Иван Грачев. Мы взрослели в боях - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Взрослели в боях...

И.П.Грачёв
И. П. Грачёв.

Младший лейтенант Владимир Плавский возвратился из госпиталя в полк и сразу же отправился на аэродром, к товарищам. Самолёты один за другим шли на посадку. Плавский вскоре увидел своего командира звена Младшего лейтенанта Ивана Грачёва. Обрадовался, заторопился к нему.

- Командир, а я как будто повзрослел за эту неделю, - сказал Плавский после приветствий.

Грачёв и подошедший Николай Кузнецов переглянулись и рассмеялись. Они вспомнили недавнюю историю и поняли слова товарища. А случилось это в первых боях с фашистами.

Три наших истребителя завязали бой с "Мессерами". На каждого приходилось по 3 вражеских самолёта. Плавский атаковал одного из них и как будто подбил его. Немец пошёл в облака, Плавский устремился за ним - очень хотелось добить.

А там, наверху, кружились ещё 6 "Мессеров". Они с разных сторон набросились на советского лётчика. Кто знает, как бы закончился этот бой, не подоспей на помощь молодому лётчику Грачёв и Кузнецов.

На разборе Грачёв сделал Плавскому серьёзное замечание за отрыв от группы. А на следующий день бой сложился примерно так же, и снова Плавский увлекся, оторвался от товарищей. Он был ранен, приземлился не на своём аэродроме, откуда его отправили в госпиталь. В полк возвратился через неделю. На раздумья о первых боях имелось достаточно времени. Там он и понял свою ошибку: повзрослел, как сказал теперь командиру звена.

Младший лейтенант Иван Грачёв по возрасту был не намного старше своих подчинённых, ему шёл 26-й год, но он уже обладал большим опытом лётной работы.

В авиацию он пришёл по комсомольской путёвке. Его детство прошло в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области. Большая семья Грачёвых жила дружно. У Петра Степановича росли 5 сыновей и 2 дочери. Все работали в колхозе.

В 1931 году Иван уехал из деревни и поступил в ФЗУ. После окончания училища работал на заводе слесарем. Работа ему нравилась и трудился он с увлечением. Но молодому слесарю хотелось учиться, и в 1935 году он поступил в Московский политехникум. Вскоре появилось новое увлечение - авиация. Молодёжь тогда грезила авиацией. В Августе 1936 года Иван Грачёв поступил в Качинскую школу лётчиков.

Три года учёбы пролетели быстро, - незаметно летит время, когда человек увлечён любимым делом. А будущие лётчики, все без исключения, были влюблены в своё дело, учились с энтузиазмом, с жадностью. Грачёв был среди лучших. С отличной аттестацией молодой пилот прибыл в 26-й истребительный авиационный полк, базировавшийся недалеко от Ленинграда.

Полковые будни проходили напряжённо. Полёты днём, полёты ночью. Грачёв летал всё увереннее, за полёты и стрельбу получал только отличные оценки. А вскоре учебную практику проверили настоящие бои - начался военный конфликт с Финляндией. О молодом лётчике стали говорить как об опытном воздушном бойце, способном выполнять сложные боевые задачи.

После боёв - осмысливание фронтового опыта, снова учёба, а значит, и снова полёты.

В.А.Мациевич.
В. А. Мациевич.

- Я сразу заприметил Ивана Грачёва, когда прибыл во 2-ю эскадрилью военкомом, - вспоминал Герой Советского Союза Полковник в отставке В. А. Мациевич. - Ростом не могучий, а какая внутренняя сила таилась в нём !   Конечно, мы тогда не могли предположить, что рядом с нами - будущий Герой Советского Союза. Но своей работоспособностью, настойчивостью, целеустремленностью он выделялся.

В Апреле 1941 года Грачёва назначили командиром звена в 191-й истребительный авиационный полк, тоже базировавшийся недалеко от Ленинграда. Там его и застало нападение фашистской Германии на нашу страну.

Защитникам ленинградского неба сразу же пришлось столкнуться с врагом. Фронт от Ленинграда проходил ещё далеко, а воздушные бои закипали ожесточённые - фашисты стремились "прощупать" противовоздушную оборону, нанести удары по городу. Однако ни в первые дни, ни даже в первые недели вражеские самолёты не смогли прорваться к городу на Неве.

В Августе фашисты усилили натиск: 22-го они захватили Лугу, 25-го - Любань, через 2 дня - Тосно. Враг вышел на ближние подступы к Ленинграду и стремился захватить его с ходу. В один из Августовских дней на Ленинград шло одновременно, волна за волной, более 300 самолётов. Наши лётчики - истребители вели очень трудные бои. Один против 10 - 15 шли они навстречу врагу, атаковали, отгоняли.

Как тут пригодился Ивану Грачёву его опыт !   Молодые лётчики учились у него, взрослели рядом с ним.

Свой боевой счёт Иван Грачёв открыл 27 Августа 1941 года. Группа в составе 7 самолётов под командованием Младшего лейтенанта Егора Новикова вылетела на прикрытие станции Мга. На высоте 2000 метров шли 25 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 12 истребителей Ме-109. Грачёв повёл своё звено навстречу "Мессерам", чтобы сковать их боем, а Новиков с остальными атаковал "Юнкерсы". 7 против 37 !  Особенно трудно пришлось звену Грачёва, ведь на каждый И-16 - по 4 Ме-109. Грачёв атаковал, атаковал, навязывал противнику свою волю, не давая ему возможности применить маневр. Зайдя одному "Мессеру" в хвост, он дал длинную очередь и поджёг его.

Звено сумело боем сковать вражеские истребители. "Юнкерсы" остались без прикрытия, и с ними расправлялась группа Егора Новикова. Врагам стало не до бомбёжки станции.

Эскадрилья Капитана Георгия Жуйкова каждый день находилась в боях. Лётчики ещё больше сблизились, сдружились. "Неразлучными" называли Егора Новикова, Ивана Грачёва, Николая Кузнецова, Владимира Плавского, Василия Добровольского. Именно дружба, взаимовыручка помогали бить численно превосходящего противника. Звенья Егора Новикова  ( товарищи звали его Георгием, Жорой )  и Ивана Грачёва часто приходили на помощь друг другу.

Г.С.Жуйков перед своим И-16

Старший лейтенант Г. С. Жуйков на фоне И-16 тип 17
после ряда удачных воздушных боёв, лето 1941 года.

Налёты авиации противника были так часты, что лётчикам - истребителям приходилось вылетать по 7 - 8 раз в день. Нагрузка чрезвычайно большая, а Грачёв всё рвался в воздух. Иногда лётчики так выматывались, что без помощи техников не могли выбраться из кабины.

Бой, проведённый 29 Августа 1941 года группой, которую возглавлял Младший лейтенант Иван Грачёв, вызвал восхищение у всех лётчиков полка. Бой проходил в том же районе - над станцией Мга. Пятёрка Грачёва прикрывала наши войска и станцию. Появились 25 "Юнкерсов". Соотношение - 1 к 5, но всё же надо было отогнать фашистов. Грачёвская группа ринулась в атаку. Фашисты встретили её плотным огнем, но Грачёв прорвался к бомбардировщикам и одного из них сбил.

Атака за атакой, и немецкие лётчики не выдержали, их боевой строй нарушился. Они куда попало сбрасывали бомбы и поворачивали обратно. Не успел Грачёв собрать свою группу, как увидел, что с юга снова идут бомбардировщики противника. Решение последовало мгновенно - побыстрее набрать высоту и обрушиться на врага. Наши истребители зашли со стороны солнца и сверху пошли в атаку. Маневр оказался удачным: немцы их не видели, и удар для них оказался ошеломляющим. И эти "Юнкерсы" были разогнаны.

Уже на исходе было горючее, когда показалась третья группа пикировщиков. И снова нашим истребителям пришлось принимать бой с превосходящим по численности врагом. Когда на аэродроме товарищи начали расспрашивать их о подробностях боя, никто не мог их припомнить: таким он был напряжённым и сложным. Лётчики буквально валились с ног от перенапряжения и усталости. В тот день Грачёв сбил 2 бомбардировщика, а всего его группа сожгла 7 вражеских самолётов.

У Грачёва стало правилом: бить врага в упор, открывать огонь не с дальних дистанций, а с 70 - 50 метров. Причём атаковал он в первую очередь ведущего, чтобы вызвать растерянность у противника.

Бои на перехват самолётов сменялись вылетами на штурмовку наземных войск противника. За Август - Сентябрь 1941 года он совершил 24 таких вылета. Десятки сожжённых автомашин, танков, сотни уничтоженных врагов. И переполнялось гордостью сердце комсомольца Ивана Грачёва: значит, можно заставить фашистов ползать по земле, дрожать от страха.

В Сентябре 1941 года бои под Ленинградом достигли высшего напряжения. Немецкие войска прилагали все силы, чтобы захватить город. За месяц Люфтваффе совершили на Ленинград 23 массированных налёта, в которых участвовало в общей сложности 2717 самолётов. На ближние подступы к городу выходили колонны танков.

Грачёв и его товарищи в эти дни всё время находились в боях. В полковом журнале, где регистрировались вылеты, фамилия Грачёва упоминается по нескольку раз на каждой странице.

День 8 Сентября для ленинградцев стал самым тяжёлым: враги вышли к Неве, захватили Шлиссельбург ( ныне Петрокрепость ) и блокировали Ленинград. Немецкое командование бросило на Ленинград большую группу самолётов. Часть из них прорвалась к городу, от бомбежки возникло 180 пожаров.

Иван Грачёв и его товарищи в тот день прикрывали Красносельское направление. По 5 - 6 боевых вылетов совершили они и почти в каждом из них вели тяжелейшие воздушные бои. К вечеру лётчики еле держались на ногах. Солнце уже склонилось к закату, я все думали, что полётов больше не будет. Но в 19 часов их вызвал командир полка Майор А. Ф. Радченко.

- На полевом аэродроме около Любани фашисты сосредоточили большое количество самолётов для удара по Ленинграду, - сказал он лётчикам. - Нам приказано вместе со 158-м полком сегодня вечером нанести удар по этому аэродрому. Задача очень важная. Для её выполнения предложено выделить по 12 самолётов.

Лётчики стояли с картами в руках, но они на них могли и не смотреть - не раз летали в том районе.

А.П.Савченко.
А. П. Савченко.

- Наша группа в составе 24 самолётов И-16 в назначенное время пошла к цели, - вспоминает Герой Советского Союза А. П. Савченко. - Шли звеньями. Ведущими звеньев у нас были Жуйков, Грачёв, Новиков, Кузнецов. Я был в паре с Николаем Савченковым. Летели на высоте 400 - 600 метров, дымка от пожаров на линии фронта скрывала самолёты. К аэродрому противника подошли на бреющем и внезапно нанесли удар. Стали в круг и несколько раз повторили атаки. На аэродроме бушевал пожар - горели машины с горючим, самолёты. Когда уходили, ещё долго видели зарево пожара. Сожгли и повредили тогда до 30 самолётов. На следующий день этот аэродром уже не действовал.

Так же без отдыха с утра и до темноты летал Грачёв 11 Сентября. Пять лётчиков - Новиков, Грачёв, Кузнецов, Плавский и Добровольский в районе Красного Села встретили около 20 "Юнкерсов". Грачёв пошёл в атаку на ведущего. Позиция была выгодная - сверху, со стороны солнца. Вражеский пулемётчик успел открыть огонь, но Грачёв не отвернул, первой же очередью поджёг бомбардировщик. Немецкий самолёт врезался в землю и взорвался. Вслед за ним по одному "Юнкерсу" сбили Новиков и Кузнецов.

Подошли ещё 2 эшелона бомбардировщиков. Их стало около 40. Наши истребители завязали с ними бой. Один "Юнкерс" всё же прорвался через заслон наших истребителей и направился к городу. Грачёв устремился за ним, догнал и ударил по кабине. Бомбардировщик перевернулся и, распуская шлейф дыма, пошёл к земле. В этом бою по 2 самолёта сбили Новиков, Грачёв, Кузнецов, Плавский и 1 - Добровольский. Ни один вражеский самолёт из этой группы к Ленинграду не прорвался. Этот бой наблюдал Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов и объявил всем лётчикам благодарность.

Эскадрилья Г.С.Жуйкова

Убедившись, что противовоздушная оборона города сильная, немецкое командование решило её подавить. На аэродромы, позиции зенитных батарей в те дни налетало по 20 - 30 вражеских самолётов.

На аэродром 191-го истребительного авиационного полка вражеские самолёты совершили налёт ранним утром 17 Сентября. Наши лётчики находились уже на стоянке машин. Как только услышали гул самолётов, дежурное звено взлетело и устремилось навстречу врагу. Взлетел и командир эскадрильи Георгий Жуйков. Он с первой атаки сбил "Мессершмитт".

Е.П.Новиков.
Е. П. Новиков.

"В схватку вступили Иван Грачёв и Василий Добровольский, успевшие набрать скорость и высоту, необходимые для маневра, - вспоминает в своей книге "Фронт над землей" Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов. - Бешено завертелся клубок самолётов - 11 вражеских и 5 наших. Вспыхнула машина Георгия Новикова, бесстрашного вожака истребителей, боевого стража штурмовиков".

Новиков и на горящей машине ринулся в атаку, но вражеская пуля оборвала жизнь героя. Его машина неуправляемой пошла вниз.

Этот бой видели все, кто находился на аэродроме. Наши лётчики всё же отогнали немецкие самолёты и не позволили им бомбить аэродром.

После боя лётчики собрались вместе, говорили о Жоре Новикове. Иван Грачёв сказал товарищам:

- У нашего Георгия была книжечка, куда он записывал сбитые самолёты врага. Давайте продолжим эти записи.

Лётчики поддержали его предложение. Так появился счёт имени Георгия Новикова. Иван Грачёв, ставший к тому времени заместителем командира эскадрильи, немало делал для того, чтобы этот счёт постоянно увеличивался. Обязанностей у него прибавилось: требовалось учить молодых лётчиков, вводить их в боевой строй, заботиться о ремонте боевой техники. Ежедневно самолёты получали повреждения, и в течение ночи надо было их восстанавливать. Грачёв сам часто помогал техникам.

Бои становились всё более ожесточёнными. Немецкие войска бешено рвались к Ленинграду. Бомбардировщики шли волна за волной днём и ночью. Советские лётчики - истребители во взаимодействии с зенитчиками самоотверженно отражали натиск врага. Не было дня, чтобы Грачёв не вылетал на боевое задание.

23 Сентября шестёрка истребителей под командованием Грачёва прикрывала наземные войска. На высоте 3000 метров появились 12 "Мессеров". Грачёв вывел группу на выгодную позицию для атаки - сверху, сзади, со стороны солнца. Атаковали противника с двух сторон. Грачёв подошёл к "Мессеру" на 50 метров и первой же очередью поджёг его. Два самолёта сбили его ведомые. Враги не выдержали боя и повернули назад, нанести удар по нашим войскам они не смогли.

И-16 тип 17 из 191-го ИАП.

Истребитель И-16 из состава 191-го ИАП.  Осень 1941 года.

Боевой счёт Ивана Грачёва увеличивался быстро. С 27 Августа по 23 Сентября 1941 года, по существу за месяц, он сбил 9 самолётов лично и ещё 4 - в групповых боях. И это при условии постоянного подавляющего численного превосходства противника. На его груди засверкала первая награда - орден Красной Звезды.

Осенью 1941 года в авиационных полках Ленинградского фронта работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Мы перелистываем альбом. Вот Герой Советского Союза младший лейтенант Харитонов. Он сидит в кабине. Художник зарисовал его волевое лицо перед вылетом в бой. Вот стоят на аэродроме Кузнецов, Грачёв, Плавский. Эти 3 крылатых богатыря сбили в воздушных боях 48 немецких самолётов. Вот мастер штурмовки капитан Горохов, вот лётчики - ночники Апполонин, Мациевич, Григорьев - люди зоркого взгляда, бесстрашно идущие за врагом по следу зенитных разрывов. И вот лётчик Мурга. Под портретом лаконичные строки: "В воздушных боях он уничтожил 11 фашистских самолётов..."

Кузнецов, Грачёв, Плавский.

О боевом мастерстве Грачёва стали говорить не только в полку, о нём писали в газетах. Поэт Виссарион Саянов посвятил ему стихотворение. В нём были такие строки:

Лишь появятся вдруг самолёты врага,
"ястребок"   их   встречает   сурово,
Николаевка,  Лигово,  станция Мга -
ловят   тень   самолёта   Грачёва.


Вскоре доблесть отважного воздушного бойца была отмечена высшей наградой Родины: Указом Президиума Верховного Совета СССР в Январе 1942 года Ивану Петровичу Грачёву присвоено звание Героя Советского Союза. Тем же Указом присвоено звание Героя и его товарищу - Егору Павловичу Новикову.

Вся первая военная зима для Грачёва, как и для его товарищей, прошла в боях. Невероятные трудности блокады, тяжёлые бои над Дорогой жизни, на подступах к городу. И ещё - тревога за близких. Старшие братья Михаил и Александр на фронте. Жена Анна Васильевна с сынишкой Сашей, которому и двух лет не исполнилось, эвакуировалась из Ленинграда в Рязанскую область. Где они, как они ?  Тревога и за семью и за всю страну, над которой нависла смертельная опасность. И Грачёв всю свою волю, все силы направлял на то, чтобы бить врага каждый день.

В Апреле 1942 года Иван Грачёв оказался в госпитале. Потом снова бои, только уже на Северо - Западном фронте в составе 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Здесь его назначили командиром эскадрильи. Он горячо включился в работу. Командир полка Гвардии подполковник О. Родионов отмечал в характеристике его высокую боевую подготовку, большие организаторские способности, умение воспитывать молодых лётчиков. Многие из них повторяли, может выть в несколько иной форме, те слова, которые сказал после первых боёв Младший лейтенант Владимир Плавский: "Спасибо, командир, я повзрослел".

В начале 1943 года на фронте появились новые немецкие истребители FW-190. Они имели большую скорость, чем другие, и более мощное вооружение, поэтому сражаться с ними было нелегко. Грачёв быстро нашёл у них уязвимые места и начал их сбивать. 5 Марта 1943 года он возглавлял группу: 5 истребителей прикрывали бомбардировщики Пе-2. Появились 6 "Фокке - Вульфов" и попытались атаковать бомбардировщики. Грачёв разгадал их замысел и тактику. С двумя товарищами он пошёл навстречу им, 2 самолёта оставив для непосредственного прикрытия бомбардировщиков. Бой завязался горячий. Грачёв один за другим сбил 2 "Фоккера". Его группа разогнала вражеские истребители и не допустила их к бомбардировщикам.

FW-190A-4

На счету Ивана Грачёва стало 13 лично сбитых самолётов и 8 - в групповых боях.

Увеличивался боевой счёт и у его подчинённых. Грачёв с восхищением говорил об их боевых делах. В воздухе они понимали друг друга без слов, приходили на выручку в минуты опасности.

- В том бою, как почти и всегда, силы были неравными: нас 4, а вражеских истребителей 8, - рассказывал Грачёв об одном из боёв - Я атаковал "Мессера", а в этот момент на меня набросились сразу 4 фашиста. Я же увлёкся атакой и не заметил опасности. Но мой ведомый Михаил Родин, как всегда, был начеку. Он сделал боевой разворот вправо и заградительным огнём отсёк "Мессеров". Один фашистский самолёт он подбил, а остальные отвернули. Тем временем я завершил атаку и "свалил" фашиста. В паре с Михаилом Родиным мы провели 15 воздушных боёв. Обеспечив мне победу над 4 вражескими самолётами, он сам уничтожил 3 машины. Он всегда был верен девизу: "Атакуй, ведущий !   Я охраняю тебя надёжно !"

Весной следующего, 1944 года Грачёв распрощался с товарищами по эскадрилье. Его перевели в 68-й Гвардейский истребительный авиационный полк, сражавшийся на 1-м Прибалтийском фронте. Он принял эскадрилью и быстро вошёл в полковой коллектив.

В то время советские войска вели напряжённые бои по освобождению Прибалтики. Враг оказывал яростное сопротивление на земле и в воздухе. Лётчики полка, в котором служил Грачёв, в Июле сбили 22, а в Августе 28 вражеских самолётов. За эти 2 месяца на 4 самолёта увеличил свой счёт и Грачёв, ставший Гвардии майором.

В Сентябре 1944 года наши войска развернули стратегическую операцию по освобождению Прибалтики. Уже завязались бои за Ригу. 1-й Прибалтийский фронт отрезал противнику пути отхода в сторону Восточной Пруссии. Здесь враг сопротивлялся особенно яростно. Шли непрерывные бои и в воздухе. У Грачёва - ежедневно по нескольку вылетов. После одной из схваток в его самолёте насчитали 5 пушечных пробоин.

Воздушная разведка показала, что на аэродроме под Ригой противник сосредоточил много самолётов. Советское командование решило нанести по ним мощный удар. К этому аэродрому 14 Сентября направились 23 пикирующих бомбардировщика Пе-2. Прикрывали их 36 истребителей 68-й Гвардейского полка. Вёл группу истребителей командир полка Гвардии подполковник Н. И. Магерин.

Разъясняя лётчикам задачу, командир предупредил, что бой будет трудным, так как противник может быстро поднять в воздух свои истребители.

Полк был разделён на 2 группы. Одной ставилась задача атаковать вражеские истребители, сковать их боем, чтобы они не смогли подойти к бомбардировщикам. Другая непосредственно прикрывала бомбардировщики.

Через полчаса после взлёта впереди по маршруту увидели 16 FW-190 и одновременно справа и слева две группы по 12 - 16 истребителей. Вскоре насчитали уже более 50 "Фокке - Вульфов". Одни из них пытались атаковать советские бомбардировщики. Лётчики во главе с Подполковником Н. И. Магериным и Старшим лейтенантом П. А. Смирновым устремились навстречу вражеским истребителям, сковали две группы, завязали с ними бой на виражах.

Другие немецкие истребители продолжали атаковать бомбардировщики. Их отражала группа непосредственного прикрытия, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии майором И. П. Грачёвым. Противник численно превосходил её, поэтому бой завязался трудный. Грачёв вскоре поджёг вражеский самолёт, другую машину сбил Капитан М. Я. Заболотнов.

Бомбардировщики были уже у границ аэродрома, развертывались для нанесения удара. А в воздухе творилось что - то невообразимое: били вражеские зенитки, кружились десятки самолётов. Вой моторов, грохот стрельбы...

Бомбы легли точно в цель, аэродром пылал, клубы дыма и огня взметнулись высоко в небо. А истребители противника продолжали наседать. Машина Грачёва загорелась...

В полковом журнале боевых действий появилась запись: "Герой Советского Союза Гвардии майор И. П. Грачёв не возвратился на свой аэродром".

В этом бою было сбито 15 вражеских самолётов, разгромлен и аэродром.

*     *     *

Проходят годы, десятилетия, всё дальше отходят события Великой Отечественной войны. Но советские люди помнят и всегда будут помнить героев, отстоявших независимость нашей Родины. И среди них - Героя Советского Союза Гвардии майора Ивана Петровича Грачёва.

В один из ленинградских музеев входит группа солдат. В первом зале - портреты лётчиков Героев Советского Союза. Здесь и портреты Ивана Грачёва и Егора Новикова.

Ветераны войны рассказывают молодым воинам об их подвигах.

- Какие они были молодые, - говорит один из солдат, рассматривая портреты.

Герои, отдавшие жизнь за Родину, навсегда остались молодыми...

( А. Ярошенко - в сборнике "Герои ленинградского неба". - Лениздат, 1984 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz