Вихров Тимофей Георгиевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Вихров Тимофей Георгиевич

Т.Г.Вихров, 1943 г.

Родился в 1913 году. Лётчик - истребитель. В рядах Красной Армии с 7 Августа 1933 года. В звании Лейтенанта Тимофей Вихров был командиром звена 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 20 Августа 1937 года по 15 Апреля 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Командир звена, эскадрильи И-16. Совершил около 130 боевых вылетов  ( имел 145 часов боевого налёта ). В воздушных боях сбил вражеских 4 самолёта лично и 1 в группе. Награждён орденами Ленина  ( 14.11.1938 )  и Красного Знамени ( 2.03.1938 ).

Участвовал в боях с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин - Гол в 1939 году, где сбил 2 японских самолёта.

Весной 1940 года в звании Майора назначен командиром вновь сформированного 129-го ИАП.

Участник Великой Отечественной войной с 22 Июня 1941 года. Воевал на Западном фронте. С Сентября 1941 года командовал 509-м ИАП, летал на МиГ-3 и ЛаГГ-3. С Февраля 1943 года был командиром 4-го запасного ИАП. С Марта 1943 года занимал должность инспектора по технике пилотирования 102-й ИАД на Сталинградском фронте. С Июля 1943 по Июль 1944 года снова воевал на Западном фронте, затем учился в Военной академии ВВС в Москве, служил в штабе ВВС.

После окончания войны продолжал службу в авиации на различных командных должностях. С 30 Октября1955 года Гвардии полковник Т. Г. Вихров - в запасе. Проживал в Салтыковке Московской области. Умер в 1993 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, орденом МНР; медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и другими.

*     *     *

Тимофей Георгиевич Вихров родился 18 Августа  ( в этот день страна раньше праздновала День Военно - Воздушного флота - вот такое совпадение ! )  1913 года в селе Троица Рязанской области. Окончил семилетку ( в школу ходил за 10 км )  и Тульский электромеханический техникум, аэроклуб. По зову сердца и Родины получил направление в Качинское лётное училище, с отличием окончил его в Декабре 1934 года. Одержимый небом, много летал, был лётчиком - инструктором. Наверное, он был хорошим инструктором, потому что его жизненным кредо было: "делай, как я", а не "делай, как я сказал" - как можно часто услышать от нерадивых родителей.

Т.Г.Вихров с женой, 1939 г.

Затем была Испания, куда Вихров был направлен с группой лучших лётчиков - истребителей, где они приобрели неоценимый опыт настоящих воздушных боёв с фашистами. Туда и обратно ехали "зашифрованными" под механизаторов.

И вот эти "механизаторы", а по сути - герои  ( сам Вихров говорил, что они были представлены к этому званию )  по пути домой сбросили с поезда НКВДшника, который, якобы подначивал: "Да какие вы герои - сопляки, мальчишки". Им, и в самом деле, было всего-то по 25 лет - поистине "если бы молодость знала"...

Так и случилось - Героев им не дали из-за содеянного в поезде. Вихров был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени. Только сейчас, по прошествии многих - многих лет, когда нам приоткрываются тёмные завесы работы спецслужб, можно понять - это чудо, что Вихров и его друзья остались тогда живы !

Тимофей Георгиевич живым и невредимым прошёл и Великую Отечественную войну. Хотя было и капотирование - при посадке сбил шасси - и сажал машину на фюзеляж, когда шасси не выпускалось. А до Великой Отечественной были ещё бои на озере Хасан и реке Халхин - Гол. Во время событий в Монголии, командуя эскадрильей, участвовал в 5 воздушных боях, лично сбил 2 японских истребителя Ки-27. Награждён орденом Красного Знамени  ( 29.08.1939 ), а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени  ( 1939 ), получил звание Майора. Монгольский орден  ( а он очень внушительный и красивый )  ему вручал сам маршал Чойбалсан, чем Вихров очень годился.

Перед войной Майор Т. Г. Вихров был направлен в Белорусский военный округ. Он стоял у истоков формирования 129-го истребительного авиаполка, которым в последствии командовал Ю. М. Беркаль. Этот полк 6 Декабря 1941 года был преобразован в 5-й Гвардейский истребительный авиаполк.

В ту пору лётчики полка осваивали "Чайку"  ( И-153 ), истребитель, который себя уже хорошо зарекомендовал в Монголии, а затем был создан учебный центр по переучиванию на МиГ-3. Вспоминает бывший техник этого полка С. П. Ивлев:

Т.Г.Вихров.

"Наш 129-й истребительный авиационный полк до войны стоял в Белоруссии. Командовал полком Майор Т. Г. Вихров, опытный воздушный боец, прошедший испытания в республиканской Испании, на Халхин - Голе и Хасане. О заслугах и недюжинной храбрости Тимофея Георгиевича свидетельствовали 4 боевые награды: орден Ленина, 2 ордена Красного Знамени и монгольский орден. Полк был вооружён "Чайками", так назывались истребители И-153, серийное производство которых началось в нашей стране в 1939 году. Это была дальнейшая модификация самолёта И-15. Боевые испытания И-153 прошли в небе над Халхин - Голом, в боях с белофиннами. Полк состоял из 4-х эскадрилий. В каждой эскадрилье было по 5 звеньев. Итого - более 60 машин !"

Боевой опыт командира полка, хорошая лётная подготовка и инструкторские навыки давали ему возможность вникать в процесс лётного обучения. А в это время на картах фашистских лётчиков уже были проложены маршруты для бомбардировки наших аэродромов, городов и сёл.

Когда, было это уже после войны, Вихров со своими родными посмотрел фильм "В бой идут одни старики", он сказал, что именно так, под огнём вражеской авиации, наши лётчики поднимали свои машины в воздух в те горячие летние дни 1941 года.

Очень жаль, что сам он "мемуаров" не оставил, как ни обещал. По непроверенным источникам, он совершил около 100 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях и сбил 16 самолётов противника. [ Данные представлены со слов родственников Т. Г. Вихрова, поэтому возможно они не совсем точны. Вполне может быть, что 16 побед - общий итог боевой деятельности лётчика в 3-х войнах. ]  Был награждён ещё одним орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени и другими наградами.

В 1943 году, когда наша армия начала теснить немецкие войска на Запад, Т. Г. Вихров был откомандирован в Москву, на учёбу в Монинскую академию, после чего служил в штабе ВВС.

Осенью 1955 года Тимофей Георгиевич в звании Полковника ушёл в запас. Он занимался большой общественной работой, а поскольку имел связи с ХОЗу МО, где служил последние годы  ( по состоянию здоровья - он не мог уже летать, из-за астмы, и не мог учить летать ), многое делал для благоустройства военного посёлка, где жил со своей семьёй  ( ныне это посёлок "Лесной" в Салтыковке, 18 км от Москвы, а прежде - посёлок "Министерства обороны" ). Все, кто его знал, вспоминают о нём с уважением и благодарностью.

Хочется сказать несколько слов и о жене Тимофея Георгиевича - Вихровой Ксении Акимовне, с которой он прожил больше 40 лет. К сожалению, она умерла значительно раньше мужа - в 1977 году, а Вихров скончался в 1993 году.

Т.Г.Вихров с женой, 1950 г.

Да, есть такая профессия - Родину защищать. Но есть ещё и профессия - провожать, ждать и встречать. От этого, видимо, человек изнашивается сильнее. Ксения Акимовна было очень красивая, добрая, радушная и в то же время мужественная женщина. Когда немцы подходили к Белостоку  ( были буквально в 10 км от города, где она находилась с 9-месячным сыном, первенцем, на руках - Вихров как раз там формировал полк )  она приготовила канистру бензина, чтобы сжечь себя и ребёнка, потому что жене командира полка от немцев не поздоровилось бы. Как рассказывала сама Ксения Акимовна, бежать, как это делали другие, она не могла: очень ослабла после болезни, а сынуля был супертяжёлым для своих 9-ти месяцев. Буквально в последнюю минуту её отчаяния Вихров прислал за ними машину. Всё кончилось хорошо. И потом у них родились ещё дети: в общей сложности 2 комплекта девочек и 2 комплекта мальчиков.

Таким образом, у Тимофея Георгиевича и Ксении Акимовны 4 детей: сын - Вихров Игорь Тимофеевич, 1940 г.р.; дочь - Вихрова  ( Стебнева )  Галина Тимофеевна, 1944 г.р.; сын - Вихров Виктор Тимофеевич, 1948 - 2006 гг.; дочь - Вихрова  ( Костикова )  Тамара Тимофеевна, 1950 - 1992 гг.

Двое из детей пошли по стопам отца: Галина окончила МАИ и поднимала на недосягаемую высоту нашу авиацию. Виктор служил в разных точках, "настоящий Полковник". С семьёй эмигрировал в Мексику, где высоко держал марку классного военного специалиста.

А ещё у Тимофея Георгиевича и Ксении Акимовны - 6 внучек и 1 внук, 6 правнуков.

( Информацию и фото прислали родственники Тимофея Георгиевича Вихрова. )

*     *     *

На сайте Василия Харина - "Авиаторы Второй Мировой" есть небольшая заметка о истории 509-го истребительного авиаполка:

"Командир - майор Тимофей Григорьевич Вихров, с ?.09.1941 года.

Полк сформирован наспех в 4-м ЗАП. Никто из рядовых лётчиков не имел опыта войны. 25 Сентября 1941 года закончил переучивание на МиГ-3, после чего в течение 9 дней входил в состав системы ПВО Курска.

Т.Г.Вихров, 1987 г.

3 Октября 1941 года экипажи 16 "МиГов" перебазировались из района Курска на аэродром Оптуха вблизи Орла и поступили в подчинение штаба 6-й РАГ. В этот же день лётчики полка штурмовали моторизованные колонны Гудериана у города Кромы. Противник понёс урон, но одно из звеньев в полном составе не вернулось на аэродром.

Вечером в полк поступил приказ о перебазировании из района Кром в Ливны: при малейшем промедлении в руки противника могли попасть и люди, и самолёты.

"Лётчики, не летавшие на МиГ-3 ночью, а иные и совершенно не летавшие ночью ни на каких типах самолётов, уходили в сгущающиеся сумерки и садились уже в темноте при свете костров", - записано в истории 509-го ИАП. Приказ командования был выполнен: "Особо отличились пилот младший лейтенант Е. Е. Волков и командир 2-й эскадрильи капитан И. Г. Александров, которые приземлились первыми и организовали приём остальных самолётов".

Полк сражался до 22 Октября 1941 года  ( по другим данным - до 15.11.1941 ), успев совершить 213 боевых вылетов, к этому времени из 18 МиГ-3 в строю осталось только 5.

Второй раз полк участвовал в боях с 26 Июня по 17 Ноября 1942 года в составе 203-й ИАД. На вооружении имел истребители ЛаГГ-3.

В Ноябре 1942 года расформирован".

*     *     *

Следует отметить, что во многих источниках  ( в том числе на сайте Василия Харина и довольно известной книге Н. Ильина - "Гвардейцы в воздухе"  ( о истории боевого пути 5-го ГвИАП ), отчество Т. Г. Вихрова пишется как "Григорьевич". На сайте - "История ВВС. Рыцари неба." - уже "Егорович"...

Так вот, по сведениям присланным мне родственниками Т. Г. Вихрова, его отца звали Егор. То есть, от рождения он Егорович, его 4 сестры по отчеству тоже Егоровны. Но Вихрову не нравилось это отчество, поэтому он сам выбрал себе другое, наиболее похожее, "Георгиевич" и изменил свои документы. Поэтому по более поздним документам он - Георгиевич. А "Григорьевич", видимо, просто ошибка - опечатка, которая перекочёвывает из одной книги в другую...

*     *     *
Т.Г.Вихров с сыном Виктором.

Тимофей Георгиевич Вихров с сыном Виктором.  Оба в звании Полковник.

Т.Г.Вихров с сыном Виктором и внуком Константином, 1980 г.

Тимофей Георгиевич Вихров с сыном Виктором и внуком Константином, 1980 год.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz