Из дневника летчика-истребителя финской войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Из дневника лётчика - истребителя

В ночь с 29 на 30 Ноября 1939 года был получен приказ командующего о переходе границы. Все были в приподнятом настроении. В этот же день ещё раз проверили материальную часть, хотя она была и так в отличном состоянии. Ночью спали мало, все дожидались утра и, чтобы скоротать время, вели разговоры.

Наступило 30 Ноября. Было ещё темно, но люди были в полной боевой готовности. Техники ещё раз осматривали самолёты, лётчики проверяли вооружение. Стрелка часов подходила к восьми. Как только она стала на цифру восемь, весь горизонт сразу побагровел от вспышек орудийных выстрелов. Раздался залп многих сотен орудий. За первым залпом последовала непрерывная канонада.

Рассвело. По небу плыли низкие густые облака. Вылетать в такую погоду нельзя. А все так рвались сразиться с противником !  Ждали весь день, но так и не пришлось вылететь.

Утром 1 Декабря все поднялись в хорошем настроении. Погода явно улучшалась. Сидим в самолётах, ждём приказа о вылете. Вдруг из землянки, где помещался штаб эскадрильи, выбегает командир... "Запускай моторы !" - раздалась команда. Лётчики и техники только этого и ждали. Вмиг заревели моторы. Не прошло и нескольких минут, как эскадрилья была в воздухе и взяла курс на Выборг.

Подлетая к границе, мы увидели сплошное зарево. Дым от пожарищ поднимался высоко. Еле пробились через него. Наконец, линия фронта осталась позади, мы - над территорией противника. Молчит земля, как бы притаившись и выжидая, на ней не видно ни одного живого существа, как будто всё вымерло.

Все напряженно смотрят вокруг. Вдали появляется точка. Она всё увеличивается и приближается к нам. По сигналу командира эскадрильи Шинкаренко, позднее ставшего Героем Советского Союза, идём навстречу. Уже вырисовываются контуры самолёта, он хорошо виден. На плоскостях и фюзеляже блеснул белый круг со свастикой. Шинкаренко со своим звеном бросился на вражеский самолёт, и тот, не ожидавший встретить нас так далеко от линии фронта, стал падать, сбитый меткими пулями Шинкаренко и Григорьева.

Взяли курс на свой аэродром. Линия фронта хорошо выделяется пожарищами на финской территории. Ещё несколько минут - и мы дома. Так получили мы боевое крещение...

Мы прикрываем свои войска, которые форсируют реку Тайпален - йоки. За рекой находится укреплённый район противника. И вот звено Старшего лейтенанта Ларионова, позже ставшего Героем Советского Союза, в котором шли Лейтенант Покрышев и я, получило задание прикрыть переправу, а затем сбросить листовки над укреплённым районом.

Заревели моторы - и мы в воздухе. Внизу находятся наши войска. В предутренней мгле они еле различимы. Патрулируем над рекой и видим, как наши наводят понтоны. Бьёт артиллерия. Хорошо видно, как рвутся снаряды в укреплённом районе противника. Но вот по нашим самолётам стали бить зенитки, снаряды разрывались слева от нас. Мы отошли от этого места.

Когда нас сменило другое звено истребителей, мы пошли в укреплённый район противника со стороны Ладожского озера, чтобы сбросить листовки. Облачность местами доходила до 100 метров. Шли на высоте 70 - 80 метров. В пути попали под зенитный огонь. Ларионов и я шли рядом, а Покрышев отстал, и когда мы выскочили на пункт, противник открыл огонь из пулемётов. Мы не видели, откуда стреляют, но Покрышев, шедший сзади нас, заметил огневую точку и молниеносно атаковал её. Ларионов также повёл атаку на зенитную точку. В первый момент противник отстреливался, но когда мы засыпали его свинцом из пулемётов, огневая точка замолчала. Это была наша первая встреча с зенитками противника. После мы часто попадали под обстрел зениток, но всегда было достаточно нескольких очередей, чтобы противник прекратил огонь.

Утро 23 Декабря. Замечательная погода - "миллион высоты", как говорят лётчики. Снег так и похрустывает под ногами. Среди лётного состава оживление, слышны смех и шутки лётчиков, рассказывающих о неожиданных столкновениях и встречах с врагом. Звонок телефона. Сразу все замолчали. Звонят из штаба. Шинкаренко получает задание на вылет. Лица у лётчиков засияли, опять есть работа, а то сидеть скучновато. Блеснули на солнце винты, и воздух вздрогнул от мощного рёва моторов. Вот уже самолёты пошли на взлёт, построились и двинулись к линии фронта. Техники провожают взглядом свои машины. Затем идут в землянку отогреться: ведь у них будет много работы, когда вернутся самолёты.

Пролетаем линию фронта. Вот мы уже над заданным районом нашего патрулирования. Внимательно смотрим по сторонам. Недалеко прошли скоростные бомбардировщики, блестя плоскостями, промчались "Чайки" ( истребители ), а вот в стороне компактно и грозно мчится ещё девятка наших истребителей. Торопятся. Значит, где - нибудь есть работа. Вдалеке замечаем силуэты наших бомбардировщиков. Они возвращаются. Но что это ?  Они идут разорванным строем. Несколько самолётов отстали. Напрягаем зрение и замечаем, как около отставших наших самолётов кружатся маленькие силуэтики. Это истребители противника.

Шинкаренко разворачивается, и мы на полном газу и "с прижимом" летим на выручку товарищам. Подоспели вовремя. Зато сами попали в невыгодное положение, так как, идя с принижением, потеряли высоту. Противник оказался выше нас метров на 400. К тому же он имел численное превосходство. Идём в атаку. Сверху на нас сыпятся финские истребители "Фоккер Д-21". Мы их встречаем на лобовых атаках. Атаки быстры и молниеносны: кто кому зайдёт скорее в хвост. Вот уже мы поднялись выше и деремся на одной высоте. Наконец, сопротивление сломлено, и вражеские самолёты разлетаются в разные стороны, кто куда, лишь бы уйти. Но не тут - то было. Здесь уже пошла драка один на один. Противник уходит из боя с переворота. В то время, когда он делает переворот и самолёт на миг как бы застывает в прицеле, мы бьём его, как куропатку.

Вот Покрышев зажёг одного, и тот падает к земле, разваливаясь на части. Булаев жмёт противника к земле, тот старается как - нибудь увильнуть, но не таков Булаев, чтобы выпускать врага. Мгновение, и противник, блеснув хвостом, врезался в землю. Куда ни посмотришь - везде одиночные поединки. Теперь уже видно, что преимущество на нашей стороне.

Неожиданно замечаю в стороне самолёт противника, разворачиваюсь и лечу к нему. Он боя не принимает. Хочет уйти от меня пикированием. Я погнался за ним. На пикировании он, стараясь уйти из прицела, всё время выворачивал машину и дымил неимоверно. Даю полный газ. К земле мы падали камнем, скорости были ужасные, даже с лица срывало очки, и их приходилось придерживать рукой. Уже близко земля, но противник не выводит самолёта из пикирования, пикирую и я. Наконец, перед самой землей он резко выхватывает машину и идёт над самыми верхушками деревьев. Противник думал, что я не успею вывести машину из пике и врежусь в землю. Враг просчитался. Я опять у него в хвосте. Он идёт и виляет хвостом из стороны в сторону, не давая вести прицельный огонь. Даю по нему очередь, другую, и вдруг у меня отказывают пулемёты. Перезаряжаю, но бесполезно, пулемёты молчат. Делать нечего, приходится бросать недобитого врага и идти обратно.

Но тут же вспоминаю, что я увлёкся преследованием и далеко ушёл от своих. Осмотрелся. Нет никого - ни наших, ни противника. Беру курс домой. В стороне вижу: дерутся два самолёта. Издали не разобрать, какой наш, какой противника. Белая полоса на плоскости наших самолётов и белый круг на плоскости противника сливаются. Очень трудно разобрать. Иду к месту поединка, хотя у меня пулемёты и не стреляют. Всё же держу оба самолёта в прицеле. Вдруг один из самолётов на миг замер и рухнул на землю. Другой, как видно, заметил меня и идёт мне навстречу. Я приготовился, всматриваюсь: свой или противник ?  Уже можно различить красную звезду на фюзеляже. Она гордо блестит на солнце, как бы празднуя победу над врагом. Обрадованный, я узнаю командира своего звена - Старшего лейтенанта Ларионова.

Быть в глубине территории противника одному, скажем прямо, неприятно. Набираем высоту. Наших уже нет. Ушли домой. Смотрю назад и вижу невдалеке группу из 4-х самолётов. Показываю Ларионову. Идём к ней. Идём в лоб. Два самолёта отделяются и на полном газу уходят в глубь вражеской территории. С другими двумя мы столкнулись на лобовых. Но атаки были недолгими, противник, не выдержав, бросился удирать. Горючее у нас было на исходе, преследовать не стали.

Когда подвели итог боя, было установлено, что сбито 10 вражеских самолётов. На наш аэродром не вернулись два лётчика...

В следующий раз получил задание идти на Лаппенранту и прощупать озёра до самой Иматры, так как на некоторых из них находились вражеские самолёты. Подлетая к Выборгу, попали под обстрел зенитной артиллерии, но быстро вышли из зоны обстрела и взяли курс на Лаппенранту. Не долетев до неё, повернули на восток, пошли по южному краю системы озер. Противник, как видно, заметил нас и сообщил своим истребителям о том, что мы летим в их сторону. Подлетая к одному местечку, мы увидели на белом фоне озера силуэты выруливающих и взлетающих самолётов. Мы камнем посыпались на них и пулемётными очередями уничтожили их ещё на взлёте. Всё же некоторые из них успели подняться в воздух. И тут завязалась страшная, но недолгая схватка.

Выводя самолёт из пикирования, я вдруг увидал, что к одному из наших самолётов пристроился в хвост истребитель "Фоккер Д-21" и строчит по нему из пулемётов. На раздумье времени не было. Бросился на помощь товарищу. Завязалась схватка с противником. Я удачно зашёл ему в хвост. Он пробовал уйти пикированием. Но это ему не удалось. Пули настигли его вовремя, он неловко перевернулся и рухнул в лес.

В это время Зуев и Муравьёв гонялись за другим самолётом, но у них почему - то шасси были выпущены, и противник стал уходить. Однако уйти ему не пришлось. Его заметил лётчик Сереженко. Он молниеносно налетел на противника и огнём своих пулемётов уничтожил белофинна.

Так враги были нами наказаны. Мы уничтожали их одного за другим. Семь самолётов противника попали под пули наших лётчиков и были расстреляны. Зенитная артиллерия противника открыла было огонь, но опоздала: "Фоккеры" уже были уничтожены. Командир девятки Старший лейтенант Михайлюк подал команду "Сбор". Мы быстро её исполнили и пошли домой. Пришли в полном составе.

Ещё случай. Лётчики сидели в самолётах и ждали, когда прилетят наши скоростные бомбардировщики. Нам было поручено их сопровождать. Из - за леса показалось звено, за ним другое, третье. Запускаем моторы истребителей. Взлетаем и пристраиваемся к бомбардировщикам. Идём по направлению к Кархуле. Не успели ещё пролететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. Неожиданно у одного из бомбардировщиков задымил мотор. Самолёт резко свернул в сторону и направился на свою территорию. Снаряд зенитки попал ему в мотор, зажёг его. Тогда командир наших истребителей, Старший лейтенант Шинкаренко, повёл свое звено на помощь подстреленной машине.

Бомбардировщик всё больше и больше дымил, вот уже показалось и пламя. Самолёт шёл со снижением. Наступали критические минуты. Неизбежна посадка на территории противника. Другого выхода не было. Внизу блеснуло большое озеро. Пылая, бомбардировщик удачно приземляется, немного скользит и закрывается дымом. Тут противник с берегов озера открывает по севшему самолёту ружейно - пулемётный огонь. Подходить к самолёту белофинны не рискуют. По нему начинает бить артиллерия. Экипаж бомбардировщика выходит на озеро. Фигуры лётчиков нам хорошо видны. Огонь противника по озеру и воздуху усиливается.

Звено под управлением лётчика Булаева пошло на подавление огня артиллерии. Через несколько секунд артиллерия противника умолкла. Мы непрерывно атакуем пулемётные точки. Как только на берегу вспыхнет огонёк пулемёта, смотришь, уж там пикирует наш самолёт и заставляет противника замолчать.

Сбросив свои бомбы на укреплённую полосу противника, возвращаются звеньями бомбардировщики. Вот они подошли к месту посадки своего товарища. От группы отделяется один самолёт. Он идёт на посадку. Белофинны, на время прекратившие огонь, усиливают его сейчас во сто крат. Но бомбардировщик смело и упрямо снижается. Лыжи его, вздымая снежную пыль, недолго скользят по озеру. Вот он остановился. Подруливает. Экипаж подбитого бомбардировщика быстро вскакивает на самолёт. Истребители же в это время непрерывно атакуют огневые точки врага. Погрузка закончена. Самолёт пошёл на взлёт. Теперь он в кругу своих. Скоростные бомбардировщики, оцепив его, легли на курс и пошли домой.

Командир девятки истребителей лётчик Шинкаренко решил ничего не оставлять врагу. Даёт сигнал расстрелять оставшуюся на льду озера машину. Несколько очередей, и подбитый самолёт загорается с утроенной силой.

Белофинны не могли скрыть своей злобы на истребителей, которые выручили свой экипаж и не дали им подбитый самолёт. Они с ещё большим ожесточением открывают пальбу, но безрезультатно.

На другой день на имя командира эскадрильи Старшего лейтенанта Шинкаренко пришла телеграмма от командира бригады скоростных бомбардировщиков Новикова. Он благодарит его и всю эскадрилью за помощь, оказанную экипажу подбитого самолёта. В этот день среди лётчиков царило веселье. Радостно и приятно было у всех на душе.

Вновь летим, который раз уже, над территорией противника. Выборг остался слева. Показались трубы домиков Лаппенранты. Заходим восточнее её и севернее по озерам. На озерах снег не заслежен. Значит, авиации нет. Идём. Вдали виднеются белые дымки, и через несколько минут из - за поворота железной дороги показывается воинский эшелон. Ведущий девятки Старший лейтенант Михайлюк направляет самолёты на эшелон. Первая атака - по паровозу. Бьём по котлу и, самое главное, по будке машиниста. Эшелон остановился. Обстреливаем вагоны. Нам уже было известно, что в последнее время белофинны, боясь налёта истребителей на эшелоны, покрывают пол вагонов толстым слоем песка. И когда мы атакуем эшелон, паровоз останавливается, белофинны же прячутся под вагоны. Эту хитрость врага мы быстро разгадали. Когда белофинны залезли под вагоны, мы зашли с небольшим углом планирования и застрочили из пулемётов по финнам, спрятавшимся под вагоны.

Но в это время я замечаю другой эшелон, лечу туда. Даю несколько очередей по паровозу, вагонам. Эшелон стал. Подлетают товарищи. По эшелону прошёл шквал пулемётного огня. Увлекшись расстрелом эшелона, не заметил, как ушли товарищи. Издали видно, как они что - то обстреливают. Подлетаю к ним. Оказывается, они обстреливают третий воинский эшелон. Бензин и патроны на исходе. Пошли домой. По дороге обстреляли вражеские колонны автомашин...

Наши войска брали Муурилу, наступая по льду Финского залива. Звено Старшего лейтенанта Ларионова получило задание разведать этот район и обстрелять обнаруженную живую силу врага. Линию фронта пересекли около озера Куолема - ярви. Идём в глубь территории противника. Поворачиваем на Муурилу. Обследуем всю местность, особенно пути сообщения. На одной дороге встретили несколько автомашин, идущих в направлении Муурилы. Решили атаковать. Сделали два захода. Машины остановились и больше не двинулись с места. Пошли дальше.

Над Муурилой стоял большой столб огня и дыма. Горело всё, что только может гореть. Шли бреющим полётом, рассматривая все складочки местности. Показались окопы противника, но в них ни живой души. Подлетаем к Мууриле. Видим, как несколько белофиннов быстро юркнули в дом. Обстреливаем дом, он быстро воспламенился. Выскакиваем на лёд Финского залива. За торосами обнаруживаем нашу пехоту.

Передовые отделения, лавируя среди торосов, упорно продвигаются к берегу, несмотря на огонь белофиннов. В стороне можно видеть, как вокруг походной кухни толпятся люди, получают обед. При нашем появлении все разбежались, залегли, затем поднялись и стали махать нам шапками и руками. Мы сделали ещё несколько атак по Мууриле и ушли домой...

( Из воспоминаний лётчика М. Борисова )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz