Туржанский Борис Александрович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Туpжанский Боpис Александpович

Б.А.Туржанский

Родился 26 Февраля 1900 года в Смоленске в семье служащего, потомственного польского дворянина. С 1910 по 1913 год учился в 1-м Смоленском реальном училище, окончил Смоленскую гимназию. После переезда в Москву в 1915 году, учился в художественном училище. Зарабатывал на жизнь Борис Туржанский частными уроками, работал помощником художника. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, служил младшим телеграфистом 2-го корпусного авиаотряда на Южном фронте.

С Декабря 1920 года учился в Егорьевской школе лётчиков, которую окончил в 1923 году. С Апреля по Сентябрь 1923 года был слушателем Зарайской высшей школы авиации. Служил лётчиком - инструктором, лётчиком, начальником лётного отделения Военно - Воздушной академии, в Качинской авиационной школе, помощником начальника штаба авиационной бригады, командиром отряда.

После окончания в 1929 году КУКС при Военно - Воздушной академии командовал отрядом, а с 1931 года - истребительной эскадрильей им. Ф. Э. Дзержинского. 28 Ноября 1935 года ему было присвоено звание Полковника.

С Марта по Октябрь 1936 году был слушателем оперативного факультета Военно - Воздушной академии. В этом же году получил звание комбрига и был назначен командиром истребительной авиационной бригады в Белорусском военном округе.

С Октября 1936 года по 11 Февраля 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Воевал на Северном фронте. Был командиром 4-й эскадрильи, а затем командиром бригады истребителей И-15. Имел псевдоним "Борис Мараншов". Эскадрилья под его командованием сбила 6 самолётов франкистов. 20 Декабря 1936 года тяжело ранен в аварии на посадке.

31 Декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После возвращения из Испании находился в распоряжении начальника ВВС РККА, был лётчиком - испытателем авиационного завода № 1 в Москве. Испытывал серийные истребители И-15бис и И-153. 1940 года был начальником лётно - испытательной станции на этом же заводе.

Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. В составе 2-й отдельной ИАЭ ПВО, базировавшейся на Центральном аэродроме Москвы, с Июля по Декабрь 1941 года участвовал в отражении налётов немецкой авиации на Москву. В конце 1941 года был назначен начальником ЛИС авиазавода № 153 в Новосибирске, а в 1942 году - начальником ЛИС авиазавода № 82 в Тушино. После окончания войны продолжал работать лётчиком - испытателем.

Жил в Москве. Умер 14 Июня 1948 года после тяжёлой болезни. Похоронен на Армянском кладбище. В городе Зарайск в честь Героя установлен обелиск.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В разное время более 260 смолян были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. В основном за подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Были среди них пехотицы, танкисты, артиллеристы. Более 60 из них - лётчики, в том числе А. И. Колдунов и В. Д. Лавриненков удостоены этого звания дважды.

Но был в списке Героев - смолян человек, получивший "Золотую Звезду" Героя ещё до Великой Отечественной войны. Что примечательно, он был первым гражданином СССР, удостоенным этого звания за боевые подвиги. Все предыдущие получили звание Героя за спасение челюскинцев  ( Ляпидевский, Леваневский, Молоков и другие лётчики ), за сверхдальние перелёты  ( Чкалов, Байдуков, Беляков )  и за другие достижения в мирной обстановке. Кроме того, Борис Александрович Туржанский, а именно о нём пойдёт речь, был первым из смолян, удостоенных звания Героя Советского Союза. Это было в 1936 году. А "Золотую Звезду" под № 12 Борис Александрович получил в 1939 году, когда состоялось первое вручение этих знаков отличия.

Боpис Туpжанский pодился 26 Февpаля 1900 года в Смоленске. Он был вторым ребёнком в семье после старшего брата Александра. Отец их, Александр Александрович, служил начальником Смоленского почтово - телеграфного округа. Мать, Евгения Павловна, была известной в своё время писательницей. Её перу принадлежали публицистические статьи, очерки, рассказы и сказки, которые печатались как в Смоленске, так и в Москве. Зачастую она подписывалась псевдонимом "Турже - Туржанская". В 1910 - 1911 годах она издавала в Смоленске детский иллюстрированный журнал "Родная Русь".

В 1910 - 1913 годах Борис учился в 1-м Смоленском реальном училище, затем был переведён в Смоленскую гимназию. Уже с детства у мальчика проявились художественные наклонности. Он выпиливал лобзиком, лепил из глины и неплохо рисовал.

С раннего возраста оба брата увлеклись авиацией: много читали, мастерили воздушных змеев, конструировали различные модели. А когда в общественном саду "Эрмитаж" был выставлен для всеобщего обозрения моноплан "Блерио", братья Туржанские стали постоянными посетителями выставки. В 1911 году им довелось увидеть полёт настоящего самолёта. Тогда авиатор Александр Васильев впервые взлетел в небо Смоленска с местного ипподрома.

В 1915 году семья Туржанских переехала жить в Москву. Здесь Борис поступил учиться в Художественное училище живописи и ваяния. Жил частными уроками. В 1917 году работал помощником художника. И в столице обоих братьев не покидала мечта об авиации. В 1918 году они добровольно вступили в Красную Армию и были зачислены младшими телефонистами во 2-й корпусный авиационный отряд, стоявший в Гнёздово, неподалёку от Смоленска. Менее чем через год Борис был переведён в Управление авиации 9-й армии. Сражался с белогвардейцами и интервентами на фронтах Гражданской войны.

Вновь братья встретились в Декабре 1920 года, когда оба поступили в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. После её окончания осенью 1921 года и Борис, и Александр были зачислены в Зарайскую школу красных военных лётчиков № 1 под Москвой. Уже во время учёбы Борис проявил выдающиеся способности: инструкторы говорили, что у него "лёгкая рука" и самолёт ему послушен всецело. За точность стрельбы он неоднократно получал призы.

Затем пути братьев разошлись: Александр был назначен в Минск лётчиком истребительной эскадрильи, а Борис - в Севастополь, инструктором Качинской лётной авиашколы. Вскоре он стал одним из лучших инструкторов этой старейшей в стране авиационной школы. Затем он был начальником лётного отделения Военно - Воздушной академии имени Жуковского, помощником начальника штаба авиабригады.

Александр впоследствии станет основоположником тактики штурмовой авиации, командиром первой эскадрильи штурмовиков и по праву будет назван отцом штурмовой авиации.

А.А.Туржанский

Туржанский Александр Александрович ( 1889 - 1982 гг. ). В РККА с 1918 года. Участвовал в Гражданской войне. Окончил 1-ю военную авиашколу и Московскую высшую авиашколу. Командовал авиаотрядом, эскадрильей, авиабригадой, бомбардировочным авиакорпусом. В 1935 году ему было присвоено воинское звание комдив. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. 23 Июля 1938 года арестован по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре. 29 Февраля 1940 года освобождён за недоказанностью обвинения и назначен помощником начальника Таганрогской военной школы лётчиков по лётной подготовке. 4 Июня 1940 года ему присвоено звание Генерал - майор авиации.

С Июля 1940 года был начальником Качинской Краснознамённой военной авиационной школы, с Августа 1941 года - преподавателем, а затем старший преподавателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС. 19 Февраля 1942 года арестован по обвинению в пропаганде пораженческих настроений, клевете на командный состав Красной Армии и восхвалении германских войск.

Находился под следствием до 25 Марта 1952 года. Был осуждён к 12 годам лишения свободы. Освобожден после смерти Сталина. 29 Июля 1953 года реабилитирован. Назначен заместителем начальника кафедры бомбардировочной авиации ВВА. Окончил курсы усовершенствования при ВВА, служил преподавателем тактики ВВС в Военно - инженерной академии имени Жуковского. С Ноября 1955 года в отставке. Умер в 1982 году.

В 1929 году Борис Туржанский окончил курсы усовершенствования командного состава. Был командиром авиаотряда. В 1931 - 1933 годах командовал 7-й истребительной эскадрильей имени Ф.Э. Дзержинского, которая в Смоленске в 1932 году выиграла межокружные авиационные состязания по воздушному бою и высшему пилотажу, за что был награждён почётной грамотой ЦИК СССР.

В 1935 году Бориса Александровича командируют на курсы при Военно - Воздушной академии. С Марта 1936 года комбриг Б. А. Туржанский был слушателем оперативного факультета.

Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. В числе добровольцев на защиту Испанской республики отправился и Борис Туржанский.

В начале Ноябре 1936 года 11 советских лётчиков - добровольцев   ( Б. А. Туржанский, П. А. Антонец, К. Г. Баранчук, К. С. Бениковский, П. Т. Семёнов, П. А. Гончаров, А. И. Кетов, Н. Т. Петрухин, А. В. Плетюхин, В. Т. Сахранов и С. Г. Булкин )  прибыли на север Испании. В то время, воздушное прикрытие в Басконии, как и в целом на Северном фронте, фактически отсутствовало. Авиация республиканцев, укомплектованная устаревшими самолётами, совершенно не была приспособлена к ведению военных действий с новейшими типами немецких и итальянских машин.

Но война была реальностью и требовала противодействия врагу. Присоединив к имеющейся боевой технике спортивные самолёты и авиетки, командующий ВВС Подполковник Мартин Луна вооружил их примитивным стрелковым оружием и мелкими осколочными бомбами. Сформировал эскадрилью, которую остроумные испанские лётчики с горькой иронией называли "цирк Кроне". И они воевали. На них нападали истребители, обстреливали зенитки, но они не сдавались. Конечно, были и потери...

Поскольку, советских самолётов в тот момент на севере Испании ещё не было, группе прибывших лётчиков - добровольцев передали 3 "Бреге-XIX", 2 "Ньюпор - Деляжа"  ( с неисправными пулемётами ), 1 "Фоккер" F.VII и один "Дрэгон".

Ведя активные воздушные бои на Северном фронте, над территорией, отрезанной от Центральной зоны войсками мятежников, отдельная эскадрилья под командованием Туржанского за короткий период сбила 6 самолётов противника. Совершив несколько налётов на аэродромы мятежников, лётчики эскадрильи уничтожили на земле 12 вражеских самолётов. Вспоминает Борис Туржанский:

"Когда мы узнали, что авиаторы мятежников любят поспать, и даже на войне встают довольно поздно, мы начали производить вылеты чуть свет. Услышав, что на аэродроме Навия сосредоточено 12 самолётов мятежников типа "Драгон" и "Фиат" мы решили произвести на этот аэродром внезапный налёт. Атаку производили с пикирования. Три самолёта пробомбили ангары и с бреющего полёта обстреляли стоянку вражеских машин. Мы были встречены пулемётным огнём, но он не смог приостановить выполнение задачи, и мы сумели вывести из строя большое количество самолётов. А то, что было не уничтожено в первый день, мы вывели из строя на следующий день, повторив налёт".

Эти налёты добровольцы провели 16 и 17 Ноября 1936 года.

В середине Ноября в Бильбао прибыл советский теплоход "А. Андреев", который доставил 12 самолётов И-15 и авиационный бензин. К концу месяца советские специалисты смогли собрать и облетать все истребители. Эскадрильей "Чатос" стал командовать Полковник Б. А. Туржанский. Это был сильный человек, под стать русским богатырям. Было непонятно, как он вмещал своё могучее тело в сравнительно небольшую кабину И-15.

Появление этой эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Фашистские истребители и бомбардировщики несли потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта майор Франсиско Сиутат говорил, что это была "эскадрилья героев, руководимая львом". Штурмовые налёты сменялись патрулированием, воздушными боями.

Франкисты также усиливали свою авиацию на Северном фронте. Сюда в срочном порядке были переброшены несколько эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса  ( бомбардировщики SM-81 и истребители Fiat CR-32 ). Немецкие авиаторы из "Легиона Кондор", летали на Не-51, Не-46 и Ju-52/3m.

Большинство самолётов мятежников базировалось на аэродромах Витория и Леон. Республиканцы решили воспользоваться этим обстоятельством и спланировали налёты с целью уничтожения вражеской авиации на земле.

21 Ноября 1936 года группа СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый удар по Леону. По докладам лётчиков несколько самолётов было уничтожено.

24 Ноября республиканцы бомбили Овиедо, а на следующий день - позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко  ( к северо - западу от Овиедо ).

3 Декабря 1936 года 14 республиканских самолётов бомбили казармы в Витории.

8 Декабря 1936 года 6 истребителей во главе с Туржанским в районе аэродрома Витории провели воздушный бой, частичное описание которого дали обе стороны. В отечественных документах сохранилась запись совещания, на котором, кроме всего прочего, Борис Туржанский рассказывал об этом бое:

"Когда мы подлетали к аэродрому, нам навстречу вылетело 2 самолёта. Они серебряного цвета с чёрными полосами. У меня высота была метров 200, я догнал и дал очередь из всех 4 пулемётов. У меня сложилось впечатление, что он взорвался, так как было чёрное облака дыма. Второго я тоже сбил, он загорелся и упал...

После этого взлетели ещё 2 самолёта и 5-й самолет с другого аэродрома - завязался воздушный бой. Нас было 6 самолётов. Мы дрались в течение 20 минут, так как уйти от противника я никак не мог, никаких сигналов подать нельзя, сам я был занят, так как отбивал то одного, то другого. Борьба велась на близких интервалах. И-15 в этом бою показали все свои преимущества при умелом обращении с ними.

Я сбил один самолёт противника: я атаковал его с носу, он ушёл в сторону, я за ним, завязал бой. Я вообще стреляю очень прилично. Но там я выпустил в него очень большое количество патрон, а он не падает. Дальше он сделал поворот, я за ним, он делает вираж, я даю ногу в сторону, дистанция у нас сблизилась, из всех 4-х пулемётов я даю шквальный огонь, только тогда он загорелся. Лётчик, по-видимому, был убит. После этого я увидел, как упало ещё 3 самолёта. Как падал 4-й, я не видел. 5-й скапотировал на аэродроме.

Я начал в воздухе собирать свои самолёты. Собрал 4-х, остальных не видел, и ушёл на свой аэродром. Как только мы сели, вернулся ещё один, компас у него не работал. После этого мы получили сообщение, что 6-й лётчик находится на нашей территории, но самолёт разбит. Он сбил один самолёт противника, выпустив в него все патроны. На него напал второй самолёт противника, и ему пришлось скрыться в облака. Когда он вышел из облаков, противник снова обстрелял его. Когда у него кончилось горючее, он сделал посадку".

Немецкий лётчик "Легиона Кондор" Ханнес Траутлофт  ( Hannes Trautloft )  также оставил свои воспоминания об этом бое:

"Ботхмер взлетел вторым и держится прямо позади меня, примерно в 300 метрах. Мрацек задержался на взлёте. Я делаю правый разворот, чтобы набрать высоту, и на высоте 200 метров направляюсь в сторону "красных". Не успел я приблизиться на достаточное расстояние, как увидел, что они уже атакуют Мратчека. Длинная струя топлива вырывается из его самолёта, и в одно мгновенье машину охватывает пламя. В диком гневе я влетаю в середину строя из 6 "красных", которые выстроились правым пеленгом. Первый из них уже виден в моём прицеле. Он приближается ко мне на большой скорости, я уже могу ясно видеть, как озаряются вспышками дула его 4-х пулемётов, и слышу, как свистят пули позади меня. Я тоже открываю огонь. Мои пулемёты стреляют без перерыва, и это даёт мне ощущение превосходства. "Красный" получил порядочно попаданий, но он не падает. Он ревёт прямо на меня, продолжая стрелять. "Ну, давай же, давай", - думаю я, удерживая свой курс. Наверное, с земли это было захватывающим зрелищем, как мы двое с рёвом неслись друг на друга.

Я понимаю, что столкновения не избежать. Он должен будет сделать это, даже если у него останется последняя секунда. Колёса его самолёта проносятся прямо надо мной. Быстрый, как молния, я пролетаю под ним, выхожу на разворот с набором высоты и пикирую на этого "красного". Но прежде чем я успеваю открыть огонь, другой "красный" оказывается на моём хвосте. Начинается ужасная драка. Ботхмер и я сражаемся против 6 "красных" пилотов чуть ли не в 100 метрах над нашим же собственным аэродромом. Ветер медленно сносит нас на город, наши пули уже, наверное, падают на улицы. Я стреляю из всех своих пулемётов всякий раз, когда "красный" проносится передо мной. Однако, когда я стараюсь удерживать его в своём прицеле, всегда позади меня появляется другой "красный", готовый обстрелять меня.

Я уже не могу разобраться, как долго это продолжается, я потерял счёт времени. Вот "красный" !   Я могу обойти его. Я следую вплотную позади него и хорошо вижу его в своём прицеле. Я пытаюсь начать стрелять и тут бледнею от ярости: заело !   Мой пулемёт не стреляет !   Я извергаю проклятья. Теперь уже "красный" пилот поворачивается, как будто хочет сказать мне с удивлением: "Ну что, почему же ты не стреляешь ?"

Поворачиваясь в беспорядке, он и другие летчики лётят поодиночке домой. Но я насчитал только 4 самолёта. Я вижу 3 машины, удаляющиеся от нашего аэродрома. И ещё впереди меня одинокая машина заходит на посадку. Это может быть только Ботхмер. Ну, слава богу !".

Траутлофту и Дитриху фон Ботхмеру  ( Dietrich von Bothmer )  было записано по победе. Эрнст Мрацек  ( Ernst Mratzek )  покинул сбитый самолёт на высоте 100 метров. Парашют раскрылся, когда до земли оставалось около 20 метров. Лётчику посчастливилось остаться в живых, но спустя несколько месяцев при возвращении домой самолёт, на котором он перелетал в Италию, пропал над Средиземным морем. Каких - либо других сведений о том, участвовали в этом бою другие лётчики и кто взлетел в конце боя, в иностранных источниках не приводится.

В дневнике боевых действий указывается, что в бою участвовало 6 истребителей и особенно отличился Туржанский, сбивший один самолёт лично. Всего в бою было сбито, по республиканским данным, 4 самолёта противника.

После боя был потерян 1 И-15. Александр Плетюхин, как сказано в документах: "израсходовав патроны и горючее, преследуемый противником, вынужденно сел на своей территории, самолёт разбит, лётчик невредим".

Из приведённых цитат можно сделать вывод, что Мратчека сбил Б. Туржанский, а Траутлофт и Ботхмер, вероятно, остались без побед. Подбитый истребитель А. Плетюхина скорее всего на счету другого немецкого лётчика, взлетевшего позже.

20 Декабря 1936 года в воздушном бою самолёт Туржанского был повреждён, а сам он тяжело ранен. Ему всё - таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки после интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца срочно отправили в местный госпиталь. Ранение головы оказалось опасным. Испанские врачи спасли жизнь Борису Александровичу, выполнив сложную операцию. Но лётчик лишился глаза. После лечения в госпитале он был отправлен на родину.

Всего в небе Испании Б. А. Туржанский лично сбил 4 истребителя Не-51  ( по другим данным - 2 бомбардировщика Ju-52 в районе Сантандера ).


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
108.12.19361 Не-51Витория( лично )
210.12.19361 Не-51Витория( лично )
313.12.19362 Не-51Витория( лично )

Лётчики его эскадрильи сбили 6 самолётов.

31 Декабря 1936 года за мужество и героизм Борису Туржанскому было присвоено звание Героя Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 12 )  с вручением ордена Ленина. Чуть позже, 8 Апреля 1937 года ему было присвоено воинское звание Комбриг. 23 Февраля 1938 года награждён медалью "XX лет РККА".

После излечения и отдыха Туржанский стал настойчиво добиваться возвращения в строй. Во все инстанции посыпались настойчивые просьбы и рапорты о допуске к полётам. "Лётчик без глаза летать не может" - таков был единодушный приговор врачей. Но лётчик продолжал настаивать на своём. Тогда, ему устроили суровое испытание: совершить 10 полётов на истребителе И-15 по кругу на точность приземления. При этом посадочная площадка имела ограниченные размеры. Отлично выдержав испытание, Борис получил разрешение на дальнейшие полёты без каких - либо ограничений.

Б.А.Туржанский

23 Июля 1938 года по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре был арестован командир 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский.

Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938 - 1940 годах он служил лётчиком - испытателем авиазавода № 1 в Москве, испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.

29 Февраля 1940 года комдив А. Б. Туржанский был освобождён за недоказанностью обвинения, а 4 Июня 1940 года ему было присвоено звание Генерал - майор авиации.

В 1940 году Полковник Б. А. Туржанский стал начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 1.

Участвовал он и в Великой Отечественной войне. Без отрыва от испытательной работы Борис Александрович с Июля по Октябрь 1941 года составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.

Испытательная работа становится его призванием. В конце 1941 года он был назначен начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 153 в Новосибирске, а в 1942 году - начальником лётно - испытательной станции авиационного завода № 82 в Тушино.

За участие в Великой Отечественной войне награждён ещё одним орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени   ( 19.08.1944 ), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

19 Февраля 1942 года Генерал - майор авиации Александр Туржанский был вновь арестован. 10 лет он находился под следствием и лишь 25 Марта 1952 года был осуждён к 12 годам лишения свободы. Его освободили только после смерти Сталина. Но Борис Туржанский так и не дождался освобождения брата.

Тяжёлое ранение и высокая профессиональная нагрузка сказались на здоровье талантливого лётчика. 14 Июня 1948 года Герой Советского Союза Полковник Б. А. Туржанский умер после тяжёлой продолжительной болезни. Он похоронен в Москве, на Армянском кладбище.

Имя Героя живёт и сегодня среди авиаторов. Через 20 с лишним лет, 14 Марта 1971 года, в газете "Красная звезда" была опубликована статья "Надпись на фюзеляже истребителя". В ней говорилось:

"В стройной шеренге сверхзвуковых ракетоносцев внимание привлекает один, на фюзеляже которого красуется надпись: "Имени Героя Советского Союза Туржанского Б. А.". Таким этот самолёт был принят с завода. Тогда приёмщики - авиационные специалисты - удивились, увидев подобную "вольность", но, раскрыв формуляр и прочитав вложенное туда письмо, поняли, в чём дело..."

Комсомольцы авиационного завода, где создавался самолёт, писали, что эта машина изготовлена сверх плана за счет сэкономленных молодыми рабочими материалов и названа ими в честь комбрига Туржанского. Заводские комсомольцы просили командование части закрепить этот самолёт за лучшими специалистами и лучшим лётчиком части. Пожелание молодых рабочих было выполнено.

В Подмосковье, в городе Зарайске воздвигнут памятник Герою Советского Союза Б. А. Туржанскому ( автор - архитектор В. Поляничев ). На фасаде здания, где раньше находилась школа лётчиков, в которой в 1920-х годах учился Герой, установлена мемориальная доска.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz