Лётная линия - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

ЛЁТНАЯ ЛИНИЯ

Ф.И.Шинкаренко

Генерал посмотрел на приборную доску. Скорость "МиГа" перевалила за 800... Теперь каждый километр приближал его к далёкому аэродрому, где нёс службу сын... Его Генка, вчера ещё вихрастый, худенький мальчишка, а сегодня Лейтенант, военный лётчик - истребитель...

Генерала волновало предстоящее свидание с сыном. Они уже давно не виделись... Знакомый Полковник в разговоре по телефону сказал недавно, что у Геннадия с техникой пилотирования всё нормально. Генерал не любил этого расплывчатого слова. В понятие "нормально" зачастую люди вкладывали и безукоризненное владение самолётом и едва - едва наметившийся успех. Фёдору Ивановичу хотелось самому убедиться, как ведёт себя в воздухе сын, дать если не профессиональный, чисто лётный, то родительский совет...

Генерал был прирождённым лётчиком, четверть века не бросал ручку истребителя, но землю, грешную матушку - землю, со всеми её радостями и горестями он любил больше всего. Может быть, это шло у него от отца, потомственного хлебороба на Дону... Пожалуй, нет... За эту землю, родную и милую, пусть ещё не совсем устроенную, он проливал кровь, дрался в боях с врагами несколько раз за последние 20 лет.

Вдали показалась белая, словно ленточка, брошенная на зелёное одеяло, взлётно - посадочная полоса. Генерал отдал ручку от себя, и истребитель пошёл на снижение.

Вскоре реактивный истребитель рулил по бетонке. Техник вежливо помог Фёдору Ивановичу освободиться от ремней катапультного кресла. На стоянке было миого лётчиков, техников, младших авиаспециалистов.

- Товарищ Генерал ! - подбежал с рапортом командир полка.

Выслушав рапорт, Генерал стал искать в толпе сына. Его Генка, загорелый, улыбающийся, с угловатыми, ещё по-юношески неразвитыми плечами, стоял где-то в самом последнем ряду.

Геннадий хотел было приложить руку к козырьку, чтобы, как и положено, доложить, что он, Лейтенант Шинкаренко, прибыл сюда из военного училища и приступил к полётам, но не успел это сделать: отец крепко обнял его, отвел в сторону и спросил:

- Ну как дела ?

- Хорошо, отец. Летал пока маловато, так что похвалиться особенно нечем... - А потом сын доверительно спросил:

- Ты не догадываешься, почему здесь много народу ?

Фёдор Иванович пожал плечами.

- Посадку твою пришли посмотреть... Каждый хочет убедиться, умеет ли летать Генерал !   А то, говорят, некоторые Генералы жирком пообрастали, забыли, как штурвал в руках держать !

Ф.И.Шинкаренко, 1958 г.

- Есть и такие ! - согласился Фёдор Иванович и добавил: - Только нам с тобой, Генка, нельзя на них равняться. Мне ещё рано на пенсию. Ещё полетаем, сынок !.. Я хочу попросить командира полка, чтобы он сегодня выпустил тебя в воздух. Хочется посмотреть на тебя, какой ты в деле.

У Геннадия радостью сверкнули глаза. А несколько часов спустя Генерал Шинкаренко и его сын подняли свои реактивные истребители в воздух. Отец - ведущим, сын - ведомым. И снова, кто был свободен от полётов, пришли на аэродром, чтобы взглянуть на воздушный "почерк" отца и сына.

*     *     *

Это было в те дни, когда по призыву IX съезда ВЛКСМ: "Комсомолец, на самолёт !" - тысячи юношей нашей страны пошли служить в авиацию. На западных и восточных рубежах создавались авиационные городки, строились аэродромы, воздвигались учебные корпуса. И прежде чем приступить к изучению устройства самолёта или мотора, будущие лётчики сначала вооружались киркой и лопатойу овладевали профессией землекопа, штукатура или каменщика.

Трудное было время !   Но какие могут быть трудности, когда тебе 20 лет, когда ощущаешь, что с каждым днём мускулы становятся крепче, а сердце так и просится в полёт. Вот в такую пору на аэродроме авиаучилища появился невысокий, загорелый крепыш Фёдор Шинкаренко. Ещё совсем недавно он оставил родное село Ново - Николаевку, что в Ростовской области, неподалеку от Дона. Отец, провожая сына, сказал:

- Новую ты линию, Федя, в нашей семье открываешь... Были мы хлеборобами, а теперь из нашей фамилии лётчики пойдут !

- Не всем же за землю держаться, батя ! - ответил Фёдор. - А если Иван да Илья в авиацию двинутся, так мы можем целое лётное подразделение составить.

Фёдор сказал это в шутку, совершенно не задумываясь над тем, что его слова окажутся пророческими.

В этот же день он уехал в Качинское авиаучилище.

...Новичка в любом городе узнаёшь по сосредоточенному, часто восторженному выражению лица. Если людям что-то нравится, как же не улыбнуться !

Вот такое же чувство испытывал Фёдор Шинкаренко, когда поезд приближался к Ленинграду. Фёдор Иванович подолгу не отходил от окна: его волновало предстоящее свидание с легендарным городом. Родился он в придонских степях, учился в Крыму, работал в Ростове-на-Дону, а вот в Ленинграде ему ещё не довелось побывать, как, пожалуй, и большинству его товарищей.

После вокзальной сутолоки, криков носильщиков: "Поберегись !" - молодые лётчики вышли на площадь Восстания. И вдруг перед ними во всём блеске яркого дня предстал Невский проспект - одна из красивейших улиц мира. Вдали маячила Адмиралтейская игла.

Потом, как зачарованные, лётчики ходили по Ленинграду. Сквозь ажурную решётку Летнего сада они увидели мост через Неву.

- А ведь под пролётами этого моста Чкалов летал ! - восторженно произнёс один из Лейтенантов.

- Во времена Чкалова техника была не такая, как сегодня ! - возразил другой.

- Техника есть всегда техника, - заметил Шинкаренко. - А вот человек, приставленный к ней, может стать или настоящим мастером или мелким, заурядным ремесленником. Разница ?

Все согласились с мнением Шинкаренко.

А ещё немного спустя лётчик на деле доказал, что в умелых руках техника - грозное и надёжное оружие. Зимой 1939 - 1940 года эскадрилья истребителей под командованием Капитана Ф. И. Шинкаренко наносила удары по белофиннам своими точными и внезапными штурмовыми атаками.

Утром 1 Декабря 1939 года после ненастья погода явно улучшилась. Лётчику сидели в самолётам, ждали приказа на вылет. Из землянки, где находился штаб эскадрильи, выбежал Фёдор Шинкаренко.

- Запускай моторы ! - подал он команду.

Лётчики и техники только этого и ждали. Вмиг заревели моторы. Не прошло и несколько минут, как эскадрилья была в воздухе и взяла курс на Выборг.

Вскоре истребители были над территорией противника. Все напряжённо смотрели вокруг. Вот вдали появилась точка. Она всё более увеличивалась. По сигналу Шинкаренко лётчики ринулись ей наперерез. Видимо, вражеский лётчик не рассчитывал так далеко за линией фронта встретить советских истребителей. Сбитый меткими пулями Шинкаренко и Григорьёва самолёт противника пошёл к земле. Это был первый бой и первая победа Фёдора Ивановича Шинкаренко.

Ф.И.Шинкаренко, 1940 г.

На другой день - снова вылет. Опять блеснули на солнце винты и воздух вздрогнул от мощного рёва моторов. Самолёты построились в воздухе и пошли к линии франта. Через 20 минут они были над заданным районом патрулирования. Лётчики внимательно смотрели по сторонам. Вот неподалеку, блестя плоскостями, прошли бомбардировщики, их сменили "Чайки". Потом впереди, далеко от себя, Шинкаренко и его товарищи увидели группу наших бомбардировщиков. Они шли разорванным строем, несколько машин отстали. Около отставших кружили маленькие силуэтики. Это были истребители противника.

- Шинкаренко разворачивается и на полном газу вместе с друзьями летит на выручку товарищам. Подошли вовремя. Однако у наших истребителей не совсем выгодная позиция. Идя с принижением на большой скорости, они теряли высоту, и противник оказался метров на 400 выше. На стороне врага ещё и численное превосходство.

Сверху на эскадрилью Шинкаренко ринулись враги. Наши лётчики встретили их в лоб. Молниеносные атаки следовали одна за другой. Скоро стало ясно, что противник потерял преимущество. Ещё минута - другая и противник дрогнул. Вражеские самолёты разошлись в стороны. Чаще всего они выходили из боя с переворота. Тут-то и подстерегали их наши лётчики. В момент переворота вражеский самолёт будто застывал в прицеле. Вот зажёг одного Пётр Покрышев, загнал другого в землю Александр Булаев.

Ф.И.Шинкаренко, 1940 г.

В этих боях наши лётчики проявили немало самоотверженности и подлинного героизма. Как-то эскадрилье Шинкаренко пришлось сопровождать бомбардировщики СБ. Не успели перелететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. Неожиданно на одном из бомбардировщиков задымил мотор. Самолёт резко свернул в сторону и направился на свою территорию. Ф. И. Шинкаренко повёл звено на помощь подбитой машине.

Мотор всё больше дымил, вот уже показалось и пламя. Самолёт пошёл со снижением. Посадка на территории противника стала неизбежной.

Внизу блестит лёд большого озера. Пылающий бомбардировщик удачно приземляется, чуть скользит и покрывается дымом. Противник с берега озера открывает по приземлившейся машине ружейно - пулемётный, а затем и артиллерийский огонь. Лётчик, штурман и стрелок - радист выходят на озеро. Шинкаренко и его товарищи отчётливо видят тёмные фигурки на фоне снежного покрова.

Через несколько минут звено истребителей во главе с Александром Булаевым заставляет замолчать вражескую батарею. Другие лётчики непрерывно штурмуют пулемётные точки. Как только на берегу вспыхнет огонёк пулемёта, туда сразу же пикирует наш "ястребок" и заставляет противника умолкнуть.

Между тем события в воздухе идут своим чередом. Сбросив бомбы на укреплённые позиции противника, звеньями возвращаются бомбардировщики. Вот подходит к месту вынужденной посадки первое звено. И тут происходит то, чего никак не мог ожидать враг. От группы наших СБ отделяется один самолёт и идёт на посадку. Экипаж подбитой машины спешит к друзьям, своевременно подоспевшим на помощь. Наши истребители, прямые свидетели героического подвига своих товарищей - бомбардировщиков, непрерывно атакуют огневые точки врага. СБ, ведомый Капитаном М. Т. Трусовым, идёт на взлёт. На льду догорает машина, оставленная экипажем.

Окружив плотным кольцом машину, на которой находятся спасённые товарищи, бомбардировщики уходят домой.

На другой же день на имя командира эскадрильи Капитана Ф. И. Шинкаренко пришла телеграмма от командира бригады скоростных бомбардировщиков. Он благодарил истребителей за помощь, оказанную товарищам с подбитого самолёта.

Слава о боевых подвигах лётчиков эскадрильи Шинкаренко широко распространилась среди воинов, штурмовавших линию Маннергейма. За боевые подвиги, совершённые на фронте, Ф. И. Шинкаренко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Получил Золотую Звезду и Капитан М. Т. Трусов - спаситель экипажа подбитого бомбардировщика.

М.Т.Трусов, 1940 г.

Летом, во время отпуска, Фёдор Иванович вновь побывал в Ново - Николаевке. Встречать лётчика вышла вся семья. Но, пожалуй, больше всех приезду радовался средний из братьев - Илья. Ему как можно скорее хотелось сказать Фёдору, что он тоже решил стать лётчиком - истребителем и уже подал заявление в Борисоглебское авиаучилище имени В. П Чкалова.

На семейном совете так и решили, быть Илье лётчиком.

- Ты же смотри, какой вымахал, Илья, - подтвердил мнение родителей Фёдор. - А где же такому здоровяку ещё быть, как не в армии ?   Хотя и говорят, что все рода войск хороши, а вот авиацию я ни на что не променяю...

Вскоре Фёдор уехал в часть, а Илья отправился в авиаучилище.

Следующая встреча братьев произошла уже на одном из фронтовых аэродромов, под Старой Руссой.

Шёл суровый 1943 год. Однажды к командиру истребительного авиаполка Фёдору Ивановичу Шинкаренко прибыла группа молодых лётчиков. Среди них был и Илья. Встретившись, братья крепко обнялись.

- Учите, товарищ командир, сбивать "Мессершмиттов" и "Юнкерсов", - полушутя, полусерьёзно объявил брату Илья. - Хорошо бы нам летать вместе.

Подумав немного, Фёдор Иванович предложил:

- Хочешь быть моим ведомым ?

- О большем я и не мечтал ! - обрадованно ответил Илья.

Ф.И.Шинкаренко у самолёта Як-9Т.

Так родные братья начали летать вместе. В одном из воздушных боёв молодой лётчик Илья Шинкаренко открыл свой личный боевой счёт. Вот как это было.

Осенью 1944 года части Красной Армии вышли к границам Восточной Пруссии. Лётчикам полка Фёдора Шинкаренко поручили прикрывать наши наземные войска с воздуха, оказывать им помощь в продвижении вперёд штурмовыми действиями по вражеским позициям. Однажды группа истребителей под командованием Фёдора Шинкаренко вылетела на штурмовку. Илья летел ведомым. Неподалеку шла пара истребителей, пилотируемых лётчиками Высочиным и Терентьевым.

Над вражескими позициями, когда наши истребители произвели уже по 2 захода на штурмовку, неожиданно появилось звено фашистских истребителей "Фокке-Вульф-190". Атака произошла на встречно - пересекающихся курсах. Нервы одного из фашистских лётчиков не выдержали, и он отвернул в сторону. Этим немедленно воспользовался Илья Шинкаренко. Короткими очередями из пушки он расстрелял фашиста в воздухе, и тот, оставляя шлейф дыма и огня, беспорядочно пошёл к земле. Наши лётчики успешно выполнили боевую задачу.

В ходе боевых действий Фёдор Шинкаренко сбил 8 фашистских самолётов, а его брат - 2.

Ещё на фронте Фёдор всё чаще и чаще стал получать письма от своего сына Геннадия. Сын подрастал. В 1944 году ему уже было 10 лет. Однажды он написал отцу, что хочет идти по его стопам, стать лётчиком - истребителем. С каждым годом желание стать лётчиком у Геннадия всё более укреплялось, и отец с большой радостью воспринял весть, что Геннадия зачислили в Киевскую специальную среднюю школу Военно - Воздушных сил. "Значит, не зря парень так внимательно приглядывался к работе лётчиков", - подумал Фёдор Иванович, вспоминая редкие поездки с сыном на аэродром.

Быстро летели годы. Фёдор Иванович Шинкаренко стал Генералом, командовал уже не одним соединением в наших Военно - Воздушных силах. В 1947 году из Ново - Николаевки он получил от отца письмо. Иван Игнатьевич сообщал, что и младший брат, Иван, тоже пошёл в авиацию, готовится летать борт-техником в военно - транспортной авиации.

Год от году совершенствовался в лётном мастерстве и Илья Шинкаренко. За высокие лётные показатели, мужество и мастерство, проявленные в трудной обстановке, он был награждён орденом Ленина. У него появились свои ученики и последователи.

И.Шинкаренко и Г.Шинкаренко.

Однажды произошёл такой случай. В полку шли ночные полёты. Лётчики отрабатывали маршрутные полёты в сложных метеорологических условиях. Один за другим выруливали на бетонную взлётно - посадочную полосу реактивные истребители и, получив по радио разрешение на взлёт, уходили в ночное небо. Набрав большую высоту, истребители учились действиям в стратосфере, вне видимости земли.

Было уже за полночь, когда из динамика на стартовом командном пункте послышалось:

- Высота 11 600 метров. Двигатель остановился...

Это докладывал по радио командир звена Капитан Юрий Галкин.

Дальше события развивались с большой стремительностью. Все, кто находились на СКП, с тревогой смотрели в глаза Полковнику И. И. Шинкаренко. Трудно было в серых внимательных глазам руководителя полётов уловить тревогу или волнение. А между тем Илья Иванович волновался, пожалуй, не меньше, а больше других, только огромная выдержка позволяла ему, как говорится, на крепкий замок закрыть свои чувства. Ведь вдали от аэродрома, за добрую сотню километров, шла борьба за спасение сверхзвукового истребителя, за жизнь лётчика.

Илья Иванович представил себе, как тяжёлый истребитель с остановившимся двигателем неудержимо несётся к земле.

- Снижайтесь до высоты 9000 метров, - передал по радио Шинкаренко. - Попытайтесь запустить двигатель. Отключите наружные потребители энергии.

По коротким, отрывистым докладам Галкина руководитель полётов понял, что лётчик действует правильно. Но и на высоте 9000 метров двигатель не запустился.

- Не такой Галкин беспомощный, чтобы так вот сразу бросить машину и катапультироваться, - услышал полковник голос майора Щеголихина, стажёра из академии. - Я его учил ещё 7 лет тому назад. Галкин - человек быстрой реакции, умеет в считанные доли секунды оценить обстановку... Найдёт выход !..

В том, что Галкин будет бороться до последней возможности, найдёт правильный выход из критической ситуации, не сомневался и Илья Иванович Шинкаренко.

Шинкаренко знал также, что майор Щеголихин зря слов на ветер бросать не будет. Ведь ему первому пришлось обучать выпускника авиационного училища Юрия Галкина полётам на реактивном истребителе сначала в простых, а затем и в сложных метеоусловиях.

...Размышления Шинкаренко прервал голос Галкина, донесшийся из динамика. Лётчик сообщал, что вторая и третья попытки запустить двигатель ни к чему не привели. Вздох облегчения вырвался из груди всех, когда Галкин передал, что на высоте 5000 метров двигатель заработал.

- Идите на свой аэродром ! - передал Шинкаренко лётчику.

А несколькими минутами позже друзья горячо поздравляли Юрия Галкина с завершением полёта. Илья Иванович Шинкаренко от души радовался за своего воспитанника.

Вот эти качества - выдержку, умение в трудную минуту действовать хладнокровно - Илья Иванович стал передавать потом и одному из самых молодых лётчиков полка, своему племяннику Геннадию Шинкаренко.

*     *     *

Геннадий Шинкаренко часто вспоминает свой первый полёт с отцом.

- Он летел ведущим, я ведомым. Когда мы сели на другом аэродроме, - рассказывает он, - я спросил у отца, почему, мол, именно нам нужно летать лучше, чем другим...

- Фамилия у нас такая, - ответил отец. - Лётная фамилия !   Вот когда у тебя будут свои дети, тогда поймёшь, что это значит...

В разных концах нашей Родины несут свою почётную и трудную службу лётчики Шинкаренко - коммунисты Фёдор и Илья, комсомолец Геннадий. Редко жизненные дороги сводят их вместе. Но в далёкую Ново - Николаевку, что раскинулась неподалёку от Дона, часто приходят письма. К старому хлеборобу Ивану Игнатьевичу Шинкаренко по вечерам наведываются односельчане.

- Что сыновья пишут ? - раздаётся, как всегда, первый вопрос.

- Сыновья служат ! - охотно сообщает Иван Игнатьевич. - Фёдор, что Генерал - лейтенант авиации, новое назначение получил. Илья - Полковник отличился на учениях. А Генка, внук, тоже подтягивается... Ему нельзя отставать... Фамильную честь пусть, пострел, оправдывает...

Автор статьи - Владимир Смолин.

( Опубликовано в сборнике - "Книга о Героях".  Москва, 1968 год, выпуск 3. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz