Сыртланова Магуба Гусейновна - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Сыртланова Магуба Гусейновна

Сыртланова Магуба Гусейновна

Родилась 15 июля 1912 года в городе Белебей  ( Башкирия ). Окончила аэроклуб и планерную школу в городе Тбилиси. С июля 1941 года в рядах Красной Армии, призвана Тбилисским горвоенкоматом Грузинской ССР.

С декабря 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии.

Заместитель командира эскадрильи 46-го Гвардейского Таманского авиационного полка ночных бомбардировщиков  ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант М. Г. Сыртланова совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, за освобождение Могилёва, Минска и Гродно. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано около 130 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 железнодорожных эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 артиллерийские батареи, 2 прожектора и 4 автомашины с горючим.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

После войны персональная пенсионерка М. Г. Сыртланова жила в городе Казани, где и скончалась 1 октября 1971 года.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. Имя Героини носят улицы в городах Казань и Белебей, школа № 2 Белебея.

*     *     *

Едва успев покинуть кабину У-2, штурман Женя Руднева подошла к заместителю командира эскадрильи Марине Чечнёвой и восхищённо сказала:

- Вот это лётчица !   Я совсем не думала, что новенькая так здорово пилотирует.

А новенькая уже рапортовала:

- Товарищ старший лейтенант, пилот Сыртланова боевое задание выполнила. В районе цели - два очага пожара.

Дослушав до конца официальный рапорт, Марина Чечнёва дружески произнесла:

- Поздравляю вас, Магуба Гусейновна, с боевым крещением !

Было это холодной декабрьской ночью 1942 года на полевой площадке у станицы Асиновской. Отсюда лётчицы женского авиаполка ночных бомбардировщиков наносили удары по немецким войскам, устремившимся к Кавказу.

Лётчица Магуба Сыртланова только месяц тому назад пришла в полк. Представляясь командиру полка Бершанской, она коротко рассказала свою лётную биографию:

- Летаю с 1935 года. Последняя должность - командир звена в санитарной эскадрилье. Сейчас одно желание - бить врага здесь, на Северном Кавказе. А дальше, думаю, погоним врага с нашей земли. Раньше прибыть к вам не могла: не отпускали.

Да, в Тбилиси она не раз просила направить её на фронт. Но командир эскадрильи майор Восканян, сам вынашивавший мечту побыстрее попасть в боевой авиационный полк действующей армии, уговаривал её:

- Вы же, Магуба Гусейновна, хрупкое создание, физически-то не очень сильная. Я знаю, вы хорошо пилотируете на У-2, но для фронта это ещё мало что значит. Там нужны лётчики-ночники, знающие тактику. Вот схватят вас прожекторы в свои лучи - что будете делать ?

Магуба понимала, что командир эскадрильи отнюдь не преувеличивает опасность. Наоборот, на фронте бывает и пострашнее, чем представляется ему. Об этом она недавно узнала из "Красной Звезды" - из очерка Константина Симонова, рассказавшего, как воюют экипажи ночных бомбардировщиков. И тем не менее уже никто теперь не уговорит её сойти с избранного пути. И она добилась своего.

...Поезд увозил её на север. Магуба стояла у окна, любуясь снеговыми вершинами Кавказских гор. Здесь ей были знакомы многие ущелья, многие вершины. Здесь она часами летала с курсантами во время длительных маршрутов. А парить над горами или над равниной далеко не одно и то же. В горах пилот всегда начеку. Легкомоторный самолёт как щепка среди горных воздушных потоков; ветер может и вознести его и безжалостно бросить на скалы. И горе тому пилоту, который хоть на секунду растеряется. Горы мстят очень жестоко. Тут Магуба вспомнила слова, которые часто повторяли старые лётчики:

- Школа гор - великая школа !

Да, полёты в горах, конечно, многому её научили, можно сказать, даже закалили; однако фронт - это не только горы, это огонь, гибель подруг и, кто знает, может, и твоя собственная гибель...

Снежной чашей вдали блеснул Эльбрус. Вскоре Магуба сошла с поезда и через некоторое время была уже на фронтовом аэродроме. В первые дни Магуба засела за книги, инструкции, наставления, затем стала летать "на себя". В то время как лётчицы полка уходили к линии фронта, она поднималась с инструктором в ночное небо и над аэродромом училась скользить от прожекторов, маневрировать скоростью и по высоте на случай зенитного обстрела. Предстояло летать только ночью. А при ночной темени, как известно, земля очень непохожа на ту, какой её видишь днём. "Значит, - думала Магуба, - нужно досконально изучить местность, ориентироваться по её малейшим оттенкам".

Сыртланова внимательно слушала лётчиц, когда они докладывали командиру о своих действиях над линией фронта. Особенно восхищали её смелые, продуманные до деталей маневры черноглазой москвички Марины Чечнёвой. Двадцатилетняя Марина, уже имевшая к этому времени около 200 боевых вылетов, могла преподнести предметный урок многим. Хотя Магуба на добрый десяток лет была старше Марины, однако не стеснялась поучиться у неё. И Марине казалось, что для Магубы не было в ту пору важнее дела в жизни, чем выяснить вопросы, как уйти от прожекторов, бесшумно подобраться к цели и обрушить бомбовый груз именно туда, куда требовалось.

На ввод в боевой строй у Магубы Сыртлановой ушло совсем немного времени. Уже через 2 недели она сдала зачёты по штурманской подготовке, материальной части, бомбометанию и попросила включить её экипаж в боевой расчёт.

Вот после той памятной ночи подружки и услышали первую весть о новенькой:

- Вот это лётчица !

Среднего роста, худощавая, с глубоко сидящими серыми глазами и крупным разлётом тёмных бровей, Магуба никогда бы не произвела впечатления героической женщины. Всё в ней выглядело обыденно, и только те, кто летал с ней, знали, сколько силы воли у Магубы и вместе с тем душевного обаяния.

К весне Магуба уже летала не хуже многих ветеранов. Сказывалась упорная учёба минувшей зимой. В это время на аэродром пришла радостная весть: приказом Верховного главнокомандования полку было присвоено почётное наименование "Гвардейский". 8 февраля 1943 года состоялся большой полковой праздник.

- Теперь, когда мы Гвардейцы, надо работать ещё лучше, ещё смелее и яростнее бить ненавистного врага, - призвала командир полка Бершанская.

Так и поступала Магуба Сыртланова.

Начались бои за Кубань. В ночь на 10 февраля 1943 года, преследуя отступающие немецкие войска по дороге от станицы Поповической, экипаж Сыртлановой бомбовыми ударами вызвал 3 сильных очага пожара со взрывами. В ночь на 13 февраля он уничтожал войска противника у станицы Славянской.

Сыртланова Магуба Гусейновна

Весна 1943 года началась упорными боями за господство в воздухе на Кубани. Немецкие войска пытались взять реванш за зимнее поражение. Экипажи жили исключительно напряжённой жизнью. Из ночи в ночь лётчицы совершали по 5 - 6 вылетов. Летая смело и спокойно, методично и хладнокровно, Магуба не теряла выдержку в самой трудной обстановке. Может быть, от этого бомбовые удары её становились всё более точными, а эффективность полётов - исключительно высокой. В ночь на 11 апреля 1943 года, несмотря на сильный заградительный огонь, экипаж точно произвёл бомбометание и уничтожил немало живой силы противника около станицы Крымской.

В сентябре 1943 года несколько экипажей 46-го Гвардейского полка были направлены в помощь нашим наземным войскам и десанту морской пехоты, сражавшимся под Новороссийском, на Малой земле. Полёты над Новороссийском требовали большого мастерства и выдержки. Море, горы и ущелья вызывали быструю смену воздушных течений, и поэтому всё время приходилось менять высоту полёта. Напряжение большое. Каждый экипаж делал по 7 - 8 вылетов в ночь. В этих условиях особенно ярко проявилось лётное мастерство Магубы Сыртлановой. В ночь на 12 сентября 1943 года, вылетев в район Новороссийска для выполнения боевого задания, экипаж был обстрелян сильным зенитным огнем противника. Магуба Гусейновна, умело маневрируя, точно отбомбилась по цели. Пожар продолжался несколько часов...

Штурман Татьяна Сумарокова, обычно весёлая, жизнерадостная москвичка, вдруг стала скучной.

- Что с тобой, Таня ? - спрашивали подруги. - Может, заболела или влюбилась ?

В те дни ещё немногие знали, что поблизости, на этом же фронте, где летал их полк, сражался с врагом отец Татьяны: письма со штемпелем полевой почты отца приходили уж очень быстро. А за последнее время писем не было. И мать из Москвы с тревогой писала: "А от отца ничего нет. Может, ты, Танечка, сможешь что-нибудь разузнать ?"

Вот и ходит Татьяна, девушка с мечтательными карими глазами, мрачнее тучи. А ведь ей через несколько часов предстоит лететь вместе с Магубой на боевое задание  ( теперь Татьяна - боевой штурман Магубы ).

В воздухе холодно. Блещут вдали звёзды. И зачем только война ?   Татьяна внимательно поглядывает на компас. Магуба ведёт самолёт уверенно - стрелки фосфоресцирующих приборов будто застыли в своей неподвижности. Внизу вспышками огней, пунктирами огненных трасс обозначилась линия фронта. Ещё 2 - 3 минуты полёта - и наступит решающий момент: бомбометание.

- Так держать ! - командует Татьяна Сумарокова, нацеливаясь на вспышки вражеских миномётов.

Ещё мгновение - и бомбы полетели вниз. Там, где только что стреляла батарея, бушует пламя. Значит, удар пришёлся точно в цель. Вдогонку самолёту зачертили небо трассы "эрликонов". Магуба бросила машину в сторону, со снижением. В небе уже рыскали прожекторы, но на низкой высоте им не удалось схватить самолёт... Когда отошли от цели, Магуба сказала:

- Я знаю, Таня, что тебя волнует судьба отца. Вот поверь мне: всё будет хорошо !

И несколько месяцев спустя, когда бои шли за освобождение Крыма, Татьяна вспомнила слова Магубы: в тот день она сразу получила от отца 3 долгожданных письма.

Весной 1944 года полк базировался на Таманском полуострове. Рядом плескались волны Азовского моря. В свободные минуты девушки ходили на берег, чтобы помечтать о будущем, вспомнить предвоенную жизнь. Какой заманчивой и недосягаемой она им казалась теперь !   Скорее бы, скорее бы на землю пришёл мир !   Чтобы быстрее наступило желанное время, девушки готовы были к самым трудным испытаниям...

Полк совершал ночные налеты на позиции немецких войск под Севастополем. С Таманского полуострова добраться до Севастополя не так-то легко, если учесть, что скорость самолёта, нагруженного бомбами, не превышала 120 километров в час. У лётчиц было 2 маршрута: дальний - над морем и ближний - над полуостровом, когда они пересекали Крым почти по диагонали. Если идти к цели над морем, то в ночь больше 2 - 3 вылетов не сделаешь. Этот маршрут представлялся и более безопасным: на воде не было зенитных батарей, а встреч с боевыми кораблями можно избежать или попросту обойти их.

Сухопутный маршрут таил немало всяких каверз: почти у каждого значительного населённого пункта немцы расставили зенитные батареи, в воздухе шныряли ночные истребители. Крымские горы хотя и не очень высокие, но плохо будет лётчику, если он ночью собьется с курса и окажется в их власти !   И тем не менее большинство экипажей полка летали над сушей. Ещё в ту пору, когда советские войска у Перекопа громили вражеские дивизии, наши лётчицы били по подходящим резервам. Теперь же, когда советские дивизии катились по степному Крыму, нужно было усилить нажим на врага, засевшего в Севастополе.

- Даёшь Севастополь ! - этот призыв был на устах пехотинцев и танкистов, лётчиков и моряков. На бомбах, которые они сбрасывали на головы врагов, оружейницы часто теперь выводили мелом: "За Севастополь !"   В освобождение Севастополя Магуба тоже внесла свою долю, делая по 5 - 6 боевых вылетов в ночь.

В одну из апрельских ночей Магуба вела тяжело нагруженную машину. Предстояло бомбить аэродром, забитый немецкими самолётами. Штурман уже хорошо видела многочисленные "Юнкерсы" на стоянках. Магуба сбросила обороты двигателя, и с шелестящим шумом самолёт стал планировать к цели. Вдруг огненные пики прожекторов разрезали ночную мглу то в одном, то в другом конце города. Над Южной бухтой, над Северной стороной стало светло, как днём. Ещё один миг, и лучи схватили в огненные клещи самолёт, медленно плывший в ночном небе.

С каждой секундой стена разрывов зенитных снарядов приближалась. Когда Сумарокова сбросила бомбы, самолёт попал в лучи прожекторов. Начался зенитный обстрел. Самолёт беспорядочно пошёл к земле. Немецкие зенитчики, решив, что советский самолет сбит, не стали провожать его до самой земли... Прожекторы погасли. А Магуба, потеряв метров 500 высоты, поставила машину в нормальное положение и спросила:

Сыртланова Магуба Гусейновна

- Таня, жива ?

- Жива, Магуба !

- Ты знаешь, мотор повреждён. Куда пойдём ?

- У немцев на вынужденную садиться не будем ! - решительно заявила Татьяна. - Если умирать, так в море !

Магуба потянула в открытое море. Мотор то и дело давал перебои. Где-то внизу плескались волны Черного моря. Казалось, ещё мгновение - и маленький самолёт поглотит чёрная пучина. Однако мотор тянул, с перебоями, но всё же тянул... Магуба сделала пологий разворот на север... Когда мотор чихнул последний раз и винт остановился, под самолётом была ещё вода. Потом лёгкий толчок, и машина ткнулась колёсами в морскую гальку. Хвост У-2 был в воде, а колёса на берегу, родном берегу !   Они вылезли из кабины, бросились навстречу друг другу и обнялись.

Это был самый памятный вылет Магубы Сыртлановой из 780 совершённых за войну.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии старший лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8261).

После войны персональная пенсионерка М. Г. Сыртланова жила в столице Татарии - городе Казани, где и скончалась 1 октября 1971 года. Похоронена в Казани. Её имя носят улицы в городах Казань и Белебей, школа № 2 Белебея, где открыт музей в память о прославленной лётчице.

В. Дмитриева.

( Из материалов сборника - "Героини. Выпуск 2".  Москва, Политиздат, 1969 год. )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz