Тарасов Александр Игнатьевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Тарасов Александр Игнатьевич

Фото пока не найдено

Родился в 1909 году. В звании Старшего лейтенанта Александр Тарасов служил командиром звена 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 27 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был командиром звена И-16. В воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта лично и 4 в составе группы. Награждён двумя орденами Красного Знамени  ( 2 Января и 17 Марта 1937 года ).

3 Января 1937 года лётчики И-16 сделали 3 вылета на перехват. В первом из них встречи не было, но 2-й и 3-й вылеты сопровождались воздушными боями. Первый бой в своих отчётах описал Константин Колесников:

"В 14:00, прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию "Капрони"; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил идти домой, как вдруг заметил звено "Хейнкелей", ходивших над местом сброшенных с "Капрони" бомб. "Хейнкели" летали на одинаковой с нами высоте, то есть на 2000 метрах. Принял решение дать им бой. Я летел во главе звена, а сзади меня на дистанции 200 - 300 метров летело второе звено. Пошёл на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была примерно 200 - 250 метров - открыл огонь. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот влево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне вести огонь им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером резко снижаясь и всё время делая змейку, самолёты противника стали уходить на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, всё время обстреливая; в результате 2 "Хейнкеля" загорелись, а 3-й налетел на бугор. Всё звено было уничтожено".

Самолёт Romeo Ro.37bis.

На самом деле, это оказались не "Хейнкели", a Romeo Ro.37bis, из которых националисты признали потерю одного самолёта с бортовым номером "12 М 114". Экипаж - Луис Мунос Кабаллеро  ( Luis Munoz Caballero )  и Антонио Гримальди Саука  ( Antonio Grimaldi Sauca )  погиб.

Вторым звеном, участвовавшим в бою, было звено Тарасова, на него и были записаны победы. Всего в этом вылете участвовало 15 И-16.

12 Февраля 1937 года произошёл крупный воздушный бой. 18 И-16   ( и, вероятно, 4 И-15 ), в 10:30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили 3 "Юнкерса-52" и 16 "Хейнкелей-51". По отчётам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju-52  ( или "Савойя" )  и 16 - 30 Не-51  ( или "Фатов" ). После атаки "Юнкерсов" строй наших истребителей рассыпался, и началась "собачья схватка" с "Хейнкелями". О характере этого боя говорит замечание лётчика "С", который вышел через некоторое время из этой карусели, "чтобы опомниться". Как оказалось, сделал он это весьма вовремя. Со стороны он заметил 2 "Хейнкеля", атакующих одиночный И-16. Лётчик "С" вместе с ещё одним товарищем, появившимся откуда-то сбоку, вышедшим, видимо, из боя по аналогичной причине, парой атаковали ближайший "Хейнкель". Истребитель противника был сбит.

Всего в этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито 5 "Хейнкелей"  ( 3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов ), 2 лётчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Согласно журналу группы И-16, было сбито 7 истребителей. Победы одержали: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников в паре с Н. Виноградовым и звено А. Морозова.

Отличился лётчик "Т"  ( Александр Тарасов ), командир звена. Его отряд базировался в Гвадалахаре, и Тарасов со своими 6 И-16 подошёл к месту боя чуть позже основной группы. И, несмотря на то что на его самолёте не работал один пулемёт, после атак "Т" один "Хейнкель" - "запылал", другой - "загорелся", и ещё один он "зажёг".

13 Февраля 1937 года в 13:30 на бомбардировку правительственных войск шли 6 "Юнкерсов" в сопровождении 16 истребителей, первоначально идентифицированных как "Хейнкели". На перехват взлетели 21 И-16 и 5 И-15.

Строй советских самолётов после первой атаки рассыпался, но если за день до этого лётчики стихийно организовывались в пары, то в этот день из пар уже начали складываться полноценные звенья. Так, по отчёту лётчика "В"   ( вероятно, Н. Виноградов ), он подошёл к месту боя правым ведомым, а после того как их тройка рассыпалась, пристроился к другому И-16. В составе двух образованных пар лётчик "В" атаковал "Юнкерс", когда бомбардировщик загорелся и его стали покидать на парашютах члены экипажа, автор отчёта оставил "своё" звено и устремился туда, где его присутствие могло бы принести большую пользу. По пути к нему пристроился другой И-16, после чего они вдвоём атаковали и сбили 1 "Хейнкель".

Лётчик "С", отличившийся в предыдущем бою, проявил себя и в этом. Учтя полученный опыт, он после первой же атаки отделился от общей массы и незаметно зашёл в хвост "Фиатам", которые находились неподалёку, но в бой не вступали. По одному из них ему удалось выпустить точную очередь - "Фиат" сделал горку, перевернулся и стал падать. Результат атаки проследить не удалось, так как франкистские машины стали уже разворачиваться в его сторону, и лётчику "С" срочно пришлось уйти. Что не помешало ему ещё пару раз поучаствовать в атаке "Юнкерсов".

У самолёта Павла Путивко, сбившего перед этим 1 "Хейнкель", перегрелся и заклинил мотор. Лётчик произвёл вынужденную посадку вне аэродрома, не выпуская шасси.

Потери противника, по дневнику боевых действий, составили: один "Хейнкель" - "сгорел", другой - "будучи сбит, врезался в гору", третий - "скапотировал при посадке на аэродроме Хетафе". По журналу группы И-16, победы одержали П. Путивко, звено Тарасова и звено Морозова. Подбитый "Юнкерс", которого, как сказано в документах, атаковали звенья Акуленко и Хара, вероятно, смог долететь до своего аэродрома. У республиканцев, кроме временно вышедшего из строя самолёта Путивко, потерь не было.

18 Февраля 1937 года ознаменовалось двумя воздушными боями над Мадридом, в одном из которых "правительственные истребители впервые понесли такие большие потери".

В 11:00 39 республиканских истребителей начали бой с 6 "Юнкерсами" и 50 истребителями. В результате республиканская сторона потеряла сбитыми 4 самолёта: 1 И-16 и 3 И-15. Филипп Замашанский был тяжело ранен и, пытаясь совершить посадку вне аэродрома, разбился на И-16. Самолёт Петра Угроватова, получив повреждения, загорелся. Лётчик, несмотря на ранение и ожоги, смог благополучно спастись на парашюте. В этом же бою погиб американский пилот Бен Лейдер. Подробности его гибели неизвестны, но, по воспоминаниям И. И. Кравченко, в этот день был сбит американец "Арнольд", который выпрыгнул с парашютом и пропал без вести. Скорее всего это и был Бен Лейдер, которого, поскольку он выпрыгнул над территорией противника, по печальной традиции записали в погибшие. Последний сбитый республиканский самолёт пилотировал также гражданин США, который был ранен. Кто это был - сказать сложно, иностранные источники приводят разные фамилии.

Противник в этом бою, как указывается в документах, применил "новую" тактику: 30 истребителей вступили в бой, а остальные, находясь выше, немедленно "пикировали, сбивали или наносили много пробоин" всякий раз, когда какой - нибудь республиканский самолёт откалывался от общей массы дравшихся.

Участник боя Александр Тарасов так высказывался о происшедшем:

"Правда, сказывалась усталость лётного состава, он был немного апатичнее, чтобы свалиться на какого - нибудь истребителя. Видишь, идёт ниже, оставляешь его, ловишь верхних. Самое главное в этом воздушном бою было то, что И-16 не были в кучке, а были чересчур растянуты. Из-за этого погиб командир звена Замашанский. Их звено оторвалось, командир не успел уйти, один лётчик ушёл от него, немцы видит, что двое остались, видно, сверху подкараулили и подловили. Тот имел мало практики на И-16, попал, наверное, в тяжёлую обстановку, не справился, и его сбили".

В этом бою, по отечественным данным, было "сбито 6 самолётов мятежников" и много подбито. Среди пилотов И-16 на победы претендуют К. Дубков, А. Тарасов, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов и в паре - П. Хара и А. Минаев.

Второй бой произошёл вечером. 23 республиканских истребителя встретились с 3 "Юнкерсами" и 17 истребителями. Республиканские лётчики использовали тактику противника, применённую им в первом бою. Франкистам такая ситуация не понравилась, и они попытались от боя уклониться. "Юнкерсы" быстро освободились от бомб над своей территорией. В результате республиканские истребители успели сбить только 1 "Хейнкель", который "загорелся в воздухе". Победу одержало звено И-16 А. Минаева. У республиканцев потерь не было.

Список известных побед Старшего лейтенанта А. Т. Тарасова:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
122.11.19361 Ju-52Мадрид( в составе группы )
203.01.19372 Romeo-37Посуэло( в составе звена )
312.02.19371 Не-51Мадрид( лично )
313.02.19371 Fiat-32Мадрид( в составе звена )
418.02.19371 истребительМадрид( лично )

После возвращения в СССР А. И. Тарасов получил звание Капитана, был назначен на должность командира 50-й истребительной авиационной эскадрильи.

В Январе - Апреле 1937 года состоялись беседы между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

ТАРАСОВ: Мы сразу решили, что "Юнкерсов" надо встречать в лоб. Мы стреляли всегда навстречу "Юнкерсу" только в лоб. Сзади на "Юнкерса" нельзя атаку делать, там мощный огонь.

И-16 вообще хорошо дерется с "Хейнкелями". И-16 драться может. Приходилось на вираж становиться. Идёт неплохо. "Хейнкеля", может быть, догнали бы И-16, неизвестно, кто кого догнал бы на вираже и стал бы в хвост; самое главное, что нужно делать один вираж, так как на 2-м, 3-м вираже кто - нибудь снимет. Они избегали виражей, как правило. Делали разворот и уходили вниз змейкой, градусов 15, 20, не больше 30. Очень тяжело его сбить в этом случае.

Ещё хочу отметить, что хорошо было бы иметь или пушечки, или крупнокалиберные пулемёты. Часть их пошла бы на тяжёлые, а часть на истребители.

АЛКСНИС: Сколько вы там пробыли ?

ТАРАСОВ: Около 5 месяцев.

АЛКСНИС: Здорово измотались, чувствуете, что надо отдохнуть ?

ТАРАСОВ: Нас больше изматывало ожидание ракеты. Ночная бомбардировка не давала полного отдыха.

АЛКСНИС: Выходит, ночная бомбёжка великое дело.

ТАРАСОВ: Приходилось уезжать, берёшь автобус - и в горы. Заберёшься в горы, там не до спанья, интересно посмотреть".

Затем, по некоторым данным, работал инструктором в Борисоглебской военной авиационной школе. В 1939 году служил в Харьковском военном округе.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz