Романенко Иван Георгиевич - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Авиаторы ГСС, 1934 - 1940 гг.

Романенко Иван Георгиевич

И.Г.Романенко

Он родился 31 Января 1908 года в городе Суджа Курской области, в семье рабочего. Окончил семилетку и ФЗУ в 1927 году. Работал арматурщиком на строительстве машиностроительного завода в Краматорске.

В 1930 году призван в ряды Красной Армии. В 1933 году окончил 9-ю военную школу лётчиков в городе Одессе.

В 1939 году был назначен командиром 13-го ИАП ВВС БФ.

Участвовал в Советско - Финляндской войне. Был командиром 13-го ИАП 61-й ИАБ ВВС БФ. Совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт, а весь полк к концу Февраля 1940 года - 13 самолётов противника. 70 лётчиков и техников полка были награждены орденами и медалями, а 3 лётчика  [ Комполка Майор И. Г. Романенко, помкомполка Капитан П. В. Кондратьев и комзвена Лейтенант В. М. Савченко ] - удостоены звания Герой Советского Союза.

21 Апреля 1940 года Майору Романенко Ивану Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

По состоянию на 9 Июня 1941 года 13-й ИАП входил в состав 10-й САБ ВВС БФ и базировался на аэродроме Керстово ( 1, 2 и 3-я АЭ ) и на аэродроме военно - морской базы на полуострове Ханко ( 4-я АЭ ). Первые три эскадрильи полка имели на вооружении истребители И-16, а четвёртая - И-153.

Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. Командовал 13-м истребительным авиаполком ВВС Балтийского флота.

Взаимодействуя с кораблями Краснознамённого Балтийского флота, лётчики полка Романенко показали образцы героизма и отваги в жестоких боях за остров Эзель, полуостров Ханко, Таллин и Ленинград.

В Июле 1941 года два лётчика 13-го ИАП первыми в ВМФ были удостоены звания Герой Советского Союза.

14 Июля 1941 года за мужество и героизм, проявленные в боях над полуостровом Ханко был удостоен звания Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи Капитан А. К. Антоненко. 3а 34 дня боёв он сбил 11 самолётов противника.

А. К. Антоненко

Примечание: Антоненко Алексей Касьянович ( 1911 - 1941 гг. ) Герой Советского Союза ( 14.07.1941 г. ), Капитан. В РККА с 1929 года. Окончил Ейскую школу морских лётчиков и летнабов. Служил в ней инструктором. Участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Провёл 40 воздушных боёв и сбил 6 самолётов в группе. Участвовал в Советско - Финляндской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. Был заместителем командира эскадрильи 13-го ИАП 61-й ИАБ ВВС КБФ. Сбил 11 самолётов. Погиб в авиакатастрофе 25.07.1941 года.


17 Июля 1941 года звание Герой Советского Союза было присвоено заместителю командира эскадрильи Лейтенанту П. А. Бринько. Менее чем за 2,5 месяца боёв он сбил 15 самолётов, в том числе 1 - таранил.


П.А.Бринько Примечание: Бринько Пётр Антонович ( 1915 - 1941 гг. ) Герой Советского Союза ( 17.07.1941 г. ), Лейтенант. В РККА с 1935 года. Окончил Ейскую школу морских лётчиков и летнабов. Участфовал в боях у озера Хасан и на реке Халхин - Гол. Участвовал в Советско - Финляндской войне. Был лётчиком 13-го ИАП 61-й ИАБ ВВС КБФ. Награждён орденом Красного Знамени. Участвовал в Великой Отечественной войне с Июня 1941 года. Был заместителем командира эскадрильи 13-го ИАП. В Июле 1941 года был награждён вторым орденом Красного Знамени. 5 Сентября 1941 года в воздушном бою над населённым пунктом Низино таранил Ме-110. В период с 22 Июня по 14 Сентября 1941 года сбил 15 самолётов противника и 1 аэростат. 14 Сентября был тяжело ранен в воздушном бою и разбился во время вынужденной посадки.


Подполковник И. Г. Романенко много раз лично водил полк в бой. Рассказывает Генерал - Лейтенант авиации В. Ф. Голубев:

"7 Августа 1941 года враг отрезал Таллин, его войска вышли в районе мыса Кунда на побережье Финского залива, и обстановка на этом участке фронта крайне усложнилась.

Воздушные бои с превосходящими силами врага велись теперь не только на линии фронта, но и над кораблями и прямо над аэродромом.

Полевые авиаремонтные мастерские не успевали восстанавливать повреждённые самолёты...

19 Августа, в день начала наступления на Таллин, к вечеру удалось подготовить всего 8 исправных самолётов, командир полка Романенко, часто летавший на боевые задания, повёл группу на штурмовку самой большой колонны фашистских войск, шедшей на Таллин.

Перед вылетом Романенко сказал:

- Нужно нанести удар по голове колонны, где больше техники, чтобы на всю ночь задержать движение противника. С наступлением темноты по колонне нанесут удары бомбардировщики. Реактивные снаряды применять залпом по 2 или 4 с дальности не более 600 метров по автомашинам, бронетранспортерам, артиллерии. Ведомые пулемётно - пушечным огнём атакуют зенитки. Если немецких истребителей не будет, сделаем 3 захода с разных направлений.

При подлёте к Рапла лётчики увидели, что первые машины вражеской колонны приближались к мосту через небольшую речку. Первая внезапная атака истребителей вызвала сумятицу и панику у фашистов. Более 20 РС-82 разорвались, накрыв авангард колонны. А потом лётчики из пушек и пулемётов прочесали дорогу на протяжении 5 километров. Много машин горело, что - то взрывалось. Гитлеровские зенитчики открыли огонь. Помня приказ командира полка, ведомые, увеличив скорость, бросились в атаку на зенитные точки, а затем все истребители опять ударили по голове колонны последними реактивными снарядами.

Оценивая результаты двух заходов, Романенко убедился, что дорога закупорена на много часов. Но нужно было ещё отрезать противнику путь отхода обратно в Рапла.

...Третий заход. Яростный зенитный огонь фашистов. Командир полка с удивлением отметил, что ни один из его самолётов не атаковал зенитки. Но Романенко тут же понял: лётчики хотят во что бы то ни стало уничтожить как можно больше техники и закупорить на дороге немцев, как в бутылке. И решили эту трудную задачу. Но после третьей атаки в группе уже не хватало 3 самолётов...

"Хорошо ещё, что не было "Мессеров", - подумал Романенко.

После посадки к нему подошёл старший инженер Николаев и доложил: самолёты так изрешечены зенитным огнём, что трудно представить, как они держались в воздухе.

Романенко, помолчав, сказал Николаеву:

- Летать не на чем, а лётчики есть. Соберите из трёх разбитых самолётов хотя бы один. Он для нас сейчас на вес золота...

Командир полка поблагодарил лётчиков за точную стрельбу ракетными снарядами и сделал выговор за то, что не выполнили приказ о подавлении зенитных точек.

Романенко потребовал от ведущих групп в дальнейшем обязательно выделять часть самолётов только на борьбу с зенитными средствами противника".

В результате ожесточённых боёв, к 26 Августа 1941 года в полку осталось 3 исправных истребителя И-153 и 8 И-16.

Адмирал В. Ф. Трибуц, вспоминает:

"Когда враг подошёл к черте города, пришлось основную массу самолётов перебазировать на восток, оставив для защиты таллинского неба лишь часть истребителей; с аэродромов Лагсберг и Юллемистэ их перебазировали на посадочную площадку косы полуострова Пельяссар. Это была узкая полоска земли между домами рыбацкого посёлка и урезом воды.

Часть самолётов находилась в земляных укрытиях, большинство же маскировали у жилых домов и сараев сетями и другими подходящими материалами, чтобы с воздуха их трудно было заметить. Полёты с площадки - пятачка, как её называли тогда, требовали большого мастерства. Это была поистине ювелирная работа. Боевые вылеты совершались непрерывно, днём и ночью, в любую погоду.

Лётчики полка И. Г. Романенко отражали налёты вражеской авиации, защищали боевые корабли, стоящие на рейде, штурмовали гитлеровскую пехоту, рвавшуюся к городу. В те дни прекрасно зарекомендовали себя истребители И-16".  [ Только за первый год войны лётчики 13-го ИАП совершили 13748 самолёто - вылетов, сбили 201 фашистский самолёт, уничтожили более 6000 солдат и офицеров противника, потопили 1 эсминец, 55 торпедных катеров, 1 канонерскую лодку, уничтожили более 25 танков и бронемашин, 20 полевых и зенитных орудий, 325 автомашин с войсками и боезапасом, 54 пулемётных точки, 168 повозок, разгромили 2 штаба. 19.01.1942 года 13-й ИАП был преобразован в 4-й Гвардейский ИАП ].

До 26 Августа 1941 года Подполковник И. Г. Романенко командовал 13-м ИАП ВВС БФ  ( Впоследствии 4-й Гвардейский истребительный авиационный Краснознамённый ордена Ушакова полк ВВС Балтийского Флота ).

С 30 Августа 1941 года по 16 Феврвля 1942 года он был командиром 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота.

Генерал - Лейтенант авиации В. Ф. Голубев вспоминает:

"Несколько вылетов я выполнил в качестве ведомого у Полковника И. Г. Романенко, продолжавшего по - прежнему часто летать. 2 Февраля мы были на штурмовке войск в районе Киришей. Полёт оказался тяжёлым, пришлось отбивать атаки "Мессеров", но, несмотря на это, штурмовка прошла успешно.

После посадки и разбора боевого задания Романенко попросил меня остаться на несколько минут. Посадил рядом с собой и, положив руку мне на колено, сказал:

- Вот что, Лейтенант, мне кажется, ты долговато ходишь в должности командира звена. Воевать умеешь, в бою видишь всё, что делается кругом, имеешь большой инструкторский опыт, ну и в тактике продолжаешь традицию Антоненко и Бринько, которую подзабыли в 4-м Гвардейском полку. Да, да, вчера был и вовсе позорный случай. Три лётчика не взлетели, чтобы помочь паре "ишаков", заходивших на посадку, когда их атаковали "Мессера". Трибунал с ними разбирался, а командование бригады решило укрепить комсостав всех трёх эскадрилий. Два кандидата на должности комэсков у меня на примете есть, а вот третьим хочу послать тебя. Думаю, сможешь дать бой и "охотникам", и всем остальным... Как ты на это смотришь ?

Я встал и ответил, что я солдат и буду воевать там, куда пошлют...

Новое руководство 4-го ГвИАП встретило нас с радостью. Командир Михайлов, только что получивший звание Подполковника, распределил по 3 прибывших лётчика в каждую эскадрилью. Два самолёта И-16 29-й серии приказал передать в 3-ю АЭ, а мне приступить к исполнению должности заместителя командира 2-й АЭ.

Я умолчал о разговоре с командиром бригады:

Долго учить лётчиков 2-й эскадрильи мне не пришлось. На следующий день прилетел Полковник И. Г. Романенко и объявил, что командир 3-й эскадрильи Гвардии майор Рождественский примет отдельную эскадрилью, а на его место назначен я.

Руководители полка молчали. Потом Майор П. Л. Ройтберг, вопреки рапорту оставленный в должности начальника штаба и давно работавший с Иваном Георгиевичем Романенко, вздохнув, сказал:

- Может, Голубеву немного полетать в заместителях, присмотреться и тогда уж... Он и по званию Лейтенант, а в 3-й эскадрилье командиры звеньев Старшие лейтенанты и Капитаны. Какой же у него будет авторитет ?

И.Г.Романенко

- Пётр Львович, - ответил Романенко, - ты хорошо знаешь, что авторитет на войне определяют не звания, а знания. И то, как кто умеет воевать и воспитывать подчинённых. Нам нужны в первую очередь активные, владеющие новыми приёмами боя командиры. Вот давайте и начнем подбирать с 3-й эскадрильи, там лучшие самолёты, и она может стать ведущей во всех отношениях".

С весны 1942 года Полковник И. Г. Романенко командовал 7-й истребительной авиадивизией ВВС Тихоокеанского флота.

В 1945 году участвовал в Советско - Японской войне.

После войны продолжал служить в ВВС ВМФ. Окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Лейтенант авиации И. Г. Романенко в запасе. Был председателем совета ветеранов морской авиации. Жил в Ленинграде. Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер в 1993 году.

*     *     *

Полную версию статьи о И. Г. Романенко читайте на сайте О. А. Шушакова.


Авиаторы Герои. 1934 - 1940 гг.




Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz