребовавшая неисчислимых жертв от советского народа, она вместе с тем приблизила час разгрома немецко - фашистских войск и полной победы над врагом. Сражение продолжалось почти 200 дней. На отдельных этапах в нём участвовало с обеих сторон свыше 2 млн. человек, 2000 танков, более 2300 самолётов.

Н.Т.Сюсюкалов с товарищами.
Командный состав 43-го ИАП. Район Киева, 1941 г.
Второй слева - командир полка Н. Т. Сюсюкалов.

В августе наиболее сложная обстановка сложилась на подступах к Калачу. Противник, собрав танковую группу, поддержанную авиацией, возобновил наступление. Тяжёлые бои вела наша 4-я танковая армия, сдерживая противника, стремившихся к переправам через Дон.

4 августа на сопровождение 228-й штурмовой дивизии вылетел 43-й полк. Его повёл полковник Н. Т. Сюсюкалов. Наверное, даже год назад под Киевом, когда командир поднял последнюю девятку И-16 для сопровождения СБ, не пришлось лётчикам столько испытать, как теперь. Они не щадили себя. В тот день записей "не вернулся" в полковом журнале было больше, чем когда бы то ни было. Погиб и Никита Тимофеевич Сюсюкалов  ( предположительно, был сбит командиром JG 52 немецким асом майором Гордоном Голлобом в районе Воронежа ). По некоторым источникам, в период Великой Отечественной войны Н. Т. Сюсюкалов сбил 1 самолёт противника лично и 5 в группе с товарищами.

Один из ветеранов 43-го и 2-го ИАП Гвардии полковник запаса Дмитрий Пантелеевич Панов, в своей книге - "Русские на снегу" - так пишет о последнем вылете Н. Т. Сюсюкалова:

"Командир нашего полка Тимофей Сюсюкалов, украинец, лет 35-ти, побывавший в Испании, награждённый орденами Ленина и Красной Звезды. Видимо, свой боевой пыл Тимофей растерял в экзотических местах, где потомки Кармен пляшут под стук кастаньет. На свою войну, как и у большинства "испанцев", у Тимофея пороху уже явно не оставалось. Тимофей старчески кряхтел, хитро щурил глаза и частенько заявлял, что он за свою жизнь навоевался. Сюсюкалов был большой специалист отправлять в бой молодых, свежеиспечённых пилотов, только что выпущенных из школ, которых без счёта бросали в воздушную мясорубку. Тимофей напутствовал их с отеческой заботой на открытом, крупном фотогеничном лице героя: "Летайте, детки, летайте".

Под Сталинградом выяснилось, что командный состав практически не летает в бой и даже не в состоянии проанализировать и определить причины потерь нашей авиации, составлявших 1 к 5 в пользу немцев.

Мой землячок - кубанец, командующий 8-й Воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин приказал командирам полков хотя бы раз в сутки вылетать в бой во главе группы лётчиков. Хорошо помню жаркий августовский день 1942 года, когда лётчики рассказали мне о конце Сюсюкалова. Грозный приказ Командующего армии нужно было выполнять. Как давно не работавший конь, в сбрую, влез Сюсюкалов в лямки парашюта, его ноги дрожали, а по бледному лицу струился пот. Уже почти год Тимофей не бывал в воздухе, а главным девизом лётчика - истребителя, следуя которому можно было надеяться выжить, к этому времени стал девиз: "Хочешь жить, больше летай". Девиз этот написан кровью пилотов. К сожалению, у Тимофея не было никаких оснований под ним подписаться. Что-то лепеча, он пытался попасть ногой в ступеньку в борту самолёта, чтобы подняться в кабину. Два техника вынуждены были взять своего командира полка за задницу, и, как мешок, забросить в кабину. Тимофея пристегнули бортовыми ремнями, запустили ему мотор и отважный орденоносец взлетел с аэродрома Иловля, где тогда базировался 43-й авиационный полк, и навсегда исчез в дыму грандиозных пожарищ первенцев первых пятилеток над Сталинградом. В этом бою "Мессершмитты" подожгли самолёт Тимофея, пропавшего без вести..."


Линия

Статья Игоря Гуляса "Советские ВВС в обороне Киева. Лето 1941 года."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz