Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Муравьёв Павел Игнатьевич

П.И.Муравьёв.

Родился 20 Декабря 1917 года в деревне Сныткино, ныне Брасовского района Брянской области, в семье служащего. Окончил 3 курса зооветеринарного техникума в городе Сычёвка Смоленской области и Ржевский аэроклуб. В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил Одесскую военную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 94 боевых вылета. В воздушных боях сбил 3 самолёта противника.

С Октября 1941 года Лейтенант П. И. Муравьёв в действующей армии. Воевал в составе 8 фронтов: Южного, Калининского, Центрального, Брянского, 1-го и 2-го Прибалтийских, 1-го и 3-го Белорусских.

К Февралю 1943 года командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка  ( 274-я истребительная авиадивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Старший лейтенант П. И. Муравьёв совершил 185 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 9 самолётов противника лично и 5 в составе группы.

1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны заместитель командира 64-го ГвИАП Гвардии подполковник П. И. Муравьёв выполнил 473 успешных боевых вылета и провёл около 149 воздушных боёв. По различным источникам сбил от 30 до 40 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1953 года Гвардии подполковник П. И. Муравьёв - в запасе. Жил в Москве, работал в одном из Научно - Исследовательских институтов. Умер в Москве 19 Февраля 2003 года. Похоронен на Головинском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( трижды ); медалями.

*     *     *

Он родился 21  ( официально 22 )  Декабря 1917 года в деревне Сныткино Брянской губернии в семье служащего, активного участника Октябрьской революции - Игната Ивановича Муравьёва.

Павел успел окончить 3 курса зооветеринарного техникума в городе Сычёвка Смоленской области и Ржевский аэроклуб, когда был направлен в Одесскую военную авиационную школу. Курс лётной школы тогда не достигал и года, и в 1938 году Младший лейтенант Муравьёв отбыл в строевую часть.

В Советско - Финляндской войне он участвовал с 1 Декабря 1939 года по 13 Марта 1940 года. Воевал в составе 7-го истребительного авиационного полка, в эскадрилье Капитана Ф. И. Шинкаренко. Совершил 94 боевых вылета на И-16, сбил 3 самолёта: 2 "Бристоль Бульдога" и "Глостер Гладиатор". Был награждён орденом Красного Знамени. Более высокой награде помешали непростые отношения с комэском, за то же количество побед получившим звание Героя Советского Союза.

Великую Отечественную войну Лейтенант П. И. Муравьёв встретил командиром звена 271-го истребительного авиационного полка под Харьковом. Первый боевой вылет выполнил 7 Октября 1941 года. На всю жизнь Павел Игнатьевич запомнил штурмовку длинной, километров на 10, немецкой колонны, которую они атаковали звеном на "ЛаГГах".

- Никогда позже не приходилось мне видеть столь непуганых немцев, - вспоминал Павел Игнатьевич, - по-видимому, это была какая-то резервная часть, введённая в прорыв. Пехота, автомобили, артиллерия шли в плотных порядках, даже не разбегаясь при первом заходе. Серьёзного зенитного противодействия также не было... Казалось, ни одна пуля, ни один снаряд, выпущенный тогда с наших "ЛаГГов", не миновал цели...

Истребитель ЛаГГ-3.

Мастер воздушного боя, он участвовал в боях на Сталинградском направлении, в Изюм - Барвенковской операции, дрался под Курском, освобождал Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Германию.

С конца Февраля 1943 года начался второй этап изгнания противника за реку Полисть и борьба за освобождение древнего русского города Старая Русса. Эти бои затянулись надолго. Утром 7 Марта на задание вылетело несколько групп наших истребителей, по 6 - 8 самолётов в каждой. В 15 км южнее Старой Руссы они заметили большую группу вражеских самолётов - свыше 20 "Юнкерсов" и 14 "Фокке - Вульфов". Они шли бомбить наши войска. Первым заметил врага Муравьёв и обрушил удар своей восьмёрки по истребителям противника, связав их боем. В то же время восьмёрка Майора Сурикова атаковала бомбардировщики. Бой длился 16 минут и окончился полным поражением неприятеля - наши лётчики уничтожили 9 "Юнкерсов" и 4 "Фоккера", без потерь со своей стороны.

П.И.Муравьев
Павел Муравьев в кабине своего "Яка".

16 Марта состоялся ещё один крупный воздушный бой, причём на этот раз истребители противника действовали несколько необычно. В тот день восьмёрке "Яков", ведомой Старшим лейтенантом Муравьёвым, пришлось драться со смешанной группой врага, причём Ме-109 атаковали сверху, а FW-190. Получилось что - то вроде шитья с двух сторон. Наши лётчики быстро раскусили эту тактическую новинку. Они вынудили противника вести бой на виражах и опустились на высоту, где "Фоккеры" потеряли свою маневренность. Пока одна группа "Яков" дралась с "Мессерами" и "Фоккерами", вторая непрерывно атаковала бомбардировщиков. Муравьёв в то бою сбил 2 "Юнкерса", ещё 4 - другие лётчики полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Павлу Игнатьевичу Муравьёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 932 ).

12 Июля 1943 года началось контрнаступление советских войск на Курской дуге. В воздухе разгорелись ожесточённые воздушные схватки.

Идя на высоте 800 метров, четвёрка "Яков" обнаружила ниже себя группу из 12 самолётов Ме-110 в сопровождении 10 FW-190. Ведущий нашей группы Герой Советского Союза Старший лейтенант П. И. Муравьёв скомандовал: "Атака !" - и пошёл на Ме-110 с Младшим лейтенантом Руденко. Одного бомбардировщика они вышибли из группы пушечным огнём. В бой вступили прикрывающие её FW-190. И снова удача сопутствовала Муравьёву. Он, а вслед за ним и Герой Советского Союза Младший лейтенант П. М. Вострухин сбили по одному немецкому истребителю.

Этот бой происходил в районе Евтехов - Чёрная Грязь - Тростниково, куда пробивались войска фронта. Ме-110, подожжённый Капитаном П. И. Муравьёвым, упал в районе Победное. Там же очутился и сбитый им FW-190. Старший лейтенант И. Комаров, имея преимущество в высоте, атаковал пару "Фоккеров". Один из них горящим упал вблизи совхоза "Заря". Вскоре у хутора Весёлый догорал самолёт, сбитый Героем Советского Союза Младшим лейтенантом П. М. Вострухиным.

П.И.Муравьёв.

В известной книге "100 сталинских соколов в боях за Родину", вспоминая о летних боях 1943 года, П. И. Муравьёв пишет:

"В период Орловской операции, особенно перед занятием нашими войсками города Орла, немецкая авиация была брошена с целью остановить наши подвижные наземные войска, прорывавшиеся через их оборону. В этот период можно было наблюдать применение немцами многоцелевых самолётов Ме-110 не только в борьбе с нашими бомбардировщиками, но и как истребителей - штурмовиков для действия по наземным целям.

Патрулируя шестёркой Як-9 в районе станции Моховая, я заметил девятку Ме-110. Они шли в строем "клин" на пересекающихся курсах под ракурсом 3 / 4. Оповестив свою группу, я отдал приказ: "Атаковать всем одновременно". Из-за дыма от пожаров видимость не превышала 3 - 4 км. Мы внезапно сблизились с противником на короткую дистанцию и открыли пулемётно - пушечный огонь.

Немецкий самолёт Ме-110.

П.И.Муравьёв.

При первой же атаке был сбит один самолёт Ме-110, оставшиеся 8 немедленно стали в круг. Это самый излюбленный метод обороны истребителей Ме-110, потому что подойти к хвосту противника сзади невозможно, так как наш атакующий истребитель находится сразу под двойным обстрелом: огнём стрелка атакуемого Ме-110 и огнём следующего за ним Ме-110 с сильным лобовым вооружением, состоящим из 4 х 20-мм пушек.

Все попытки разбить замкнутый круг противника заходом на вираже в хвост противнику не дали желаемого результата, и нам не удавалось сбить ни одного немца. Один из наших истребителей, получив повреждение, вышел из боя. Находящийся на КП командир соединения, наблюдая наш бой, приказал моей четвёрке набрать высоту и сверху атаковать противника, а паре Як-9 продолжать атаки, ведя огонь короткими очередями с дистанции 300 - 200 метров.

Атакуя сверху, моя четвёрка сразу же зажгла 2 самолёта Ме-110, экипаж одного из них выбросился на парашютах, лётчики приземлились на нашей территории и были взяты в плен.

Применение вертикального маневра в бою с Ме-110 позволило нам безнаказанно атаковать немцев, находясь под воздействием их огня незначительное время. Атаки мы производили парами на растянутой дистанции, что давало возможность ведущему вести огонь по одному самолёту противника, а ведомому - по второму. Атакованный ведомым Ме-110 вынужден маневрировать и не может вести прицельный огонь. Таким образом ведомый блестяще решает свою задачу - прикрыть действия ведущего. Вывод из атаки, как правило, производили не на одной высоте с противником, а после атаки продолжали пикирование, проскакивали строй противника вниз на большой скорости с последующим выходом из пикирования и повторением атаки уже снизу.

В этом бою, благодаря применению вертикального маневра, мы сбили 3 Ме-110. При этом, 2 из них - при применении противником замкнутого круга".

22 Июля 1943 года части 15-й Воздушной армии вели ожесточённые бои в районе населённого пункта Золотарево. Сюда переместился пункт наведения корпуса.

- "Пальма-3". Слева сзади, ниже вас 400 метров 10 Ju-87 и 6 FW-190. Атакуйте !

Это был приказ командиру эскадрильи Капитану П. И. Муравьёву, который привёл сюда свою группу. Муравьёв тотчас дал сигнал. Группа устремилась на "Юнкерсов". Одна пара завязала бой с истребителями сопровождения. Неприцельное сбрасывание бомб противником было первым результатом атаки. В воздухе возникла карусель. Лейтенант Николай Денчик добился победы на вираже. Его ведомый сумел зайти второму врагу в хвост, и 2 "Фоккера" упали вблизи Золотарёво, почти рядом с "Юнкерсом", сбитым Капитаном П. И. Муравьёвым.

Во время войны Павел Муравьёв был одним из самых известных лётчиков - статьи о нём не раз появлялись не только во фронтовых и армейских газетах, но и в "Сталинском соколе", в "Красной Звезде".

Журнал 'Огонёк'.

В Августе 1943 года вешел очередной номер известного журнала "Огонёк", посвящённый Дню авиации. На его лицевой обложке было помещено фото 10 советских лётчиков и надпись: "Эти 10 славных сталинских соколов сбили 153 немецких самолёта".  В числе этих 10 лётчиков было фото и Павла Муравьёва.

Рядом с Муравьевым выросло несколько замечательных лётчиков. Среди них выдающийся лётчик - истребитель П. М. Вострухин. Младший лейтенант Вострухин провоевал чуть более полугода, в 100 боевых вылетах, 40 воздушных боях сбив не менее 20 самолётов противника. Погиб 16 Июня 1943 года после вынужденной посадки.

Муравьев воевал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Все его машины имели тактический номер "03". Самый большой налёт, более 200 боевых вылетов из 473, проведённых им в годы Великой Отечественной войны, он совершил на Як-9.

Свою последнюю победу одержал в районе Кюстрина. В одном из своих последних вылетов он заметил пару "Мессеров", шедших в необычном пеленге - крыло к крылу. В виду группы Муравьева они выполнили строго симметричный разворот с потерей высоты и врезались в землю. Военно - политический крах Германии не оставлял выбора её самым достойным воинам.

К концу войны П. И. Муравьев стал Подполковником, заместителем командира 64-го Гвардейского Краснознамённого Оршанского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка.

В Великую Отечественную войну он совершил 473 боевых вылета и провёл 149 воздушных боёв. Количество же побед, различные источники трактуют по разному. Так, Н. Г. Бодрихин указывает на 37 личных побед  ( 2 Не-111, 3 Ме-110, 11 Ju-87, 8 Ме-109, 13 FW-190 )  и 2 групповые; М. Ю. Быков в своих исследованиях - на 22 личные и 6 групповых  ( ещё 3 групповые в Финскую ).

Блестящий пилотировщик, чему в немалой степени способствовало абсолютное владение своим телом и тренированность вестибулярного аппарата   ( Муравьёв был гимнастом высокого уровня ), Павел Игнатьевич не знал поражений в воздушных боях. Он был дважды подбит зенитным огнём: один раз на "ЛаГГе", второй на "Яке", но оба раза ему удавалось приземлять машину в расположении своих войск.

В 1945 году на воздушном Параде Победы он был ведущим девятки "Яков" !   Сохранилась фотография заветной "девятки" на аэродроме в Люберцах. Среди ведомых Муравьёва выдающиеся бойцы: дважды Герой Советского союза А. Е. Боровых, Герои Советского Союза В. Н. Кубарев, И. В. Фёдоров, Н. С. Павлушкин, Н. И. Свитенко, С. А. Кузнецов, В. И. Меркулов, А. Г. Кулиев !

П.И.Муравьёв.

С парадами связана ещё одна необычная деталь. Уже после увольнения в запас Павел Игнатьевич несколько раз призывался в ВВС для участия в воздушных парадах.

После войны П. И. Муравьёв служил в ВВС. Освоил несколько типов реактивных самолётов: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, Як-17, МиГ-17. В 1953 году блестящий ас, прекрасный пилотажник, один из авторитетнейших лётчиков Советских ВВС, мужчина с "божественной" внешностью, неугомонный, но честный и добрый человек, борец против подлости и несправедливости, был уволен в запас в звании Подполковника.

До ухода на пенсию П. И. Муравьёв работал на московском заводе "Памяти революции 1905 года".

Всю жизнь он прошёл со своим соратником Марией Семёновной, на которой женился в 1945 году. Непримиримый к проявлению чиновничьего произвола, он был нетерпим к любым его проявлениям. На одном из чествований последних лет его и ещё нескольких ветеранов пригласили в Управу, поздравляли. Один из чиновников с придыханием передал подарок от "президента Ельцина". "От самого ?" - уточнил Павел Игнатьевич, и в ту же минуту подарок полетел в стену...

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника П. И. Муравьёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.02.1942 г.1  Не-111ИванчуковкаЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.
217.12.1942 г.1  Ме-109ст. Чернозём
329.12.1942 г.1  Ju-87Борщанка
41  Ju-87  ( в группе - 1 / ? )Борщанка
530.12.1942 г.1  Ju-87ст. Гущино
61  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )зап. Тележниково
705.01.1943 г.1  Ме-109сев. Новосокольники
806.01.1943 г.1  Ju-87зап. ст. Чернозём
914.01.1943 г.1  Ме-109Корино
1015.01.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. ст. Чернозём
111  Ме-109юго - зап. ст. Чернозём
1216.03.1943 г.1  FW-190Корныльево
131  Ju-87Любатово
1412.07.1943 г.1  Ме-110Победное
1513.07.1943 г.1  FW-190хут. Весёлый
1620.07.1943 г.1  Ju-87Чернавская - Головино
1722.07.1943 г.1  Ju-87сев. Золотарёво
1810.09.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Лювохна
1911.09.1943 г.1  FW-190сев.- зап. Жуковка
2008.12.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )сев. Невель
2115.08.1944 г.1  FW-190вост. Бауска
222  FW-190сев. Кривады
2313.10.1944 г.1  FW-190юго - вост. Паланга
2414.10.1944 г.1  FW-190юж. Мемель

      Всего сбитых самолётов - 22 + 6  [ 22 + 3 ];  боевых вылетов - 473;  воздушных боёв - 149.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz