Нефёдов Анатолий Иванович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Нефёдов Анатолий Иванович

Нефёдов Анатолий Иванович

Родился 5 октября 1914 года в городе Пурятин, ныне Полтавской области  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил среднюю школу, в 1933 году - автотракторный дорожный техникум. Работал токарем на Харьковском заводе "Серп и Молот". В 1934 году окончил аэроклуб. С сентября 1934 в Военно - Морском Флоте. В 1935 году окончил Харьковскую военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей.

Служил в ВВС Балтийского флота. В июне 1937 года необоснованно репрессирован и уволен из армии. В апреле 1938 года восстановлен в армии, продолжал службу в ВВС Балтийского флота.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Командир отряда 12-й отдельной истребительной эскадрильи  ( 61-я истребительная авиационная бригада ВВС Балтийского Флота ), старший лейтенант А. И. Нефёдов совершил 87 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника и 1 в составе группы. 2 февраля 1940 года при возвращении с боевого задания спас экипаж советского самолёта, упавшего на территории, занятой противником.

21 апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В период Великой Отечественной войны командовал истребительной эскадрильей, был помощником начальника и начальником штаба авиационного полка. Всего совершил около 500 успешных боевых вылетов, участвовал в 113 воздушных боях, в которых сбил 13 самолётов противника.

После войны продолжал служить в авиации Военно - Морского Флота. С 1962 года полковник А. И. Нефёдов - в запасе. Умер 29 сентября 1973 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В начале июля 1928 года в Харьков приехал Алексей Максимович Горький. Тысячи харьковчан встретили писателя. На привокзальной площади состоялся митинг, на котором с приветственными речами выступили представители советских организаций, литераторы, рабочие, школьники. Выступил и 14-летний пионер Толя Нефедов. Подстриженный и загоревший мальчуган в белой рубашке с красным галстуком говорил сердечно и тепло.

- Мы вас очень любим, дорогой Алексей Максимович, - сказал он. - Все любят ваши книги - романы, повести, рассказы, сказки и очерки. Они учат нас уважать труд, ненавидеть дармоедов, быть патриотами советской Отчизны...

Алексея Максимовича взволновала эта коротенькая речь. Он подошёл к Толе, крепко обнял и поцеловал мальчика, а когда подошли машины, чтобы ехать в город, посадил его рядом с собой.

3 дня пробыл Горький в Харькове, и все эти дни вместе с ним был и Толя. Алексей Максимович не отпускал его от себя. Толя был и на торжественном заседании в городском профсаду, где проходило чествование Горького, и на вечере в клубе писателей. Горький много беседовал со своим юным другом и как-то спросил у него:

- Толя, а ты вот скажи мне, кем ты хочешь стать ?   О чём мечтаешь ?

- Хочу быть лётчиком, - быстро ответил Толя. И этот ответ не был случайным. Анатолий посещал кружок авиамоделистов, вместе с другими ребятами из школы конструировал и строил модели планеров.

Алексей Максимович выслушал Анатолия и сказал:

- У нашей Родины много друзей во всем мире, но и немало смертельных врагов. Капиталисты готовы в любую минуту сделать нам любую подлость, чтобы задушить государство рабочих и крестьян. Нам нужна сильная, смелая и самоотверженная Красная Армия для защиты завоеваний Октября. Но для того, чтобы стать достойным защитником, нужно настойчиво учиться. Без этого нельзя стать полноценным лётчиком.

Нефёдов Анатолий Иванович

...Шли годы. После успешного окончания харьковской семилетней школы № 30 перед Анатолием встал вопрос: что делать дальше ?   Он и его старший брат Дмитрий, окончивший на год раньше школу, хотели поступить в авиационное училище, но не позволял возраст.

- Нужно немного подрасти, - с доброй улыбкой говорил им Подполковник. - Ничего от вас не уйдёт. Годика через 3 приходите к нам и, если хорошо подготовитесь, обязательно примем вас и научим летать на самых лучших самолётах.

Анатолий и Дмитрий поступили на завод "Серп и молот". Старший стал слесарем, младший - токарем. Работали и учились. Днём - завод, вечером - аэроклуб...

"Вспоминая свою юность, - писал позже Анатолий Иванович, - я прежде всего вспоминаю свой коллектив, который дал мне путёвку в жизнь. Это коллектив инструментального цеха дважды орденоносного завода "Серп и молот". Вспоминаю своего первого учителя и наставника мастера Томаха. Он меня научил профессии токаря - инструментальщика. Я очень полюбил эту профессию. Любил свой станок, свой коллектив.

...В жизни я многое видел, но где бы я ни был, всегда с огромной теплотой и сердечностью вспоминаю свой родной завод, свой инструментальный цех".

С детских лет Анатолий мечтал о подвиге. На всю жизнь ему запомнились слова из горьковского рассказа "Старуха Изергиль": "В жизни... всегда есть место для подвига".

Настойчивость, воля, трудолюбие и большие способности помогли двум молодым рабочим стать хорошими специалистами, успешно закончить аэроклуб и по комсомольской путёвке поступить в 1934 году в Роганское авиационное училище. Дмитрий стал авиационным техником, а затем военным инженером. Анатолий - лётчиком.

Анатолий Иванович служил в морской авиации и охранял воздушные рубежи Советского Союза у берегов Чёрного и Балтийского морей. Он неустанно совершенствовал лётное мастерство, овладевал тактикой воздушных боёв, метко стрелял.

Нефёдов А.И.

Когда началась Советско - Финляндская война, А. И. Нефедов командовал эскадрильей. Вместе со своими товарищами нёс вахту по обороне Ленинграда. Он неоднократно принимал участие в воздушных боях с вражескими самолётами, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, которые громили скопления войск противника, выполнял задачи по патрулированию, разведке кораблей и подводных лодок в Финском заливе, артиллерийских батарей, а также бомбардировке и штурмовке наземных целей противника.

"Однажды мы получили приказ, - вспоминал потом А. И. Нефедов, - разбомбить укрепрайон противника, в котором было сосредоточено большое количество зенитных пушек. В первом звене летели Денисов, Шувалов и я. Возле укрепрайона развернулись и сбросили бомбы. Следующее задание состояло в том, чтобы, набрав высоту и повиснув над укреплённым районом, вызвать на себя огонь вражеской артиллерии. Открыв стрельбу из зенитных орудий, противник раскрыл себя, и остальные самолёты из нашей девятки принудили замолчать вражеские зенитки и разгромили укрепрайон. Успешно завершив задание, все наши лётчики благополучно вернулись на базу".

2 февраля 1940 года при возвращении с боевого задания А. И. Нефёдов обнаружил экипаж бомбардировщика СБ, упавшего на территории, занятой противником, который затем был успешно эвакуирован на нашу территорию.

В период борьбы с белофиннами отважный лётчик совершил 87 боевых вылетов на истребителе И-153 и сбил 3 вражеских самолёта. Авиачасть, в которой он служил, была награждена орденом Красного Знамени.

Истребитель И-153

Истребитель И-153.  На такой машине А. И. Нефёдов летал зимой 1939 - 1940 гг.

За мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года старшему лейтенанту Нефёдову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 475 ).

После Советско - Финляндской войны продолжал службу командиром авиационной эскадрильи в ВВС Балтийского флота.

В Великой Отечественной войне славному воздушному бойцу довелось участвовать с первых до последних её дней.

А.И.Нефёдов в кабине И-15бис. А.И.Нефёдов у самолёта И-15бис.

С июня 1941 года по май 1942 года был командиром 5-й авиационной эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота  ( с января 1942 года - 3-й Гвардейский ИАП ВВС КБФ ). Участвовал в обороне Прибалтики и Ленинграда, в прикрытии "Дороги жизни" на Ладожском озере.

Вот лишь один эпизод из боевой биографии лётчика. 8 июля 1941 года большая механизированная колонна противника прорвалась к одному из прибалтийских городов. А. И. Нефедов получил приказ: приостановить её продвижение. Эскадрилья "ястребков" ринулась навстречу врагу. Вскоре появились истребители противника, которые прикрывали действия своих наземных войск. Задача усложнилась: необходимо было наносить удары по колонне и одновременно вести бой с фашистскими "Мессерами".

Самолёт Анатолия Ивановича приближался к цели. Вот уже ясно видны немецкие солдаты, выпрыгивающие из открытых автомашин. А. И. Нефедов бьёт из пулемётов. Рядом с ним Мироненко и Попов - славные боевые лётчики, будущие Герои Советского Союза. Они тоже точно поражают цель.

Нефёдов А.И.

Самолёты развернулись и снова пошли в атаку. Вокруг них рвались снаряды зениток. Вдруг А. И. Нефедов почувствовал сильный удар в голову. Глаза заволокла красная пелена. Правый глаз совсем распух, с виска по щеке потекла кровь... Машина начала терять высоту. Напрягая все силы, он вывел её из падения. И лётчик принимает решение - сделать ещё один заход. Снова рука на гашетке. Он видит, как мечутся в панике и падают сражённые огнём его пулемётов враги.

Только после этого самолёт взял курс на аэродром. А. И. Нефедов сумел посадить свою машину. Но подрулить её на стоянку уже не хватило сил. Прямо с аэродрома отважного лётчика отправили в госпиталь.

После излечения А. И. Нефедов в 1943 году окончил ускоренный курс Военно - Морской академии. С сентября 1943 года вновь на фронте в должности помощника командира и начальника штаба 27-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота.

Участник Советско - Японской войны 1945 года в должности начальника штаба 27-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.

К концу войны совершил около 500 боевых вылетов на И-15бис, МиГ-3 и Р-40 "Киттихаук", провёл 113 воздушных боёв. Сбил лично и в составе группы 13 вражеских самолётов, уничтожил много живой силы и техники противника. Он защищал небо Ленинграда, вёл бои под Перекопом, принимал участие в сражениях за Севастополь и Керченский пролив, воевал за Новороссийск, в небе Заполярья и Дальнего Востока. Кроме "Золотой Звезды" А. И. Нефедов был удостоен ещё 13 наград.

В послевоенные годы Анатолий Иванович закончил воздушный факультет Военно - Морской академии, занимал различные командные должности и готовил кадры молодых лётчиков.

Нефёдов А.И.

Был заместителем командира по огневой и тактической подготовке 329-го авиационного полка ВВС Черноморского флота. В 1950 - 1951 годах был начальником Главного пункта управления и наведения истребительной авиации Черноморского флота, в 1951 - 1956 годах служил начальником штаба авиационного полка ВВС Северного флота. С 1956 года - начальник штаба ряда дивизий ПВО в Заполярье и Прибалтике.

В августе 1962 года полковник А. И. Нефедов демобилизовался, прослужив в рядах Советской Армии почти 30 лет и пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира авиационного соединения.

В последние годы он работал в специализированном конструкторском бюро при Харьковском заводе "Электромашина". Коммунисты неоднократно избирали его секретарём парторганизации. Он принимал активное участие в работе ДОСААФ. 29 сентября 1973 года Анатолий Иванович Нефедов скончался. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове.

На Аллее Героев Роганского высшего военного авиационного училища лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца установлена стела, на которой высечены имена 216 Героев Советского Союза - воспитанников этого прославленного учебного заведения. Среди этих имен есть имя и Анатолия Ивановича Нефедова.

( Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".  Харьков, 1974 год. )
*     *     *
Памятный знак уроженцам Пирятина и Пирятинского района. Фото Владимира Соловьева, 2011 год.

Памятный знак уроженцам Пирятина и Пирятинского района - Героям Советского Союза,
установлен в 1995 году на улице Октябрьской города Пирятина Полтавской области.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz