Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Гейбо Иосиф Иванович

И.И.Гейбо

Иосиф Гейбо родился 24 Апреля 1910 года в селе Валуйское, ныне Станично - Луганского района Луганской области в семье крестьянина. Окончил Луганский Железнодорожный техникум. В 1933 году вступил в Красную армию и в Декабре 1934 года, закончив Качинскую авиационную школу пилотов, получил назначение в 35-ю эскадрилью 56-й авиационной бригады, которая располагалась около Житомира. Участвовал в Первомайских воздушных парадах в Москве 1936 - 1937 годов. Затем служил на Дальнем Востоке.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Командуя 5-й эскадрильей 70-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант И. И. Гейбо, летая на биплане И-15бис, совершил 25 вылетов - большинство на штурмовку противника и сопровождение бомбардировщиков. Вскоре эскадрилью перевооружили на новые истребители И-153, а его временно перевели в группу известного советского аса - Сергея Грицевца. 26 Июня участвовал в бою, в котором лётчики полка сбили 10 японских самолётов, потеряв 3 И-153.

Всего выполнил 82 боевых вылета, провёл 18 воздушных боёв, сбил 2 самолёта лично и 1 в группе. Был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Не только боевым мастерством, но и всем своим внешним видом  ( стройный, всегда чисто выбрит, с иголочки одет )  представительный Гейбо вызывал у молодых лётчиков завидное восхищение.

И-153 в небе Халкин - Гола, 1939 год
И-153 в небе Халкин - Гола, 1939 год.

С началом Советско - Финляндской войны, эскадрилия Гейбо перевелась в Москву, где тогда формировался новый истребительный полк, который был отправлен в Карелию уже в конце 1939 года. Там бипланы И-153 использовались для разведки, патрулирования и охраны бомбардировщиков.

В течение "Зимней Войны" Иосиф Гейбо одержал, по крайней мере, 4 победы. Одной из его жертв стал финский бомбардировщик Бристоль "Бленхейм", сбитый 28 Февраля 1940 года.

Начало войны с Германией, застало Капитана И. И. Гейбо в 46-м истребительном авиационном полку, вооружённом И-16.

В ночь на 22 Июня 1941 года он исполнял обязанности командира приграничного авиаполка и почти не спал. Накануне немецкая авиация не раз нарушала границу, поэтому истребительный полк был в боеготовности. Перед рассветом воздушная разведка доложила о приближении к границе тяжёлых самолётов. Капитан поднял в воздух дежурное звено, а следом вылетел и сам.

Через несколько минут он увидел эти самолёты: 4 бомбардировщика Ju-88 уже пересекли границу, и не спеша, словно у себя дома, шли на Восток. Не имея возможности связаться с командованием - на истребителях И-16 тогда ещё не было рации - не зная, что это - ошибка немецких пилотов или намеренное нападение, Гейбо принял исключительно трудное для себя решение - атаковать.

Увидев его самолёт, в кабине "Юнкерса" заметались у пулемётов стрелки. Но Капитан открыл огонь первым сразу из всех 4-х стволов своего "ястребка". Бомбардировщик задымил и начал падать. А когда он врезался в землю, Гейбо увидел взрыв такой страшной силы, что все сомнения сразу отпали - самолёт был загружен бомбами. Это была 20-я минута войны.

И-16 из состава 46-го ИАП.

Вернувшись на аэродром, Гейбо встретился с командиром дежурного звена. Тот, волнуясь, доложил, что был вынужден вступить в бой с немецкими самолётами, которые первыми открыли огонь. Один "Юнкерс", лётчики сбили, остальных прогнали назад. А через час командование подтвердило, что началась война и надо поднимать в воздух весь полк.

Он стал одним из тех, кто ранним утром 22 Июня 1941 года вступил в бой с фашистскими стервятниками и первым сбил их самолёт, за что награждён орденом Красного Знамени.

В этот день Иосиф Иванович Гейбо взлетал ещё несколько раз, а к вечеру был впервые ранен. В госпитале он пробыл всего 3 дня и снова вернулся в полк. К концу войны он совершил 420 боевых вылетов  ( с учётом Монголии и Финской ), сбил ещё несколько самолётов и был ранен ещё дважды. Горел в небе над Москвой, участвовал в боях за освобождение Польши, Румынии, Венгрии. За мужество и доблесть ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны он имел около 30 боевых орденов и медалей. Но до самых последних своих дней И. И. Гейбо больше всего дорожил скромным орденом Красного Знамени, который заслужил на 20-й минуте войны.

В Августе 1941 года часть сменила свои И-16 на ЛаГГ-3, но 18 Августа после 2-х одержанных побед  ( Ju-88 и Me-109 ), он был ранен и находился в госпитале до Декабря. После выздоровления, получил звание Майор и принял командование 20-м ИАП, основанным в Калуге, около Москвы, и оснащённого новейшими Як-1. Об одном из эпизодов того времени Совинформбюро сообщало:

"Лётчик - орденоносец Капитан Гейбо, выpучaя товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолётами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство".

Впоследствии, Гейбо был послан для прохождения курсов переподготовки ( КУОС ) в Чкаловскую авиационную школу. После чего, принял командование 263-й истребительной авиационной дивизией. В начале 1944 года он получил звание Полковник и принял командование 309-й авиационной дивизией.

Его пребывание на фронте было прервано до Октября 1944 года, когда он получил под командование 6-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию, которую позже провёл по Румынии, Венгрии и Чехословакии. К Февралю 1945 года на его счету значились 252 боевых вылета и 5 сбитых вражеских самолётов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Апреля 1945 года Полковник Гейбо Иосиф Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4927 ).

Войну закончил с 12 победами  ( лично и в группе ), одержанными в ходе 3-х войн. Стал почётным гражданином города Братислава  ( Чехословакия ).

После войны Иосиф Иванович продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1949 - 1955 годах был начальником Армавирского высшего военного авиационного училища. Избирался депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. С 1968 года Гвардии генерал - майор авиации И. И. Гейбо - в запасе. Жил в городе Куйбышев, ныне Самара. Написал автобиографическую книгу - "Шла двадцатая минута войны". В последние годы жизни - бессменный руководитель военно - спортивной игры "Зарница". Скончался 16 Апреля 1992 года. Похоронен на городском кладбище города Самары.

Увековечен на Аллее Героев армавирцев. 29 Апреля 2008 года в Самаре, на основании решения главы администрации города, на доме № 25 на улице Спортивной, в котором жил Герой Советского Союза, Генерал - майор авиации И. И. Гейбо в память о нём торжественно открыта мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.



Отбоя не будет...

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz