Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Худякова Антонина Фёдоровна

Худякова Антонина Фёдоровна

Родилась 20 июня 1917 года в деревне Новая Слобода, ныне Карачевского района Брянской области, в крестьянской семье. В 1939 году окончила Бежицкий машиностроительный техникум, в 1940 году - Херсонскую авиационную школу. Работала лётчиком-инструктором в Орловском аэроклубе. С октября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила Курсы усовершенствования командного состава.

С мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Особенно отличилась в Белорусской операции. Наносила удары по коммуникациям противника на Могилёвском, Минском и Гродненском направлениях.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант А. Ф. Худякова произвела 926 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Сбросила 130 тонн бомб, вызвала 173 очага пожаров, уничтожила 3 склада, 12 автомашин, 2 переправы, 1 железнодорожный эшелон, подавила огонь 4 батарей, разбросала в тылу врага 8 млн. листовок. 15 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

После войны - в запасе. Жила в городе Александрия Кировоградской области (Украина). Умерла 17 декабря 1998 года. Похоронена в Александрии.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (трижды); медалями. Почётный гражданин городов Александрия и Карачев. В городе Александрия на доме, в котором жила Героиня, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Фронтовой аэродром! Название громкое. На самом же деле обыкновенная поляна, окаймлённая густым орешником. В его искусно переплетённых ветвях замаскированы самолёты У-2 женского авиационного полка. В крыльях и фюзеляжах машин пробоины. Их ещё не успели залатать после ночного вылета. Мешала техникам фашистская авиация. Начнут около машин хлопотать, а фашисты тут как тут. "Мессеры" и "Фоккеры" так и рыскали парами в небе в поисках лёгкой добычи. Над аэродромом часто и надрывно гудел вражеский самолёт-разведчик. Курсом на восток проплывали тяжело гружённые бомбами "Юнкерсы".

Под натиском врага отходил фронт. Пятился и женский авиационный полк. Сколько уже аэродромов сменили. Лето и осень 1942 года были очень тяжёлыми. Однако и в этих трудных условиях воины полка не падали духом, а твёрдо верили в нашу победу и мужественно сражались с врагом. Летая на самолётах У-2 в ночное время, они наносили фашистам смелые и меткие удары. Расскажем об одном из отважных авиаторов этого полка - лётчице Тоне Худяковой, всегда бодрой, энергичной и мужественной девушке.

Однажды ночью экипажам У-2 было поручено нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу. По данным разведки, на этой крупной станции фашисты сосредоточили несколько эшелонов с боевой техникой и боеприпасами. Летели наши ночные бомбардировщики в колонне по одному. К удивлению лётчиков, противник встретил самолёты редким зенитным огнём. Оказалось, что эшелонов на железнодорожных путях уже не было.

- Неужели придётся напрасно тратить бомбы? - с огорчением подумала Худякова. - А может быть, стоит довернуть на запасной объект.

Лётчица и штурман её самолёта Катя Тимченко имели кроме основного несколько запасных целей. Тут же, в воздухе, экипаж решил: бомбы на станцию не бросать, задание выполнять по второму варианту. Перед тем как стать на боевой курс, лётчица убрала обороты двигателя до минимальных. Мотор работал почти бесшумно. Вдруг впереди самолёта в небо упёрся луч вражеского прожектора. За ним ещё один. Потом третий. У экипажа укрепилась уверенность, что в лесочке, который Худякова и Тимченко избрали как объект для бомбометания, фашисты что-то прячут.

Штурман сбросила бомбы с одного захода, а Худякова, скорее по привычке, чем по необходимости, выполнила противозенитный маневр. Но не успела лётчица вывести свой У-2 из крена, как на земле встало огромное пламя.

- В склад попали! - закричала Тоня. - Теперь ясно, куда со станции фашисты снаряды увезли.

Прилетела Худякова на свой аэродром, совершила посадку и бегом к командиру. Доложила обстановку. Всю ночь эскадрилья У-2 с разных заходов бомбила фашистский склад. Уже давно наступил день, а взрывы в лесочке всё продолжались...

Конечно, не всегда так удачно получалось. Нередко жизнь девушек, как говорится, висела на волоске. Особенную трудность в тот период представляли полёты в горах, над морем. Сложно было бомбить противника и по расчёту времени, из-за облаков. К тому же на этом участке фронта у фашистов действовали ночные истребители. В светлые ночи они подкарауливали наши У-2. В очень сложную переделку попал тогда экипаж Худяковой. Два первых вылета в ту ночь прошли благополучно. Но третий чуть не кончился трагически. На подходе к объекту бомбометания их У-2 был атакован истребителем. Его пулемётные трассы, казалось, прошили машину Худяковой. Она и до сих пор не знает, попал тогда фашист или нет, потому что дальше началось невообразимое. Тоня, спасаясь от огня фашистского аса, решила прикрыться облачностью. Но облака были тонкими, и скоро У-2 уже летел под их нижней кромкой.

Тут-то и заговорили вражеские зенитки. Лучи прожекторов слепили Худяковой глаза. Осколки снарядов, пулемётные трассы секли обшивку крыльев, дырявили фюзеляж. Самолёт перешёл в беспорядочное падение. Настолько очевидной была гибель экипажа и машины, что фашисты прекратили стрельбу по ней. Но, как только Тоня почувствовала, что огонь зениток ослаб, а прожекторы уже оставили их, она вывела самолёт из беспорядочного падения в горизонтальный полёт.

На аэродроме Худякова доложила командиру о благополучном возвращении и хотела остановиться на подробностях. Но майор Бершанская положила ей руку на плечо:

- Дальше можно не докладывать. Мне всё известно. Два экипажа видели, как фашисты расстреливали ваш самолёт и как падал он в лучах прожекторов. Горжусь, что командую такими лётчицами!

Выстоять и победить. Победить не только силой оружия, но и силой духа. Тоня Худякова, передовая комсомолка-лётчица, хорошо понимала свою задачу, старалась в каждом полёте нанести противнику сильный удар. Тоня не была какой-то особенной. Нельзя сказать, что ей везло на фронте, хотя за 926 боевых вылетов она ни разу не была ранена, ни разу её самолёт не сбивали. Характер у Худяковой твёрдый. Привыкла всё делать обстоятельно. На совесть. Трудностей смолоду не боялась, а училась преодолевать их. От своего слова не отступалась.

Ровесница Октября, воспитанница ленинского комсомола, она всегда находилась в коллективе, была его душой. Закончила машиностроительный техникум, работала на вагоностроительном заводе. Была специалистом по сварке металла. Увлекалась парашютным спортом. Потом поступила в аэроклуб. Приходилось вставать рано, ложиться поздно. Недосыпать. Её отговаривали:

- Что себя мучаешь? Всё равно лётчицей не будешь.

- Буду, - возражала Тоня. - Сейчас каждый член ВЛКСМ должен иметь военную специальность!

Худякова стала не только лётчицей, но и инструктором аэроклуба. Уже на фронте она с удовлетворением вспоминала, что 40 её воспитанников, которым она дала путёвку в небо, тоже бьют фашистов. И в женском полку Тоня продолжала помогать молодёжи. В один из вечеров она услышала, что приборист Голубева мечтает стать штурманом, а Нина Ульяненко - лётчицей. Худякова взяла шефство над боевыми подругами. С её помощью опытным штурманом стала и авиационный техник Тома Фролова.

- Нам воевать до победы, - говорила Тоня подругам. - Учитесь, девушки, бить врага!

К качеству неутомимого агитатора у Худяковой прибавилось ещё и качество организатора. Скоро Тоня стала лейтенантом и командиром звена, хорошим командиром: она умела сочетать требовательность с чуткостью, строгость с заботой о подчинённых. Худякова учила экипажи своего звена искусству воевать. Перед каждым вылетом она объясняла лётчицам, как правильно использовать в полёте скорость и направление ветра, высоту облачности, темную, неосвещённую сторону горизонта. Много различных тактических вариантов, помогавших перехитрить врага, давно уже усвоила Антонина и старалась свой опыт передать подчинённым. Строго требовала, чтобы лётчицы, штурманы, технический состав беспрекословно выполняли уставы и наставления, приказы старших начальников, были честными и правдивыми. Сама она в этом отношении всегда служила примером.

Однажды во время перелёта с фронта на фронт Антонина получила разрешение от командира полка залететь в родную деревню Новая Слобода, под Карачевым, Брянской области. Тоня посадила самолёт на поляне, неподалёку от землянок, в которых ютились жители деревни. К месту посадки быстро стекался народ. Слышались возбуждённые голоса:

- Фёдор Николаевич, Меланья Васильевна! Ваша Тонечка прилетела!

Только несколько минут пробыла она с глазу на глаз с родителями, а потом её окружили односельчане. Едва успевала отвечать на их вопросы. Незаметно пролетели два часа.

- Может, ночевать останешься, доченька, - робко попросила Меланья Васильевна. - Увидимся ли ещё...

И так это она трогательно сказала, что штурман экипажа не выдержала:

- Останемся, Тоня. Скажем командиру, что погода задержала...

- Приказ есть приказ, - вздохнула Антонина. - Надо лететь!

Последние слова прощания Тоня произнесла уже из кабины:

- Ждите нас с победой!

В полк они прилетели вовремя, точно, как было приказано. О своём полёте домой Антонина рассказала однополчанам, призвала отомстить врагу за разрушения, смерть товарищей, слезы отцов и матерей. В обойму ненависти наших лётчиц к фашистам Худякова вложила новые патроны, особой ударной силы. Тоня знала, что сердца боевых подруг отзовутся на её призыв, - ведь у многих девушек родные находились на оккупированной территории. И она не ошиблась в своих товарищах по оружию: во всех звеньях и эскадрильях полка ещё выше тогда поднялась боевая активность.

Штурман экипажа не удержалась, рассказала, между тем, в эскадрилье, как мать Тони просила её остаться переночевать и что ответила ей дочь. Девушки прониклись ещё большим уважением к Худяковой. Они понимали, что иначе она поступить не могла: дисциплина для всех одинакова - как для рядового солдата, так и для командира.

Скоро Тоню ещё повысили в должности. В молодости казаться старше своих лет - стремление естественное. Понятно и патриотическое желание стать командиром, водить подчинённых в бой, принимать решение за коллектив. Но одно дело - желать, а другое - уметь. Антонина Федоровна действительно умела командовать. Умела смотреть вперед. И порой за незначительным фактом видела большую опасность. Или, наоборот, находила крупицы драгоценного опыта там, где другие проходили мимо. Вернулся однажды из полёта избитый пулями и осколками У-2. Техники и механики восхищались:

- Вот это да! Вот это мужество!

А Худякова мыслила иначе. Она сама была в тот час в воздухе и видела, что лётчица и штурман с этого самолёта действовали тактически безграмотно. И это надо было показать всем, чтобы люди правильно понимали, что такое воинский подвиг!

После того как авиаторы отдохнули, Худякова собрала эскадрилью на разбор ночных полётов. Вот тут-то и досталось экипажу повреждённого У-2. Командир при всех задала лётчику и штурману несколько вопросов и потребовала от них честного ответа.

- До полёта тренировку в кабине самолёта в составе экипажа проводили?

- Нет! - доложила лётчица.

- Схему зенитного огня противника изучили?

- Нет! - ответила командир экипажа. И тут же признала, что такая возможность у них была.

- Противозенитный маневр над целью выполняли?

И опять последовал отрицательный ответ. Удивительно ли после этого, что экипаж неуверенно действовал на боевом курсе? Плохая подготовка отрицательно сказалась на выполнении задания.

Лейтенант Худякова обстоятельно объяснила подчинённым, что лихость, ухарство не имеют ничего общего с героизмом. Только напряжённый труд, учёт всех плюсов и минусов в полёте, хорошо налаженное взаимодействие между членами экипажа ведут к воинскому подвигу.

Умела Худякова воспитывать новаторов, творцов передового опыта, быстро подхватывала их мысли. В таких случаях она шла к инженеру, командиру полка, делала все для того, чтобы толковые предложения не мариновались, а быстро внедрялись в жизнь. Антонина Фёдоровна не только хорошо знала тактику и штурманское дело. Она в деталях представляла себе особенности труда мотористов, оружейников, прибористов, механиков. Видимо, сказывалось её техническое образование. Как только девушки давали какое-либо рационализаторское предложение, о нём немедленно сообщалось Антонине Фёдоровне.

- Иди к Худяковой, - направляли техники молодого новатора.

Антонина Фёдоровна очень любила поразмышлять над схемой или чертежом, задуматься над тем, какой успех сулит полку новое изобретение. Она поощряла тот творческий дух, благодаря которому часто появлялись в полку новая контрольная измерительная аппаратура, очень удобные кронштейны для подсвета приборов, безотказные замки-держатели, тележки для подвоза бомб к самолётам... Все эти изобретения обычно были плодом труда целого коллектива, но без Худяковой дело обходилось редко.

За годы войны она выполнила 926 боевых вылетов. Налетала 3139 часов. 130 тонн бомб сбросила на врага. В каких только переделках не была, а вот за несколько дней до победы, на последнем вылете, всё-таки не убереглась: её контузило. Попала она в госпиталь вместе с Евгенией Жигуленко. Обидно было им встречать долгожданную победу в госпитальной палате.

В открытые окна палаты врывалась к девушкам музыка. Песни и марши. Скоро к лётчицам приехали друзья, привезли цветы. Море цветов. Они были повсюду: на подоконнике, на столе, на тумбочках. Кто-то занёс в палату и зелёную ветку, похожую на орешник. Эта ветка напомнила Тоне далекий фронтовой аэродром, где начала она свой боевой путь.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии старший лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6150). Эта высокая награда Родины лучше всяких слов говорит о её больших боевых делах.

Т. Уткина.

( Из материалов сборника - "Героини. Выпуск 2".  Москва, Политиздат, 1969 год. )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz