Шинкаренко Фёдор Иванович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шинкаренко Фёдор Иванович

Шинкаренко Фёдор Иванович

Фёдор Шинкаренко родился 4  ( 17 )  февраля 1913 года в селе Новониколаевка, ныне Азовского района Ростовской области, в семье рабочего. В 1931 году окончил 7 классов школы в городе Азов. Работал слесарем в Ростове - на - Дону. С сентября 1932 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, до 1937 года был в ней лётчиком - инструктором. С 1937 года служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Командир эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка   ( 59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт )  старший лейтенант Ф. И. Шинкаренко совершил 46 боевых вылетов на И-16 на прикрытие бомбардировщиков, штурмовку аэродромов и войск противника. В воздушных боях сбил 3 самолёта противника  ( 2 лично и 1 - в группе ).

Вспоминает старший политрук 7-го ИАП, Герой Советского Союза Гавриил Власович Диденко:

"Любой вылет для истребителей старшего лейтенанта Шинкаренко был высоким доверием ему и подчинённым. Идя в бой, он как бы сливался с машиной в одно целое. Голову сверлила одна мысль: "Только бы не опоздать, а жару дадим !"   И вот он бой... Выжимая из "ястребков" всё, что можно, он вёл своих лётчиков туда, где группа наших бомбардировщиков стойко отражала атаки "Фоккеров". Фёдор хитрит. Он заводит свою эскадрилью со стороны солнца и, имея превышение над противником, обрушивается на врага. Глаз определяет количество машин противника - их около 12. Шинкаренко врезался в самый центр группы. Рёв моторов смешался с дробным треском пулемётов, от которых противник шарахается в стороны. Наши лётчики неотступно следуют за командиром, атакуют противника. "Фоккеры" увёртываются. Но наши истребители молниеносно заходят им в хвост и очищают небо от белофиннов.

Шинкаренко, с первой минуты избрав своей целью одного из "Фоккеров", поливает его градом пуль. В это время к хвосту его самолёта подкрался другой финский истребитель. На выручку командиру пришёл лётчик Борис Григорьев и сбил стервятника. Шинкаренко, сбив первого, подошёл ко второму. Ещё минута - и противник, потеряв способность от страха драться, виляя из стороны в сторону, стал удирать. Шинкаренко настигал его. Вот уже отчётливо видны опознавательные знаки на крыльях, Фёдор чуть заметно доворачивает самолёт и в этот момент одну за другой посылает короткие очереди. Самолёт врага дрогнул и, перейдя в пикирование, пошёл к земле, оставляя за собой яркий язык пламени. В этом бою Фёдор Иванович Шинкаренко помог другим лётчикам расправиться ещё с двумя "Фоккерами".

Ф.И.Шинкаренко, 1940 г.

В пылу этого воздушного боя лётчик Александр Дмитриевич Булаев заметил на одном из самолётов антенну. "Ага, голова !   Сейчас поговорим с ним !", - и направил свой самолёт в хвост противника. Тот, маневрируя, стал увёртываться от огня. Булаев всё наседал и наседал. Тогда "Фоккер" попробовал спастись пикированием. Советский лётчик понял маневр врага и пошёл за ним, выпуская по хвосту длинные очереди. Но "Фоккер" не загорелся и продолжал уходить "змейкой". Лейтенант А. Д. Булаев, рассчитав огонь, нажал ещё раз гашетку и "Фоккер" вспыхнул. В этой схватке истребители Ф. Шинкаренко здорово всыпали белофинским стервятникам. Только 4 из 12 спаслись бегством, а обломки всех остальных валялись на искрящемся от солнца снегу".

И-16 тип 10 Ф.И.Шинкаренко, 1940 г.

Ф.И.Шинкаренко у своего И-16, 1940 год.

За 3,5 месяца боевой работы на фронте эскадрилья Шинкаренко в воздушных схватках и при наземных атаках уничтожила 31 неприятельский самолёт, проштурмовала более 20 колонн вражеских войск, подавила свыше 30 вражеских точек, произвела сотни атак по различным наземным целям. За доблесть, мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, 14 лётчиков и техников этой эскадрильи были награждены орденами и медалями.

10 февраля 1940 года 9 бомбардировщиков СБ из 44-го СБАП под прикрытием 15 истребителей И-16 из состава 7-го ИАП бомбили оборонительные укрепления противника. В бомбардировщик старшего лейтенанта М. Ф. Мазаева попал зенитный снаряд и он загорелся. Пришлось садиться на озеро, находившееся на территории врага. К самолёту побежали финны. Но наши истребители пулемётным огнём быстро прижали их ко льду.

Тем временем ведущий звена СБ капитан М. Т. Трусов приземлился рядом с машиной Мазаева, забрал экипаж и, прикрываемый огнём истребителей, взлетел.

За этот подвиг 7 апреля 1940 года старшему лейтенанту Ф. И. Шинкаренко присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 291 ). Тем же Указом звания Героя был удостоен и капитан М. Т. Трусов.

Следует отметить, что за время боёв с белофинами наши лётчики 11 раз с риском для собственной жизни под огнём врага садились в расположении противника, чтобы спасти боевых товарищей, совершивших вынужденную посадку на подбитых самолётах, и вывозили их на свою территорию.

М.Т.Трусов, 1940 г.

В 1941 году Ф. И. Шинкаренко окончил 1 курс Военно - Воздушной академии в Монино.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Брянском, Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.

В июле 1941 - Июне 1944 годов командовал 42-м  ( с февраля 1944 года - 133-м Гвардейским )  истребительным авиационным полком; в июле 1944 - мае 1945 годов командовал 130-й истребительной авиационной дивизией. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9.

Як-1 Ф.Шинкаренко.

С мая по конец августа 1942 года в полку проводились фронтовые испытания самолётов ЛаГГ-3, вооружённых 37-мм пушкой Б. Г. Шпитального. Новое оружие показало высокую эффективность: 1 - 2 снарядов было достаточно чтобы уничтожить бомбардировщик противника, но слишком малый боезапас  ( 20 снярядов ), требовал поистине снайперской точности стрельбы. Кроме того, маневренность машины   ( и без того не очень высокая ), уменьшилась, что потребовало выделять для их прикрытия отдельные группы истребителей. В крупносерийное производство эти машины не пошли.

Ф.И.Шинкаренко (справа) у ЛаГГ-3-37.

Ф. И. Шинкаренко  ( справа )  у самолёта ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой. 1942 год.

В июле 1944 года подполковник Ф. И. Шинкаренко принял командование 130-й истребительной авиационной дивизией, вооружённой принципиально новыми самолётами Як-9Л  ( Як-9Б ), которые были уже истребителями - бомбардировщиками. Требовалось не просто освоить их, но и отработать совершенно новые способы боевых действий, новой тактики применения такого типа самолёта. И не случайно эту работу поручили именно Шинкаренко, он любил новаторский поиск и с блеском справился с возложенной на него задачей.

Як-9Б

Войсковые испытания Як-9Б проходили с 18 декабря 1944 по 20 февраля 1945 года. Несмотря на положительные результаты боевого применения   ( бомбовыми ударами было уничтожено большое количество боевой техники и живой силы противника, а в воздушных боях сбито 25 самолётов при потере 4 машин ), по ряду причин, было построено лишь 109 самолётов данного типа. Ими была вооружена и 130-я истребительная авиационная дивизия на 3-м Белорусском фронте, в которой одна из эскадрилий, построенная на средства артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".

Войну полковник Ф. И. Шинкаренко закончил с 8 победами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных побед. ]

Як-9Б из состава 130-й ИАД.

После войны Фёдор Иванович продолжал службу в авиации. До 1946 года продолжал командовать авиационной дивизией Московского военного округа. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию в Монино. Продолжал службу в ВВС на командных должностях  ( Группа советских войск в Германии, Прикарпатский военный округ ). Командовал войсками ПВО Прибалтийского  ( 1951 - 1953 гг. )  и Киевского  ( 1953 - 1954 гг. )  районов. В 1954 - 1955 годах был командующим истребительной авиацией Киевской армии ПВО. В 1955 - 1956 годах - заместитель главного военного советника ВВС и ПВО в Болгарии. В 1956 - 1958 годах - командующий ВВС Воронежского военного округа. В 1958 - 1973 годах командовал 30-й  ( с Апреля 1968 - 15-й )  Воздушной армией Прибалтийского военного округа. В 1973 - 1975 годах был консультантом Рижского высшего военно - инженерного авиационного училища. С октября 1975 года генерал - полковник авиации Ф. И. Шинкаренко - в запасе.

Жил в городе Рига  ( Латвия ), в последние годы жизни - в Москве. Умер 23 апреля 1994 года. Похоронен в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.

Награждён орденами: Ленина  ( четырежды ), Красного Знамени  ( трижды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик СССР   ( 1966 год ). Автор книг - "Небо родное", "Испытаны боем".

*     *     *

Список всех известных побед полковника Ф. И. Шинкаренко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1942 г.1  Ju-88Буда МонастырскаяМиГ-3, ЛаГГ-3,

Як-7, Як-9.
21  Ме-109Запрудно
313.07.1942 г.1  Не-111Плоцкое
414.07.1942 г.1  Ме-109Думиничи
51  Ju-88Думиничи
603.12.1942 г.1  Ме-109Горчицы
71  Ме-109Тополево

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0.

*     *     *

Из воспомининий Героя Советского Союза Ф. И. Шинкаренко:

Военные лётчики, особенно истребители, - народ молодой, задиристый, с крепкими нервами и, не побоюсь сказать, честолюбивый. Мы не без зависти посматривали на ордена и "Золотые Звёзды" участников боёв на Халхин - Голе, гражданской войны в Испании. Каждый из нас думал: "Будет случай, и я сумею отличиться, покажу, на что способен !"

А сам я - как командую эскадрильей в боевой обстановке ?   Неплохо летаю, учу летать других. Но этого же мало. Главная обязанность командира - думать !   В чём же проявилось моё командирское творчество ?   Всегда ли я правильно оценивал обстановку, принимая решения ?   Разумеется, нет. Допускаю и ошибки, и промахи. Мне тоже ещё многому надо учиться на этой войне - тому, что может потребоваться, если грянет большая война.

У нас и поныне не перевелись любители делать из мухи слона, рассуждать примерно так: "Оно, конечно, и ничего в точности и неизвестно, но дыма без огня не бывает".

Малодушный человек никогда не стал бы рваться на войну, да ещё в истребительную авиацию.

А вот финские полевые аэродромы мы долго не могли обнаружить. Искали старательно, снижались до бреющего чуть ли не над каждым озером, пригодным для использования в качестве аэродрома. Но главное состояло в том, что загадка финских ледовых аэродромов была разгадана: финны укрывали самолёты рассредоточено в приозёрных лесах.

Обученные немецкими инструкторами, финские лётчики - истребители прибегали к различным уловкам, чтобы подстеречь отставший от общего строя или повреждённый бомбардировщик, внезапно и стремительно нападали на небольшие группы наших самолётов.

Учитывая полное господство в воздухе советской авиации, такая тактика истребителей противника была, в общем-то, разумной. Уклонение от боя в явных невыгодных условиях не считалось у финских лётчиков проявлением трусости и нерешительности. Да они и не были трусами.

Вместе с тем, война выявила пробелы в нашей подготовке, показала необходимость совершенствовать технические приёмы, подняла роль инициативы командиров эскадрилий, звеньев и всех лётчиков, потребовала пересмотреть методы ведения огня истребителями в воздушных боях и по наземным целям. Мы убедились, как важно тщательно маскировать, рассредоточивать и укрывать на стоянках, оценили значение военной хитрости и дезинформации противника, которым до войны не уделяли должного внимания.

Всё это настоятельно требовало внести существенные изменения в программу и методику обучения авиаторов, в частности, лётчиков - истребителей. Следовало глубоко изучить и проанализировать опыт "Зимней войны", ценность которого определялась, прежде всего, тем, что финских лётчиков готовили гитлеровские инструкторы, а мы отлично понимали - фашистская Германия - наш потенциальный противник.

К сожалению, опыт, приобретённый советскими лётчиками в боях на Карельском перешейке, так и не был в полной мере учтён в последний год перед Великой Отечественной войной. Достаточно сказать, что в первые месяцы войны против фашистской Германии наши истребители действовали по-прежнему тройками. Только на второй год войны боевой порядок парой получил распространение и стал применяться во всех истребительных авиационных частях. Не были сделаны своевременно и некоторые другие практические выводы, касающиеся лётной, технической и огневой подготовки лётчиков - истребителей. Более того, накануне Великой Отечественной войны по соображениям безопасности полётов был запрещён высший пилотаж на МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, хотя весь наш боевой опыт свидетельствовал о необходимости в совершенстве владеть искусством пилотирования.

Всё это были серьёзные просчёты, сказавшиеся в первые месяцы войны с гитлеровской Германией. Недаром говорят: в авиации нет мелочей. Часто потом приходилось мне напоминать подчинённым эту бесспорную истину, особенно при освоении новой техники, когда секундная растерянность лётчика может привести к тяжёлым последствиям.

Для того чтобы стать хорошим командиром, недостаточно овладеть определённым комплексом знаний, надо ещё обладать командирскими качествами: решительностью, упорством в достижении цели, способностью к разумному риску, инициативой, умением предвидеть развитие боя и замысел противника и так далее. Если же у человека этих качеств нет, то, сколько его ни учи, командира из него не получится. Другое дело, что в условиях современной войны командир любого ранга должен отличаться высокой общей эрудицией и основательными военными знаниями. Но главное, повторяю, - это личные командирские качества.

Ф.И.Шинкаренко с товарищами

Для каждого авиационного командира значительную трудность представляет организация быстрого перебазирования. Общеизвестно, что храбр не тот, кто не испытывает страха перед опасностью - это противоестественно, храбр тот, кто владея собой, подавляет инстинкт самосохранения ради достижения определённой цели. О людях, способных кинуться навстречу опасности, зажмурив глаза, ещё М. Ю. Лермонтов заметил: "Это что-то нерусская храбрость !"

Среди наших врагов встречались и фанатики, и смелые люди. И храбрость наших воинов - это, прежде всего, способность спокойно, решительно выполнять свой долг в самой трудной, самой опасной обстановке, сознательно идти на огромный риск не ради личной славы, а во имя общей победы.

При штурмовке нашего аэродрома воздушным противником пришлось распластаться на земле. Нет ничего хуже, чем вот так лежать под прицелом врага и сознавать, что не можешь ему ответить. Мне доводилось преодолевать зону зенитного огня, участвовать в воздушных боях. Но тогда я маневрировал, огрызался огнём или сам атаковал, веря в своё умение, в силу своего оружия. А теперь приходилось вжиматься всем телом в твёрдую, утрамбованную колёсами самолётов землю, в жёсткую, пропахшую бензином траву и напряжённо следить за маленькими фонтанчиками пыли, возникающими от пулемётных очередей "Хейнкеля". Говорят, в такие мгновения вспоминается прожитое. Может быть, но мне было не до воспоминаний. Я не спускал глаз с фонтанчиков и думал только о том, хлестнёт ли меня пулемётная очередь или нет...

Как во всяком воинском коллективе, в нашем полку служили люди разных по складу характеров, по способностям, по уровню лётной подготовки. Но всех объединяло стремление выполнить каждое боевое задание, не жалея ни сил, ни самой жизни. Обычно мы действовали вместе и одерживали победы даже над превосходящим по численности противником. Случалось, что тройка истребителей вступала в бой с десятком вражеских самолётов, шестёрка атаковала пятнадцать.

Но и немецкие лётчики - истребители в определённой ситуации отваживались в одиночку или парой атаковать целые группы наших самолётов и далеко не всегда безуспешно. В июне я вёл 12 ЛаГГ-3 на штурмовку переправы, возле которой скопилась вражеская техника, главным образом автомашины. Мы сделали 3 захода и уже разворачивались для следования на аэродром, когда нас атаковал один - единственный "Мессер". Находясь несколько в стороне от группы, я заметил противника раньше других, ударил по нему из пушки издалека и промазал. Фашистский истребитель длинной очередью поджёг "ЛаГГ" Демьяна Романенко и безнаказанно скрылся в облаках. Так погиб опытный лётчик, начавший службу в нашем полку ещё под Орлом.

Однажды мы ожидали прибытия звена "Харрикейнов", которые должны были у нас заправиться. Кстати, лётчики недолюбливали эти тихоходные истребители с пулемётами "Браунинг", поставляемые союзниками. Когда "Харрикейны" заходили на посадку, их атаковала пара "Мессеров", появившаяся со стороны солнца. Два "Харрикейна" загорелись. "Мессеры" же ушли раньше, чем дежурное звено вырулило на старт.

Гитлеровские лётчики были способны на дерзкие, требующие большой смелости атаки, но, как правило, не выдерживали наших атак на встречных курсах, никогда не слышал я о совершенных ими таранах, ни один из них, насколько мне известно, не решился направить свой подбитый самолёт на скопление техники противника. Зато немцы чаще, чем мы, прибегали к внезапным нападениям из облаков или со стороны солнца, умело уклоняясь от боя в невыгодных для них условиях.

Словом, повторяю, перед нами был очень сильный, коварный противник и каждая победа над ним доставалась нелегко, а подчас дорогой ценой. Фашистские истребители широко применяли внезапные атаки со стороны солнца или из облаков. Надо было учить лётчиков, особенно молодых, сложному умению в любой обстановке обнаруживать противника раньше, чем он обнаружит нас. Мы изготовили наглядные пособия: схемы осмотрительности лётчика и распределения секторов осмотрительности в группах. Не упускали случая проверить осмотрительность в учебно - тренировочных полётах.

Чтобы окончательно преодолеть естественную робость молодых лётчиков перед новыми самолётами противника, нужна была убедительная победа над ними. Когда вступает в силу боевой приказ, всё личное сразу отодвигается на задний план. Заместитель командира по своему положению поставлен в особые условия. Он всё-таки не может проявлять такую самостоятельность, как командир, должен согласовывать свои действия. Иные заместители настолько к этому привыкают, что постепенно утрачивают командирские качества, работают с оглядкой, ожидая подсказок. Не случайно порой на освободившуюся должность, скажем, командира дивизии назначают способного командира полка, а не заместителя, которого держали на вторых ролях. Думаю, что я таком грехе неповинен, и у Цветкова за всё время нашей совместной службы не было причин жаловаться на то, что я его "зажимал".

Нас ждали последние бои... Мы понимали, что не все уцелеем в них, но всё равно хотелось, чтобы они начались скорее, чтобы быстрее прогремел последний выстрел... Лётчиков редко хоронят. Обычно они просто не возвращаются.


Лётная линия семьи Шинкаренко...
Дополнительная информация о Ф. И. Шинкаренко
Один из боёв Фёдора Шинкаренко
Фронтовые испытания ЛаГГ-3-37


Возврат

Н а з а д

Только у нас программа для построения маршрутов для курьеров по доступной цене


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz