Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Журавлёв Николай Павлович


Журавлёв Н.П.

Родился 7 Мая 1916 года в Кашире. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем - котельщиком на Каширской ГРЭС. Учился в Рязанском аэроклубе. С 1936 года Николай Павлович Журавлев в Красной Армии. Окончил Оренбургскую школу военных лётчиков - наблюдателей, затем школу лётчиков - истребителей.

В звании Лейтенанта был младшим лётчиком 4-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 10 Июня 1938 года по 25 Января 1939 участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16. Имел псевдоним "Мануэль Рольдан дель Монте".

Совершил 3 боевых вылета, участвовал в 4 воздушных боях, в одном из которых в составе группы участвовал в уничтожении сразу 6 истребителей:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
101.08.19385 Fiat-32 *Эмбро( в составе группы )
21 Не-51 **
    *    По данным франкистов сбит всего один "Фиат" сержанта Энрике Мунаис де Бреа, который погиб.
    **  Пилот Не-51 капитан Мариано Куадро остался жив и в дальнейшем, в годы Великой Отечественной войны
          командовал франкистской истребительной группой на Восточном фронте, где сбил 10 советских самолётов.

Имел 2 аварии. В первой, 3 Августа 1938 года, повредил при посадке самолёт, а сам не пострадал. Зато во второй раз, 5 Августа, скапотировав в районе Вендреля, разбил самолёт и получил тяжёлое ранение  ( перелом обеих ног ). По другим данным был сбит в воздушном бою и получил травмы при прыжке с парашютом.

Сам Н. П. Журавлёв вспоминал о тех событиях так:

"...Ещё мальчонкой я мечтал стать лётчиком. Учился неровно, но как вспомню, что с плохими показателями не возьмут в авиацию, так нажимаю. Потом летал. Благодарности имею. Отличником был.

Вызвали меня, предложили: "Хочешь на ответственное задание ?"   Я говорю: "В Испанию ?"   Смеётся начальство: "Там узнаешь". - "Конечно, хочу !". - "Но помни: никому ни слова, даже жене. Всем говори: "На Дальний Восток".

Прихожу домой, говорю жене: "Посылают на Восток". Она сразу: "В Испанию !"   И в слёзы. Я ей говорю, что это почётное доверие, она отвечает: "Знаю, да уж очень далеко". А мы, понимаешь, ребёнка ждём, первого, женаты недавно. "Так как же ?" - спрашиваю. "Что как же ?   Сам уже согласился !" - "А если бы не согласился ?" - "Я бы с тобой развелась"...

... Сбили меня над Эбро. Нас было меньше, чем их. Как всегда. Я прикончил своего 6-го фашиста, гнался за ним до самой земли, видел, как он упал и вспыхнул. А в это время у меня нижний пулемёт заело. Высунулся посмотреть - надо мной "Фиат". Про всё забыл, пошёл вверх. Вдруг рывок. Мотор оторвало, как ножом срезала. Надо прыгать, а внизу ещё 2 "Фиата". Обязательно подстрелят, они всегда за парашютистами охотятся.

Итальянские самолёты Fiat CR-32.

Пустил машину листом и решил прыгать на пределе. Всё оглядываюсь: где "Фиаты" ?   Наконец один из наших набросился на них. По-моему, до земли оставалось метров 100, прыгать уже нельзя, парашют не раскроется. Но я всё-таки прыгнул. Внизу увидел зелёные листочки на кустах. Честное слово, увидел. Так мне к ним захотелось...

Тут началось моё счастье. В момент прыжка - ветер. Машина в одну сторону, я - в другую. А то бы она меня раздавили. Ещё полсекунды, опять счастье: парашют раскрылся у самой земли, ослабил удар. Сознание я всё-таки, должно быть, потерял. Потом вижу: лежу я на земле, зелёные листочки могу рукой достать. Начинаю соображать. Ведь я бы разбиться должен, а вот лежу, всё вижу, всё слышу: небо вверху синее - синее, кузнечик прыгнул, листочки зашелестели. Может, внутреннее повреждение ?   Плюнул - крови нет. Почему же я лежу ?   Когда приземляешься, инстинктивно вскакиваешь, а я лежу. Посмотрел на ноги. Лежат на земле, как чужие, как брошенные. Дёрнулся - сразу острая боль. Значит, ноги сломал. Потом слышу тонкий - тонкий звук, вроде писка. Прислушался - ничего, перестал прислушиваться - опять. Еле понял, что это я сам стонал. А потом вдруг всё забыл, одна только мысль: где я ?   Кружил, кружил над фронтом, а куда упал - к фашистам или к своим ?   Где Эбро ?   Не знаю. Если я у фашистов, надо стреляться. И ноги всё равно потерял, зачем жить ?..

А тут вижу: бегут ко мне какие-то военные. Вдруг - фашисты ?   Одеты ведь одинаково. Достал револьвер, - слава богу, трудно было достать, я на нём лежал, - поднёс к виску... Прощай, Катя, расти ребенка !..

Говорят, что счастье и несчастье всегда серией приходят. Сзади подбежал кто-то, я его не видел, вышиб у меня ногой револьвер, успел. Окружили меня, сердитые такие, кричат: "Алемано ?   Итальяно ?"   Наши это были и решили, что я - фашист. Я подумал, что ответить, и говорю: "Республикано. Коммуниста". Если фашисты, скорей убьют. А они кинулись меня целовать. Я опять теряю сознание, они меня подняли, ну, как ребёнка, кричат: "Русо, русо !"   По выговору, наверно, догадались. И вот тут, не совладал я с собой, заплакал..."

( Из книги О. Г. Савича - "Два года в Испании". )

После лечения в госпитале был отправлен на родину. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 ).

По состоянию здоровья ему запретили летать на истребителях, и он стал летать на самолёте У-2.

За участие в Советско - Финляндской войне был награждён орденом Красного Знамени  ( 26.01.1940 ), получил звание Капитана.

После начала Великой Отечественной войны он добился перевода в истребительную авиацию. Заместителем командира эскадрильи сражался на Юго - Западном фронте. 3 Февраля 1942 года был подбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. За ним сел на истребителе капитан Лебедев, подобрал и доставил на свой аэродром. Снова лечился в госпитале, после чего был отозван с фронта. В 1943 году получил звание Майора и стал слушателем Военной академии командно - штурманского состава ВВС Красной Армии. Затем был начальником воздушно - стрелковой подготовки лётчиков - истребителей Забайкальского Военного округа, слушателем курсов Высшей лётной подготовки командиров транспортных самолётов Ли-2. По окончании курсов был назначен командиром 105-го ГАП ГВФ. Продолжал воевать до конца войны.

За боевые отличия был награждён орденом Красного Знамени   ( ??.02.1942 ), несколькими медалями, в том числе "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 )  и "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

После окончания войны в звании Подполковника вышел в отставку. Летал на авиалайнерах Гражданского Воздушного Флота, и за многолетнюю безаварийную работу был награждён орденом "Знак Почёта".

После выхода на заслуженный отдых, проживал в Киеве. Умер 12 Апреля 1961 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz