Федутенко Надежда Никифоровна - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Федутенко Надежда Никифоровна

Федутенко Надежда Никифоровна

Родилась 30 сентября 1915 года в селе Ракитное, ныне посёлок городского типа Белгородской области, в крестьянской семье. Окончила 7 классов неполной средней школы, школу фабрично-заводского обучения, в 1935 году - школу Гражданского Воздушного Флота в городе Тамбове. Работала в ГВФ СССР. С 1941 года в рядах Красной Армии.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте летала пилотом на самолёте типа Р-5. В 1942 году окончила курсы лётной подготовки при Энгельсской военной авиационной школе пилотов, где освоила бомбардировщик Пе-2. Воевала на Юго-Западном, 1-м Прибалтийском фронтах. В 1943-1944 годах эскадрилья под её командованием наносила бомбовые удары по врагу в районе Витебска, Богушевска, Орши, Борисова.

К декабрю 1944 года командир авиационной эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 56 боевых вылетов на бомбардировку скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон. Сбросила 50,4 тонны бомб. 15 декабря 1944 года в качестве ведущей эскадрильи в составе 9 Пе-2 нанесла бомбардировочный удар по порту Либава. Лично сама и в составе групп взорвала 3 склада с боеприпасами, 3 железнодорожных эшелона, уничтожила 5 пулемётных точек, до 30 машин и 12 танков.

К концу войны Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко - в запасе. До 1954 года находилась на партийной работе в городах Хабаровске и Иркутске. Жила в Киеве. Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Её имя носила бригада на трубном заводе города Волжский Волгоградской области. В Киеве на доме, в котором жила Н. Н. Федутенко, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Надя Федутенко жила в селе Ракитном Курской области. Родители её работали на сахарном заводе, где в дальнейшем формовщицей работала и она. У них была большая и дружная семья. Школьницей Надя любила бегать на лыжах и коньках, легко занимала первые места в школьных состязаниях. Любила Надя и верховую езду. Любила за скорость, как состязание смелых. И здесь ей нередко удавалось приходить первой, оставляя позади своих сверстников.

Надя училась в ФЗУ, а по вечерам пропадала в кружке юных авиамоделистов. Здесь она впервые познакомилась с конструкцией самолёта, узнала, почему летает самолёт, как он устроен, как управляет им человек. Конструируя своими руками лёгкие модели, Надя думала о настоящем самолёте, на котором полетит сама. А как только исполнилось 18 лет, она поступила в Тамбовское училище пилотов Гражданского Воздушного Флота. Осваивая полёты на учебных, а затем на транспортных самолётах, она увлеклась новым видом спорта - парашютными прыжками. Став пилотом Гражданского Воздушного Флота, после окончания училища она одновременно получила и звание инструктора парашютного спорта.

До войны Надежда Никифоровна более 6 лет летала над просторами нашей Родины, возила пассажиров, доставляла грузы новостройкам. Летать ей приходилось много - и днём, и ночью. В её лётной книжке была записана уже не одна тысяча часов налёта, не один тип самолёта был освоен ею, когда началась война.

С первых дней Великой Отечественной войны Надежда Никифоровна - на фронте. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте она летала пилотом на самолёте типа Р-5. Ей приходилось выполнять ответственные задания по доставке боеприпасов, снаряжения, продовольствия и медикаментов войскам, находившимся в окружении и в глубоком тылу противника, а также вывозить из окружения тяжелораненых и доставлять разведывательные данные о противнике для командования наземных войск.

Её полёты на транспортном самолёте, как правило, на бреющем полёте, без прикрытия огневыми средствами и истребителями, требовали большого мастерства, исключительной выдержки и самообладания. Однажды она везла в Киев 3-х представителей Генерального штаба. В районе Брянска самолёт шёл над лесом, едва не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился... И вдруг сверху, из облаков, выскочил истребитель противника и ринулся в атаку на одинокий транспортный самолёт.

Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел, разрывы снарядов подняли тучи пыли с земли позади её самолёта. Но вот враг снова начал заход для атаки. Надя стала снижаться всё больше и больше и, насколько возможно, маневрировала, всё время меняя направление полёта. Перед ней - овраг. Она скрылась в нём. Лощина! Она использовала и её. Вдали снова виднелся лес: "Только бы добраться до него", - пронеслась мысль в голове. При подходе к лесу - новая атака противника. Самолёт вздрогнул от удара, но продолжал лететь... "Мотор цел! Рули работают! Значит, пока всё в порядке", - думала Надя, а взгляд следил за противником. Теперь истребитель с разворота зашёл в лобовую атаку. Ярость и злоба закипела в ней: "Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать: везу людей. Надо уходить!"

Вот и лес. Федутенко направила самолёт вдоль просеки. Истребитель проскочил мимо. Она изменила направление самолёта раз, ещё раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, погом оврагом... И, напряжённо следя за воздухом, с облегчением увидела, что враг уходит в сторону: "Потерял, потерял меня, наконец!" - обрадованно думает Федутенко.

На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полёта. После посадки офицеры, вылезая из самолёта, пробовали шутить:

- Мы, кажется, вернулись с того света...

И крепко жали Надежде Никифоровне руку:

- Спасибо за второе рождение!

Был и такой полёт. Надо было доставить бутылки с горючей жидкостью к фронту. Аэродром посадки дали юго-западнее Киева, у станции Ротмистровка. Спокойно долетела Надя до аэродрома. Высота её полёта на маршруте не превышала 15 - 20 метров. Но она уверенно вела машину, так как прекрасно знала местность. Самолёт приземлился и, теряя скорость, остановился на посадочной полосе. Но что это? Её никто не встретил? Она вылезла и оглянулась кругом. К самолёту бежала группа вооружённых людей... "Фашисты!" - молнией пронеслось у неё в голове. Она бросилась к самолёту, дала полный газ, взлетела... Ничего, что по ветру, разворачиваться некогда. Самолёт взмыл над головами ошеломлённого врага. Вслед ему засвистели пули... "Да! Это была посадка к чёрту в зубы!" - только теперь подумала Надя. После возвращения Федутенко на свой аэродром техники насчитали на её самолёте 47 пробоин.

Так летала Н. Н. Федутенко до назначения её в полк М. М. Расковой. До 200 вылетов совершила она к этому времени, иногда бывая в воздухе по 7 - 8 часов в день. Более 150 тяжелораненых бойцов и командиров вывезла из окружения и с передовой.

Надежда Никифоровиа Федутенко обладала высоким лётным мастерством и большими организаторскими способностями, поэтому была назначена командиром 1-й эскадрильи. Она одной из первых отлично овладела техникой пилотирования и бомбометанием с пикирования на самолёте Пе-2. В её эскадрилье преобладали опытные лётчицы, прибывшие с самостоятельной работы в Гражданском Воздушном Флоте. Но не так просто было из своих вчерашних подруг с различными характерами и привычками сколотить воинское подразделение - авиационную эскадрилью. Однако Надежда Никифоровна справилась с этой задачей. Она научилась управлять не только боевым самолётом, но и людьми в военных условиях.

Быстро завоевала Федутенко любовь и уважение своих подчинённых. Она сразу всем понравилась - крепкая, стройная, с вьющимися каштановыми волосами. Особенно хороши у неё глаза - как две спелые вишни, выразительные, тёплые. Но часто в них вспыхивала смешливая искорка. Надю уважали и любили все в эскадрилье. На таких лётчиц, как Надя Федутенко, Леля Шолохова, Женя Тимофеева, молодые пилоты и штурманы, смотрели с огромным уважением. У них за плечами была большая лётная практика, знание жизни и людей, а многие из 18-летних девчонок ничего, по существу, ещё не видели в жизни.

Долго и упорно готовились к вылету на фронт. Уже воевали их подруги на лёгких бомбардировщиках У-2, били врага в воздухе девушки на "Яках", а они пока только с завистью слушали рассказы об этом. Наконец учёба и тренировки остались позади. И вот они на аэродроме Ново-Георгиевка. В дивизии встретили их недоверчиво. Лётчики-мужчины даже не допускали мысли, что какие-то девчонки будут наравне с ними летать на все боевые задания. Но после первых же полётов убедились, что девушки летают не хуже, а зачастую и лучше их. Давала знать большая практика многих лётчиц в Гражданском Воздушном Флоте.

Особенно запомнился первый боевой вылет. Это было 28 января 1943 года. Полетели экипажи Федутенко и Тимофеевой, которые были включены в девятку соседнего полка. Таким образом им давали возможность ознакомиться с боевой обстановкой в строю лётчиков, уже имевших немалый боевой опыт.

Как они волновались перед вылетом! Сделаны все предварительные расчёты. Раздаётся команда: "По самолётам!" В воздух взвилась ракета - сигнал на вылет. Самолёты выруливают на старт. Федутенко отлично взлетает, затем и Тимофеева пристраивается к ведущему. Вот вся группа в сборе. Берут заданный курс. Надя настолько спокойно и уверенно чувствует себя в воздухе. Самолёты идут плотным строем. Её самолёт - в строю девятки выглядит внушительно и грозно. Настолько сильно чувство локтя, что даже холодок по спине пробегает.

Заход на цель делается со стороны Ахтубы. Под крыльями огромный город, разбитый, разрушенный, но не сдавшийся. Особое чувство охватывает лётчиков в тот момент, когда их бомбы летят на головы ненавистного врага. Цель уничтожена, победа на какой-то миг ближе. Редкие разрывы зенитных снарядов сопровождают нашу группу, но она без потерь возвращается на аэродром.

В этот же день полку была поставлена боевая задача - тремя экипажами, действуя в составе группы соседнего полка, нанести удар по окружённой группировке в северной части города. Это звено повела в бой Н. Н. Федутенко. В него были включены экипажи лётчиков Зины Третьяковой со штурманом Надей Васильевой и Саши Кривоноговой со штурманом Леной Пономарёвой. За свой первый вылет звено сбросило на головы фашистских войск 1200 килограммов бомб.

Надежда Федутенко летала и на Кубани бомбить фашистские укрепления, артиллерию и пехоту в районах станиц Крымской и Киевской. Не раз ей приходилось пробиваться сквозь ураганный зенитный огонь, отражать яростные атаки истребителей. 26 мая 1943 года она получила задачу разгромить артиллерийские и миномётные позиции противника в районе станицы Киевской. Наша группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии противника. Несмотря на мощный заслон заградительного огня, самолёты упорно шли к цели. Вдруг "Петляков" резко тряхнуло. Он опустил нос и начал переходить в пикирование. Но Надя быстро восстановила его на прежней высоте. Штурман взглянула на неё и увидела, что из-под шлема по её лицу струйкой течёт кровь... "Ранена в голову!" - мелькнула тревожная мысль.

До цели оставались считанные секунды полёта. Видя беспокойство штурмана, Надя сказала: "Ничего, потерплю! Целься точнее!" Вот сброшены бомбы, на земле возникли пожары, замолчала вражеская батарея. Превозмогая боль, Федутенко строго выдержала боевой курс. В этом полёте она была заместителем ведущего группы и, несмотря на ранение, продолжала держаться в строю, готовая каждую минуту заменить ведущего. Хладнокровно и уверенно посадила она самолёт, доложила о выполнении задания, и только после этого её увезли в госпиталь.

За точный и эффективный удар, который обеспечил наступление нашей пехоты, группа ещё в воздухе услышала благодарность командующего наземной армией. В те дни Надежда Никифоровна Федутенко получила свою первую награду - орден Отечественной войны I степени. Командир корпуса генерал Ушаков прислал ей в госпиталь поздравительную телеграмму. Вскоре Надежда Никифоровна снова вернулась в строй.

2 сентября 1943 года Н. Н. Федутенко выполняла боевое задание в составе большой группы самолётов, обеспечивающей прорыв укреплённой полосы противника в районе города Ельни. Над целью группа была обстреляна сильным огнём зенитной артиллерии и атакована истребителями противника. Зенитным огнём был сбит ведущий колонны. Став на его место, Н. Н. Федутенко вывела всю группу - 54 самолёта - точно на цель.

Федутенко первой в полку превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до 1200 килограммов. Летом 1944 года начались бои в районе Орши, Витебска и Борисова. Это были напряжённые дни, когда Федутенко вылетала на задания по 2 - 3 раза. За точные бомбовые удары группы она получила не одну благодарность командования.

В те дни она летала со штурманом Тоней Зубковой.

- Я совершила с ней не один десяток боевых вылетов, - вспоминает Надежда Никифоровна, - вместе мы были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сохранился обрывок карты, на обратной стороне которой Тоня Зубкова написала стихи о полёте в район Двинска, где Федутенко была второй раз ранена. Вот эти стихи:

Блеснуло озеро. Там станция, лесок,
А дальше тянется грунтовая дорога.
- С земли приказано, - передает стрелок, -
Бомбите цель, Что северней немного!

Пусть карту унесло струёй в пробитый люк,
Сапог солдатский полон липкой крови.
Лететь осталось двадцать пять минут -
Мы доведём машину силой воли.
Федутенко Надежда Никифоровна

Сколько силы воли, мужества, бесстрашия проявили в боях с врагом лётчики и штурманы 1-й эскадрильи Оля Шолохова, Ира Осадзе, Валя Волкова, Саша Кривоногова, Саша Ерёменко, Галя Ломанова, Зина Степанова, Лена Малютина, Маша Тарасенко, Лена Юшина, Лена Азаркина и многие другие. Навечно в сердцах останется память о Любе Губиной, Ане Язовской и Елене Пономарёвой, отдавших свои молодые жизни за счастье нашего народа, за свободу нашей Родины.

Под командованием Надежды Никифоровны Федутенко более 500 вылетов совершили лётчики 1-й эскадрильи за годы Великой Отечественной войны. Волга, Кубань, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия - таковы этапы её боевого пути.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко удостоена звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7930).

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко - в запасе. До 1954 года находилась на партийной работе в городах Хабаровске и Иркутске. Жила в Киеве. Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Г. Ольховская-Кострикина.

( Из материалов сборника - "Героини. Выпуск 2".  Москва, Политиздат, 1969 год. )


Возврат

Н а з а д

helpful site


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz