Испытано на фронте - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Испытано на фронте...

Ф.И.Шинкаренко

"В начале 1942 года нашему боевому 42-му истребительному авиаполку была поставлена несколько неожиданная задача: освоить и испытать во фронтовой обстановке новую авиационную 37-мм пушку, созданную конструкторским бюро Б. Г. Шпитального. На аэродром прибыл представитель КБ инженер Бортновский. Нам, естественно, хотелось побольше узнать о новинке оружейников, и мы засыпали его вопросами: где будет смонтирована пушка ?  как гасится откат после выстрела ?  какова её скорострельность ?  сколько снарядов входит в боевой комплект ?

На наши вопроcы Константин Антонович отвечал обстоятельно, только последний, как будто, смутил его:

- В боекомплект входят фугасные, фугасно - осколочные и бронебойные снаряды, - сказал он. - Всего... 20 штук...

- Мало, - раздались раздасованные голоса лётчиков.

- Предполагал, что вы так скажете, - заметил Бортновский. - Действительно, не слишком много. Но ведь это смотря как их расходовать... Впрочем, для начала надо вам самим увидеть пушку. Завтра поедем в КБ.

Конструкторское бюро Шпитального было на одной из тихих городских улиц. Нас поразила чистота в цехах и лабораториях. Такую чистоту мы видели только в хирургических отделениях госпиталей. И люди, которые стояли за длинными рядами кульманов или работали с приборами, были похожи на медиков в белых халатах. Неожиданно откуда - то донеслись приглушённые выстрелы.

- В подземном тире стреляют, - пояснил Бортновский. - Я покажу его вам. А сейчас пойдем к Шпитальному. Он вас ждёт.

ЛаГГ-3-37

Истребитель ЛаГГ-3-37, вооружённый 37-мм пушкой.  303-я ИАД, 1943 год.

Главный конструктор встретил нас приветливо и сразу же заговорил о своей 37-мм пушке. К работе над её созданием КБ приступило ещё до войны, после того как была принята на вооружение 20-мм синхронная пушка ШВАК. В отличии от своей предшественницы новая пушка не была синхронной, то есть не предназначалась для ведения огня через винт самолёта. Первоначально её предполагалось установить на штурмовиках для стрельбы по наземным целям. Но практика боевых действий показала, что сильное артиллерийское вооружение нужно и истребителям для борьбы с хорошо защищёнными бомбардировщиками противника.

- Одного - двух снарядов из этой пушки вполне достаточно, чтобы сбить любой бомбардировщик, - говорил Борис Гаврилович. - Ручаюсь, что пушка вам понравится и вы высоко оцените её боевые качества. Фактически она готова к запуску в серийное производство. Остались лишь незначительные доработки...

Представители КБ, работавшие в полку, объяснили авиаторам устройство и назначение частей и деталей пушки. Новое оружие нам понравилось - снаряды в щепки разносили деревянные макеты, установленные на полигоне. После тренировок в тире мы перешли к стрельбе с воздуха по наземным целям.

Стрельбы показали, что лётчики не умеют экономно расходовать ограниченный запас снарядов. Я сам, помню, увлекся и одной длинной очередью выпустил все снаряды. Бывало, лётчики, вернувшись со стрельб, начинали ругать оружейников: мол, плохо отрегулировали пушку, произошла задержка. А никакой задержки не было. Просто кончились нерасчётливо израсходованные снаряды. В полку стал популярным лозунг: "Стрелять из пушки расчётливо и метко. Каждый снаряд - в цель !"   Проводились огневые конференции, обмен опытом.

В ходе испытаний выяснилось, что пушку следует крепить несколько иначе. Необходимо увеличить откат, усилить картер. В эти дни мы по - настоящему поняли важность нашей работы. Раньше думалось - главное испытать пушку в бою с вражескими самолётами, разработать тактические приёмы, которые бы позволяли эффективно её использовать. До воздушных боёв дело ещё не дошло, а мы уже многое сделали, чтобы новое оружие было надёжным.

Вскоре к нам прибыли представители штаба ВВС, чтобы проверить готовность полка к вылету на фронт. Они придирчиво проверяли технику пилотирования, огневую выучку, знание лётным и техническим составом авиационной техники. Мне довелось первому выполнять боевые стрельбы по наземным целям. Очень важно было показать пример подчинённым, подбодрить их.

...С высоты 800 метров хорошо видна цель: выложенное на снегу из широких еловых лап подобие танка. Атакую с пикирования под углом в 30 градусов. Рядом с целью появляются тёмные пятна воронок. Имеются ли прямые попадания - не знаю: их не разглядишь. Только не увлекаться, не забывать, что снарядов немного !   Весь боекомплект расстрелял за три захода. Отметчики доложили, что из 20-ти снарядов - 12 легли точно в цель. Оценка - "отлично". Успешно отстрелялись и остальные наши лётчики.

ЛаГГ-3-37 ведет бой

Ранней весной 1942 года полк прибыл на Брянский фронт. Первое испытание пушки в бою прошло вне предусмотренной программы. В один из дней, когда мы ещё только готовились начать боевую деятельность, над аэродромом появилось несколько немецких бомбардировщиков. Два звена "ЛаГГов" в воздушном бою огнём из пушек сбили 3 самолёта противника. Лётчики, участвовавшие в этом бою, восторженно отзывались о пушке, снаряды которой оставляли большие пробоины в плоскостях и фюзеляжах вражеских бомбардировщиков. Однако, несмотря на проведённые тренировки, некоторые лётчики в первой же атаке израсходовали все снаряды. Выяснилось также, что при ведении огня из пушки длинными очередями "ЛаГГ" сильно теряет скорость. Мы подобное явление и раньше замечали, когда тренировались в стрельбе по наземным целям, но в бою эта особенность проявилась слишком отчётливо.

Командование поставило перед нами задачу: сопровождать скоростные бомбардировщики Пе-2. Бортновский был возмущён: "А как же испытания ?   Вы должны проверять эффективность пушки в борьбе с "Юнкерсами" и "Хейнкелями". Вряд ли у вас будет такая возможность при сопровождении Пе-2."

Мы совершили несколько вылетов и лишь при одном из них сбили воздушный разведчик. Пленный лётчик показал, что немецкому командованию известно о появлении на Брянском фронте советских истребителей с необычно мощным вооружением и ему было приказано обнаружить аэродром, где базируются самолёты с новыми пушками. Показания пленного передали в Москву. Вскоре был получен приказ: немедленно вернуться на подмосковный аэродром.

Шпитальный потом признался нам: "Это я добился такого приказа. Вас просто могли разбомбить. Тогда всю испытательскую работу пришлось бы начинать сначала". Под Москвой мы пробыли около месяца, настойчиво занимаясь боевой подготовкой, отрабатывая ведение огня из пушек короткими очередями по наземным целям и по конусу.

В Мае 1942 года полк направили на Западный фронт, включив его в состав 202-й истребительной авиадивизии, которой командовал Полковник Б. Янсен. Были созданы смешанные группы. Во время вылетов "Яки" связывали боем вражеские истребители, а мы на "ЛаГГах" атаковали бомбардировщики. Почти после каждого боевого вылета лётчики докладывали о сбитых немецких самолётах. Кроме устного доклада, лётчик обязан был представить в штаб краткий письменный отчёт о проведённом бое, указать, под каким ракурсом и с какой дистанции был открыт огонь, сколько снарядов истрачено, были ли отказы пушки и по каким причинам. Анализ отчётов позволял определить наиболее выгодные ракурсы атаки, средний расход снарядов на поражение одной цели, с какого расстояния наиболее целесообразно открывать огонь, выявить характерные причины отказов оружия.

Быстро увеличивали личный счёт сбитых самолётов противника мои боевые товарищи - Майоры Е. Судробин и Г. Соборнов, Капитан М. Горбанёв, Старший лейтенант Н. Тихонов и Лейтенант А. Легчаков. Командир эскадрильи Михаил Горбанёв первым в полку сбил всего двумя снарядами He-111, открыв огонь с 400 метров. Дистанция в 300 - 500 метров была вдвое больше той, с которой открывали огонь из пулемётов. Это давало нам значительное преимущество в борьбе с бомбардировщиками противника. Представитель КБ обобщал наши выводы, замечания и предложения. Он же ведал доставкой снарядов и запасных частей к пушкам, которые производились в то время в ограниченном количестве. Несколько раз мы с комиссаром ездили в Москву, где докладывали о ходе испытаний.

ЛаГГ-3-37

Истребитель ЛаГГ-3-37 из состава 42-го ИАП.  Западный фронт, лето 1942 года.

В середине лета юго - западнее Сухиничей группа из 10 "ЛаГГов" и 6 "Яков" вылетела на поддержку нашей наступавшей танковой группы. Лётчики углубились на несколько десятков километров за линию фронта, чтобы перехватить вражеские самолёты на подходе к полю боя. Вынырнув из облаков, они увидели 18 пикировщиков Ju-87 и Ju-88 и с ходу устремились в атаку. Пушки не подвели: два "Юнкерса" рухнули на землю. Когда разворачивались для повторной атаки, заметили большую группу вражеских истребителей, с которыми и вступили в бой. В итоге, противник недосчитался ещё нескольких машин, а наша группа вернулась на аэродром без потерь.

За время пребывания на Западном фронте лётчики полка сбили около 50 вражеских самолётов. К концу Августа 1942 года испытания пушки Шпитального были полностью завершены".

( Из воспоминаний Фёдора Ивановича Шинкаренко )

*   *   *

А.М.Легчаков
А. М. Легчаков.

В заключении, мне хочется дать некоторую информацию об одном из упомянутых лётчиков, воевавшего на истребителе ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой. Это Александр Матвеевич Легчаков. Войну он начал командиром звена в составе 42-го истребительного авиационного полка. Закончил её - Майором, командиром эскадрильи 133-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Особенно отличился осенью 1943 года в бох над Духовщиной и Невелем  ( Калининском фронт ), где сбил 4 вражеских самолёта.

Свою последнюю победу Александр Легчаков одержал 20 Апреля 1945 года, когда 7 пилотов, ведомых им, провели на подступах к Берлину успешный воздушный бой с группой из 10 FW-190 и сбили 2 из них. Остальные "Фоккеры" вынуждены были повернуть назад и отказаться от выполнения своей боевой задачи. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром...

Всего за период войны совершил 274 успешных боевых вылета, уничтожил в воздушных боях 11 самолётов лично и 2 - в группе с товарищами.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz