Войтенко Стефан Ефимович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Войтенко Стефан Ефимович

Войтенко Стефан Ефимович

Родился 26 июня 1909 года в городе Екатеринодар  ( Краснодар ), в семье рабочего. Окончил начальную школу, работал трактористом. С 1931 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Ейскую школу морских лётчиков. Работал там же инструктором - пилотом.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии.

К июню 1944 года помощник командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( ВВС Черноморского флота )  Гвардии майор С. Е. Войтенко совершил 241 боевой вылет, в 45 воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

5 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1947 года Гвардии майор С. Е. Войтенко - в запасе. Умер 21 апреля 1992 года. Похоронен в Сочи, на Адлерском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Его имя носит школа в селе Великие Будища Полтавской области на Украине.

*     *     *

Стефан Войтенко родился 26 июля 1909 года в Екатеринодаре   ( Краснодар ), в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу, затем работал трактористом. В рядах Красной Армии с 1931 года. Службу начал в 222-м стрелковом полку. Через год был направлен в Ейскую школу морских лётчиков, которую окончил в 1934 году. Был оставлен в ней в качестве инструктора - пилота. С 1937 года служил в 12-й отдельной авиаэскадрильи КБФ младшим летчиком, а затем командиром звена.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В составе 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи совершил более 100 боевых вылетов, 70 раз участвовал в штурмовках по живой силе и технике противника. В одном из боёв сбил самолёт "Глостер - Гладиатор". За отличное выполнение боевых заданий командования в 1940 году награждён орденом Ленина.

И-16 из состава 13-й ОИАЭ.

С июня 1941 года лейтенант С. Е. Войтенко на фронтах Великой Отечественной войны. Был заместителем командира эскадрильи 8-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, участвовал в героической обороне Одессы.

С сентября сражался в составе 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота.

В сентябре 1941 года противник усилил мощь бомбовых ударов по Одесскому порту и находившиимя там кораблям. Вражеские бомбардировщики ежедневно пытались прорваться к городу. Преграждая им путь, смело вступали в бой истребители армейского полка и Черноморской авиагруппы. 12 сентября, в одном только воздушном бою в районе станции Выгода, лётчики старшие лейтенанты С. Е. Войтенко, Н. Г. Томашевский, Г. В. Москаленко, Д. А. Мягков, лейтенант М. А. Дмитрусенко сбили 5 вражеских машин и ещё несколько подбили.

С.Е.Войтенко. 1944 г.

Только за 3 месяца боёв он совершил 59 боевых вылетов: поражал наземные цели, сбил 4 истребителя в воздухе и 2 уничтожил на земле. Умело воспитывал своих подчинённых и лично водил в бой лётчиков эскадрильи.

30 октября 1941 года, при выполнении очередного особо важного разведывательного полёта, Стефан Войтенко был тяжело ранен и отправлен в Севостополь для лечения. После выздоровления - новые воздушные бои, в которых постепенно вырабатывалось, оттачивалось мастерство воздушного бойца. По возвращении в строй, Стефан Войтенко продолжил службу в 6-м Гвардейском истребительном авиационном полку. Весной 1944 года военные дороги снова привели его, теперь уже Гвардии майора, в Крым.

...Шли бои за овладение Севастополем. В один из дней, успешно выполнив задание, лётчик возвращался на свой аэродром. И вдруг заметил вражеский торпедный катер. Упустить его он не мог. Войтенко мгновенно развернул машину и атаковал неприятеля. Затем свечой ушёл в небо и напал на него вторично. Катер запылал. Лишь увидев, как его поглотили волны, Стефан Войтенко взял курс на аэродром.

Через день Войтенко встретился в небе с 5 вражескими истребителями. Что делать ?   Уклониться от удара ?   Не удастся. Это он хорошо понимал. Тогда лётчик пошёл в лобовую атаку. Строй "Мессеров" распался. В завязавшемся воздушном бою Войтенко сбил один вражеский истребитель и на повреждённом самолёте возвратился на свой аэродром.

Некоторое время отважный лётчик командовал эскадрильей "Адлерский патриот". История создания этого подразделения такова.

По инициативе чаеводов колхоза имени В. И. Ленина, расположенного в живописной долине недалеко от Адлера, начался сбор средств на постройку авиационной эскадрильи. В этот патриотический почин включились труженики и других селений района. В начале 1944 года боевые самолёты - истребители, приобретенные на собранные деньги, были переданы Гвардейцам - лётчикам. По просьбе колхозников эскадрилью назвали "Адлерский патриот", а командиром её назначили уроженца Кубани Стефана Войтенко.

Адлерские самолёты хорошо послужили делу освобождения Крыма. Советские лётчики на них сопровождали своих штурмовиков и бомбардировщиков, вели свободную охоту, вступали в воздушные схватки с противником. В боях за Крым эскадрилья уничтожила несколько десятков вражеских самолётов.

8 мая  ( по другим источникам - 18 апреля )  1944 года Гвардии капитан С. Е. Войтенко сбил над морем, недалеко от Севастополя, многоцелевую летающую лодку BV-138  ( в простонаречии именуемую - "Гамбург-138" ), ставшую его 11-й воздушной победой.

BV-138

К июню 1944 года помощник командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия )  Гвардии майор С. Е. Войтенко совершил 241 боевой вылет, провёл 45 воздушных боёв и сбил 10 самолётов противника лично и 2 в группе. 10 августа 1942 года в районе Новороссийска записал на свой счёт сразу 3 победы. Штурмовыми ударами уничтожил 1 танк, 20 автомашин, 2 зенитные батареи и много другой техники врага.

С.Е.Войтенко

[ Иван Илларионович Рощин в своей книге - "Твёрдо верю в нашу победу"  ( "Политиздат", 1989 год. ) - указывает на 15 личных и 21 групповую победы лётчика. ]

Интересно отметить тот факт, что некоторое время он летал с изображением белой стрелы на фюзеляже своего Як-9Д.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Гвардии майор Войтенко Стефан Ефимович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3800 ).

С 30 декабря 1944 года по сентябрь 1945 года командовал 43-м истребительным Сулинским авиационным полком ВВС ВМФ Черноморского  ( позже - Тихоокеанского )  флота. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны Стефан Ефимович остался на службе в ВВС. С 1947 года - в запасе. Жил в Адлере  ( в черте города Сочи Краснодарского края ), вёл большую военно - патриотическую работу, часто выступал перед школьниками и на предприятях. Ветеран рассказывал о своих боевых друзьях, а в историко - краеведческом музее был активным экскурсоводом.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника С. Е. Войтенко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.09.1941 г.2  Ме-109аэродром ЧаплинкаИ-153, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-9.

223.09.1941 г.1  Ме-109аэродром Чаплинка
326.09.1941 г.1  Ме-109Армянск
431.07.1942 г.1  Ме-109район Новороссийска
510.08.1942 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )восточнее Новороссийской бухты
61  Ме-109район Новороссийска
71  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Абрау - Дюрсо
823.01.1944 г.1  Ju-87Катерлез
910.02.1944 г.1  Ju-87Грязевая Пучина
1008.05.1944 г.1  "Гамбург-138"траверз Севастополя
1110.05.1944 г.1  Ме-110Херсонесский маяк

      Всего сбитых самолётов - 10 + 2;  боевых вылетов - около 300.


Возврат

Н а з а д

каркасные дома, экономим до 50 % тепла.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz