Золотая Звезда Героя Советского Союза

Парфёнова  ( Акимова )  Зоя Ивановна

Парфёнова Зоя Ивановна.

Родилась 21 июня 1920 года в городе Алатырь  ( Чувашия )  в семье рабочего. Окончила 7 классов, школу медицинских сестёр и аэроклуб. Была лётчиком - инструктором аэроклуба в городе Алатырь. С октября 1941 года в рядах Красной Армии, призвана Алатырским РВК. В 1942 году окончила курсы при Энгельсской военной авиационной школе.

С мая 1942 года в действующей армии. Принимала участие в боях на Северном Кавказе, Таманском и Крымском полуостровах.

К февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка  ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант З. И. Парфёнова совершила 739 боевых вылетов на бомбардировку складов с боеприпасами, переправ, скоплений живой силы и техники противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1945 года Гвардии старший лейтенант З. И. Парфёнова - в запасе. Жила в городе Рязани. До 1979 года работала администратором кинотеатра. Была членом Советского комитета ветеранов войны. С 1991 года жила в Москве. Умерла 7 апреля 1993 года. Похоронена на Щербинском Центральном кладбище в Москве.

С июня 2000 года имя З. И. Парфеновой носит алатырская средняя школа № 7, на которой имеется мемориальная доска именитой землячки. В школе создан и музей, посвящённый Героине.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Зоя Ивановна Парфёнова - Акимова единственная женщина из Чувашии удостоенная высокого звания Героя Советского Союза. Уроженка города Алатырь, в годы войны заместитель командира авиационной эскадрильи прославленного 46-го Гвардейского полка лёгких ночных бомбардировщиков, Зоя Ивановна совершила 739 боевых вылетов на бомбардировку складов с боеприпасами, скоплений живой силы и техники противника. Неудивительно, что первой о её доблестных подвигах на фронте напечатала Алатырская районная газета "Ленинский путь" от 7 ноября 1942 года:

"Кто из алатырской молодёжи не знает жизнерадостную, скромную девушку с выразительными умными глазами Зою Парфенову ?   Получив боевую машину, наша землячка героически сражается с фашистскими захватчиками. Она бесстрашный, храбрый лётчик. Её вылеты замечательны точностью, военной сметкой, безукоризненным мастерством".

Через год в той же газете  ( "Ленинский путь" от 1 июля 1943 года )  в статье "Письма комиссара" были опубликованы отрывки из писем комиссара полка, где служила Зоя Парфёнова, от имени однополчан и партийной организации полка к её матери в Алатырь:

"Дорогая Марфа Ульяновна !   Поздравляем Вас с наградой Вашей дочери Зоечки: она заслужила второй орден. Теперь у Зои орден Красного Знамени и орден Красной Звезды. Не думайте, что Зоя огрубела на войне. Она такая же скромная и нежная, как и прежде. Что в ней изменилось ?   Только то, что война против смертельного врага нашей страны заставила её проявить со всей силой свою любовь к Родине. Именно эта любовь сделала Вашу дочь бесстрашной лётчицей. Если бы знали фашисты, что их обращает в страх такая прелестная молодая девушка..."

Парфёнова Зоя Ивановна.

После окончания войны Зоя Ивановна Парфёнова жила в городе Рязани. До 1979 года работала администратором кинотеатра. Долгие годы являлась членом Советского комитета ветеранов войны. С 1991 года жила в Москве. Скончалась 7 апреля 1993 года, похоронена на Щербинском Центральном кладбище в Москве  ( участок № 36 ).

...Каждого входящего в здание школы № 7 встречает мемориальная доска, извещающая о том, что это учебное заведение носит имя землячки Героя Советского Союза Зои Ивановны Парфёновой.

Название очень почётно, но и ко многому обязывает. В школе начали сбор материала для создания музея "Боевой Слвы". Чуть раньше пришло письмо О. Т. Голубевой - однополчанки Зои Ивановны Парфеновой - военному комиссару города Алатырь с просьбой увековечить память о боевой подруги. На основании этой просьбы в июне 2000 года собрание депутатов города Алатырь и вынесло решение "Присвоить школе № 7 имя Героя Советского Союза З. И. Парфеновой".

Огромную работу по сбору материалов, документов в музей проделали ученики и учителя школы во главе с директором Л. В. Арискиной. В течение 2-х лет велась поисковая работа. Следопыты встретились с однополчанками З. И. Парфёновой. С ними была установлена активная переписка. Благодаря дарам бывших лётчиц, было получено много интересного о женских авиаполках, сформированных в годы Великой Отечественной войны, о легендарном подвиге женщин - лётчиц.

Многие ветераны, участники войны, жители города с удовольствием откликнулись и пожертвовали личные вещи в дар музею. Участники поисковой работы были в гостях у дочерей Парфеновой в городе Москве. Их вклад в сборе материалов для музея был немалым: фотографии матери, копии личных документов, книги, запись воспоминаний, открытки и так далее.

7 мая 2002 года состоялось торжественное открытие музея Боевой Славы. Школа встречала много почётных гостей, приехавших на открытие. Открытие музея началось с митинга, на котором выступил глава администрации города и боевая подруга Героини - О. Т. Голубева-Терес. Затем гостей пригласили в музей, где у входа перерезалась ленточка.

В музее Боевой Славы в настоящее время проводятся уроки мужества и мира, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и знатными людьми города. Используется имеющий материал и на уроках истории, русского языка и литературы.

*     *     *

Дорогой подвига

Словно короткий порыв ветра, утих многоголосый ребячий говор. Из-за стола поднялась высокая женщина в тёмном костюме. Луч солнца, неожиданно заглянувший в окно, упал на её грудь и, отразившись от "Золотой Звезды", весёлым зайчиком прыгнул к потолку.

Герой Советского Союза Зоя Ивановна Парфёнова - Акимова, как представили дорогую гостью школьникам, ещё раз посмотрела в зал. Её взгляд встретился с сотнями горячих детских глаз. Неторопливо она начала простой рассказ о себе, о своих боевых подругах, с которыми свела её суровая фронтовая жизнь, о том, как вместе делили они радости побед, горечи потерь и неудач...

Не впервые выступала Зоя Ивановна перед школьниками, и всё же волновалась. Глядя на яркие огоньки пионерских галстуков, на комсомольские значки старшеклассников, она невольно переносилась воспоминаниями в далёкие, но по-прежнему дорогие сердцу годы детства и юности.

Вот в первом ряду сидит маленькая светловолосая девочка. Зоя Ивановна на секунду встречается с её внимательным взглядом. Да, пожалуй, такой была и она, когда, сопровождаемая последними напутствиями матери, пошла в школу в родном Алатыре. Помнит, как, провожая её, самую младшую, мать торопливо смахнула горькую слезу. Всего год исполнился Зое, когда умер отец. Тяжело было одной растить пятерых. И вот уже самая младшая пошла в школу. Уверенно ли пойдёт она по дороге к знаниям ?   На какие просторы выйдет ?   Как не волноваться матери от таких дум !   Вроде бойкая, ловкая, уже немало хлопот и забот разделила со старшими сестрами. А как оно там будет дальше ?..

Вон стайка девочек - старшеклассниц, видимо прервав неоконченный разговор, серьёзно и сосредоточенно прислушивается к рассказу гостьи. Может, она расскажет что-то такое, что поможет найти ответ на возникший уже перед ними вопрос: кем быть, какой дорогой пойти в большую жизнь ?

Такой была и Зоя, когда поступила в школу медицинских сестёр. Лекции по медицине, практические занятия увлекли её. Хотелось больше узнать, всему научиться, чтобы быть нужной людям, идти в одном строю с теми, кто воздвигал новые фабрики и заводы, шахты и электростанции. Славные дела героев первых пятилеток рождали у девушки, как и у всех её сверстников, светлую мечту о подвиге.

Больше всего волновали Зою вести о делах авиаторов. Дорогими и близкими стали для неё имена Чкалова, Байдукова, Громова, Ляпидевского и многих других лётчиков, смело штурмовавших новые и новые рубежи на воздушных трассах. А потом вести о подвиге первых лётчиц - Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой. Не один раз перечитывала Зоя сообщения о их полёте. Портреты героинь, вырезанные из газет, повесила дома на самом видном месте.

Как-то Зоя узнала: Алатырский аэроклуб объявляет очередной приём курсантов. И дрогнуло сердце девушки. Рядом поселились в нём радость надежды, тревога и сомнение. Спорили, боролись между собой эти чувства, не давали покоя ни дома, ни в школе. Поделиться бы с подругами, да нельзя: раззвонят - Зойка Парфёнова в лётчицы задумала. Рассказать матери - только огорчить. Она даже во сне видит, как стала Зоя врачом, лечит людей от всех болезней, и все говорят доброе слово о ней, Марфе Ульяновне, воспитавшей такую дочь. Как тут объяснишь, что совсем другие думы не дают покоя девичьей душе ?

Тайком от родных и друзей Зоя подала заявление в аэроклуб. Прошла комиссию. Здоровье у будущей лётчицы оказалось превосходным. Начались занятия. Учиться было нелегко. В школе медицинских сестер близились экзамены, и к ним надо было готовиться. А в аэроклубе полным ходом изучали теоретический курс. Преподаватели всё чаще напоминали: без знания теории в небо дороги нет. Но Зоя так распределяла время, что его хватало на всё. О её учёбе в аэроклубе знали только близкие подруги, секретарь комсомольского бюро да старшая сестра. Придёт, бывало, поздно домой - мать тут же допрос:

- Где была ?

- На комсомольском собрании.

В другой раз:

- К экзаменам готовлюсь с подругами.

Потом:

- Репетиция в кружке самодеятельности.

И не догадывалась Марфа Ульяновна, почему руки у дочери частенько пахнут маслом и бензином, не полюбопытствовала, какие книжки она тихонько прячет под подушку. Обо всём мать узнала позднее, когда с начинающей лётчицей случилось несчастье. Первый прыжок с парашютом оказался неудачным, и Зоя получила травму. Тогда и решила обо всем рассказать матери. Всплакнула она, осыпая дочь горькими упрёками, а потом сказала:

- Что ж теперь поделаешь !   Благословляю тебя, дочка. Только береги себя...

Став медицинской сестрой, Зоя настойчиво продолжала учиться в аэроклубе. Вот уже сданы экзамены за теоретический курс. Началась наземная подготовка. Под руководством инструктора курсанты учатся занимать место в кабине, управлять педалями и ручкой. И наконец первый самостоятельный полёт. Каждому лётчику он запоминается на всю жизнь. Зоя Ивановна навсегда запомнила до мельчайших подробностей то раннее летнее утро. Инструктор Усов, внимательно посмотрев на курсантов, сказал:

- Парфёнова, к самолёту !

Занято место в кабине, прибавлены обороты винту. Самолёт трогается с места. Дан старт, и видавший виды У-2 всё быстрее мчится по лётному полю, отрывается от земли. Послушная воле пилота, крылатая машина набирает высоту. Волнение, охватившее Зою при взлёте, постепенно улеглось. На смену ему приходит уверенность, гордость за то, что вот теперь одна, без инструктора ведёт самолёт.

Полёт прошёл успешно. Окрылённая радостью, Зоя Парфёнова, не скрывая волнения, докладывала о выполнении первого самостоятельного задания. Потом полёты всё чаще и чаще. В конце лета экзамены. Аэроклуб окончен успешно.

Через год Зоя Парфёнова получила звание лётчика - инструктора. Первая в Алатыре девушка - лётчик дала потом путёвку в небо многим юношам города. Летом 1941 года она готовила к выпуску вторую группу курсантов аэроклуба. Но вот грянула война. Радио и газеты каждый день приносили всё более тревожные вести о продвижении фашистских войск в глубь нашей страны. Зоя не раз ходила в райком комсомола и военкомат, настойчиво просила послать её на фронт. Её внимательно выслушивали и... отказывали. Говорили: нужна здесь, чтобы готовить резервы для боевых авиационных частей.

В октябре 1941 года Зоя случайно прослышала: Марине Расковой поручено формировать женскую авиационную часть. В Москву полетела телеграмма. Вскоре Зою вызвали.

- Значит, на фронт хотите ? - с улыбкой, присматриваясь к юной собеседнице, спросила Марина Михайловна.

- Да, - твёрдо ответила Зоя.

- Вы хорошенько подумайте, - предостерегала Раскова. - На фронте будет очень трудно. Летать будете ночью. Всегда опасности.

- Я уже думала обо всём...

Прибыли в Энгельс. Всех распределили по группам. Началась напряжённая учёба. Днём и ночью над аэродромом гудели самолёты. Зоя Парфёнова была вначале рядовым лётчиком в звене Маши Смирновой. Затем заместителем командира эскадрильи, когда Смирнова стала командовать этой эскадрильей. Зое, имевшей опыт работы инструктором, часто поручали тренировать молодых лётчиц. Многие из них стали потом мастерами ночных бомбовых ударов.

Шёл февраль 1942 года. Из группы формирования выделили полк лёгких ночных бомбардировщиков. Его командиром стала лётчица Е. Д. Бершанская. Учёба продолжалась. Она кончилась только в мае. Полк вылетел на фронт. А вскоре под Луганском он начал свою боевую деятельность.

...Самолёт Зои Парфеновой готов к первому боевому вылету. Под плоскостями 200 килограммов бомб. В свою кабину штурман Дуся Пасько аккуратно уложила осветительные ракеты. Получено разрешение на взлёт. А ещё через несколько секунд тяжело нагружённый У-2 вслед за другими такими же машинами уходит в темноту тревожной фронтовой ночи. Всё идёт как в обычном полёте. Зоя внимательно следит за приборами, часто поглядывает на часы. На душе неспокойно. То ли свежий ночной ветер, то ли холодок тревоги проникает в самую душу.

Фронт уже близко. Пройдёт, может быть, ещё несколько секунд, и полоснут по небу лучи прожекторов, ударят зенитки. Но идёт время, а враг молчит. Впереди по курсу сначала справа, потом слева вспыхнули осветительные бомбы, сброшенные другими экипажами, следом раздались глухие тяжёлые взрывы.

- Пора, - сообщает Пасько.

Осветительные бомбы широко распахнули темноту. Теперь отчётливо видна цель. Самолёт слегка вздрагивает, внизу возникают взрывы. Задание выполнено. Обрадованные первой удачей, подруги возвращаются на свой аэродром.

В ту памятную ночь Зоя Парфёнова, Дуся Пасько и их боевые подруги получили первое боевое крещение.

Редкая ночь обходилась без боевых вылетов. Экипаж Зои Парфеновой бомбил врага на Миусе, под Таганрогом, на Дону, на Северном Кавказе. Уже не раз её маленький самолёт метался в страшных объятиях лучей прожекторов, ловко увёртывался от зенитного огня, а потом снова и снова шёл на врага со смертоносным грузом. В числе первых в полку старшина Зоя Парфёнова 6 сентября 1942 года получила боевую награду - орден Красного Знамени.

Фронт всё дальше уходил на восток. Немецкие войска рвались к Волге и на Кавказ. С упорными боями наши части отходили. Напряжённую боевую работу вёл и полк ночных бомбардировщиков. Кроме обычных полетов на бомбометание приходилось вести разведку днём. А это было очень опасно !

Завязались упорные бои под Моздоком. В октябре ночные бомбардировщики получили ответственное задание - разбить переправу через Терек у населённого пункта Хамидия. В паре с Серафимой Амосовой Парфёнова пересекла линию фронта. Вражеская оборона подозрительно молчит. С большой высоты Зоя начала планировать на переправу. Первый заход на цель. Пасько сбросила одну осветительную и одну фугасную бомбу. Мимо. И вдруг заплясали во мраке лучи прожекторов, ослепительными щупальцами схватили самолёт. Взрывы зенитных снарядов всё ближе, всё плотнее. Вправо, влево бросает Зоя свой У-2, но вырваться из цепких объятий огня и света так и не удаётся. В эту минуту и пришла на выручку Серафима Амосова. Сбросив осветительные бомбы левее, она отвлекла прожектористов и зенитчиков на себя.

- Теперь наш момент ! - кричит штурман.

Зоя быстро набрала высоту и снова спланировала на переправу. На этот раз Пасько не промахнулась. Бомбы легли в цель. Умело маневрируя, Парфёнова вывела самолёт из зоны огня. Утром следующего дня командир стрелковой дивизии сообщил в полк, что переправа через Терек разбита.

Март 1943 года. Полк, получив пополнение, с новыми силами начал действовать на Кубани. Выполнение боевых задач необычайно усложнилось. Приходилось летать над "Голубой линией", как назвали немцы сильно укреплённую полосу обороны, протянувшуюся от Новороссийска до Азовского моря. Здесь враг держал отборные авиационные части, каждый пункт был до предела насыщен средствами противовоздушной обороны.

Какие только трудности не пережили в эти дни лётчицы ночного бомбардировочного полка !   Неустойчивая погода, сильный заградительный огонь, действия вражеской истребительной авиации... И почти каждую ночь 6 - 8 вылетов, столько же встреч со смертельной опасностью.

В одну из таких ночей Зоя Парфёнова летела на задание нанести бомбовый удар по скоплению войск противника под Славянской. К цели удалось подойти незаметно. Но как только были сброшены первые бомбы, мгновенно вспыхнули прожекторы, со всех сторон стали рваться зенитные снаряды. Маневрируя, Парфёнова повела самолёт на снижение. Быстро падала высота: 400... 300 метров. Ниже нельзя. Едва машина выровнялась, как прожекторы снова впились в неё со всех сторон. Пошла прямо на них, чтобы сбросить оставшиеся бомбы, но зенитным огнём самолёт был повреждён, замок бомбосбрасывателя заклинен.

С огромным трудом удалось вырваться из зоны света и огня. Но как идти на повреждённой машине и с бомбовым грузом на свой аэродром ?   Немецкие самолёты рыщут в ночном небе. Малейшая неосторожность при посадке - и подорвёшься на своих же бомбах. Нельзя включить даже бортовые огни - того и гляди, приведёшь за собой незваных гостей.

Тихо подвела Парфёнова самолёт к аэродрому и сделала посадку. Бомбы, к счастью, не взорвались. Подбежавшие к самолёту техники Титова, Попова и вооруженцы сумели осторожно снять бомбы, а затем отремонтировать израненную машину. Вскоре она снова стрекотала в ночном кубанском небе...

Успешные боевые вылеты совершались почти каждую ночь. Вместе со своими славными подругами Зоя Парфёнова помогала наземным частям в решительном штурме "Голубой линии", летала на косу Чушку, чтобы добивать врагов, спешно эвакуировавших остатки своих частей в Крым. Приходилось летать на разведку Крымского побережья, бомбить там важные объекты.

В октябре под Керчью высадился наш десант. И опять у ночных бомбардировщиков началась горячая пора. Бомбили вражеские огневые точки и прожекторные установки, мешавшие десанту, доставляли продовольствие и боеприпасы морякам и армейцам. Когда разыгравшийся шторм задержал дальнейшее десантирование и первый эшелон наших войск, высадившийся в поселке Эльтиген, оказался в тяжёлом положении, на помощь ему пришли У-2. На высоте 50 - 70 метров отважные лётчицы подходили на заветный огонёк и точно сбрасывали десантникам драгоценные грузы.

Напряжение боёв возрастало с каждым днём, с каждым часом. Зоя Парфёнова много раз бывала в опасном положении, но здесь оно было опаснее прежних. К тому же, как назло, часто выдавались лунные ночи, и маленький У-2 был хорошо виден врагу даже без прожекторов. Требовалось поистине виртуозное мастерство, чтобы проскочить к цели через смертельную завесу зенитного огня, неожиданно обрушить на врагов бомбовый удар.

Самолёт У-2 из состава 588-го НБАП.

В одну из таких ночей Зоя Парфёнова со штурманом Ольгой Голубевой получили задание уничтожить огневые точки на горе Митридат. Если пойти на цель со стороны моря, самолёт быстро обнаружат, со стороны гор - опасно вдвойне: сильнее зенитный огонь врага, а случись небольшая ошибка - бомбы попадут в своих.

- Заходим с моря, - передаёт Зоя штурману.

Высота около 800 метров. Внизу едва заметны тусклые отсветы волн. Тяжело мотору - ведь под плоскостями почти 360 килограммов бомб. Всё ближе кромка берега. Приглушив мотор, Зоя идёт на снижение. Враг молчит. Необыкновенно долго тянется время. Ещё немного, и цель будет рядом. И вдруг с земли навстречу самолёту брызнули разноцветные огненные трассы, заслоняя ему дорогу, вспыхнули взрывы зенитных снарядов. Зоя уходит то вправо, то влево, но машина, отяжелённая бомбовым грузом, маневрирует неохотно.

Наконец огненные строчки замелькали позади. Теперь быстрее к цели. Вся воля, все силы пилота и штурмана направлены сейчас к одному: любой ценой выполнить боевую задачу. Они уже ясно видят, как впереди то и дело вспыхивают отсветы выстрелов. Самолёт сильно тряхнуло: бомбы сброшены. Глянув из кабины, Зоя увидела на земле взрывы. Теперь можно уходить. Но ещё не сброшены осветительные бомбы. Сделала круг, чтобы зайти на цель повторно.

Снова приглушён мотор, однако враг не дремал. Самолёт - в лучах прожекторов, к нему опять потянулись трассы огня зенитных пулемётов. Затрепетали клочья обшивки на плоскостях, словно поперхнувшись, начал задыхаться мотор. Наконец осветительные бомбы сброшены. Зоя отвлекла на себя зенитный огонь, создав возможность более спокойно подойти к цели следующим экипажам. Разворот, и Зоя направляет машину к своему аэродрому. Повреждённый мотор работает всё хуже...

На полковом аэродроме всю ночь ждали возвращения самолёта Зои Парфеновой. Но он не появился. Его нашли только утром. Изрешечённый пулями и осколками снарядов, ночной бомбардировщик стоял на крохотном поле, в нескольких метрах от высокого крутого обрыва...

На мысе Херсонес были разгромлены остатки вражеских дивизий. Вновь засияло над крымской землей мирное весеннее солнце... Но отдых продолжался недолго. Через несколько дней, 15 мая 1944 года, полк поднялся с аэродрома и взял курс на север.

Белоруссия. Небольшая стоянка в деревне Сеща, потом в Пустынке. И снова бои. Поддерживая наступающие советские войска, отважные лётчицы бомбили отходящие колонны противника на дорогах, у переправ, па железнодорожных станциях, бомбили окружённые группировки врага.

К исходу января 1945 года наши войска вышли к границам Восточной Пруссии. С упорными боями советские воины продвигались вперёд и вперёд. Активно действовали и ночные бомбардировщики. Низкая облачность, туманы сильно затрудняли их полёты, но они всё же наносили чувствительные удары по врагу.

Как-то из штаба дивизии запросили список лётчиц, желающих летать днём. Одной из первых дала на это согласие заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант Зоя Парфёнова. И вот По-2  ( так с 1944 года стал именоваться самолёт У-2 )  начали своеобразные боевые вылеты - доставляли боеприпасы нашим наземным частям, далеко вырвавшимся вперёд. Оттепель, дожди сделали фронтовые дороги совершенно непроходимыми для земного транспорта, и лётчицы здорово выручали пехотинцев и артиллеристов. Разыскивая свои части, летали совсем низко, часто под губительным ружейно - пулемётным огнём врага.

Как-то Зоя Парфёнова получила задачу доставить боеприпасы в стрелковую часть, прорвавшуюся к населённому пункту Кресен. Облачность была низкая, видимость плохая, земля просматривалась с трудом. Вскоре пошёл сырой снег. Ориентироваться стало ещё труднее. Ну вот и населённый пункт. Самолёт снижается. На земле движение: видны танки, люди. Зоя смотрит, где бы сделать посадку. Но что за оказия ?   На бортах танков ясно видны чёрные кресты... К фашистам залетела !   Эх, вот бы на такой случай побольше бомб !   Но их нет. Лётчица быстро поворачивает на восток. И тут же пулемётные очереди полоснули по плоскостям. Зоя почувствовала, как что-то резко обожгло ногу. Неужели ранена ?.. Скорее уходить, ближе к земле и скрыться за леском.

Лес позади. Опасность миновала. А так ли ?   Вон впереди опять люди. Но они не стреляют. Они приветливо машут руками, шапками. Ведь это свои !   И как она не заметила их немного раньше... Теперь быстрее на посадку. Самолёт окружили десятки людей. С трудом выбравшуюся из кабины Зою подхватили на руки, расцеловали.

- Как же выручила ты нас ! - говорили солдаты, разгружая тяжёлые ящики с патронами и минами.

Прибежали санитары и тут же у самолёта перевязали раненую лётчицу.

- Где же тебя так изрешетили ? - покачал головой командир батальона, глядя на пробитую перкаль плоскостей.

И Зоя рассказала, что видела в населённом пункте за лесом. Комбат крепко пожал ей руку.

- От большой беды спасла нас твоя разведка.

Примерно через полчаса самолёт Парфеновой показался над аэродромом. Он плохо слушался ослабевших рук пилота. Все поняли: с Зоей что-то случилось. Выйти из кабины она уже не смогла. Её вынесли на руках и бережно уложили в подоспевшую санитарную машину.

Ранение надолго приковало отважную лётчицу к госпитальной койке. А после выздоровления - снова бои...

Славную дорогу подвига прошла в годы войны простая советская девушка. За время боёв с фашистскими захватчиками она совершила 739 боевых вылетов, была награждена двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии старший лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна удостоена звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 7968 ).

В её наградном листе есть такие строки:

Парфёнова Зоя Ивановна.

"За период боевых действий произвела 739 боевых ночных самолёто - вылетов с общим налётом 2035 часов. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 104 тонны бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов врагу был нанесён большой урон: вызвано в стане врага 127 сильных очагов пожара, 172 взрыва большой силы, уничтожено 2 переправы, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, взорван склад с боеприпасами, уничтожено 2 прожектора, разбросано войскам противника 500 тысяч листовок.

Эффективность бомбовых ударов очень высокая. Так, например:

В ночь на 18 октября 1942 года уничтожала войска противника на переправе в пункте Хамидия. В результате точных бомбовых ударов вызвала сильный взрыв с чёрным густым дымом.

В ночь на 27 июля 1943 года производила бомбометание по войскам противника в пункте Русское. Несмотря на сильный заградительный огонь, несколькими заходами подошла к цели, произвела бомбометание и вызвала 2 сильных очага пожара с периодическими взрывами.

В ночь на 4 мая 1944 года бомбила скопление немецких войск на 6-й версте района Севастополя. Несмотря на сильную противовоздушную оборону противника, имея отличную технику пилотирования, достигла цели, произвела точное бомбометание, в результате чего возник сильный взрыв - взорвались машины с боеприпасами.

В ночь на 26 июля 1944 года бомбардировала переправу у пункта Фастов. Точным бомбардировочным ударом вызвала 3 сильных взрыва - был взорван склад с боеприпасами.

Днём 29 января 1945 года получила боевое задание - перебросить боеприпасы наземным войскам в пункте Кресен на очень ограниченной площадке при облачности 10 баллов, высота 100 - 150 метров и при сильном снегопаде. По пути к цели была ранена. Несмотря на это, задание выполнила и, будучи раненой, привела машину на свой аэродром и благополучно произвела посадку".

...Бывалая лётчица закончила выступление перед школьниками. Десятки ребят окружили её плотным кольцом.

- Ваша жизнь как интересная книга, - говорит кто-то из ребят.

- Таких, как я, много в нашей стране, - отвечает на это Зоя Ивановна. - В годы прошлой войны советские люди продолжали книгу истории, начатую Великим Октябрем. Вам, юные друзья, нести дальше эстафету старших. Берите с них пример и впишите в книгу героической истории нашего народа новые золотые страницы.

И. Игошева.

( Из материалов сборника - "Героини. Выпуск 2".  Москва, Политиздат, 1969 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz