КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
...Декабрь 1943 года. Он остался в памяти ещё и событием, совершившимся во фронтовой судьбе одного замечательного человека, служившего в нашей дивизии. Я имею в виду Младшего лейтенанта Марию Ивановну Кулькину, лётчика из звена связи управления дивизии. Круглолицая, веселая девушка, уроженка города Вольска Саратовской области, перед войной училась в Саратовском медицинском институте, но не меньше, чем медицина, влекло её небо. Неплохая спортсменка, Мария вступила в аэроклуб, научилась летать, а когда враг приблизился к берегам родной Волги, добилась отправки на фронт. Зачисленная в состав 236-й истребительной авиационной дивизии, она не скрывала, что мечтает стать лётчиком - истребителем, не раз подавала рапорты командованию с просьбой перевести её из звена связи в какой - нибудь полк, доверить ей истребитель, но командование рапорты Кулькиной отклоняло: профессия истребителя считалась не женской. Кулькина горячо доказывала, что мужчины неправы: девушки летают на бомбардировщиках, доказали, что могут летать на штурмовиках, докажут, что способны драться и на истребителях. Майора С. С. Щирова и меня Кулькина не раз просила замолвить слово перед комдивом. И со временем, понаблюдав за девушкой в боевой обстановке, убедившись, что Кулькина исключительно дисциплинированна, смела, знает технику, обладает неплохой реакцией и осмотрительностью в воздухе, я стал склоняться к мысли, что ей можно доверить истребитель. Сергей Сергеевич Щиров пришёл к такому же выводу. А в Декабре согласился с нами и Полковник Кудряшов. Он подписал приказ о переводе Младшего лейтенанта М. И. Кулькиной в 267-й истребительный авиационный полк, к Подполковнику И. И. Аритову. Как радовалась Мария Ивановна, каким счастьем светились её серые глаза ! Как быстро она собралась лететь в боевую часть ! С Иваном Ивановичем Аритовым, разумеется, в управлении дивизии состоялся особый разговор. Мы просили его прикрепить к Марии Кулькиной опытного лётчика, лично проследить за тем, как девушка освоит Як-1, просили вводить её в строй постепенно. Аритов в точности выполнил просьбу командования дивизии. Обучал Марию Кулькину полётам на Як-1 и боевому применению этой машины опытнейший лётчик, строгий учитель и экзаменатор - заместитель командира 1-й эскадрильи Капитан Д. Д. Тормахов. Лишь после того, как Младший лейтенант Кулькина хорошо освоила Як-1, выполнила множество тренировочных полётов в составе пары и группы, её начали посылать на боевые задания: сначала - простые, не связанные с большим риском, затем - сложные. Исполнение профессиональной мечты совпало у Марии Кулькиной с исполнением личной. Она полюбила командира эскадрильи Капитана Ю. Т. Антипова, который сам уже был влюблён в неё, они стали мужем и женой и, насколько мне известно, единственной в советской авиации семейной парой истребителей. С Апреля 1944 года Капитан Антипов постоянно летал в паре с Марией, которая надёжно прикрывала мужа. Супружеской чете по - доброму завидовали, любовались ими. ...С утра 20 Мая я находился на выездном пункте управления 8-й Гвардейской армии Генерал - Полковника В. И. Чуйкова. Командир дивизии приказал мне руководить действиями истребителей, прикрывающих наши войска на шерпенском плацдарме. Примерно в полдень над нами появилась восьмёрка "Яков", которую вёл Капитан Юрий Тихонович Антипов. Ведомой у него была Младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина. С ними летели ещё три пары. Антипов установил со мной связь. Сообщил, что видит приближающуюся к населённому пункту Кошица группу из 12 "Фоккеров", идёт в атаку. Мы наблюдали, как "Яки" стремительно бросились на врага. "Фоккеры" не дотянули до позиций наших войск, торопливо сбрасывали бомбы куда попало. Задымил один, окутался пламенем другой, развалился в воздухе третий вражеский самолёт... Выскочившие из облаков два Ме-109 рыскнули к самолёту Антипова. Я предупредил Капитана о появлении врага. Меня услышал не только он. Услышала и Мария Кулькина. Не медля, не колеблясь, бросилась она на врагов, открыла огонь, и "Мессеры" тотчас отвернули, взмыли. Антипов был спасен. А в хвост истребителя Марии Кулькиной вышла новая пара "Мессеров", так же неожиданно выскочившая из облаков, как и первая. Прикрыть Марию никто из лётчиков группы не мог: они только - только выходили из атаки на "Фоккеров", находились ниже "Мессеров", уступали им в скорости. И противник сделал своё чёрное дело: залпом из пушек и пулемётов ведущий Ме-109 поджёг машину Марии. Самое горькое, что можно испытать на войне, это ощущение полной беспомощности, полной невозможности помочь попавшему в беду другу. До боли в пальцах стискивал я бесполезный микрофон. В моих наушниках слышался сначала тревожный, потом злой, потом отчаянный, повысившийся до крика голос Антипова: - Маша, прыгай !.. Под тобой свои !.. Прыгай, Маша ! Но Мария его не слышала. Может, была тяжело ранена, может убита наповал: её самолет падал, совершенно неуправляемый. С ВПУ мы видели, как он врезался в землю... Разыскать самолёт отважной лётчицы мы тогда не могли: он упал на территории, занимаемой врагом. Самолёт был обнаружен в долине Тамашлык и поднят с глубины в 12 метров лишь много лет спустя, в 1972 году. Нашли "Як" Марии "красные следопыты" Дубоссарского района. Прах Марии Ивановны Кулькиной захоронен на кургане Славы. Долина Тамашлык решением исполкома Дубоссарского районного Совета народных депутатов переименована в Долину Марии. Именем Кулькиной названа одна из школ в городе Дубоссары и школа в городе Вольске, где училась Маша. Перед этой школой установлен бюст лётчицы. Глаза ее устремлены в небо - высокое, светлое, прекрасное небо Родины, за которую Маша отдала жизнь... Николая Фёдоровича Исаенко - "Вижу противника !" ) Волга... Могучая русская река, прекрасная, тихая и в тоже время быстроходная красавица Волга. Многие хотели поработить эту русскую красавицу, поработить свободолюбивых волжан. Многие, но никому не удалось. Отважная лётчица - Мария Ивановна Кулькина родилась 25 Декабря 1919 года в городе Вольске на Волге. Родилась она в семье механика Ивана Алексеевича и Антонины Ивановны Кулькиных. В семье было пятеро детей, Мария была третьим ребенком. Она помогала в семье, была быстрой и настойчивой, то, что задумывала старалась выполнять. Босоногой девчонкой бегала она со своими братьями и друзьями на Волгу. В 1925 году ( тогда ей было 6 лет ) она пошла в 1-й класс начальной школы города Вольска, где ныне школа рабочей молодежи. Окончив начальную школу Маша перешла учиться в Вольскую среднюю школу № 1, в так называемую школу - дворец. Была пионеркой, училась на хорошо и отлично, занималась спортом. А любимое её занятие было плаванье. Начинала купаться как только лёд сходил с реки. Увлекалась она также и стрельбой. Одной из первых выполнила нормативы и получила значок "Ворошиловский стрелок". С ранних лет Маша мечтала стать лётчицей. С завистью и с затаённой мечтой и надеждой провожала она взглядом быстрокрылых птиц - самолёты. Родители, старшие братья и сестры только смеялись над её мечтой: мол, куда тебе, девчонке, в лётчицы лезть. Но Маша всегда упрямо твердила: "Непременно стану лётчицей". И она упорно готовилась к этому. Всё своё свободное время отдавала тренировкам, закаляла себя. До 9 класса училась Мария в городе Вольске. Здесь в 1934 году стала комсомолкой. В том же году семья Кулькиных, в связи с переменой места работы отца, переехала в город Темир Актюбинской области Казахской ССР. В новой школе она быстро нашла себе товарищей, помогала отстающим, организовывала консультации. Во время школьных каникул Мария работала в пионерских лагерях вожатой. Она умела организовать самые интересные игры и концерты, водила детей в трудные, но увлекательные походы по родным местам. Родители Марии мечтали видеть её врачом. Уступая настояниям матери, в 1935 году Мария успешно сдав вступительные экзамены, была принята на 1-й курс Саратовского медицинского института. Но мечта детства - стать лётчицей, росла и крепла. И Мария одновременно с посещением занятий в мединституте стала посещать занятия в Саратовском аэроклубе. Затем, бросив Институт, она заканчивает аэроклуб и получает направление в Батайское лётное училище. В 1936 году Мария стала курсантом Батайской лётной школы Гражданской авиации имени Баранова. Сбылась мечта детства. С упоением Мария стала изучать все те науки, которые необходимо знать будущему лётчику. Общительная по характеру, весёлая, жизнерадостная Мария в училище скоро стала всеобщей любимицей. У неё появилось много друзей. В 1937 году Мария вышла замуж за лётчика - инструктора этой авиашколы Сергея Псарева. Семья сложилась дружной. Мария и Сергей очень любили друг друга. Сергей был опытным лётчиком и уважаемым всеми человеком в авиационной школе. Он много личного времени уделял с занятиями с курсантами по совершенствованию их лётного мастерства. По окончанию авиашколы Марию и Сергея направляют в город Тбилиси в Грузинское отделение Гражданского Воздушного флота в качестве лётчиков. Потекли дни мирного плодотворного труда. Работа в условиях гор Кавказа явилась хорошей школой для дальнейшего совершенствования их лётного мастерства. Но мирная жизнь вскоре была прервана взрывами бомб и грохотом снарядов. Началась Великая Отечественная война. Сергей стал военным лётчиком в первые дни войны. Воевал мужественно и смело, защищая небо Москвы. 28 Февраля 1942 года, в воздушном бою Сергей погиб. Тяжело переживала Мария потерю любимого человека. Всеми силами, настойчиво добивается она отправки в дейсвующую армию. 12 Декабря 1942 года была удовлетворена просьба Марии Ивановны. Её призвали в ряды Красной Армии и 8 Февраля 1943 года назначили пилотом 145-й отдельной эскадрильи связи Закавказского фронта. Начиная с 26 Мая 1943 года Мария Кулькина участвует в боях на Северо - Кавказском и Южном фронтах. С 26 Мая по 25 Сентября 1943 года она произвела 523 вылета с общим налётом 200 часов по обеспечению работоспособности частей дивизии. Делала по 12 - 15 вылетов в день. В Сентябре 1943 года была награждена орденом Красной Звезды. Мария хотела стать лётчиком - истребителем. Она неоднократно подавала рапорты командованию о переводе её из звена связи в истребительный полк. Наконец её просьба была удовлетворена. Занятия с Марией вёл заместитель командира эскадрильи Д. Д. Тормахов. В Феврале 1943 года Мария выходит замуж за командира 3-й эскадрильи 267-го истребительного авиационного полка Юрия Тихоновича Антипова. ...1944 год. Май. Станция Раздельная Одесской области. Младший лейтенант Кулькина проснулась с одной мыслью: возьмут ли её в боевой вылет ? На аэродроме в затишье она шутила, помогала товарищам и с нетерпением ждала прихода командира. И вот он пришёл и объявил боевую задачу: "Летят пять пар. Первая пара - ведущий Антипов, ведомая - Младший лейтенант Кулькина". Мария бежала по полю аэродрома и кричала: "Я лечу !". Да теперь она сможет отомстить за погибшего мужа, за оставленную в Вольске мать. Мария села в самолёт, собранный руками саратовских рабочих на средства донецких шахтёров. На машине надпись: "Освобождённый Донбасс". На этой машине надо драться только на отлично. Эскадрилья поднялась в воздух. Низкие облака прижимали самолёты к земле. Но над селением Кошице облака рассеялись, засветило солнце и эскадрилья оказалась, как бы на дне колодца. Но тут из облаков выскочили немецкие самолёты. Сколько же их ? 10, 15, 20 ? Як-1Б из 3-й эскадрильи 267-го истребительного авиационного полка. Командир отдал приказ вступить в бой. Первый ринулся в атаку самолёт Антипова. За ним неотступно следовала Мария. Но тут в хвост самолёта Антипова пристроились два "Мессера". Мария предупредила командира и отогнала противника. Но тут в хвост уже самолёта Марии вышли два Ме-109 и расстреляли его. Самолёт загорелся и стал падать. Вскоре он врезался в землю. Этот бой наблюдал с командного пункта Генерал Чуйков. "Не повезло парню", - сказал он. "Девушке", - уточнил командир полка, - "за штурвалом была девушка"... С тяжёлым сердцем возвращались лётчики на аэродром. Они отразили превосходящие силы противника, но потеряли двух своих товарищей. Они вспоминали какая Маша была весёлая и заботливая. Этот бой с земли наблюдал и её земляк - поэт Николай Ульянович Фёдоров. Позднее, он написал такое стихотворение. Смотрю в небосвод голубой И вижу теперь уж далекий, Воздушный стремительный бой. Рвануло багровое пламя, Отмеченный свастикой бок. И над родными лугами Снижаясь, дымил Ястребок. Мы ждали, раскроется купол Весь полк напряжённо молчал. Безжалостно, резко и скупо Над рощею взрыв прозвучал. Бессмертьем любви и свободы Горел небосвод голубой И память моя через годы, Тот бой уносила с собой. Долина, где упал самолёт находилась на нейтральной полосе. Только через три дня начались раскопки, но грунтовые воды мешали. Дивизия ушла с боями дальше. И только через 28 лет поисковая группа под руководством Полковника Е. И. Красовского начала раскопки в долине Тамашлык. Из 8-метровой глубины ковш экскаватора поднял пулемёт и пушку, мотор, побитую снарядом лопасть винта, окровавленный и прожжённый в нескольких местах парашют, деталь шасси, обрывки одежды, а также останки отважной лётчицы. Полковник в отставке Е. И. Красовский и его помощники сделали большое, благородное дело. Они установили имя славной патриотки Родины, отважной лётчицы Марии Кулькиной, отдавшей молодую жизнь за счастье молдавского народа. Останки Марии Кулькиной были перезахоронены на Кургане Славы в городе Дубоссары, а долина Тамашлык была переименована в долину Марии. В школе, где училась М. И. Кулькина, до сих пор работает музей. Там же, долгое время работала её сестра Лидия Ивановна. Но известней других Курган Славы. В нем герои лежат, деревень, городов Необъятной Советской державы. Здесь останки Марии лежат Кулькиной, Что орлом в нашем небе сражалась. Трое сбито врагов, но один за спиной "Як" настиг, и судьба оборвалась. Нарекли её дочерью Волги, Днестра Дубосарцам родной она стала. Жизнью яркой, но краткой, Как пламя костра две реки навсегда побратала. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |